Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
"Через Культуру - к здоровью духа"
 
Главная Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Разделы новостей
Новости сайта [401]
Новости Общества [33]
Анонс мероприятий [100]
Главная » 2018 » Июнь » 10 » ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ: ВОСХОЖДЕНИЕ К КУЛЬТУРЕ СО-БЫТИЯ
ПЕДАГОГИ И РОДИТЕЛИ: ВОСХОЖДЕНИЕ К КУЛЬТУРЕ СО-БЫТИЯ
12:05

Духовный кризис института семьи и родительства.  Первый опыт агрессии социальной среды ребенок получает в своей семье, которая сегодня с трудом обеспечивает реализацию важнейших потребностей человека: в любви, защите, поддержке.

Если 20-25 лет назад неполная семья, пережившая развод либо смерть супруга, была исключением, то сегодня таким исключением выступает полная материнско-отцовская семья, в которой супружеские и детско-родительские отношения развиваются гармонично. В ситуации развода родителей (основными причинами которого являются алкоголизм, наркомания одного из супругов, отсутствие любви, неустроенность жилищных условий, неверность, насилие) труднее всего в семье приходится ребенку. Он глубоко переживает раскол в отношениях матери и отца, сопровождающийся болью, страхом, взаимными обидами, усиливающейся ненавистью друг к другу!

Семья нуждается в поддержке и заботе педагогов.  Дети хорошие. Родители тоже. Не только дети нуждаются в заботе, в мудром участии педагогов в их судьбе, но и их родители, оказавшиеся в бездуховной пустыне, выйти из которой в одиночестве невероятно трудно!

Обиженные на супруга/супругу, переживаемые душевную боль от семейных потрясений, страх перед новыми испытаниями, родители крайне нуждаются в заботе и профессиональной поддержке в сложном процессе созидания Человека.

Поняв жизненную ситуацию, в которой оказались родители, и поддержав их, педагоги могли бы существенно повлиять на процесс восстановления целостности семьи, обеспечивающей нормальный рост и развитие Ребенка. Однако этого не происходит. По инерции педагоги избегают открытых, ответственных отношений с родителями воспитанников. Вследствие чего обостряются противоречия между педагогами и родителями, школой (другими организациями) и семьей.

Родители ждут отношений, выстроенных на основе любви, но педагоги утверждают отношения на основе власти, допускающей критику, манипулирование. Критика как ржавчина разъедает взаимоотношения педагогов и родителей, выступая барьером на пути духовной общности – ведущего условия воспитания благородного и великодушного Человека.

Единение педагогов и родителей в оздоровлении и обновлении образования на основе любви – суть Гуманной педагогики, находящейся в ином, чем авторитарная, духовном измерении.

Гуманная педагогика не мыслит воспитания детей без сотрудничества, сотворчества педагогов с родителями воспитанников. Она утверждает осознанность во взаимодействии с родителями, так как благодаря осознанному взаимодействию педагогов и родителей удается понять базовые устремления и потребности воспитывающих взрослых и детей, и двигаться навстречу и вместе друг с другом к стратегической цели – воспитанию благородного и великодушного Человека.

...Гуманная педагогика отказывается от авторитарного смысла «работы с родителями», находящейся в ценностно-смысловом поле со-существования, и выбирает «СО-бытие» - эволюционный уровень взаимодействия человека с миром, устремляющий педагогов от зависимости и независимости к взаимозависимости с родителями в воспитании детей; от безответственности к ответственности друг перед другом и детьми!

СО-бытие богаче, чем со-существование, оно многомерное явление, в котором проявляются все стороны человеческой жизни: ментальная и эмоционально-чувственная, коммуникативная и деятельностная. Не случайно его проявления разнообразны: со-знание, со-весть, со-чувствие, со-общение, со-гласование, со-действие, со-творчество, со-трудничество, со-звучие, со-зерцание.

Ведущей формой Со-бытия является та, которая направлена на самовоспитание и совершенствование воспитывающих взрослых, на воспитание Сердца Ребенка, развитие его Души, сохранение непорочности детства.

Ступени восхождения от со-существования к СО-бытию.  В современный период невозможно оставаться безответственными и безразличными, равнодушными к судьбе Ребенка, его воспитанию, развитию, образованию; невозможно сохранять прежние, когда-то действенные формы со-существования, характеризующиеся невмешательством в дела друг друга, границами в отношениях, ориентацией на контроль и карательные меры по отношении к ребенку и его родителям. Более невозможно декларировать «партнерство школы и семьи», «сотрудничество педагогов и родителей» в решении задач воспитания ребенка, искажать глубинный смысл сотрудничества, подменять его суррогатом – ложным сотрудничеством «против Ребенка», которое характеризуется искусством заставить, принудить родителей принять действенные меры в отношении их сына, дочери.

...Дети нуждаются во взрослых, способных защищать, а не обвинять, способных очищать духовный мир детства от сорняков бескультурья, семена которых посеяли нерадивые, безответственные взрослые.

Воспитывающим взрослым (родителям и прародителям, воспитателям и учителям детских садов и школ, руководителям образования) важно восходить:

от неосознанности к осознанности своих ощущений, чувств, мыслей и действий; от закрытости и ограниченности в отношениях, к открытости и целостности; от монолога к диалогу, от обвинений и критики к пониманию и прощению; от безразличия к заинтересованности духовным миром Семьи, заботе о его сохранении и развитии; от безответственности к ответственности; от гнева к творящему терпению; от уныния и зависти к радости;

от страха, тревожности к вере в силу духовной общности; от неблагодарности к благодарению; от ненависти к любви

ибо эти ступени восхождения определены духовными законами (законом Любви, Духовной общности, Ответственности, Причины и Следствия), следование которым определяет оздоровление и духовное преображение образовательного мира.

Восхождение к СО-бытию начинается с о-со-знанности.  Воспитывающим взрослым важно осознать, что семья и школа (!), отношения между ними разрушаются вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса. Этот кризис разобщает, нарушает духовное единение детей и взрослых, поколений; он лишает воспитывающих взрослых и детей чувства взаимной духовной со-принадлежности. Обретение чувства со-принадлежности может сплотить семью, школу, укрепить связи между ними, превратить в прочное и достойное единство.

Педагогам важно осознать, что родители нуждаются в любви так же, как и их дети. С этой потребностью человек рождается, она никогда не перестает: проявляется на протяжении всего бытия человека. Только она способна сотворить настоящее чудо: развить способность слышать, видеть и понимать Ребенка! Мудрая любовь педагогов открывает родителям путь мудрой любви к детям – путь, где обретаются высшие образы Матери и Отца, благородного и великодушного Родительства.

Восхождение к открытости и целостности. Препятствием на пути эволюционирования отношений воспитывающих взрослых выступает их закрытость, установка границ взаимодействия. Отчего и почему педагоги и родители закрываются, что избегают? Что вызывает беспокойство? Чаще всего – это страх быть собой, боязнь показать другим то, что внутри себя; предъявить то, что может вызвать неодобрение и отвержение: усталость и раздражение, незнание и неопытность в деле воспитания. Но устанавливая границы во взаимодействии, воспитывающие взрослые обделяют себя открытиями человека в Человеке, красотой и искренностью человеческих отношений, радостью общения, счастьем обретения друзей и добродетелей. Открывая душу навстречу друг другу, воспитывающие взрослые получают шанс изменить себя и окружающих людей; создается основа для со-действия во всех аспектах воспитания Ребенка. «Для того, чтобы человек, которого мы творим в школе, стал венцом нравственного, интеллектуального, эстетического совершенства, необходима согласованность действий всех скульпторов, имеющих доступ к мраморной глыбе, необходима гармония творения Человека», - писал В.А.Сухомлинский. Рядом с открытыми взрослыми Ребенок чувствует себя в безопасности; его слушают и слышат; отсутствует напряженность, ведущая к стрессам; обеспечивается целостность его развития.

...Открытость открывает дорогу к со-общению и взаимозависимости, в результате чего отдельные семьи воспитанников, а также независимые друг от друга педагоги и родители образуют нерасторжимое целое, внутри которого каждый становится уже чем-то иным и воспринимается не так, как воспринимался в закрытой системе.

Восхождение к диалогу, к пониманию и прощению. Согласованности действий взрослых в воспитании детей способствует диалог. Диалог не предлагает готовых ответов, а приглашает собеседников к совместному поиску ответов на актуальные для них вопросы о развитии, воспитании, образовании детей. В диалоге воспитывающие взрослые получают возможность высказывать свою и принимать другую точку зрения, договариваться по принципиально важным позициям в деле воспитания Ребенка; со-размышлять и со-чувствовать, познавать себя и другого человека; разрешать и предупреждать конфликты.

Перейти к диалогу – задача сложная, особенно для педагогов, привыкших недооценивать родителей как воспитателей и воспринимать себя как единственных носителей истинного знания о сущности детства и взрослости, о семье и родительстве, об образовательном процессе. Непросто слушать и слышать, интересоваться, понимать другого прежде, чем себя, видеть причинно-следственные связи. Непросто отказаться от черного, бранного, слова (распространяющегося сегодня как инфекция), от пустословия, принять правила возвышающего общения и жить, руководствуясь золотой формулой мудрой речи: «Думай, что говоришь, кому говоришь, зачем говоришь, где говоришь, и какие из этого будут последствия».

Мысли, возникающие у воспитателей и учителей: «родителям ничего не нужно», «я ничего не смогу сделать для семьи моего воспитанника» являются губительными, разрушающими для отношений с родителями учащихся/воспитанников. Таковыми являются и слова критики и осуждения. Можно ли осуждать, не зная обстоятельств жизни семьи, родителей воспитанников? Не осуждение, а познание и понимание, прощение и устремление к духовному знанию необходимо сегодня матерям и отцам.

Непросто руководителям, учителям, воспитателям, родителям отказаться от привычки вносить в общение друг с другом тревожность, агрессивность и усталость от жизни. Непросто говорить о духовном, о миссии матери и отца, прародителей в жизни Ребенка, о страстях, переживаемых им. Но это единственный путь к Со-бытию, обретению его главного смысла - духовного преображения мира образования.

Восхождение от безразличия к заинтересованности духовным миром Семьи, забота о его сохранении и развитии.

Семья – уникальный духовный мир, лоно человеческой культуры, в котором пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы души Ребенка. В семье он учится любить, верить и надеяться, жертвовать и проявлять терпимость, брать ответственность. В семье как в зеркале отражаются все проблемы и достижения социального мира. Выстроенная на порядках любви, семья дает ребенку «огонь духовности, который светит ему на протяжении всей жизни». Нарушение порядка ведет к нарушению супружеских и детско-родительских отношений, подвергает опасности жизнь и духовное здоровье взрослых и детей. ...Что знает о мире семьи воспитатель детского сада, учитель школы? Что знает он о пройденном Ребенке пути в семье, какой он опыт получил в своей семье задолго до поступления в детский сад, школу? – эти вопросы важно задавать родителям воспитанников не любопытства ради, а ради мудрого сопровождения Ребенка, основанном на знании о нем.

Восхождение к ответственности.  Веками ответственность в воспитании детей лежала на плечах семьи, родителей и прародителей, старших братьях и сестер, а также духовных родителях, заботящихся об обретении Ребенком веры.

Однако промышленная эпоха, с ее товарно-денежными отношениями сильно подорвала семейный уклад и изменила сложившуюся систему семейно-общинного воспитания. Это привело к ослаблению ответственности родителей в воспитании детей, но к усилению ответственности специально подготовленных к воспитанию, образованию детей педагогов. За долгие годы ХХ века родители научились перекладывать ответственность в воспитании своих детей сначала на плечи воспитателей детских садов, а затем учителей школы, ссылаясь на отсутствие профессиональной компетентности и времени на воспитание, образование ребенка. Но сняв с себя ответственность в выполнении сложнейших духовных задач, матери и отцы ослабили духовные связи со своими детьми.

И произошли беды. «Содрогается сердце от бескультурья, от не знающей границ детской жестокости, цинизма, надругательства над святынями своего народа». Семье и школе, родителям и педагогам важно понять, что безответственность в воспитании приводит к необратимым последствиям. Ответственность должна быть обоюдной. В служении делу воспитания нет передышки и нельзя ослаблять зоркость; опасно думать, что кровнородственных связей достаточно, чтобы семья сохраняла свою целостность и непорочность, оберегая детскую душу от разрушающих ее образов жестокости, хамства, равнодушия, пьянства и разврата!

Восхождение к творящему терпению.  Важное качество воспитывающих взрослых, приносящее добрые плоды, – терпение. Мудрецы называют его даром небес, основой мудрости, венцом благочестия, условием всякого успеха. Только терпением можно сохранить любовь и согласие между родителями и детьми, прародителями и родителями, педагогами и родителями. От нетерпения воспитывающих взрослых (вызывающего злость, обиду, боль) мир и согласие разрушаются, утверждается вражда, от которой, прежде всего, страдают дети. Терпение же все зло пресекает. В СО-бытии терпение наполняется особым смыслом – сотворчеством, вдохновляющим педагогов и родителей на понимание друг друга. Важно, чтобы творящее терпение стало нормой жизни воспитывающих взрослых, ибо «для терпеливого ничего никогда не кончается, но все только начинается».

Восхождение к радости.  Какое воспитание без радости? Тусклое, угнетающее, не вдохновляющее, не устремляющее, разрушающее… Воспитание без радости делает Ребенка несчастным. Оно лишает его Божественного Света, который несет в себе живительную энергию, пробуждающую к развитию талантов и способностей Ребенка, благородства и великодушия.

Каждый человек знает, что когда он радуется, когда у него хорошее настроение, все дела спорятся, «все горит в руках»: это жизнь пульсирует в человеке. Когда же он пребывает в унынии, жизнь замирает, а иногда и прекращается. Не случайно уныние является смертным грехом. Нельзя пресекать жизнь Богом данную, нельзя нести в пространство семена разложения.

Воспитывающим взрослым важно развивать в себе способность сопереживать, сострадать, сочувствовать, но еще более – радоваться и со-радоваться! Этого ждут, об этом «умоляют» взрослых дети: «будьте радостными», «будьте веселыми, ведь от настроения человека зависит, как он проведет день», «будьте улыбающимися, с чувством юмора», ибо это делает их счастливыми. Научиться со-радоваться, значит победить в себе эгоизм, стяжательство, зависть, ненависть. «Радость есть особая мудрость».

Восхождение к духовной общности. Вера в ее силу.  На пути восхождения воспитывающим взрослым важно научиться управлять своими эмоциями, укрощать страх и тревогу, научиться верить в силу духовной общности.

Духовную общность учителя с детьми и их родителями утверждали А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский, Р. Штейнер и В.В. Розанов, П.Ф. Каптерев и П.Ф. Лесгафт, С. Соловейчик и продолжают утверждать их последователи.

Сегодня как никогда ранее востребовано СО-бытие педагогов и родителей, обращенное к духовной общности воспитывающих Ребенка взрослых, которое дарит ребенку тепло человеческой души, восполняет пустоту эмоционального сосуда любовью, дарит веру в свои силы и надежду на встречу с духовно близкими взрослыми, способными стать для Ребенка духовными отцом/матерью. Без духовной общности педагогов с родителями воспитанников не состоится их образование, их преобразование, привносящее в сознание матери и отца идею развития детско-взрослых отношений на принципах гуманной педагогики; не будут решены проблемы «отцов и детей».

Восхождение к благодарности.  Благодарность – не только «величайшая добродетель, но и мать всех других добродетелей», как сказал Марк Туллий Цицерон.

Педагогам и родителям важно учиться благодарить друг друга за любое усилие, приложенное в воспитании благородного и великодушного Человека, ибо Благодарение исключает осуждение и направляет душевные силы воспитывающих взрослых в сторону развития и саморазвития.

Педагогам важно наблюдать за собой и спрашивать себя: благодарю ли я родителей воспитанников за внимательное отношение к здоровью детей, за ответственное отношение к воспитанию сына/дочери, за усилия, приложенные в совместном воспитании детей?

Восхождение к Любви.  ...В Гуманной педагогике Любовь – основное условие Жизни. Эту истину знали мудрецы, заповедуя новым поколениям: «В любви Ребенок находит вдвое больше источник роста» (И.Г. Песталоцци). Эту истину ведают современные дети, сообщая нам, что «Любовь – мораль Мира», тем самым указывая нам истинный смысл и путь.

Какой путь выберет каждый из нас родителей, педагогов: вверх или вниз? Путь восхождения к истине, добру и красоте СО-бытия, осознания своей педагогической и родительской миссии, созидания духовной общности с детьми и воспитывающими взрослыми невероятно труден. Но чем больше мы преодолеваем препятствий на пути восхождения к духовности и духовной общности, тем больше у нас появляется возможностей поддержать друг друга; растет мощь нашего сердца, в спасительной энергии которого так нуждаются Дети!

(Приложение к Манифесту гуманной педагогики)

http://www.gumannajapedagogika.com/novosti?TagID=231386

Категория: Новости сайта | Просмотров: 140 | Добавил: Nina | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск новостей

Copyright MyCorp © 2018
Сайт управляется системой uCoz