Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
"Через Культуру - к здоровью духа"
 
Главная Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Разделы новостей
Новости сайта [497]
Новости Общества [34]
Анонс мероприятий [108]
Главная » 2009 » Май » 8 » Если не я, то кто же?
Если не я, то кто же?
19:57
 

 Мы живем в очень непростое время, когда весь мир переживает финансово-экономический кризис. Нельзя не согласиться с высказываниями некоторых международных экспертов, социологов, журналистов, что причиной этого кризиса стало неуемное, непомерное потребление человеком, обществом материальных благ, которые фактически стали  целью и смыслом жизни подавляющего числа людей. Безусловно, материальные блага необходимы для существования человека и общества, но они не должны становиться целью и смыслом жизни, заменяя собою все другие цели развития. Во всем должна быть мера и целесообразность.

Глобальный кризис лишь обострил дисгармоничное развитие человечества, обнажив его внутренние проблемы и показав,  что происходит, когда Культура, духовность становятся второстепенными в жизни государства и общества. В результате  такого однобокого материально-потребленческого развития очень важные понятия и принципы, вечные, общечеловеческие ценности постепенно  стали вытесняться из нашей жизни, отходя на второй план. Коррозия бескультурия  охватила все общество. Под это влияние попали семья, школа, все сферы жизни общественно-государственной жизни. С экранов телевизоров и страниц газет нас все больше и больше теперь призывают расслабиться по полной, взять от жизни все и т.д. Сегодня уже никто не учит отдавать что-то обществу, а только брать, брать и брать. Основной идеей жизни для многих современных людей стали потребительство и накопление материальных благ, карьера, деньги, престиж. Спрос, безусловно, рождает и предложение -  в последние десятилетия строят в основном торгово-развлекательные центры, казино и не строят вовсе Домов и центров Культуры, искусства, за небольшим исключением.

В этих непростых современных условиях очень сложно проходит процесс социализации, развития личности, которая  претерпевает различные деформации. Увеличивается детская и подростковая преступность, ранняя алкоголизация, наркомания, распущенность нравов, компьютерная и игровая зависимость и т.д. Молодежи сегодня очень трудно найти правильные ориентиры жизни. Она  в большинстве своем стала   малоинициативной, инертной. А ведь именно за молодежью стоит будущее страны, народа, человечества. Возникает вопрос: какое будущее ждет нас,  если положение вещей не изменится в ближайшие десятилетия?

В противовес сложившейся ситуации сегодня все громче звучат пусть еще одинокие, но мужественные призывы, голоса ученых, педагогов, писателей, журналистов, музыкантов, художников,  к тому, что нужно что-то менять в устройстве нашей жизни, в подходах в развитии молодых поколений, иначе будущее наше будет малоперспективным. И как инструмент оздоровления общества выдвигаются Культура, духовно-культурное воспитание молодого поколения, возрождение духовно-культурных ценностей.

Почему же именно на Культуру, культурное воспитание общества, и особенно воспитание молодого поколения, возлагаются большие надежды? Кто-то из классиков сказал, что разруха начинается в головах людей. Можно добавить – в сердцах людей, которым не хватает ответственности, совести, гуманизма, честности, справедливости. Мы все хотим жить лучше, хотим жить в справедливой стране, где забота о человеке стоит на первом месте, где соблюдаются права и свободы граждан, где созданы нормальные условия для жизни и реализации личности. Но что каждый из нас сделал, делает и собирается делать для достижения этой цели? Ничего. Все ждут, что все само собой придет, все собой изменится. Немногие, правда, все-таки пытаются через социально-экономические реформы улучшить условия жизни людей. Но сегодня, хоть какие экономические реформы применяй, все равно привычка, созданная десятилетиями - воровать, брать и давать взятки, все использовать в личных интересах, сведет на нет  любые хорошие начинания. Поэтому только изменение качества сознания людей,  образа  их мышления, мотивации поступков и ценностных приоритетов сможет изменить   жизнь общества к  лучшему. И именно Культура может помочь осознать и совершить эту важную переоценку жизненных ценностей.

Почему же в современном обществе так мало понимается и принимается постулат оздоровления общества Культурой, необходимость возрождения духовно-культурных ценностей? Существует много причин – индивидуальных, психологических, социальных, исторических, причин касающихся менталитета и т.д. Акцент все-таки хочется сделать на следующих причинах:

-  современное общество утеряло истинный   смысл  Культуры,

- сегодня не понимается значение Культуры для эволюции человека, человечества;

- соответственно не осознаются и не применяются те важнейшие функции, которые культура выполняет в обществе.

Одной из основных причин того, что в современном обществе существует сложность понимания истинного смысла и значения культуры состоит в том, что многие, и даже достаточно образованные люди,  часто путают понятия культуры и цивилизации, и соответственно подменяют одно понятие другим. Культура и сам человек много теряют из-за такой подмены.

Споры вокруг сути культуры и цивилизации велись давно. Одно время считали, что культурой является все, что создает человек. Но нельзя ведь считать культурными творениями то, что способствует разрушению человека и природы, не так ли? Одним из первых, кто   внес ясность в это вопрос, был Иммануил Кант.    Кант разрешил данный вопрос гениально просто. Он определил культуру как то, и только то, что служит благу людей и что в своей сущности гуманистично: т.е.  вне гуманизма и духовности нет истинной культуры. Кстати, именно поэтому так называемая массовая культура, которая заменила собою  истинную культуру,  не является таковой, потому что она не несет духовности и гуманизма. Исходя из такого понимания сути культуры, Кант  выделил «культуру умения»  и «культуру воспитания», а чисто внешний, технический тип культуры он назвал цивилизацией. Кант предвидел и предупреждал, что слишком бурное развитие цивилизации, оторванное от культуры может привести к опасности технического самоуничтожения человека.

Известный  философ Николай Бердяев, рассматривая вопросы культуры и цивилизации,   писал, что «Культура имеет душу… Культура имеет духовную основу… Цивилизация же имеет лишь методы и орудия». Оттого человек по-разному включается в культуру и цивилизацию. В культуре он духовно растет. В цивилизации же акцент развития переносится с человека на социальную сферу, улучшая условия его жизни.

Николай Константинович Рерих, известный русский художник, мыслитель, культурный деятель,  всю свою жизнь посвятивший вопросам изучения и утверждения культурных основ в жизни людей, определил в своих трудах, что цивилизация связана с обустройством жизни  общества, культура же связана с духовным, творческим развитием  и жизнедеятельностью человека. Николай Рерих  придавал культуре важное эволюционное значение. Он утверждал, что если из жизни людей убрать Культуру, то прекратится эволюция человечества.

Хочется отметить и высказывания о культуре и цивилизации современного исследователя культуры,  историка, ученого Л.В. Шапошниковой, которая утверждает следующее: «Культура первична в жизни человечества, а цивилизация вторична. Но их взаимодействие  крайне важно для человека. Культура лежит в основе цивилизации. Если такой основы нет, то возникает бездуховная цивилизация, свидетелями которой мы являемся. В такие моменты утрачивается представление о культуре как о стержне цивилизации. Люди забывают, что какой бы изощренной ни была цивилизация, она не в состоянии создать духовного человека, на котором держится эволюция жизни, эволюция космоса. Предавая забвению культуру как таковую, отводя ей второстепенное место в системе общественных ценностей, а зачастую сводя ее к псевдоценностям массовой культуры, многие не понимают того обстоятельства – любой кризис, экономический, социальный, политический, научный есть прежде всего кризис самой культуры. Выход из любого кризиса должен начаться с понимания эволюционной роли культуры и создания благоприятных условий для ее развития».

Как видно из вышесказанного, культура и цивилизация это разные понятия и для гармоничного развития индивидуума, общества, народа, человечества, должно быть гармоничное сочетание, равновесие этих явлений. Это закон развития человека, человеческого общества, который крайне необходимо осознать, и который закон нужно соблюдать, для того, чтобы избежать многих проблем и кризисов. Без культуры человек и общество деградируют. Дефицит культуры способствует вырождению семьи, народа, нации, всего человечества. Отсутствие культуры несет к созданию разрушительных для общества продуктов – атомных бомб, оружия массового уничтожения, модифицированных пищевых продуктов и т.д.

Культура улучшает человека, его внутренний мир, тогда как цивилизация улучшает только условия жизни людей. Именно наличие культуры в человеке дает возможность творить, создавать высокое качество продукта – будь-то в области искусства, науки, техники. Даже искусство вырождается без истинной культуры и духовности, преобразуясь в придатки так называемой массовой культуры. Искусство, не несущее красоты и духовности, разрушительно для развития личности.

Если бы вопросы культуры сегодня понимались и освещались намного шире, и если бы были осознаны те важнейшие функции, которые сегодня выполняет культура в жизни людей,  то развитие человека, общества, государства пошло бы вперед огромными шагами и изменилось бы само качество жизни. Даже короткое обозрение некоторых функций, которые выполняет культура, показывает их важнейшее значение для гармоничного развития человека:

1.Воспитательная – воспитывает в человеке ответственность,  совесть, гуманизм, честность, трудолюбие и другие качества, которые делает человека настоящим человеком.

2.Профилактическая. Воспитание молодых поколений в духе культуры, тем самым осуществляет профилактику негативных проявлений в обществе. На последствия отсутствия культуры – коррупцию, преступность, алкоголизм, наркоманию, болезни - государство тратит миллиарды, а на профилактику, т.е. на воспитание культуры – копейки. 

3.Гармонизирующая. Воспитание культуры гармонизирует взаимоотношения между людьми. В семье  воспитание культуры способствует проявлению любви и уважения между  ее членами; в коллективе  сотрудников соблюдение культурных основ гармонизирует общую атмосферу (искореняет чувства зависти, соперничества, лени и т.д.) и повышает производительность труда; в общественных местах  -  способствует взаимному  уважению и такту, соблюдению чистоты    городов,  парков, бережному отношению к природе и т.д.

4.Преобразующая. Воспитание культуры личности будет способствовать тому, что  человек на своем служебном месте будет поступать по совести, справедливости: создавать справедливые  законы, исполнять их честно, служить обществу и государству, а не своим личным интересам. Культура преобразует, таким образом, систему жизненных ценностей общества и направляет ее на служение общему благу.

5.Духовная. Культура своей нравственной основой способствует повышению духовной энергетики человека, народа, человечества.

6.Творческая. Повышение культурного уровня человека  способствует раскрытию творческих способностей индивидуума, его творческой самореализации  и созданию продукта высокого качества.

7.Просветительская. Через искусство, красоту, которые являются элементами культуры, происходит распространение доброго, вечного, созидательного начала в обществе. Что делает его чище и добрее.

8.Оздоровительная. Раньше говорили в здоровом теле – здоровый дух. Сейчас благодаря ученым можно утверждать, что именно здоровый дух, т.е. культура сердца и культура духа в человеке способствует здоровью его физического тела.

Нужно отметить еще одну важную причину, которая тормозит осознание и применение культуры для оздоровления человека,  семьи, общества и т.д. – это установившиеся привычки личности – стереотипы мышления, привычки нездорового образа жизни, предрассудки, привычки обихода и т.д.  Многие люди, вследствие невежества   рассуждают, так сказать, прагматически – подумаешь, культура. Проживем без нее. Сейчас главное – накормить народ, семью, экономику поднять и т.д. И, мыслящие таким образом люди, пытаются дальше, обходя вопросы культуры, культурного воспитания жаловаться на несправедливость законов, на различные злоупотребления, рост преступности, в том числе среди молодежи, на непонимание в семьях и т.д. Не осознавая, что именно дефицит культуры является корнем этих проблем. Получается некий замкнутый круг.

Сегодня, к сожалению, укореняются разрушительные тенденции, особенно среди молодого поколения, когда многие хотят поменьше работать и побольше зарабатывать, это в лучшем случае. Есть и другие варианты, когда работать вообще не хотят, а только получать, и  не просто деньги, а большие деньги. И не просто отдыхать, а шикарно, с размахом. Но так не может продолжаться бесконечно. Такое мировоззрение и такие подходы к жизни разрушительны. Даже такой простой пример как развитие клеточки организма человека, когда каждая клетка потребляет только 20% поступающих веществ и отдает 80% на развитие всего организма, показывает, что понятие альтруизма, отдачи заложено в Природе. Та клетка, которая отказывается отдавать часть веществ организму, а потребляет все сама, становится раковой, начинает разрастаться и если ее вовремя не удалить, организм вместе с ней погибает. Сейчас большинство человечества уподобляется тем раковым клеткам, которые своим эгоизмом способствуют разрушению целого организма – нашей планеты. Поэтому современное общество крайне нуждается в оздоровлении.

Что же делать? Как менять что-то к лучшему? С чего начинать?

Мы сами допустили все это, мы же сами и должны навести порядок в самих себе и в окружающем. Никакие реформы и экономические меры не дадут результата, пока мы не наведем порядок в себе, своей семье, обществе, государстве. Нужно начать менять себя, свои привычки, свое отношение к жизни, к людям, жизненным обязанностям. Нужно перестать грубить, воровать, лениться, перестать придерживаться принципа – моя хата скраю, после меня хоть потоп и т.д. Нужно утверждать другие лозунги жизни: лозунги Культуры, творчества, красоты, гуманизма, доброты, ответственности, патриотизма. Нужно утверждать всюду Культуру, духовность, творчество, прививать детям, подрастающему поколению новые принципы и устои жизни – более гуманные, культурные, творческие, созидающие.

Сегодня на помощь утверждения новых принципов жизни – более культурных и гуманных приходят энтузиасты во многих областях науки. Известный педагог-новатор школы гуманной педагогики Шалва Амонашвили утверждает, что для того, чтобы воспитать новое поколение, нужно, чтобы система образования, воспитатели и педагоги осознали и приняли в свою систему важный элемент – духовно-культурное воспитание личности. Без этого нововведения все останется по-прежнему. Для качественных изменений каждый учитель, педагог, воспитатель, родитель должен осознать важнейшую аксиому педагогики:

Доброта воспитывается добротой.

Любовь воспитывается любовью.

Красота воспитывается красотой.

Гуманизм воспитывается гуманизмом.

Культура воспитывается культурой.

Для того, чтобы выполнить эту задачу, этого сама личность педагога должна стать культурной. Сам педагог должен суметь измениться внутренне, чтобы донести Культуру до детей.

Большая роль в процессе культурного оздоровления общества принадлежит молодежи. Именно молодежь должна осознать значение Культуры для будущих поколений, для оздоровления общества, для улучшения жизни людей. Молодые люди должны   проанализировать ошибки предыдущих поколений, учесть и применить новые открытия в науке и начинать строить новое общество, новую страну – новую Украину (в России – новую Россию и т.д.), в которой совесть, честь, порядок, справедливость  будут основами и принципами жизни.

Надежда на молодежь очень большая, она еще не настолько закостенела  вредными привычками и разрушительным укладом жизни. Но для выполнения этой важной задачи нужно быть инициативными, устремленными, настойчивыми, культурными. Молодежь должна суметь поднять свой дух и дух всего народа. Это задача нелегкая, но исполнимая.

Без молодежи, которые завтра станут законодателями, инженерами, юристами, врачами, учителями, министрами, чиновниками и т.д., без их осознанного и добровольного участия изменить систему жизненных ценностей будет очень трудно. Именно  молодым,  предстоит ломать старые стереотипы в себе и строить новое общество, новые законы, в основу которого будут положены более справедливые и гуманные принципы жизни.

 Что же даст утверждение культурных основ личности, обществу, государству?

Воспитание внутренней культуры внесет во все сферы нашей жизни красоту взаимоотношений. Личность станет более гармоничной, сильной, творческой, ответственной, благородной. Семейные взаимоотношения станут более искренними, возвышенными и чистыми, честными. Из семьи уйдут ссоры, обиды, измены, эгоизм. Школа начнет  выполнять свою важнейшую функцию – воспитывать душу ребенка и давая знания, готовить ее к жизни. Врач и медицина  станут более гуманными. В обществе  люди станут более уважительно, толерантно и искренне относиться друг к другу. Государство станет служить людям, а не отдельным структурам и личностям. Законы станут более справедливыми, если составлять их будут люди высокой внутренней культуры и компетенции.

Это не утопия. Это реальность. Нужно только объединить усилия, СМИ, органов самоуправления, простых людей и общественных организаций. Винница славится многими благими начинаниями, так почему же нам не стать первопроходцами и в такой благородной, полезной и нужно всем нам направлении?

Нужно начать, а придут и новые люди, и новые возможности, и новые проекты. Мы все вместе и каждый в отдельности можем сеять зерна Культуры, каждый на своем месте – в семье, на службе, в кругу друзей. Везде можно и нужно наводить порядок, красоту, соблюдать культуру отношений.

Начинать нужно,  потому что само собой мало что изменится. Только руками и ногами человеческими строится новое. Осознание людьми личной ответственности, необходимости проявления самоотверженного труда сможет сдвинуть сложившуюся ситуацию с мертвой точки и направить  развитие общества на путь созидания и гармонии.

Для этого каждый человек, в ком еще не погасла искра совести и добра должен сказать себе: «Если не я, то кто же?» И начать действовать.

Демянишина Н.

 
 
Категория: Новости сайта | Просмотров: 822 | Добавил: sofia | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск новостей

Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz