Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
"Через Культуру - к здоровью духа"
 
Главная Е.И.Рерих о воспитании Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Разделы новостей
Новости сайта [424]
Новости Общества [33]
Анонс мероприятий [103]

Статистика



Е.И. Рерих о воспитании

П.1 21.10.31. Слова Владыки Будды – «невежество есть величайшее преступление, ибо от него все бедствия человечества» – должны, наконец, огненными буквами врезаться в сознание народов. Покуда во главе правительства и просветительных учреждений не будут стоять люди, обладающие широким умом и, главное, духовным синтезом, обнимающим все планы существования, до тех пор человечество не будет двигаться вперед. Но так как ничто в этом мире не может остановиться, то, следовательно, такое человечество осуждено на регресс, приводящий к дегенерации и разложению. Не являемся ли мы уже свидетелями такого процесса? Некоторые выдающиеся ученые уже отметили грозные признаки такого вырождения, выражающегося во все растущем числе психических заболеваний и случаев слабоумия среди молодого поколения. И не мало кто задумывается, не происходит ли такое печальное положение вещей от неправильного воспитания и образования? Воспитания и образования, лишенных культурной основы, требующей прежде всего развития синтеза всех человеческих способностей. Каждая однобокость приводит к нарушению равновесия, следствием чего является и замечаемое сейчас усиление психических заболеваний.

П.1 26.12.31. Конечно, в каждой стране, в каждом эпосе есть свои герои, сущность которых особенно близка местному народному характеру. Потому и в этом не следует ставить каких-то преднамеренных рамок. Нужно дать возможность молодому поколению прежде всего знакомиться с тем, что может зажечь сердце его к подвигу и добру. А в каком одеянии или в каком веке был совершен примерный подвиг, это не важно. Конечно, раз вы изучаете кн. «Живой Этики», то все эти вопросы там… затронуты в самом широком решении.

П.1 19.06.33. …каждая мать должна воспитывать в сердцах детей своих любовь к подвигу, героизму и самоотвержению во благо человечества. Это не есть восхваление войны, в ее одном и прямом смысле, но можем ли мы обманывать себя, что мы не живем среди самой страшной и губительной войны всех видов, война духовная гораздо ожесточеннее всякой войны в обычном ее понимании. Вот почему так важно воспитывать мужество и бесстрашие, качества, которые прежде всего должен развить в себе ученик Владык Света. Но при существовании прочной нити связи с Иерархией мужество и бесстрашие проявляются совершенно естественно, ибо Рука Иерарха всегда отведет решительную опасность и проведет путем победным, но, повторяю, при условии неотступного памятования о Руководителе. Не раз мы имели возможность испытать на себе это замечательное воздействие, в минуту опасности на нас нисходило полное, поражающее спокойствие и знание, что все обойдется прекрасно.

П.1 15.01.32. Правильно, что в вашей программе уделено большое место детской и юношеской литературе, сейчас это самый насущный вопрос, ибо не только детское, но и все последующее умозрение будет носить отпечаток этих первых и потому неизгладимых впечатлений. И как часто хорошая книга выправляла многие недочеты семейного быта! Конечно, в старой литературе встречались многие хорошие книги, надо лишь суметь отобрать их и, главное, изъять все вредящие.
Мало кто не сознает сейчас, что все благосостояние страны, как духовное, так и материальное, зависит от основ, заложенных в сознание детей, но, тем не менее, почти ничего не делается в этом направлении. Согласна также, что книги, повествующие о подвигах и героях, особенно насущны. В связи с этими книгами легко можно углубить сознание ребенка и уберечь его от главного проклятия нашего времени, разъедающего все строительство, все продвижение человечества, именно, против легкомысленного отношения к самым священным принципам, против поверхностного мышления, в силу которого все строение жизни строится на песке и, при первом потрясении, рассыпается в бесформенные кучи песочного хаоса.

Учите детей понимать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления Природы, и глубине и непреложности ее законов, тяжко карающих нарушителя их. Укажите, что вся жизнеспособность, все творчество, как наше, так и всех других царств природы, зависят от мира невидимого, от невидимых вибраций лучей, исходящих от великих Жизнедателей, великих Подвижников Духа, как бывших, так и настоящих. Дети легко усвоят реальность и силу этой незримости, ибо воображение их еще не растлено саморазрушающим сомнением… Необходимо всеми мерами внедрять понятие об окружающем нас тонком мире и уничтожать ужас смерти и прикасания с этим миром. Мир этот так же неизбежен, как и земная жизнь, и, являясь сублимацией земной сферы, он может открыть нам возможности и красоты неизреченные.

Потому всеми способами нужно отучать детей от страха смерти (которой нет) и так называемых привидений. Обычно дети, у которых открыты глаза на тонкий мир, не боятся виденного ими, покуда взрослые не просветят их насмешками или же своими рассказами о привидениях и могильном холоде, идущем от них. «Могильный» холод этот не что иное, как простая химическая реакция при соприкасании тончайших энергий с нашим грубым миром.

П.2 11.10.35. Полезно дать намеки для новой программы школ. Именно, нужно с детских лет приучать сознание к единству жизни, к единству Космоса. Пусть наша планета не будет каким-то обособленным миром, но лишь одной из остановок на великом пути в Беспредельность. Нужно, как можно раньше, осознать свое место в Беспредельности и свою зависимость от всей совокупности жизни Космоса. Помните, в Учении сказано: «Падение пера из крыла птички производит гром на дальних мирах». Следует как можно глубже вникать в эту страшную зависимость нашу и во взаимоотношения всего сущего. Отсюда должно родиться чувство великой ответственности за каждую мысль, слово и действие. Причина и следствие действуют непрестанно и в бесконечности…
Также полезно устремлять мышление в будущее. Это одно уже даст большой сдвиг сознанию и освободит от мусора вчерашнего дня.

П.Е.И.Р.2 06.06.34. Конечно, все, что Вы пишете о положении театра, крайне грустно, но во всех странах оно не лучше. Ведь радио и кино вытеснили истинное искусство и священный огонь духотворчества. Также и фотография, при своей незаменимости во многих областях, вытеснила в большой мере художественные произведения, картины из обихода. К сожалению, и эту ступень в медленной эволюции человеческого духа приходится пережить. Но при росте сознания, при правильном воспитании молодого поколения в уважении к творческому гению человека все найдет себе должное место. Но для этого придется потрудиться немало и стараться насколько возможно и всеми способами поднимать уровень вкуса и понимания во всех областях творчества, и, конечно, театр для этого прекрасный медиум. Но пока во главе правительства стран не будут стоять высококультурные люди, до тех пор трудно ожидать истинного расцвета культурных достижений. Ведь именно Правители дают всему тон, и, несмотря на так называемую демократичность и воспеваемую всеми индивидуальность, все, как зачарованные, следуют за установленным Правителями стандартом.

П.Е.И.Р.3 22.03.35. Но, главное, нужно развивать, начиная от детского возраста, способность мышления. Именно, как Сказано: «Нужно в школах установить науку о мышлении, не как отвлеченную психологию, но как практические основы памяти, внимания, сосредоточенности, наблюдательности. Конечно, кроме этих четырех областей в науке о Мышлении многие качества требуют развития – четкость, быстрота, синтетичность, оригинальность и другие... Если бы часть усилий, затрачиваемых на спорт в школах, уделялась мышлению, то скоро результаты были бы поражающими» . Но именно эта божественная способность является сейчас пугалом, устрашающим каждого середняка. Люди больше всего не любят и боятся мыслить. И недаром отцы Церкви в себялюбивом предвидении поспешили наградить титулом Сатаны эту пробудившуюся способность в человеке. Отцы Церкви знали, что рай их опустеет, как только мышление заявит свои права, и кто же понесет им жатву плодов райских? Также следует указать на одно из главных зол современного духовного воспитания – на внедрение в сознание человека чувства безответственности. Именно Церковь на протяжении веков внедряла в сознание своей паствы это животное чувство безответственности. С детских лет человек знает, что он может совершить самые большие злодеяния, но если священник отпустит ему на исповеди грехи его, то он освобождается от бремени их и может начинать снова до следующего покаяния и столь же успешного освобождения от бремени, разве что за повышенную плату.

П.Е.И.Р.3 27.06.35. Вы спрашиваете меня о методах воспитания, давших такие прекрасные результаты на примере моих сыновей. Они были очень просты. И главным образом заключались в том, что с самого раннего детства, почти младенчества, им внушалась любовь к Природе, к книге, к искусству. Правильный выбор книг и наставников дал им прекрасную основу и помог очень рано определить их наклонности и дарования. Так, уважение к знанию и труду, художественная, культурная обстановка, дисциплина, заложение первых основ нравственного характера в понимании исполнения долга и личной ответственности и, главное, пример великого отца дали им возможности сравнительно рано начать проявлять свой большой врожденный потенциал. Кроме яркой талантливости и даже мастерства в нескольких областях они несут в духе великий синтез, который именно и дает основу нравственности и мудрой любви к Родине. Так, без ложной скромности я могу сказать, что я справедливо горжусь своими сыновьями.

П.Е.И.Р.3 09.12.35. …театр есть мощное, может быть, самое мощное средство для воспитания детского и юношеского характера. Именно театр при достойном выборе пьес может увлечь к подражанию великим образам и устремить молодые души к подвигу, к героизму… Хороши для этого все мистерии из жизни великих подвижников и народных героев. Увлекательные высоконравственные образы могут поднять уважение к понятиям чести и достоинства человека, столь быстро ныне утрачиваемым, но без которых нас ждет лишь разложение. И конечно, чтобы зерна принесли плоды, нужно начать именно с детей.

П.Е.И.Р.4 24.08.36. Не об удобствах молодежи нужно думать, но о лучшем вооружении их к жизненной борьбе, которая есть непреложный космический закон. Потому в строительстве Новой Эпохи главным фактором государственного благосостояния будет народное образование и воспитание. Следует неотложно обратить внимание на улучшение и расширение школьных программ, в особенности школы начальной и средней. Женщина должна поднять свой голос и требовать также уравнение или, вернее, одну программу для мужских и женских школ. С младенческого возраста нужно воспитывать уважение к знанию. В школах на жизненных исторических примерах следует указывать на этого фстинного и единственного двигателя эволюции. Нужно, чтобы устремление и уважение к науке вошло бы в плоть и кровь нашу и стало бы неотъемлемой частью нашего быта. Только тогда можно будет сказать, что народы вступили на путь Культуры. Только тогда носители знания будут рассматриваться как истинное сокровище не только какого-либо одного государства, но и всего мира и можно будет говорить о скорейшей эволюции и претворить в жизнь мечты о сношении с дальними мирами. Потому повторим вместе с одним мыслителем и деятелем – «всем нужно, во-первых – учиться, во-вторых – учиться и, в-третьих – учиться, затем проверять, чтобы наука не осталась мертвой буквой, но прилагалась бы в жизни».

П.Е.И.Р.6 17-19.03.38. Путь благодетелей человечества тернист, и это нельзя забывать. Потому так важно со школьной скамьи знакомить детей с голгофой всех мучеников науки и мысли и, главное, с теми тяжкими последствиями, которые пожинало человечество из-за своевременного отказа принять то или иное научное открытие, то или иное расширение умственного кругозора. Расширение сознания и широкий кругозор должны стать основою и целью воспитания, иначе человечество не выйдет из полосы губительных войн и революций.

П.Е.И.Р.6 19.04.38. Радуюсь, что Вы обратили внимание на детей. Именно, самая неотложная, самая насущная задача – это воспитание детей и юношества. Во всех странах этому вопросу, на котором зиждется все благосостояние и мощь народа и страны, уделяется сейчас очень малое и притом крайне убогое внимание. Обычно принято смешивать образование с воспитанием, но пора понять, что школьное образование, как оно поставлено в большинстве случаев, не только не способствует нравственному воспитанию молодежи, но даже наоборот. В англосаксонских странах школы заняты главным образом физическим развитием молодежи в ущерб умственному. Но непомерное увлечение спортом ведет к огрубению нравов, к умственному вырождению и к новым заболеваниям. Конечно, не лучше обстоит дело и домашнего воспитания в условиях современных семей. Потому пора обратить самое серьезное внимание на тяжкое и беспризорное положение детей и юношества в смысле морального развития. Многие высокие понятия совершенно вышли из обихода и заменились житейскими формулами легкого достижения пошлейшего благополучия и такой же известности.

Следует немедленно приступить к организации садов, или клубов, или содружеств, где дети разного возраста могли бы собираться группами и получать ту духовную пищу, которая отсутствует в школах и в семьях. На днях мы узнали, что в Калифорнии и по другим местностям Америки начала свою деятельность именно такая организация, посвященная имени моего мужа. Молодежь, члены этой организации, называют себя факелоносцами. Факел является символом знания, переданного великими людьми, мужчинами и женщинами прошлого и настоящего. Молодые факелоносцы избирают себе наиболее близкий образ из таких героев и героинь и стараются подражать ему в своей жизни. Именно, цель их – нести этот факел мудрости и достижения в будущее на пользу грядущих поколений. Такое ознакомление с самоотверженными жизнями всех веков и народов помогает детям осознать величие человеческого достоинства и назначения и научает их любить самоотверженный подвиг. По истории знаем, что каждая великая эпоха была отмечена приливом мощной волны почитания героизма во всех его проявлениях. Завет Великого Братства – творите героев!

Если уроки высокой нравственности следует преподавать детям на жизнях героев всех веков и всех народов, то и сокровенные законы бытия могут быть изложены в форме увлекательных рассказов и примеров из жизни всех царств природы. Накопленная мудрость веков может быть представлена им в самых простых формах, и, таким образом, приоткроется много новых далей. Конечно, еще лучше запоминаются такие уроки, когда они преподносятся детям в виде маленьких пьес, как и делаете это Вы, где сами дети исполняют роли героев. Потому так одобряю Вашу программу. Дети могли бы на [своих] собраниях носить имя избранного ими героя.

Полезны и занятия искусством, и самыми прозаическими ремеслами, ибо ничто так не пробуждает дремлющие способности, как возможность непосредственного, личного выявления. Хороши и хоровое пение, и народные танцы и т.д., все занятия, которые требуют объединенного ритма. Но особенно следует поощрять детей высказывать свои мнения по поводу всего прочитанного, услышанного и виденного ими, такие обсуждения заложат основу мышления. Также необходимо ввести увлекательные занятия и игры, требующие особой внимательности. Ведь память есть, прежде всего, внимательность. В старших группах можно было бы ввести писание дневников, так, чтобы в них отмечалось все хорошее, что было сделано за день, и все ошибки, которые были допущены. При этом, начиная новый день, пусть принимается решение не допускать в течение всего дня определенного поступка, например – раздражения, грубости или лжи, или же, напротив, утверждать особую внимательность, вежливость и бережность к окружающим и т.д. Ведение такого дневника с целью самоанализа очень поможет искоренению нежелательных привычек и утверждению новых и полезных. Привычки слагают качества. Не забудем и полезные экскурсии для ознакомления детей с разными отраслями труда, науки и искусства. Совершенно необходимо воспитывать в детях любовь к природе во всех ее проявлениях. В этом отношении полезны всякие пикники и прогулки для собирания ботанических, энтомологических и минералогических коллекций. Вообще, собирание всевозможных коллекций весьма способствует приобретению полезных знаний.

Правильно, что собираетесь ознакомиться с разными воспитательными и образовательными системами, таким образом можно будет избрать из каждой самое лучшее и одухотворить синтезом Учения Жизни, или Учения Живой Этики. Между прочим, собраны ли у Вас в отдельную тетрадь все указания о воспитании и школах в книгах Учения?

Впоследствии с помощью родителей можно будет составить и кооперативную библиотеку для детей и юношества. Значение и влияние книги на юношеское сознание не поддается измерению, ибо оно безгранично. Эта область должна была бы явиться предметом особой, исключительной заботы государства. Часто первые прочитанные книги дают толчок и направление всему дальнейшему развитию мышления. Сколько исковерканных жизней, сколько преступлений, совершенных малолетними, если проанализировать их мышление, окажутся лишь следствиями прочитанных ими книг или драк и преступлений, увиденных в кино!

С величайшей радостью прочту Ваш реферат. Программа воспитания так широка, как сама жизнь. Не исчерпать всех возможностей улучшения. Не кажется ли Вам, что мы накануне нового подхода и переустройства всего школьного образования? Количество и спешность новых открытий во всех областях науки настолько прогрессируют, что скоро современное школьное образование не будет в состоянии идти в ногу и отвечать новым достижениям и потребностям времени, придется выработать новые методы во всей образовательной системе. Именно воспитание синтетического мышления станет насущною необходимостью.

В заключение приведу Вам одну беседу: «Вы знаете, насколько западает слово в детское сердце. Особенно до семи лет можно вызвать воспоминания о Тонком Мире. Дети чувствуют, как они ощущали эту особую жизнь. Полезно спрашивать детей, не помнят ли они чего-либо особенного? Такие прикасания называются открытием памяти. Пусть с годами опять замрет память о прошлом, но все-таки останется искра прекрасного существования. Великий Учитель любил открывать память. Он приближал к себе детей и не только спрашивал их, но и касался рукою, тем усиливая яркость воспоминания. Он не только любил детей, но видел в них продвижение человечества. Относясь к ним, как к взрослым, Он был прав, ибо, когда вспоминается далекое прошлое или Мир Тонкий, ум становится взрослым. Никогда дети не забудут того, кто подошел к ним как равный. Они сохранят такое воспоминание на всю жизнь. Может быть, дети помнили Учителя больше, чем исцеленные Им. Так нужно помнить, что младшие будут продолжателями жизни, и каждый должен им сообщить опыт свой. Но еще мудрее будет, если можно пробудить воспоминания о Тонком Мире. Самая глубокая духовная жизнь сложится там, где засияла искра существования Тонкого Мира и облегчилось сношение с Миром Невидимым. Явления Учителя в тонком теле укрепили учеников в реальности Невидимого Мира. Не все могли воспринять сущность этого Мира, но все-таки окно приоткрылось».

П.Е.И.Р.6 23.04.38. Конечно, главным стимулом к раскрепощению женского сознания и ее подчиненного положения явится новое воспитание. Оно от ранних лет будет закладывать понимание основ бытия, назначения и роли человека в мироздании и тем даст новое направление всему мышлению, следствием чего явится расширение горизонта во всех областях жизни. И только тогда можно будет ожидать искоренения многих вреднейших привычек и предрассудков, ставших обычаем, и пошлейших устремлений и занятий, являющихся главным злом и причинами происходящего массового разложения и безумия. Считаю самыми страшными явлениями всемирное увлечение роскошью и чудовищный рост ее неотъемлемой спутницы пошлости, которая уже возложила на себя всякие «королевские» диадемы. Червь пошлости опасен именно своею ничтожностью: легко проникая всюду и незаметно, он быстро размножается и покрывает собою даже здоровую ткань.

П.Е.И.Р.6 17.09.38. Идеология, проводимая в книгах Живой Этики, идет в ритм с требованием Новой Эпохи, и именно молодежь, воспитанная на этих книгах, создаст авангард нового и более счастливого мира, где все высшие ценности будут поставлены во главу и будет осознано все великое значение психической энергии в ее разнообразных свойствах и приложении.

П.Е.И.Р.6 13.10.38. Общественность должна быть тщательно воспитываема. Одним из первых заданий школы и государства должно быть воспитание и создание ответственных работников и деятелей. Именно в школе дети встречаются с первым проявлением общественности. И конечно, для воспитания сознательных деятелей должна быть правильно понята и допущена личная инициатива. Но вот этой-то инициативы больше всего боятся ограниченные умы. Инициатива допускается лишь в приобретении собственности, и в этом инициатива получает даже самую широкую поддержку в ущерб многих и многому. Вы правы, нет ничего труднее, как найти истинного воспитателя. Нужна великая самоотверженность при такой деятельности, но многие ли способны на нее?
 
П.Е.И.Р.6 26.01.39. Именно, как говорит наш Пирогов, «следует придавать воспитанию большее жизненное значение, нежели образованию», и в этом он глубоко прав. Но в обиходе слово «воспитание» приняло самое уродливое ограничение в понимании приобретения хороших манер и обучения спорту. Почти никто не задумывается, что воспитание прежде всего касается всей внутренней сущности человека, всего его характера, и есть внесение основ Этики в детское сознание с возможно ранних лет.  

П.Е.И.Р.7 08.06.44. Вы спрашиваете моего совета о воспитании и образовании. Конечно, важнее всего воспитание сердца, и притом с самого раннего возраста. Необходимо заронить семена любви к природе и сострадания и чуткости ко всему живому. Видимо, Вы имеете весьма чуткого человечка в Вашем голубом принце, потому приближение к природе явит ему самую чудесную Книгу Знания. Наблюдая за выказанным им интересом, можно легко установить, какая область ему ближе. В России до революции мы имели множество прекраснейших книжечек по естественной истории в популярном изложении крупных ученых, они оказали мне большую услугу в развитии любознательности в моих мальчиках. Вы спрашиваете о наказании. Конечно, я всегда была и буду против всякого телесного наказания, сажания в карцер и тому подобных средневековых приемов. Неиспорченному ребенку легко объяснить некрасивость его поступка, и он будет стыдиться повторить его. Но для предупреждения задатков распущенности необходимо проводить начала дисциплины с самого младенчества.

П.Е.И.Р.7 14.05.45. Высшие эмоции, высшее знание требуют воспитания и непрестанного утончения наших свойств и качеств для восприятия вибраций высших. А кто же заботится вообще о воспитании масс? Образование не есть воспитание. Образование без воспитания порождает преступников, больших и малых.

П.1 17.06.31. Прошу очень не баловать растущего воина и приучать его к занятиям, внимательности, усидчивости, и развивать дух сотрудничества, помощи и сострадания к животным и всему нуждающемуся. Пусть уже от самых малых лет приучается помогать. Дети так любят, когда старшие просят их помощи. Можно изобретать случаи для такой помощи. Учить нужно его услужливости и уважению к старшим, этим утвердится и понимание Иерархии, пусть приучается думать о других и находить радость в доставлении удовольствия окружающим. Самое страшное – это развить в ребенке эгоизм и скупость, ибо эти свойства ограничат и его мышление.

П.Е.И.Р.6 10.09.38. Нужно с детских лет прививать способность распознания главного и существенного, а следовательно, и всего истинного великого от второстепенного и ничтожного.

П.Е.И.Р.7 24.03.44.
Истинно, мир не может существовать без осознания значения культурных достижений, и эта аксиома должна быть запечатлена с самого раннего детства в нарождающемся поколении.

П.4 12.12.52. Следует с самых ранних лет усвоить страстное желание к познанию и устремление к совершенствованию, начиная с качеств любого труда. Необходимо полюбить самый процесс совершенствования, в этом заложена тайна преуспеяния в любой области познания и подход к Высшей Йоге.


 

К началу страницы
Поиск новостей

Последние новости
[05.05.2019]
*Промедление.
[05.05.2019]
*Жалость к себе.
[05.05.2019]
*ИДЕИ ЖИВОЙ ЭТИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.А.УРАНОВА
[05.05.2019]
*Шість порад від Фоми Аквінського.
[05.05.2019]
*16 мая 2019 года состоится занятие Центра "София".
[05.05.2019]
*КВАНТОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ФИЗИКИ
[05.05.2019]
*8 мая - День памяти Е.П. Блаватской, День Белого Лотоса.
[07.04.2019]
*ПАКТ РЕРИХА - ЗАЩИТА КУЛЬТУРЫ И ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

"София-Урусвати - 2019" Сайт управляется системой uCoz Rambler's Top100 Agni-Yoga Top Sites