Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
"Через Культуру - к здоровью духа"
 
Главная Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Разделы новостей
Новости сайта [405]
Новости Общества [33]
Анонс мероприятий [100]
Главная » 2018 » Декабрь » 11 » УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК В ЖИВОЙ ЭТИКЕ
УЧИТЕЛЬ – УЧЕНИК В ЖИВОЙ ЭТИКЕ
21:45

Тема ученичества, тема «Учитель – ученик» занимает важное место в творчестве Николая Александровича Уранова.

Цель жизни человека – в развитии магнита сердца, который, достигнув, в конце концов, соответствия, притягивает его к его Учителю.

Одно из отличительных качеств ученика – желание самоусовершенствования. Но этого не достаточно, подчеркивает Н.А. Уранов.

«Желаешь ли ты быть лучше того, что ты есть? Если в тебе существует желание самоусовершенствования – ты уже готов. Но усовершенствованием себя еще нельзя превратить готовность движения в движение. Для подлинного движения необходимо еще одно желание – это желание помочь всем и всему, где возможно, в усовершенствовании. В этой помощи залог и личного продвижения. Вне служения усовершенствованию мира личное самоусовершенствование никогда не приобретет космического размаха»[3].

Но и этого тоже не достаточно. На определенном этапе своего развития ученик может успешно продвигаться вперед только под руководством Учителя, Наставника, Руководителя. Поэтому в Учении сказано: каждый должен избрать себе Учителя на земле и через Него получить возможность подойти к Учителю Незримому[4]. «Вопрос о Руководителях решается тем же законом притяжения и отталкивания. Принцип отдачи и помощи силен в мире духовном, потому каждое обращение духа, в материи сущего, вызывает ответ»[5]. Огнем своего сердца ученик притягивает Луч Учителя.

Многие хотят быть принятыми в ученики. Однако одного желания для этого недостаточно, необходимо также согласие Учителя на руководство. Ведь, разъясняет Николай Александрович, Учитель принимает на себя все тяготы, а также ответственность довести ученика во что бы то ни стало. Поэтому поступками, жизнью нужно доказать твердость своего решения. Лишь убедившись в серьезности намерений идущего и если испытания покажут его пригодность, Учитель может помочь, но лишь дошедший принимается в ученики со всеми вытекающими последствиями[6].

Но есть и другая сторона вопроса, на которую обращает внимание Николай Александрович. Человек, успешно продвигающийся по духовному пути, обычно имеет учеников, которые видят в нем своего учителя и наставника. Так вот, среди этих наставников, встречаются такие легкомысленные люди, которые стремятся иметь как можно больше учеников. Они не понимают ответственности, которую несут за учеников и необходимости довести каждого во что бы то ни стало. К сожалению, в жизни не редко встречаются такие духовные честолюбцы. Конечно, они приносят огромный вред.

Очень важна правильная оценка кармического окружения ученика. Почему? Николай Александрович поясняет: если «кармическая смола» слишком сильно прикрепляет ученика к прошлому, то ему становится больно, когда Учитель тянет его вверх, и он может восстать[7]. Отсюда следует, что Учителю приходится разбираться, когда и с какой скоростью он может тянуть ученика вверх, чтобы поддержка не превратилась в веревку, тянущую пленника. С другой стороны, сознательный ученик должен понимать это и соответственно относиться к своему кармическому окружению, не нарушая свой долг, но и не привязываясь слишком к узам прошлого (та же формула – не уходить от жизни, но идти ее верхним путем).

Устремление к Учителю в условиях битвы имеет особый характер. При росте напряжения, обязательного для приближения, усиливается и давление со стороны темных сил. Они стараются обессилить ученика через хаотическое распыление энергии накануне решительной битвы. Поэтому бережность есть залог победы. Может ли литься энергия Учителя в ученика, неосмотрительно распыляющего свою энергию или даже расходующего ее во вред? – спрашивает Николай Александрович. Конечно, такой соискатель не может быть приближен.

Избравший Учителя всегда находится под незримой защитой, не смотря на то, что не всегда это ощущает. Особенное недоумение вызывает череда несчастий, неизбежно следующих за проявлением отрицательных чувств. Почему множества других людей творят беззакония и с ними ничего не происходит, недоумевает ученик и часто обижается на Учителя за то, что Он его покинул. Между тем, разъясняет Николай Александрович, не обижаться надо, а благодарить. Учитель отодвигает ученика на некоторое время от себя, чтобы спасти его от огня опаляющего, проявляя таким образом сострадание и заботу. Поэтому не обижаться надо, а очищаться. «Не обида, но очищение вновь приблизит к Учителю»[8]. И далее: «Близость к Иерархии, как обоюдоострый меч. Люди, не связанные с Иерархией, могут длительно и чудовищно предаваться беззаконию, но лицо приближенное, при малейшем отрицательном проявлении, будет обожжено. Кто знает, сколько предупреждений было пропущено мимо, прежде чем случилось непоправимое. <> Между тем, именно любовь заставляет, заботясь о людях неуравновешенных, отдалить их от Себя»[9].

Однако бывают периоды, когда ученику, измученному обстоятельствами, трудно избежать сомнений в справедливости и необходимости испытаний. Нужно всегда помнить, что ученик ставится в определенные условия только для того, чтобы он мог извлечь именно из этих условий необходимый урок. Жизнь учит лучше всего, а опыт невозможно приобрести без практики. Учитель же создает наиболее благоприятные условия для усвоения нужного качества. Лишь безоговорочное доверие к Учителю поможет в борьбе до конца, до победы, до преодоления всех препятствий. Ведь Учитель знает, когда следует предоставить самостоятельность, дать возможность проявить свои силы. В самый благоприятный для ее получения момент помощь должна придти. Страх же и отчаяние, окружая ученика отрицательными токами, лишь ослабляют или делают невозможной её получение, ибо «Владыка знает, когда силы его ребенка исчерпаны до конца, и в этот момент, предоставив ему наибольшую возможность личной борьбы, Рука Ведущая не замедлит»[10].

Из сказанного вытекает вопрос о соотношении самодеятельности и водительства. В Учении постоянно напоминается о вреде возложения. «Необходимо гармоничное сочетание Руководства и самодеятельности. Человек должен максимально использовать свое умение, способности, свой ум, свою волю, свое сердце, и когда такое напряжение всех сил целесообразно, Руководителю остается только утверждение или, как говорят, “благословение”. Но если человек напрягает свои силы ошибочно, т.е. разрушительно – наступает момент вмешательства Руководителя»[11]. Поэтому Учитель предоставляет ученику возможность действовать по собственному разумению. Последний знает, что трудности нарастают пропорционально духовному росту, потому и препятствия громоздятся как горы, и темные активизируют свои атаки. Слабый огонек может легко погаснуть, но если огонь силен, то неизбежна борьба, победа в которой достигается только непреклонной стойкостью духа. Сказано, что звучит лишь натянутая струна. Поэтому ученик намеренно ставится в состояние особого напряжения. Оно не из приятных, зато восприимчивость обострена и возможен процесс утончения. В избрании пути, а он может быть или правильным, или ошибочным, и выражается свобода воли ученика. Если будет выбран путь действий, объединенных с Руководителем, то он будет верным.

Представления о наиболее целесообразном и полезном способе развития духа часто бывают различны у ученика и его Руководителя. «Учитель Незримый знает, что лучше всего для вас, и когда это лучшее должно осуществиться»[12]. Поэтому ученик ставится в такие условия, где он может лучше проявить свои качества. Ведь лишь проявлением свободной воли восходит дух ученика, лишь своими руками и ногами накапливается бесценный опыт. И только при угрозе Общему Благу необходимо призвать на помощь Учителя.

Утверждение положительных качеств и изжитие отрицательных свойств требует не столько теоретического осмысления, сколько применения в жизни каждого дня. Вот тут-то энтузиазм и падает, препятствия устрашают. Поможет только несломимая готовность. При ней – помощь неотступна, а победа обеспечена.

Сюда примыкает вопрос о неосуждении. Николай Александрович в «Жемчуге исканий» подчеркивает, что неосуждение брата своего является естественным и благотворным, но каждый проступок ученика должен со всей строгостью, в то же время благожелательно, рассматриваться и обсуждаться, ибо цель – не довести до отчаяния, а, усилив раскаяние, дать надежду на исправление.

Настойчивое преодоление слабостей и недостатков, освобождение сознания от негодных наслоений приводят к разрежению, очищению и утончению оболочек. Пропорционально степени этого процесса создаются созвучия и соприкосновения с Высшими Сферами Незримого Мира как на Земле, так и в Надземном.

Очень важным является вопрос об авторитете Учителя. «Один человек сказал: “То, что я утверждаю, не является моим учением, но Учением моего Учителя”. Другой ответил: “Значит, ты живешь не своим умом, а умом своего Учителя. Я предпочитаю свое суждение любому самому авторитетному суждению. Такое рабство ума мне кажется наихудшим рабством”»[13]. Думаю, на это можно ответить так: все, что может придти на ум человеку, все, что он может утверждать – почерпнуто из сокровищницы мирового разума, но воспринято через призму индивидуального сознания. Кроме того, доверие может реализовываться через высокий авторитет конкретной личности. Например, я безгранично доверяю мнению того, кто является для меня авторитетом.

Бесконечно труден путь ученичества, ведь ученик должен быть помощником Учителя в свершении великого сдвига. Учение никогда не рисовало успокоительных, «благостных» картин. Только мужество самоотвержения зажигает сердца. «Распятие на кресте Мира неизбежно для того, кто хочет стать учеником»[14]. И лишь одна награда за все, что он переносит на пути – приближение к Учителю. Ради этого ученик должен отдалиться от себя, отказаться от личного блага. Взамен он делает своим весь мир, получая, таким образом, приближение.

Всё ученичество основано на созвучии сознаний ученика и Учителя, которое достигается развитием и утончением чувств, высоким творчеством. Особенное значение здесь имеет развитие самоотверженных чувств. Результатом приближения будет согласованность устремлений и мыслей ученика с поступками, действиями, жизнью Учителя, то есть образуется творческая батарея.

Согласованность сознаний приносит высокое знание. В Учении Знание играет основополагающую роль, на нем держится Иерархический принцип. Но базой для получения высокого знания является высота духовная.

Духовный потенциал – вот чем, прежде всего, ценен ученик. Именно поэтому малосовершенный творец может оказаться более перспективным сотрудником по сравнению с уже достигшим, но продвигающимся низкими темпами.

Смелое, дерзновенное воображение, освобожденное от вожделений самости, будет силой, ускоряющей продвижение к Учителю, ибо оно питает основную энергию соединения – любовь. Облик Учителя создается воображением, а силой его определяется степень приближения. Прекрасные же мысли о любимом и есть любовь.

Ученику предстоит настойчивая работа по очищению от самости и одновременному утверждению своей Индивидуальности. Порой бывает трудно отличить одно от другого, настолько они переплетены. И поможет разобраться не рассудок, но сердце. Оно «находится на границе духа и материи, на границе небесных и подземных сил <…>. Ритм сердца и все его строение всецело зависят от воздействия высоких и низких энергий»[15]. Это и делает сердце чутким орудием распознавания. Утонченное, нагнетенное устремлением, оно дает толчок к восхождению и начинает подобно динамо-машине работать в избранном направлении. Питаемое любовью и устремлением, оберегаемое от размагничивания и правильно соединенное с Учителем, оно превращается в сосуд мировой энергии. В результате развивается духовность, являющаяся мостом между сознаниями ученика и Учителя[16].

Многие, ставшие на путь Учения, с нетерпением ждут появление признаков продвижения по духовному пути. У некоторых возникает вопрос, почему их нет? Именно это нетерпение является верным средством их пресечения, ибо радость от этих знаков должна быть лишь сопутствующей.

Центры человека неразрывно связаны с центрами Космоса. Потому мысли о дальних мирах способствуют их пробуждению в ученике.

Главная задача ученика – преодоление самости. Только после этого возможны высшие достижения, когда ученик начинает слышать Голос Учителя Незримого. Связь с Учителем становится источником Радости Неизреченной и Неисчерпаемой. «Радость озарения превыше всего <…>. Дающий радость возбуждает любовь и признательность», которые «возбуждают ответную любовь и заботу. Так совершается восхождение из мира иллюзий в Мир Абсолютного Бытия»[17].

Иногда человеку кажется, что он уже развил в себе в достаточной степени качества, трансмутировал, казалось бы, все возможные свойства. Но желанной встречи с Учителем Незримым почему-то не происходит. Почему?

Каждому человеку положена своя мера страданий. И лишь те подходят к Учителю в одно воплощение так, чтобы общаться с Ним непосредственно самому, кто испил ее, то есть, кто разрушил в себе прежние представления о жизни вообще и о быте одной земли. Именно они являются названными, или сужденными учениками.

И еще. Чтобы не возникали подобные вопросы, а тем более обиды, полезно проводить опыты над собой, подвергаться испытаниям. «Все вещество мира взаимно испытывается. Только нужно под испытанием понимать улучшение»[18]. Лишь благодаря им можно вызвать наружу глубоко затаенные накопления для сжигания в огне устремления. Испытания полезны не только в больших делах, но и в малых, особенно в мелких. Можно видеть, как успешно преодолевший большую преграду спотыкается на ничтожной луже. Нужно научиться распознавать обстоятельства – где он, следующий пробный камень? В результате учимся радоваться каждому испытанию.

Мы хотим приблизиться к Иерархии, но зависит это только от нас самих – от накоплений нашей «чаши» в прошлых жизнях и от силы и огненности наших устремлений в настоящей. Ведь когда ученик готов, готов ему и Учитель. Потому уместно спросить себя, все ли я сделал для встречи, иными словами, открыл ли я дверь Учителю? Осознал ли, что звенья Иерархической цепи последовательны, неизменны и прочны, что перескочить через звено невозможно, подход осуществляется только через посредника, который становится поручителем? В достаточной ли степени трансмутированы препятствующие этому свойства в необходимые качества? Проявлено ли понимание и вытекающее из этого почитание, обузданы ли самомнение и надменность, в полной ли мере проявлены послушание, любовь и прочие качества, способствующие безусловному следованию за Ведущим? Ответ можно получить лишь в результате испытания. Николай Александрович Уранов называет единственно объективный критерий – отношение к ближайшему звену. Только качество отношений с ближайшим звеном делает возможным общение с Учителем Незримым.

В работах Николая Александровича Уранова, касающихся проблемы «Учитель – ученик», много сокровенных моментов, относящихся к ученикам такого ранга, каким был он сам. Я этих моментов не затрагивала. Я стремилась заострить внимание на вопросах, которые важны для тех, кто начинает идти по духовному пути.

Меньшикова О.А.


[1] Сердце. М, МЦР. 1994. § 1.

[2] Уранов Н.А. Жемчуг исканий. Мир Огненный, Рига, 1996. § 71.

[3] Там же.

[4] Знаки Агни Йоги. М, МЦР. 1994 § 185.

[5] Озарение. М, МЦР. 1994. Ч. II, гл. II. § 4.

[6] Уранов Н.А. Жемчуг исканий. Мир Огненный, Рига, 1996. § 164.

[7] Там же. § 597.

[8] Уранов Н.А. Жемчуг исканий. Мир Огненный, Рига, 1996. § 2.

[9] Там же, § 143.

[10] Там же. § 142.

[11] Уранов Н.А. Жемчуг исканий. Мир Огненный, Рига, 1996. § 43.

[12] Там же. § 142.

[13] Там же. § 63.

[14] Комментарии к книге «Сердце», §15 (рукопись).

[15] Уранов Н.А. Жемчуг исканий. Мир Огненный, Рига, 1996. § 58.

[16] Там же. § 192.

[17] Там же. § 173.

[18] Н.А. Уранов. Огненный подвиг. Испытания. Москва-Рига, 1995. Ч. 1. С. 195.

https://uranov.ru/chten/OAM.htm

Категория: Новости сайта | Просмотров: 52 | Добавил: Nina | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск новостей

Copyright MyCorp © 2019
Сайт управляется системой uCoz