Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
"Через Культуру - к здоровью духа"
 
Главная Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Разделы новостей
Новости сайта [497]
Новости Общества [34]
Анонс мероприятий [108]
Главная » 2019 » Май » 5 » ИДЕИ ЖИВОЙ ЭТИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.А.УРАНОВА
ИДЕИ ЖИВОЙ ЭТИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Н.А.УРАНОВА
21:47

Н.А.Уранов воспринимает высокие идеи Учения как обращенные непосредственно к нему и вообще к каждому человеку. Надо только принять эти идеи, понять их и довериться им. И тогда обычная, обыденная жизнь станет Жизнью с большой буквы, будет восприниматься как Жизнь Вселенной, и Вселенная будет в человеке, и человек будет Вселенной. Вот так понять идеи Живой Этики, именно так ощутить их в себе и помогают книги Уранова.

Самым значительным произведением Н.А.Уранова бесспорно является, и не только по объему, “Размышляя над Беспредельностью”, которое сейчас издается в 7-ми томах. В докладе использованы и другие философские работы Николая Александровича, “Жемчуг исканий”, “Огненный подвиг”, неопубликованные еще записи, а также его эпистолярное наследие, фрагменты которого опубликованы в сборнике “Нести радость”.

В предисловии к 1-му тому последователь, ученик Николая Александровича, лично знавший и неоднократно встречавшийся с ним в Усть-Каменогорске, Лев Миронович Гиндилис, автор примечаний к РНБ, писал: «Можно ли считать эту книгу комментариями к “Беспредельности”? И да, и нет. Да – потому что в ней фактически комментируется текст, дается разъяснение положений Учения, раскрывается их скрытый, сокровенный смысл. Нет – потому что Уранов не ставил перед собой подобной задачи, не стремился следовать “законам жанра”. Он свободно размышляет на темы, затронутые в данной Беседе (данном параграфе) “Беспредельности”; иногда эти мысли вызывают ассоциации, уводящие далеко в сторону, но такие путешествия, как правило, бывают полезны, ибо помогают лучше понять проблему, рассмотрев ее с иной, часто неожиданной стороны» (РНБ-4, с. 6).

Николай Александрович Уранов так писал об РНБ (так для краткости мы называем “Размышляя над Беспредельностью”): «Предлагаемые записи не являются попыткой написать комментарии к трудно понимаемым текстам “Беспредельности”». Он считал, «что он запечатлел лишь некоторые свои размышления при изучении“Беспредельности”, которые могут положить начало к раскрытию тайн той Бездны Премудрости, которая содержится в Скрижалях Великого Учения, предназначенных для построения Нового Мира. Множество исследователей на протяжении многих веков будет стремиться по зову своего сердца проникнуть в тайны “Беспредельности”, и если они будут передавать из поколения в поколение результаты своих размышлений, объединяя свои усилия, то когда-то синтез их трудов можно будет назвать “комментариями”. <...> Истина будет выявляться и с каждым новым шагом эволюции сверкать все ярче и ярче, и <...> когда-то наступит величайший момент, и утраченная Связь с Беспредельностью будет восстановлена!» (РНБ-4, сс. 1011).

Н.Уранов говорит о сложных, сложнейших понятиях очень образно, ярко, порой приводя неожиданные сравнения, примеры, метафоры, иногда используя неординарное словоупотребление, – все это помогает проникнуть в авторскую мысль и лучше понять смысл обсуждаемого.

Высокие философские тексты иногда проиллюстрированы стихами, иногда совершенно житейскими примерами, даны также графические рисунки и схемы, помогающие точнее разобраться и том или ином положении. Я попытаюсь обозначить лишь некоторые из большого разнообразия тем, над которыми автор работал всю жизнь.

Все произведения Уранова пронизаны красотой космического мироощущения, энергетическим мировоззрением, пропитаны Огнем. Сам автор считал РНБ книгой о Началах. Наибольшее внимание он уделял двум огромным темам: во-первых, космологии и эволюции и, во-вторых, философскому осмыслению проблемы Начал. Все книги Уранова утверждают Беспредельность, зовут в Беспредельность, помогают найти путь в Беспредельность и не заблудиться во множественных “духовных” ловушках, встречающихся нам по жизни.

На семинаре будут представлены отдельные специальные доклады по этим темам, я же только кратко скажу, что космология Уранова – это космология Живой Этики, основанная на теософии Блаватской, это сложнейший процесс развертывания Мироздания и его устройство. Неоднократно размышления автора в РНБ, начинаясь с какого-либо параграфа Беспредельности, опираются и на идеи Тайной Доктрины, осмысливают и их. Над произведениями Е.П.Блаватской: “Тайная Доктрина”, “Разоблаченная Изида” Уранов тоже долго и много работал.

Космос Уранова – это Дальние Миры и Солнечная Система, это место Солнечной Системы во Вселенной – видимой и невидимой, это другие космические миры, это космогония, это сложнейшее понятие “Космический Магнит”, который рассматривается с различных сторон: полярность Космического Магнита, его иерархичность, его влияние на жизнь и эволюцию человечества, присутствие Космического Магнита в человеке и связь его с духом человека.

Уранов размышляет о творчестве Космического Магнита, которое есть процесс усовершенствования форм и их содержания. А иерархия Космических Магнитов представляет собой “узелки великой пряжи Матери Мира”. В ближайшем космосе наше Солнце является Космическим Магнитом, который, влияя на циклы движения планет и других объектов, осуществляет руководство жизнью всей Солнечной Системы. “Магнитные узы, – говорит автор, – есть любовь” (РНБ, V, 160). Любовь есть сила, вдохновляющая на творчество. Творчество – это путь усовершенствования жизни. Путь развития творчества ведет к гармонии. Умение творить гармонию есть мудрость. Так у Уранова и образно, и философски, в духе синтеза воззрений Запада и Востока, столь сложное понятие как Космический Магнит соединяется с задачами жизни любого человека и всего человечества.

Любовь вдохновляет на творчество, ведущее к усовершенствованию жизни, к гармонии, что в конечном итоге приводит к мудрости. Таким образом Уранов соединяет Любовь с Мудростью. Так Уранов передает нам сакральную идею о единстве Любви-Мудрости. Принцип Любви-Мудрости (принцип Буддхи) неоднократно звучит в Живой Этике; в “Зове” он выражен формулой “У Господа моего равны мудрость и любовь” (Зов, 1921, июнь 7); и Е.И.Рерих тоже писала об этом единстве: “Мудрость и любовь – синонимы” (ПЕИР, II, 354).

Используя ключи, данные в Живой Этике и “Тайной Доктрине”, опираясь на письма Е.И.Рерих и обладая незаурядными астрономическими и астрологическими знаниями, автор пишет о влиянии движения Солнечной Системы в просторах галактики на эволюцию человечества и нашей планеты (и не только нашей).

Путь этот символизирован движением Солнца по зодиакальному кругу, причем автор рассматривает и годовой цикл, и большой цикл, с периодом примерно в 26 000 лет, движения точки весеннего равноденствия по эклиптике за счет прецессии земной оси и связанные с этими движениями процессы, происходящие на Земле и в Солнечной Системе.

Читая, постигая этот труд Н.Уранова, мы вместе с ним размышляем и о законах, по которым строится космическая жизнь, и о судьбе человечества, и о судьбе планеты Земля.

 В Живой Этике много говорится о Дальних Мирах, особенно в книге ”Беспредельность“. Естественно, что Уранов уделяет этой теме большое внимание. Так, в “Беспредельности” (§ 51) говорится, что “жажда общения с Дальними Мирами [т.е. устремление к ним] дает возможность приобщиться к течению Космоса” и что срок осознания Беспредельности уже приближается.

В РНБ (§ 51) читаем, что Дальние Миры – планеты Солнечной Системы – Светила, через изучение которых возникает первое представление о Беспредельности. А “жажда общения” с Дальними Мирами является одним из важных элементов импульса жизненного круга 6-ой расы – развития нового вида человечества, т.е. будущее Земли связано с развитием космического сознания.

Действительно, мы видим, как сейчас активизировано научное изучение космоса и с каким интересом общество относится к сообщениям о посылке зондов и аппаратов к Марсу, Венере, кометам, как следит за принимаемыми от них сообщениями. Но пока за пределами практического научного изучения остаются тонкие космические структуры, невидимое взаимодействие со Светилами, процессы не поддающиеся наблюдению оптической, радио- и рентгеноаппаратурой. Н.Уранов обращает наше внимание именно на эти аспекты.

Уранов пишет о взаимодействии в Космосе, пишет о Солнечной Системе как о Космической Общине, через осознание гармонии которой человечество может осознать непреложность идеи общины. “Дальние Миры являют космический коллектив, – пишет Уранов. – Эталоном космическим является община Солнечной Системы”. Но великая эпоха жизненного круга человечества, носящего название “Водолей”, проходит под знаком битвы Урана и Сатурна. Через осознание гармонии в космосе, “через сотрудничество, дружбу между Дальними Мирами (а следовательно, и вражду, т.к. всё проявленное двойственно)” человечество осознает непреложность идеи общины, “чтобы через эту идею перейти к <…> развернутому представлению Беспредельности как космического коллектива беспредельного распространения” (см. РНБ, III, 6–7).

И здесь уместно вспомнить, что писал Э.Сведенборг: “…Небеса образуют общину, которая сообщает каждому всё небесное и каждого наделяет всем тем, что в нем есть”[2]. Так прозорливец 18 века перекликается с мыслителем века 20-го.

...“Учение вводит в сознание, – отмечает Уранов, – два новых понятия: психожизнь и психодинамика” (РНБ, III, 125). Опираясь на формулу Учения “Психодинамика духа – основа Бытия” (Б, 64), он размышляет об этих понятиях.

Сфера психожизни относится к сфере, связующей дух с материей, а на этом плане протекают основные явления эволюции (РНБ, III, 113).

Эта сфера названа в Живой Этике психопространством. Психопространство – это душа мира, Анима Мунди, Алайя. Это область, откуда приходит физический мир и куда он уходит, совершив свой жизненный цикл, – пространство высших измерений. Оно находится между видимой вселенной и Высшим Миром Абсолютного Бытия – Миром Духа (см. РНБ, III, 149–150).

“Конечно, психопространство материально”, – пишет Уранов. Как все проявленное, оно семерично, и семь его основ, семь покровов, или семь элементов, отличаются друг от друга степенью плотности. Здесь развертывается понимание термина Живой Этики – “духоматерия”. Семь покровов Матери Мира, семь планов Материи Матрикс, на которых разворачивается драма эволюции (см. РНБ, III, 159).

Эта огромная многослойная сфера соединяет полюса Единого (соединяет Дух и Материю), через эту сферу осуществляется вечное взаимодействие духа и материи, вечное притяжение духа к материи и материи к духу. Этот вечный круговорот и называется психодинамикой духа в материи, в живущих частицах проявленного космоса (см. РНБ, III, 117). В основе психодинамики лежит дух, космическое дыхание (см. РНБ, III, 114).

“От мельчайшего до величайшего все связано взаимодействием, или психодинамикой. Это сложное взаимодействие [психодинамика] и есть основа жизни Космоса, или Бытие” (РНБ, III, 114).

Следуя за подсказкой Учения “Ищите во все выявлениях <…> не только импульс, но влечение психожизни”, Уранов развивает эту мысль. Все в космосе, в природе не просто устремлено к совершенствованию, или развитию, но осуществляет определенный план, составляющий часть всекосмического Плана. И это осуществление определенного плана, или мысли, или идеи, заложенной в каждом существовании (круге жизни), эта сознательность, или смысл, составляет основу психодинамики, или движения, передаваемого Высшим Сознанием (Высшим Разумом) каждой частице материи (см. РНБ, III, 116). Следовательно, речь идет не об абстрактном построении, или не только об абстрактном; если говорится о каждой частице материи, значит, и о человеке, и таким образом, и мы с вами являемся участниками этого захватывающего взаимодействия, называемого психодинамика.

Конечно, энергией всеначальной, энергией, являющейся первоисточником всех энергий, синтезом всех сил. Сознательное использование психической энергии будущим человечеством продвинет его “психодинамично”. Люди будут пользоваться психической энергией сознательно, и это вызовет быстрое и широкое внедрение человечества в сферу психодинамики, т.е. в душу вещей и жизни (см. РНБ, III, 117, 118).

“Область души – есть область космической энергии, именно поэтому космическая энергия часто называется психической энергией, (в то же время) область души есть область взаимодействия разобщенных Начал” (РНБ, III, 137). Итак, психодинамика утверждается на пространственных энергиях, или психической энергии. Уранов определяет их в данном случае как “мыслеформы, или идеи, рожденные Иерархией и предназначенные к воплощению на Земле” (РНБ, IV, 171).

Возвращаясь к этой теме в § 118, автор уточняет определение психодинамики: “Психодинамика есть ток обмена, возникающий между полюсами Начал. – И еще расширяет свое определение. – Это психическая всеначальная энергия в действии. Эрос, Фохат, Космическое притяжение, Космическая Любовь в действии.

Учение утверждает: “Психодинамика утверждается как объединяющая сила космического дыхания. Токи психодинамики как пространственный огонь направляет все сущее” (Б, 266). У Уранова читаем: “ Психодинамика направляет все сущее к объединению в Единое. Объединяет любовь, чем же отличается психодинамика от любви? Любовь есть высший аспект психодинамики” (РНБ, VI, § 267). Учение связывает понятия Космического Магнита и психодинамики. “Всемогущество Космического Магнита отвечает психодинамики пространства” (Б, 222). Уранов напоминает нам, что основой действия Космического Магнита, т.е. космического тяготения, является Космическая Любовь” (РНБ, § 222).

“Космическая Любовь притягивает <…> к братско-сестринским отношениям, умножая духовную силу объединяющихся. Духовная Община есть духовная семья. Здесь рождается магнит, который притягивает пространственные энергии. Конечно, если духовная община составлена из супругов, объединенных возвышенным чувством, – община эта усиливается психодинамично”(РНБ, IV, 171).

Так “…Путем объединения земного творческого коллектива происходит объединение его сил с творческими силами пространственного коллектива” (РНБ, IV, 173). Продолжая эту идею дальше (в Беспредельность) автор подводит читателя к осознанию идеи наличия в Космосе более высоких и сложных творческих коллективов – Творческих Иерархий, состоящих из нуклеусов 2-х начал (см. РНБ, IV, 174).

Читатель РНБ сможет познакомиться со множеством образных примеров, помогающих лучше усвоить эти сложные понятия: психожизнь, психодинамика, психодинамично. Примеры эти (впрочем, как и для многих других понятий) затрагивают различные области от земных брачных союзов до астрологически-астрономических взаимодействий.

“Прозревать психодуховно” – здесь автор размышляет о преодолении ограниченности интеллектуального подхода на пути к чувствознанию – орудию познания будущего человечества 6-го вида, и духоразумению – орудию познания 7-ой расы. Но пока только пророки, посвященные, святые могли действительно пророчествовать, прозревать психодуховно, он приводит также примеры поэтов-провидцев. В его трудах упоминаются святые подвижники: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Симеон Столпник и другие, поэты: А.Пушкин, Ф.Тютчев, Н.Гумилев, В.Маяковский. Неоднократно Уранов ссылается на творчество художника-прозорливца Н.Рериха.

Энергия психодуховности определена Урановым как синтез “духа” и “души” (РНБ, VI, § 242).

Понятие психодинамики непосредственно связано с космическими огнями – центрами сил Космоса, или Светилами. Психодинамика и психожизнь являются высшими проявлениями космического Разума – Иерархии Света. Сотрудничество Великой Матери Мира и Иерархов – Строителей Космоса – сотрудничество двух великих Начал и порождает невидимую (людям) жизнь – душу проявленной (видимой) жизни, или психожизнь Вселенной (см. РНБ, III, 140, 141).

Автор рассматривает и другие аспекты психодинамики. Так, в § 104 он пишет о творчестве Архата как о психодинамике восхождения в сферы высших слоев материи и возношении человечества вместе с собою.

Рассматривая в § 71 РНБ высшие слои, высшие сферы взаимодействия Духа и Материи, Уранов приходит к формуле “Психожизнь основания Космоса есть высшее напряжение гармонии”.“На самых высших Мирах гармония единения Начал настолько велика, что такое слияние [слияние Духа и Материи] выглядит как абсолютное единство” (РНБ, III, 181).

Чем тоньше Духоматерия, тем напряженнее, но и гармоничнее ее жизнь, ее психожизнь; в основании Космоса лежит высшее напряжение гармонии. Так же происходит на земном уровне: чем совершеннее отношения между людьми, чем совершеннее их любовь, тем более гармоничны их сочетания и обратно – “только при гармонии начал возможна совершенная любовь” (РНБ, III, 182).

Рассуждение о высшем напряжении помогает нам понять формулу Учения “Психожизнь есть пространственный огонь” (Б, § 77; РНБ, III, 224).

Применительно к человеку чудесно сказано в “Жемчуге Исканий”: “Огонь сердца – психическая энергия – есть прежде всего ЧУВСТВО человека.

Каждое мгновение человек наполняет пространство каким-то чувством. Вся жизнь ведется под знаком какого-то основного чувства. Различные периоды ее светятся цветами каких-то определенных чувств, питаемых лучами основного. Большие периоды разделяются на более малые, доходя до самых кратких мгновений.

Жизнь – это поток чувств, то спокойных, то волнующих, то приятных, то неприятных, то высоких, то низких, то светлых, то мрачных, то радостных, то печальных.

Мысли порождают чувства, чувства порождают мысли. Все, порожденное на основе чувства, жизненно и прочно.

Люди ценят высокие, самоотверженные чувства. Даже негодяи пытаются свои грязные, эгоистичные чувства маскировать под высокие.

Есть чувства чистые, прозрачные; есть чувства загрязненные, мутные. Чувства имеют цвет, звучание, запах... Чувства могут давать ощущение тепла или холода.

Значит, чувство есть энергия и субстанция. Ткань живоначалия, субстанция жизни, или Первичная Субстанция, есть Радость Несказуемая. Чувство высочайшей Любви, полного, абсолютного слияния навершие единения, невыразимая гармония, постигаемая в состоянии самадхи” (ЖИ, 26). Это (жизнь чувств) и есть психожизнь человека, жизнь его души, а чувства есть творческие энергии.

В § 211 РНБ сказано: “Душа, или психожизнь, является зерном формы”. Из наиболее сильных чувств рождались и рождаются лучшие произведения искусства, таким образом психожизнь человека-творца порождает форму.

Еще один комплекс проблем, к которым неоднократно возвращается Уранов, – Единство противоположностей и Единство во множественности.

Остановлюсь только на второй части. Единство во множественности рассматривается и в космогоническом аспекте, и в аспекте связи человека как частицы целого с Высшим – Целым – Единым, и в аспекте создания коллектива и построения общины. Один из подходов к этой проблеме через рассмотрение процесса совершенствования (см. РНБ, III, 267) и развития творческих потенций (см. РНБ, III, 269).

Каким же способом реализуется Космическое творческое Начало – “Матерь Мира – великая творческая сила в нашей сущности” (Б, 38), Беспредельность?

Уранов констатирует: “Дифференциация и сочетание дифференцированных частей в бесчисленных сочетаниях дают неисчислимые творческие возможности, которые совершенствуют красоту аур творцов и увеличивают мощь их центров” (РНБ, III, 291).

Но “разделение Единого Элемента на множество элементов есть лишь предпосылка творчества, дальше идет сложение, сочетание дифференцаций. Потому сочетание людей <…> есть космическое творчество Архатов, собирающее духов [людей] в различные коллективы, <…> меньшие коллективы в большие. Создание духовных общин также творчество Высших сил, Матери Мира и Владык” (РНБ, III, 298).

Сам процесс создания коллектива – это объединение ранее разобщенных частиц. Объединение строится на “чувстве единения” и на “чувстве Общего Блага”. “Общее Благо есть Благо общины, или коллектива” (РНБ, III, 307). Благо каждой личности, каждой индивидуальности должно координироваться с благом ближайшего коллектива, – утверждает Уранов. Работая над построением светлых коллективов, над созданием новых прекрасных форм отношений, форм жизни, сотрудник развивает в себе чувство кооперирования (объединения) своей работы с работой своего коллектива и с вышестоящим коллективом (см. РНБ, III, 307).

О согласованности. Развивая эту тему, опираясь на высказывание § 93 собственно “Беспредельности”, Уранов пишет о согласованности: “Прекрасное, выразительное слово, в нем нет ничего мудреного. Согласованность, согласие, лад, ладить, ладно...” Как во многих других случаях он приводит несколько примеров: высокий пример потока космической эволюции, потока, состоящего из бесчисленных струй. Не всегда общее стремление к усовершенствованию протекает гладко: от нарушения согласованности образуются водовороты, обратные течения, происходит много бурлений, что в целом задерживает общее течение эволюции. Другой пример относится к человеческому, земному плану. Поток людей, бегущих от какой-либо опасности через узкие ворота. Если каждый будет стремиться поскорее проскочить вперед, не согласовывая свои действия с окружающими, образуется пробка. Несогласованность запрет ворота. Еще до приближения опасности они калечат друг друга и теряют драгоценное время. Вместо спасения они идут навстречу гибели (см. РНБ, III, 338).

Мне кажется, что этот пример, как и следующий, можно приложить к жизни каждого объединения, каждой общины, каждой группы.

И всем известный литературный пример. Три силы способны весьма результативно двинуть дело вперед. Но “лебедю, раку и щуке” самость мешает согласовать действия, страдает достижение Общего Блага. (см. РНБ, III, 339).

Построение общины связано с необходимостью согласования каждого участника совместной жизни с действием всех членов общины – с их общим благом. Значит, – пишет Уранов, – согласованность является непременным условием каждого объединения (см. РНБ, III, 339). Микропримером является самая малая из общин – семья, в ней отражены все элементы больших союзов.

Гармония жизни складывается [достигается] из согласованности частных и общих устремлений, согласованности личного и общего блага. “Духи, достигшие такого состояния, – пишет Уранов, – приближаются к центру общины, или объединения, и сливаются с (становятся) ее ядром” (РНБ, III, 341).

“При несогласованности энергий происходит явление взрыва”, – предупреждает Уранов (РНБ, III, 345).

Согласованность совершенствования духа с совершенствованием материи является тем принципом, который в будущей Расе ляжет основанием в строительство планетной жизни, позволит достичь творческого равновесия формы и содержания. (см. РНБ, III, 343). Необходимо не только согласование материального с духовным, но и согласование различных элементов материи – грубых с тонкими, также и согласование различных модификаций духа для утверждения творческого самосовершенствования (см. РНБ, III, 344). 

“Последовательность действий, о которой говорит Учение, есть последовательное разворачивание творческих сил человека на его пути от простого “смертного” до бессмертного богочеловека” (РНБ, III, 263).

Этот путь, это разворачивание потенциала человека происходит ступенчато, только по достижению определенной ступени возможно дальнейшее восхождение на следующую (см. РНБ, III, 263). И этот путь соответствует последовательности проявления космических огней.

В связи с совершенствованием, напоминая истину Учения “Лишь для совершенствования духа мы здесь” (РНБ, III, 400), на Земле, – Уранов рассматривает идею кармы. Он утверждает, что с космической точки зрения “течение человеческой кармы прекрасно” (РНБ, III, 266), ибо это течение устремляет человека к совершенствованию, к росту и прекрасному сиянию огненного цветка ауры. Люди часто с понятием кармы связывают наказание, неизбежные и неотвратимые страдания. Но как говорит Учение, “ничто великое не создается среди благополучия” (И, 185) и “из страданий рождаются драгоценные камни” (И, 38), драгоценные камни духа, добавляет Уранов, и можно претерпеть все ради красоты духовной, поскольку красота приносит высшую радость. Значит, можно сказать, что течение кармы – течение космической эволюции – утверждает радость. Но это не радость наслаждений земных, это мудрая радость духа, Радость Бытия (см. РНБ, III, 266).

“Радость является сущностью ощущения жизни”, – сказано в “Жемчуге исканий”, 21.

Так называемые «“кары”, или бедствия человека, имеют свои противоположения в Беспредельности», – говорится в Учении. Карма – “течение, несущее к бесконечному и беспредельному совершенствованию”, – продолжает Уранов. Иными словами, на этом пути человек и познает высшую радость устремления (РНБ, III, 280).

Каковы бы ни были кармические условия, всегда перед человеком открыта возможность реализовать “две вещи, связанные между собою нерасторжимой связью: накопление высших знанийи нравственное совершенствование”. Одно без другого недопустимо. Одно вызывает необходимость другого. Но выбор этой возможности всегда остается за самим человеком. Зачастую люди выбирают “удовлетворение низших инстинктов”, “трясину невежества”, “одурение роскошью и наслаждениями” (см. РНБ, III, 280).

Но человек, сознательно выбирающий путь эволюционного творчества, человек, идущий с космическим потоком, является сознательным спутником своего Отца небесного, своего Учителя Незримого. Он стремится не к земным наслажденям, не к отдыху в неземных сферах, но устремляется к дальнейшим ступеням творчества духа. Жажда восхождения в прекрасные сферы дальних миров помогает духу разорвать цепи Земли, где самость и страсть являются основой существования (см. РНБ, III, 106-107).

Как понимать “путь явленный зовущей Беспредельности” (Б, 63)? Уранов так пишет по этому поводу: “Не погружаться целиком в Землю [в материю Земли, в энергии Земли], а сохранить устремление к Дальним Мирам во всех земных делах и сделать его ведущим – это будет означать следование путем Беспредельности, это означает путь к воссоединению со своим Высшим Принципом, который является не только нашим высшим принципом, но всеобщим Высшим Принципом, Высшим Принципом всей Вселенной” (РНБ, III, 109).

Так преодолевается карма, т.е. закон кармы связан с понятием ответственности, ответственности не только моральной – за свою жизнь, но ответственности за соответствие или несоответствие эволюционным законам.

Если вернуться к тезису о страдании, то следует отметить, что Уранов говорит о страданиях являющихся болевым напряжением. Во время таких напряжений человек осознает их причины, учится сострадать другим. В нем рождаются новые чувства, человек перерождается. Душа его становится мягче, отзывчивей, гуманнее. Но если человек в результате страданий ожесточается, то значит, что страдания его ничему не научили. Он не решил предложенную ему задачу. Мы уже говорили о напряжении гармонии как о высшем аспекте психожизни. Сейчас речь о напряжении сильного чувства человека, которое может переродить его, переродить его разум, его сознание (см. РНБ, II, 233–234). Эволюционная задача – чтобы эти чувства стали высокими, чтобы эмоции переходили в чувство Красоты, чувство Радости, чувство Любви.

Много пишет Уранов о развитии, творении Новой Расы (Шестого вида человечества) “В основание 6-ой расы будут положены самоотверженность и сотрудничество” (РНБ, § 211). С этим нелегким процессом связано развитие сознания. И здесь тоже звучит тема творчества. Сознание, утверждает Уранов, “преображается восхождением на высшую ступень творчества, высшую ступень жизни”. Проблеме творчества вообще посвящено немало страниц. Обсуждая извечный вопрос о смысле жизни, Уранов приходит к такому выводу: “Жить ради совершенствования, жить для того, чтобы творить!”

Таким образом, эволюционное будущее человечества Уранов связывает с развитием психожизни, возвышением чувств, т.е. с совершенствованием каждой души, каждого человека, с правильным пониманием закона кармы, с развитием группового, а затем общинного сознания, т.е. осознания закона Общего Блага. Уранов собирает воедино эти понятия, помогает осознать их синтез. Как пишет Л.В.Шапошникова в предисловии к Живой Этике – “В процессе одухотворения и утончения материи синтез – основной, магистральный путь”[4].

 ...Много страниц посвящено, конечно, Иерархии, сотрудничеству с Иерархией, роли женщины и Женского Начала, Новой Стране, космической волне эволюции, вообще различным эволюционным процессам и их ритмам.

Рассматриваются такие философские категории, как творчество, любовь, воля, космический огонь, причинность, добро и зло, власть и толпа, жертва и многое другое.

...Закончу тем же с чего начала свой доклад: как сам Уранов воспринимал Учение Живой Этики. Он писал о том, что идеи Учения связывают нас с высшими сферами, но это происходитТОЛЬКО В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИМЕНЕНИЯ ИХ В ЖИЗНИ, внедрения в жизнь этих идей (см. РНБ, IV, 128).

И еще – в письме к другу он передает слова Е.И.Рерих: “Помните, что ключ от Учения находится не у Владыки, но в сердце каждого из вас” (НР, 26).

В предисловии к новому изданию Живой Этики Л.В.Шапошникова высказывает мысль о том, что “Космическая эволюция востребовала тех мыслителей и ученых, которые обладали способностью к синтезу”[5]. Одним из таких мыслителей в 20-ом веке и был Н.А.Уранов.

В одном докладе невозможно рассказать обо всех идеях и раскрыть смыслы положений и многочисленных тем произведений Н.Уранова. Возможно, сегодня совместными усилиями всех докладчиков мы только приступим к осмыслению многомерного творчества философа-космиста Николая Александровича Уранова.

Калинина К.Я.

Список сокращений: РНБ – Размышляя над Беспредельностью. Н.Уранов, НР – Нести радость. Н.Уранов, ЖИ – Жемчуг исканий. Н.Уранов

https://uranov.ru/chten/AJK.htm

Категория: Новости сайта | Просмотров: 318 | Добавил: Nina | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск новостей

Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz