Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
"Через Культуру - к здоровью духа"
 
Главная Развитие внутреннего человека Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Разделы новостей
Новости сайта [424]
Новости Общества [33]
Анонс мероприятий [103]

Статистика



Развитие внутреннего человека.

На все лады в книгах Учения слышатся пламенные призывы к новому сознанию,

к новому строительству, ибо в новый Мир можно войти лишь перерожденным духом,

новым пониманием и новыми путями. 

Е.И. Рерих

Неся в себе задачу воспитания нового человека – человека высокой культуры и сознания, Учение раскрывает многие грани этого непростого, но эволюционно важного процесса, без которого продвижение человечества в Будущее становится невозможным. «Старым мышлением, старым сознанием не войти в Новый мир» – звучит завет Нового Знания и призыв Новой Эпохи. Елена Ивановна, которая приняла, пропустила через себя и передала людям Живую Этику, не жалея сил на протяжении всей своей жизни направляла последователей Учения на расширение их сознания и совершенствование, поясняя ступени познания и применения Нового Знания. Пояснения и рекомендации составили целые тома ее Писем, без которых трудно было бы осознать сущность Учение и реализовать его, не искажая целей и основ.

Елена Ивановна называла процесс совершенствования, расширения и поднимания сознания людей на более высокую ступень эволюции развитием внутреннего человека. Именно внутренний мир человека, а не внешние манеры и поведение определяют уровень его духовного развития. Мысли, чувства, эмоции, побуждения, мотивы поведения и поступков должны стать более чистыми, гуманными, прекрасными, прежде чем индивидуум сможет получить возможность прикасаться к более высоким ступеням духовной эволюции. Никакая внешняя «культурность» и образованность, зачастую прикрывающие злые умыслы, не раскрывает перед человеком заветных дверей духа. 

Елена Ивановна терпеливо и последовательно раскрывала особенности, закономерности и основы эволюции внутреннего человека. Она писала о трудностях, препятствиях на пути, о необходимости огромного терпения и упорства, прежде чем первые проблески успехов начнут появляться на горизонте. Нелегко было вести многочисленных поклонников и последователей Учения, ожидающих скорых результатов и духовных побед. Приходилось по нескольку раз повторять, что Учение – не для слабых и безвольных, оно требует выдержки, подвига, самоотверженности и бескорыстия. Упорная и постоянная работа над недостатками своего характера, стремление к достижению чистоты духа, помышлений и поступков, а также бескорыстный труд на общее благо являются неотъемлемыми условиями для идущих по пути Учения. 

Из Писем Е.И. Рерих о развитии внутреннего человека.

«Всегда следует иметь ввиду, что на первой ступени в первые месяцы подхода к Учению, все идут зажженным факелом, окрыленные надеждой на немедленное развитие своих дремлющих духовных сил. Многие не дают себе отчета или же забывают, что лишь в крайнем напряжении всех сил достигается пробуждение и последующие ступени преображения внутреннего человека. Такие люди обычно не находят в себе силу духа противостоять ныряниям духа, неминуемо следующим за каждым восторженным подъемом… На опыте знаю, как при первом наступившем падении духа многие утрачивали свой энтузиазм и часто совсем отпадали от Учения. Все такие души с малым духовным багажом. Истинно, они – блуждающие огоньки. Потому так ценно глубоко продуманное значение подхода к Учению и постоянное устремление к самоусовершенствованию для преображения внутреннего человека, носителя бессмертия. Преображение это открывает неисчерпаемый запас духовных сил и приводит к овладению своей духовной творческой волей, этому венцу достижений. Достигший такого овладения духовной волей становится истинным сотрудником Благих Сил. Много сил нужно положить для такого преображения, но когда-то путь к нему должен быть проложен (28.02.1935)».

«Итак, внимательно прочтите мое послание и скажите себе честно, можете ли Вы решиться на жизнь, полную самоотвержения, мужества, напряженной работы на общее благо, терпеливо ожидая, несмотря, может быть, на годы молчания, вести от Великого Учителя? Но, если Вам доступен путь сердца, требующий великой сокрушимой преданности, этого редчайшего по благородству качества, то путь Ваш может неожиданно украситься и укоротиться. Все в руках самого человека. Пусть это утверждение ободрит и устремит Вас. Желаю Вам от всего сердца найти в своем существе устремленную любовь к Великому Облику и готовность к подвигу. Время такое грозное, что все, услышавшие Зов, должны осознать ПОДВИГ и стать истинными героями. (29.08.1934).

«Прекрасно, что Вы собираетесь приложить Учение к жизни. Истинно, как вера без дела мертва есть, так и Учение без приложения его бесполезно… Я знаю, о чем Вы пишете и что Вы хотите знать. Но должна предупредить Вас, что я противница всякой синтементальности и розовых обещаний о легкости достижений, которыми изобилует позднейшая оккультная литература. Именно они породили столько теплых и половинчатых устремлений, ни к чему не приводящих. Жизнь научила меня, как опасны и сколько разрушений и предательства порождают всякие обещания и поддержка несбыточных надежд. Потому я не люблю скрывать действительность, если вижу, что дух может принять ее. В противном случае предпочитаю молчать, нежели убаюкивать розовыми обещаниями.

И как можно давать какие-либо обещания, когда ключ ко всем достижениям лежит в самом человеке, и никто другой без его участия ничего не сможет сделать для него. Самый Высокий Учитель может лишь помочь ему, в известный период готовности духа, раскрыть сердце навстречу Зову и привести в действие спящие в нем божественные силы. Но закрепление их возможно лишь при условии напряженнейших и непрестанных усилий со стороны испытываемого улучшить и преобразить свою внутреннюю сущность. Сотрудничество – необходимое условие во всем. Потому всем приближающимся указывайте, что существуют бесчисленные ступени ученичества и подхода к Свету, но каждый ожжет занять лишь ступень, отвечающую его прошлым накоплениям, так же как и продвинуться по этой лестнице он может лишь самостоятельным и напряженным устремлением в настоящем.

Но путь Служения еще труднее, ибо это есть путь подвига. Подвиг же требует полного самоотвержения. Вы, может быть, думаете, что нам легко, но если бы Вы знали действительность, то сердце Ваше сказало бы иное. Чтобы снести всю тяготу страшной ответственности и нагромождающихся трудностей, я каждый день утверждаю себя в радости и готовности к самому трудному. Ведь красота именно в самоотверженности. И никогда мир не нуждался еще так в подвижниках и героях, как сейчас, в дни грозного Армагеддона.

Но, конечно, я не зову, и Вы также не зовите духом неготовых, ибо непосильная ноша неполезна. Нужна великая закалка духа и сердца, ибо каждый день приносит нам сякие неблагополучия. Давление и напряжение несущего ношу Нового Мира ужасно! Ведь его работа происходит на трех планах. Своими энергиями он разряжает окружающую атмосферу, часто останавливает разрушительные землетрясения в своем округе и несет тяготу всех устремленных к нему и всю великую ответственность за доверенное ему. Только очень сильные духи могут вступать на путь служения. Потому не следует зазывать и заманивать розовыми обещаниями. Конечно, даже просто продуманное чтение книг Учения принесет свою пользу, ибо расширит сознание и тем даст возможность новых полетов духа. Но нельзя ожидать немедленных и огненных достижений, и огненного преображении центров, при спазматическом применении Учения (22.07.1935)».

«Также Вы пишете, что после прочтения «Озарения» и «Агни Йоги» люди, хорошие до сих пор и чистые и добрые, вдруг начинали проявлять свои самые плохие, раньше скрытые качества. Но это обычное оккультное явление. При касании к Учению все действующие в человеке энергии возрастают в напряжении своем, и пробуждаются до тех пор дремавшие в нем силы, являя, таким образом, истинную сущность человек. Потому советуется большая осторожность и не зазывание. В Учении Миссионерство нигде не заповедано. Нужно качество, но не количество. Умение дать каждому по сознанию есть великое значение продвинувшегося ученика. Потому не следует широко распространять книги Учения, но придерживаться программы культурно-просветительных занятий, в их широком общедоступном понимании. Тем более что правильно воспринять основы Живой Этики, излагаемой в Учении, моет лишь культивированный и дисциплинированный ум, а много ли таких умов даже среди так называемых образованных людей. Без основы культуры или утончения как можно ожидать, что человек воспримет тончайшие вибрации? Можно ли ожидать от человека, который смотрит, не видя, и слышит, не слыша, глазам и ушам которого недоступны тончайшие тона и звуки в окружающей его природе, для которого земля всегда черная, горы зеленые или серые, и все индусы или китайцы на одно лицо, а все звуки водопадов, рек и леса просто шум. Можно ли ожидать, что он воспримет тончайшие энергии? Ведь первая основа каждого восприятия есть принятие его в сознание. Сознание есть единственный магнит, собирающий всю нашу сокровищницу. Потому в книгах Живой Этики так настаивается на открытии, очищении и на расширении сознания. Учение предоставляется тем, кто к нему стремится (10.10.1934)».

«Итак, мое утверждение, что теоретически все йогические достижения могут казаться легкими, но на практике нет более трудного, вместо прилива бодрости и настойчивости принесло Вам разочарование. Теперь вы поймете, почему я всегда сожалею, что такие писатели, как Рамачарака, давая недурное изложение некоторых йогических систем, в тоже время с легкомыслием дилетанта говорят о легкости овладения самыми высокими достижениями Раджа-Йогов. Читатели-новички верят ему на слово и принимаются со всем пылом за предписанные упражнения, и, когда в близжайшее время ожидания их ожидания не оправдываются, впадают в разочарования и становятся ярыми отрицателями и даже врагами. Никто не хочет подумать, что если для того, чтобы сделаться выдающимся художником, артистом или ученым в любой области науки, нужны не только многие накопления в этом направлении в прошлых жизнях, но и годы упорного и постоянного труда в настоящей жизни, то тем паче необходимы самые настойчивые устремления к расширению и дисциплинированию своего сознания, которое одно способствует утончению и огненному преображению наших нервных восприемников или центров. Ведь достижения духовные, как связанные с ростом сознания, и есть наитруднейшие. Яркий пример такой трудности являет сейчас наше земное человечество, которое после многих миллионов лет существования и неисчислимых горьких уроков собирается сейчас истребить не только весь род людской, но и взорвать свою планету (19.11.1937». 

«Очень сочувствую Вашему другу надеюсь, что он человек устремленный, способный понять всю серьезность, все значение вставшего перед ним испытания. Потом прошу Вас, не скрывать от него, что путь служения, путь подвига очень, очень труден. Избравший этот путь должен быть готов на всякое самоотречение. Препятствия и трудности возрастают по мере продвижения по Пути. Правда, он получает большее знание, но знание это в жизни принесет ему мало радости, не с кем поделиться, некуда приложить его, ибо ответственность возрастает пропорционально знанию. Кроме того, и само знание это создает ему завистников и предателей. Ведь темнота окружающая потрясающа. Тяжек путь подвига и не может быть он облегчен, пока сознание человечества не получит сдвиг дл новой ступени. На пути бывают тяжкие переходы, когда ученик предоставлен самому себе, когда он должен самостоятельно выявить всю находчивость, все умение свое, и даже Голос Учителя временно замолкает. Но истинный ученик в сердце своем несет радость и устремление, ибо он знает, что это новая ступень. В нем живет радость сознания исполнения долга, и всею силою духа он устремляется выполнить еще совершеннее данное ему поручение. Истинно в этом вся радость его (24.06.1935)».

«Не может быть духовного развития без страданий и трудностей. Самоотвержение есть основа всего Добра и всех духовных достижений. Как может человек чувствовать горе брата, если сам он не страдал! Будем мужественны и научимся любить препятствия, будем смотреть на них как на новые возможности. Устремление и правильно понятая борьба накопляют психическую энергию, которая дает нам бессмертие. Без борьбы и устремления, и напряжения не собрать драгоценного вещества. Потому нельзя страшиться напряжения, но нужно лишь отбросить всякое сомнение, выедающее драгоценные накопления, а также уныние и страх или беспокойство. Если сумеем парализовать этих врагов, то вырастим крылья, которые и перенесут через все бездны. (20.08.1936)».

«Но земные уроки всем нам необходимы, ибо на чем иначе будем закалять свой дух и учиться совершенствованию во всех областях жизни. люди учат нас осторожности, которая необходима и во всех мирах. Все подвижники и Сами Великие Учителя прошли путем тягчайших испытаний. Ведь другого пути к совершенствованию и к твердыне Знания – нет. Мы должны научиться защищаться и противостоять злу. Бытие есть борьба с хаосом, и борьба эта никогда не прекращается. Она лишь видоизменяется и принимает тот или иной ритм, чередуясь в интенсивности в зависимости от прилива и отлива энергий. Сильный дух радуется борьбе, ибо знает, что лишь таким образом он ускоряет свое продвижение. (21.12.1937)»
«В заключение моего письма хочу просить Вас время от времени до времени напоминать всем приблизившимся об испытаниях, которые, как Вы знаете, неизбежны. Именно ученики должны найти в себе силу духа одолеть врагов, которые, конечно, прежде всего, живут в нас самих в виде неизжитых страстей и привычек и часто только под действием обстоятельств и условий извне подымаются в сердце, отравляя наше сознание. Укажите им на следующий параграф из книги «Братство»: «В древних общинах приветствовали каждого подвергавшегося испытанию к нему относились заботливо, зная, что невозможно насильно пресечь процесс его переживания. Считали, что каждое испытание уже есть порог к продвижению никто не мог искривлять путь следствий, но братское ободрение позволяло не замедлить шаг, даже перед самыми ужасными ликами. Весь хаос в страшном безобразии, неминуемо пытается преградить путь каждого из испытываемых (11.06.1937».

«Следует дать себе отчет, в чем и как каждый выдержал испытания истекшего семилетия. Припомним все испытания, которым подвергались все приближавшиеся к Учению в первые дни Зова Великих Учителей… Всем давалась возможность полностью выявить свою сущность. Учитель особенно придерживается системы постоянных испытаний. Ибо как же вызвать наружу глубоко затаенные накопления для изжития, для сжигания их над огнем преданности и устремления. Много психологических приемов применяется Учителями для испытания и направления учеников. Устремленный ученик, ценящий каждое слово, каждый намек Учителя, суровый к себе, но благожелательный к сотрудникам, успешно проходит все испытания. Но горе утвердившемуся в своем значении и считающему себя устоем Учения, страшно буде его падение!

Должна также предостеречь и от низкой, вульгарной подозрительности. Человек, подозревающий других, тем самым обнаруживает в себе наличность подобных же накоплений. Подозревающий обнаруживает свою способность на все, в чем он подозревает других. Устыдимся так открыто разоблачать свою природу и устремимся к уничтожению и намека на эту вульгарность. Раб, подозреваемый, будет всех подозревать. Царь духа видит все прекрасное и тем вызывает к жизни все лучшее. Закон магнита всюду действует… «Мало времени осталось для прожигания масла в лампадах». Поймите всю серьезность этого указания. Неуспевшие приблизиться к Иерархии Света за эту жизнь могут навсегда утерять связь. Вы знаете, как я не люблю устрашать, как вся сущность моя стремится давать лишь радость, вы знаете о краткости сроков. Не разорвите чудесную связующую ткань. Падение при отрыве от Учителя отнесет далеко назад 17.08.1930)»..

«Не забывайте и постоянных трехгодичных испытаний. Вторично проходить ту же ступень гораздо труднее, ибо окружающее изменилось, и трудно наверстать и найти утраченный ритм, который, устремляясь вперед, не ждет запоздавшего. Потому в неослабленном напряжении будем творить, будем поднимать наши вибрации навстречу посылаемым нам лучам, дабы они не миновали наших приемников (15.01.1931)».

«Привычка – вторая природа, - мудрая пословица, показывающая, насколько привычка одолевает человека. Именно привычки делают человека неподвижным и невосприимчивым. Можно подавлять привычки, но искоренить их нелегко. Постоянно можно встретить людей, похваляющихся победою над привычками. Но понаблюдайте обиход таких победителей и найдете их рабами привычек. Они настолько пропитаны привычками, что даже не чувствуют гнета такого ига. Убеждение в свободе, когда человек закован в оковы своих привычек, особенно трагично. Труднее всего лечить больного, который отрицает свою болезнь… Под привычками Мы разумеем не служение добру, но малые привычки самости». «У Нас принято испытывать приближающихся к Братству на освобождение от привычек. Такие испытания должны быть неожиданными. При этом лучше начинать с малых привычек. Чаще от них человек защищается больше всего. Они, как родимые пятна, их относят к природным свойствам. Но у новорожденных привычек нет. Атавизм, и семья, и школа дают наросты привычек. Во всяком случае, привычка обихода есть враг эволюции (Бр., п.529)». Как следует из приведенного параграфа Учения, нужно всеми силами освобождаться от привычек, которые не дают продвижения духа. Наблюдать чьи-то привычки легче, чем увидеть свои собственные неэтические привычки обихода. Учение перечисляет их: «задавайте себе вопросы: не слишком ли долго спал, как разговаривал с товарищами, не сквернословил ли, не ленив ли (11.06.1937)». 

«Призыв дан, и Вы услышали его. Вы полюбили книги Учения и тем приняли Зов. Но приношение подвига требует, кроме принятия зова, и великой работы над собою. Почему думать, что подвиг должен быть где-то в ином месте, нежели там, где мы живем, или в каких-то иных условиях? Истинно, велик подвиг внесения Учения в жизнь каждого дня, в давании радости и просвещения окружающим и встречающимся нам. Карма, или космическая справедливость, каждого ставит в те условия, в которых он должен чему-то научиться или нечто искупить. Притом для несения подвига нужно очень утвердить свой дух. Потому ученичество никогда не бывает легким. Много препятствий приходится преодолевать, ибо на чем ином испробуем мы силы наши и закалим клинок духа своего? Ведь без закала духа не можем мы стать носителями подвига и, следовательно, сотрудниками Великого Братства. Велико должно быть самоотречение всех истинных носителей подвига. В древнем Египте неофиты должны были пройти через страшные искусственно приготовленные опасности и искушения, и лишь ничтожное число их выдерживало это страшное напряжение всех сил. В наше время все искусственные испытания отменены, и ученик должен в жизни уметь преодолевать трудности и препятствия, при этом принимаются во внимание его внутренние побуждения и взвешиваются его способности находчивости, зоркости и осмотрительности, честности и преданности и т.д. И, конечно, как и раньше, лишь ничтожное число выдерживает. Но ученики, в которых потенциал прежних накоплений велик, умеют радоваться всем трудностям… Когда Серебряная нить, связующая сердце ученика с Учителем цела, то ничто не страшно, и все необходимое приходит в последний час, когда все способности и усилия наши достигли своего высшего напряжения, ибо иначе как же трансмутировать наши энергии в высшие огни?

Ведь и по физическому закону все энергии трансмутируются лишь на пределе высшего напряжения. Трансмутация наших энергий, или преображение их в высшие огни, и есть цель нашего существования. Лишь при достижении этой трансмутации наш организм становится достойным и согласованным приемником Высших и тончайших энергий, исходящих из Иерархии Света. Поэтому примем несение подвига в работе. В жизни каждого дня. Будем жить радостью приближения к Владыке Света, ибо, истинно, возможность эта в нас самих, и лишь мы сами можем ускорить достижение ее. Все горе, все счастье в нас самих. Великие учителя всегда готовы протянуть Руку помощи, но нужно уметь принять ее. Помните, как в п.164 Агни Йоги сказано о взывающих о высшей помощи и не умеющих принять ее. «Каждый, мечтающий о помощи, самолюбиво определяет направление и размер помощи. Но просителю нет дела до размера и соответствия. Среди зимы должны распускаться лилии, и среди пустыни должен забить родник, иначе Учитель не многого стоит… Мой родник остался вне твоего взгляда, и ты не обернулся на Мои Цветы… Моя помощь отвергнута… Но путник продолжает взывать о какой-то помощи и устремляет внимание на место своей будущей гибели…» «Потому мы предлагаем всегда зоркость, подвижность, непредубежденность, нельзя иначе сопутствовать действительности».

Так, с полным доверием к Мудрости Руки Водящей будем продолжать утончать и совершенствовать наш внутренний аппарат путем очищения и расширения сознания, и Подвиг ярко встанет перед нами во всей своей красоте. Ведь книги Учения наполнены самыми исчерпывающими указаниями, только бы научиться применять их в жизни! Ведь каждое указание, проведенное в жизнь, есть шаг приближения к Владыке. Для каждого пробьет свой час! Истинно, не знаем ни дня ни часа! Потому шлю Вам пламенное желание сердца моего, чтобы Вы дружно работали, заботясь о гармонической атмосфере на Ваших собраниях и собеседованиях. Пусть будут они немногочисленны, но светлы и согреты чувством горячей любви к Великому учителю, Вас позвавшему. Время такое грозное, что лишь величайшей преданностью можно пойти до великого срока, назначенного для нашей родины (1934)».


К началу страницы

Поиск новостей

Последние новости
[05.05.2019]
*Промедление.
[05.05.2019]
*Жалость к себе.
[05.05.2019]
*ИДЕИ ЖИВОЙ ЭТИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.А.УРАНОВА
[05.05.2019]
*Шість порад від Фоми Аквінського.
[05.05.2019]
*16 мая 2019 года состоится занятие Центра "София".
[05.05.2019]
*КВАНТОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ
[05.05.2019]
*8 мая - День памяти Е.П. Блаватской, День Белого Лотоса.
[07.04.2019]
*ПАКТ РЕРИХА - ЗАЩИТА КУЛЬТУРЫ И ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

"София-Урусвати - 2019" Сайт управляется системой uCoz Rambler's Top100 Agni-Yoga Top Sites