В начале XX века пытливая научная и художественная
мысль вплотную подошли к пониманию космичности творчества. Между тем,
человечество все более приближалось к порогу вырождения великого искусства.
Личностное самовыражение, отравленное ядом самомнения, дошло до самых низких и
экстравагантных форм. Художники отвратили свой лик от духовных истоков и,
замкнувшись в копании психических феноменов, отъединились от сияния Вселенной.
Необходимо было новое обращение к Высшему, но уже не навязанное страхом адовых
мучений, а осознанное, устремленное. Об этом писали деятели культуры и
философы-богословы; о выходе человечества в надземные сферы размышляли ученые.
В России на взлете Серебряного века сформировалось течение общественной мысли –
Русский космизм. Н.А.Бердяев пророчествовал, что наступает новый период
истории, когда человек придет к «высшим формам религиозного сознания»
[2, с. 101] и в духовной жизни воцарится «тот высший разум, который
соединяет человека с божественным космосом» [2, с. 112]. В то время заново
открывали и переосмысливали духовное наследие Древней Руси, обращали свои взоры
к высшему, размышляли об иных мирах, увлекались теософией. И если еще недавно в
нашей стране все это замалчивалось, то теперь, напротив, в научном труде
Института искусствознания вообще утверждается, что «теософы соорудили
фундамент нового искусства ХХ века» [16, с. 414].
Вызревал взгляд на Вселенную как на колыбель человечества. Космос представлялся
как источник озарения, как основной фактор психологии творчества. Подлинные
творения – те, в которых живет искра Божьего откровения и которые, оказывая
сильнейшее воздействие на душу, преображают жизнь. Об искусстве – теургии,
осененной Благодатью и Божественной мудростью, мечтали философы Русского космизма.
О том грезили творцы символизма, стремясь к воплощению высшей красоты, которая
бы претворилась в красоту сущего. В те годы ведущим художником-космистом был
Н.К.Рерих – автор замечательных полотен. Им совместно с Е.И.Рерих было
принесено в мир Учение Живой Этики. Вобравшее в себя духовный опыт
человечества, оно стало важнейшей частью нового, космического мышления; в нем
вопросы космичности искусства нашли достаточно подробное освещение.
В этой связи в настоящей статье рассматриваются проблемы трактовки Живой Этикой
творчества как космического феномена, взаимосвязи положений Живой Этики по
вопросам искусства с духовным наследием Запада и Востока, с идеями Русского
космизма, а также с современными научными представлениями. Здесь же нами
приводятся некоторые параллели этико-эстетических воззрений Живой Этики с
творениями Леонардо да Винчи, Н.К.Рериха, А.Н.Скрябина, с исканиями деятелей
русской и зарубежной культуры ХХ века.
Ближайшая задача художественного мышления, говорится в Живой Этике, – «пробудить
сознание и вернуть миру предназначенный облик Красоты. Творчество духа должно
напрягаться именно к восхождению. Именно, не низводить высшее, но подымать.
Потому первым условием будет творить образ божий по-божественному. Когда
человеческое сознание перестанет изображать божественность по-человечески,
тогда достижения духа будут огненны» [25, 266].
Действительно, ренессансные мастера, а впоследствии и русские живописцы отошли
от средневекового символизма и стали изображать высший мир по академическим
правилам, наделяя образы святых земными человеческими чертами. Прав был
Н.А.Бердяев, когда писал, что ранее «порыв, который влек человечество в мир
иной, в этом мире воплощался в единственно возможной, высшей для нас красоте,
которая всегда имеет природу символическую, а не реалистическую» [2, с.
158]. Более того, вместе с отходом от иконописного канона во многом утратились
и те высокие духовные принципы художества, которые были разработаны религиозной
мыслью. Однако Бердяев уповает на возвращение искусства, которое «связано с
раскрытием в человеке глубинного, сверхчеловеческого, божественного начала»
[2, с. 119]. И уже почти совсем в духе Живой Этики, где «космос утверждает
человечество как явление принимающего, но принимающего творца» [22, 17],
Бердяев провозглашает: «Человек – посредник между двумя мирами» [2, с.
115].
Еще в античной натурфилософии световые озарения относили к важнейшим способам
постижения метафизических причин бытия. Около тысячи лет назад сформировались
основы христианской эстетики света и методы духовного тренинга, которые
приводили к созерцанию видений в мистическом акте единения с Абсолютом. «Свет
умный», писал известный аскет X–XI веков патристического направления Симеон
Новый Богослов, нисходит к «очам духовным, чтобы они мысленно видели мысленное
и невидимое» [15, с. 223–224]. Эти идеи нашли продолжение в ХХ веке у
П.А.Флоренского, признававшего, что «глас Божий воспринимается нами как свет»
[29, с. 168]. Небесное видение есть своего рода «внедрение дарованного,
незримого дара в дневное сознание, во всю жизнь, как весть и откровение
вечности. Это видение <…> точка опоры земному творчеству»
[29, с. 89].
В современной же науке изучение проблемы космичности творчества еще только
намечается в виде гипотез о том, что новые идеи, новые творения возникают, как
правило, интуитивно как продукт особого состояния психики человека – инсайта,
или озарения. Об этом больше свидетельствуют сами деятели искусства –
композиторы, поэты, художники.
...Западная психология продвинулась сравнительно немного в понимании
тайны творчества, тем не менее в ней утвердилось мнение, что во время
творческого акта «внутри личности происходит резкое столкновение
сознательного мышления и озарения» [8, с. 51]. В определении творчества
делается разграничение между творчеством как поверхностной эстетикой и его
истинными формами, то есть процессом открытия чего-то нового [8, с. 33].
Подытоживая исследования ученых, видный американский психолог Мэй Ролло пишет,
что озарение приходит только тогда, когда у человека имеется личная вовлеченность
[8, с. 53], когда наступает «состояние активного вслушивания, настраивание
на приближающийся ответ, готовность узреть нечто, что мелькает, когда образ или
слова наконец-то придут» [8, с. 72]. Однако взгляд на творчество как на
феномен, который охватывает сферу космоса, еще не нашел достаточного научного
признания. Делаются только ссылки на традиции Востока, на практику
дзэн-буддизма, последователям которого в моменты озарения открывалась
реальность Вселенной, существующей вне человека.
Как и в раннем китайском мистицизме, художественное откровение в Учении чань
(дзэн) считалось более адекватным способом общения с Абсолютом, нежели
религиозный ритуал. Красота мира осознавалась чаньцами как зов истины.
Открывавшаяся в озарении, она требовала для воплощения лишь нескольких линий,
чтобы не нарушить молчаливого и величественного явления. Однако эти линии
должны нести в себе «отпечаток сердца» [5, с. 29]. Этот остановленный в
штрихе свитка момент духовного наития был своеобразным выражением единства
мгновения-вечности.
Нечто похожее можно обнаружить и у Николая Константиновича Рериха. Согласно его
высказываниям, рождение многих творческих замыслов происходит, когда ощущаются
«краткие, чуть слышные касания крыльев истины» [11, с. 30], «таинственное
касание надземное» [11, с. 66]. Все это близко эстетике Серебряного века,
когда понятие красоты приобрело некий трансцендентный оттенок, а искусство –
теургический смысл. «Истина – в красоте. Искусство – вот наша религия»,
– эти слова М.А.Врубеля очень характерны для воззрений художников того времени
[4, с. 154]. «Красотою побеждаем. Красотою молимся», – формулировал свое
кредо Н.К.Рерих [12, с. 136]. По его представлениям, «…эволюция человечества
имеет высшее выражение в Красоте» [14, с. 181]. А.Н.Скрябин, ощущая себя
вселенским пророком, в хоре финала Первой симфонии призывал все народы мира
собраться и воспеть славу искусству, которое есть «дивный образ божества».
Рерих в соответствии с идеями Живой Этики объединил космос физический, космос
эстетический и космос духовный в одном высоком понятии Беспредельности. Его
трудно объяснить научными определениями, но легче выразить на языке искусства.
Родственное понятие можно обнаружить у оригинального русского философа
В.В.Налимова в его концепции трансличностного начала, несущего «в себе
нечто, непонятным образом связующее личностное и вселенское и, таким образом,
задающее единство мира в его творческом раскрытии» [9, с. 207].
... В Учении Живой Этики, наследующей многовековые духовные традиции,
оговаривается, что «озарение есть в сущности благодать устремленная»
[28, 503]. Для принятия озарения необходима молитва. «Молитва есть провод к
потоку Благодати», – совсем в православном духе выражено в Живой Этике [17,
35]. Известно, сколь прилежно молились древнерусские мастера, прежде чем
приступить к написанию икон. Иосиф Волоцкий свидетельствует, что Андрей Рублев
и Даниил Черный в Андрониковом монастыре вели исключительно добродетельный
образ жизни, стремясь сподобиться «божественныя благодати». Они
постоянно находились в углубленной духовной созерцательности и «…на
седалищах седяща и пред собою имуще божественныя и всечестныя иконы, и на тех
неуклонно зряще, божественныя радости и светлости исполняхуся» [цит. по: 3,
с. 211–212]. Этот восторг духа насыщал их лучшими устремлениями, без которых
невозможно подлинное творчество. «Восторг духа есть огненно созидающая
энергия», – подтверждает Живая Этика [25, 384].
... Связь с сокровищницей Беспредельности и «прикасание к
пространственному проводу доступно духу, который утвердился в космической
близости» [18, 868]. Эта мысль Живой Этики достаточно ясно выражена также у
Флоренского: «И в области созерцания сверхчувственного не иначе: мир
духовный, невидимое, не где-то далеко от нас, но окружает нас; и мы – как на
дне океана, мы тонем в океане благодатного света. <…> и
только сердцем невнятно ощущаем <…> светоносное царство»
[29, с. 99].
В Живой Этике «под озарением понимается не случайная вспышка, но целая
ступень сознания» [26, 455], когда явлена «добровольная каждодневная
дисциплина мысли» [26, 559]. Прежде всего, космический поток должен быть
осознан, а художнику необходимо находиться в состоянии сосредоточения [19,
179], устремляться «к расширению сознания, <…> к
необычному» [18, 695], «привыкнуть к утончению своих чувств» [25,
248]. А когда дух готов, чуткий организм художника может созвучать напряжению
космических огней. Тогда его «каждая устремленная вибрация создает канал для
пространственного огня <…> устанавливается связь между
надземными и земными токами» [18, 852].
О необходимости усердной работы духа для обретения духовной чуткости и принятия
Благодати в «Послании к Римлянам» указывал апостол Павел: «И не
сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего…» [Рим.
12:2].
Позднее о подвиге самоочищения писал Флоренский. Подвиг, «снимая все
субъективное и случайное, открывает подвижнику вечную, первозданную правду<…> Из
глубины своей подвижник и при суете дневной видит красоту звездного неба»
[29, с. 118].
Чтобы устремить дух на радость творчества, «надо изгнать ненужные мысли и
готовым быть принять волны вибраций…» [21, 10 мая 1921 г.]. «Только меч,
разящий самость, приобщает дух к высшему миру» [18, 569]. Эти максимы Живой
Этики были и основными заветами в христианской аскетике. Подробную разработку
они получили у синаитских отшельников и у Нила Сорского в его наставлениях
вести многотрудную внутреннюю борьбу со своими «страстями» и всяческими
«помыслами», заботиться об «очищении сердца», научиться управлять
своим мышлением и погружаться в состояние «безмолвия умнаго», при
котором достигается непосредственное единение с Первопричиной [10, с. 21–23].
... Огонь как тончайшее духовное проявление есть «импульс творчества,
импульс устремления» [18, 641]. В Живой Этике подробно говорится о
взаимодействии человека с пространственным огнем: «Огненная сущность,
которая насыщает все живущее, есть Космический Огонь, исходящий из недр
Космоса, идущий в беспредельном творческом явлении. <…> Этот
Огонь пространства оплодотворяет мысль объединением тонких энергий. Пространство
заключает в себе тонкие формы для материализации. Нужно лишь пробудить в себе
те энергии, которые могут объединиться для творчества. Мысль и устремление есть
те предвестники, которые могут притянуть пространственное оплодотворение»
[25, 146].
Итак, исходя из Учения Живой Этики, космичность искусства можно определить как
характерный космический облик искусства, или, в более широком смысле, как
художественное творчество «при полной гармонии и в унисон с высшими
вибрациями» [18, 119]. В современном западном сознании подобная идея еще не
сформировалась, хотя Мэй Ролло и пишет, что творчество – это процесс, «в
котором осуществляется взаимосвязь личности и мира» [8, с. 43]. Однако в
чем же проявляется эта взаимосвязь и на каком уровне сциентистская мысль Запада
еще не смогла до конца решить. Главное, она еще не созрела в той степени, чтобы
процесс творчества осмыслить в космическом масштабе. Космос же в Живой Этике
предстает как основной движитель творчества, как источник, рождающий Красоту. «Уявлено
пространство как наиболее творческое явление» [18, 22]. «Клише открытий
великих носятся в пространстве. Те, кто могут напрячь свою психическую энергию
в ритм космических энергий, те примут в сознание сокровища. <…> Примите
огонь Беспредельности, как явление озарения» [18, 25]. Сам же процесс
вдохновенного творческого созидания возводится в Живой Этике в статус
космической деятельности: «Закон Космоса есть огненное творчество» [25,
146]. Собственно, по этим принципам можно и разграничить характер творчества:
творчество как поверхностная эстетика и творчество истинное, космическое, «когда
огонь духа объединяется с космическими огнями» [18, 690].
В мировом искусстве можно найти немало шедевров, которые вызывают ощущение
космичности, а их авторы были вдохновляемы небесной музой, или, говоря языком
Древней Руси, сподобились Божественной Благодати. К ним, несомненно, можно
отнести и Иоганна Себастьяна Баха, и Андрея Рублева, и Леонардо да Винчи.
В поздний период жизни (после 1512 года) Леонардо создал серию графических
произведений, которую принято называть «Потопы». В изображенных им природных
катаклизмах видится бесстрастный гнев небес. Кажется, что вскоре налетят
закрученные смерчи, обрушатся на беззащитную землю и оставят после себя лишь
бушующую пучину. В этих рисунках Леонардо словно бы отстранился от близкого
соприкосновения с людьми и наблюдал за происходящим издали, хладнокровно, как
ученый и умудренный мыслитель, стараясь скрыть свои личные эмоции и
прислушаться к голосу Космоса. Он воплощал его в своем искусстве как реальность
бывшую или будущую. «Самые большие земные катаклизмы, – поясняет Живая
Этика, – происходили от подводных прорывов. <…>Следует
опасаться поднятия уровня вод. Ту же судьбу переживала Земля несколько раз, но
люди не мыслят в планетарном масштабе» [24, 207].
... В искусстве Н.К.Рериха немало образов, которые художественным языком
выражают идеи Живой Этики. В частности, с рядом его исторических сюжетов можно
сопоставить мысли, высказанные в «Беспредельности»: «Издревле утверждалось,
что Первоисточник жизни есть космический магнетизм. Когда человечество
обращалось к источнику солнца и светилам, также к стихиям, то в этих культах
было выражение космического магнетизма. Человек в древности искал то свойство,
которое приближало его к творчеству космическому» [18, 122].
Вероятно, явление такого космического магнетизма реконструирует Рерих в
картинах «Веления неба» (1915) и «Знамение» (1915).
«На первой ступени развития человека, – говорится в Живой Этике,
– утверждалось понятие стихий, как силы творческой. Не только
поклонение грозному небу, но инстинкт заложенный уявлял мощь. Также можем
принять ту же мощь, но, руководимые знанием, можем извлечь все принципы»
[18, 172].
В своих произведениях Николай Константинович изображает древних людей в
странных и непонятных для современного человека состояниях. Они как бы внимают
пространству, принимая что-то важное для себя. «И это знали Мудрецы старины,
ибо тонкое восприятие считалось в древности знамением высших сил» [25,
148].
Значительна серия Н.К.Рериха «Его страна», написанная в 1924 году. Все ее
двенадцать произведений представляют собой необычный художественный ансамбль, в
котором воплотились столь характерные для символистского мышления идеи синтеза
искусств. Само это тяготение к сериальности, к последовательному изложению
замысла в ряде полотен говорит о стремлении автора выйти из оков остановленного
мига одной картины в пространственно-временной континуум, неограниченный
никакими рамками, – к эстетике космической беспредельности.
Эффект огненного свечения придают его полотнам тонкие лессировки и смелые
фактурные находки, которые подчас заставляют цветовой тон вибрировать.
Расходящиеся в виде волн красочные сферы вызывают ассоциации с субстанцией,
источающей светозвук. Единая природа огня и света, выраженная одними
художественными средствами, подсказывает, что и в красках восхода или ясного
полдня надо видеть символ всеохватного высшего света – космического огня.
Действительно, в произведениях Рериха ощущается нечто живое, быть может,
незримое присутствие духа гор или духа Вселенной. Эта символизация проведена
художником столь ярко, воплощена столь темпераментно и вдохновенно, что, можно
сказать, его страна – страна огненного света.
Тот же огонь – главный «герой» и в творчестве А.Н.Скрябина, в его симфоническом
«Прометее» («Поэме огня») (1909–1910), фортепианной поэме «К пламени» (1914), в
танце «Мрачное пламя» (1914). Однако помимо этих центральных произведений
стихия огня буквально пронизывает почти все его поздние сочинения. Она
будоражит нерв то прорывом в бесконечность, то мощью низвергающего падения в
горящую бездну. Облекаясь у Скрябина и Рериха в различные звуковые и световые
эффекты, огонь выражает некое космическое начало, которое объединяет дух творца
с духом Вселенной. Это нечто безличное и божественное, некая всесветная
ипостась, которая одухотворяет все сущее и движет эволюцию Космоса.
В «Мире Огненном» есть удивительные строки, которые помогают по-новому увидеть
окружающую реальность: «Каждый камень полон огня. Каждое дерево насыщено
огнем. Каждый утес – как бы столб пламени. <…> С сиянием
каждого предмета связаны Миры» [25, 435].
Космос Рериха близок этому поэтическому образу. Художник в изображении камней,
скал, вершин как бы снимает оболочку плотной, грубой материи и обнаруживает
иную материю – вселенскую, – чистую и огненную, одушевляющую все космическое
пространство. Рерих сумел передать это новое ощущение мира, «возвеличив
земную материю до Космоса» [27, ч. 2, VIII, 2]. В его гималайских пейзажах
все масштабно и величаво, как тишина звездного неба. «Красота Космоса
выражается безмолвно. <…> Научимся слышать Безмолвие!» –
призывает «Беспредельность» [18, 80].
В то же время Живая Этика признает, что «могут быть случайные приёмники»
[19, 169]. Возможно, таким случайным приёмником оказался художник Э.Якоби –
создатель картины «Сеятель огня» (середина ХХ века). Ее подробно анализирует в
своих исследованиях Карл Густав Юнг. В картине на фоне огромного сумеречного
небосвода возникает гигантская фигура человека. Его голова – огненный
светящийся шар, отдельно витающий в пространстве. Тело словно соткано из языков
пламени. Сеятель, как отметил Юнг, похож на тех богов или богочеловеков,
которые обходят страны, совершая чудеса и принося исцеление. Он вспоминает
Псалом 103, где сказано, что Господь «служителями» Своими
творит «огонь пылающий» [Пс. 103:4]; Бог сам есть всепожирающий огонь
[Ис. 29:6]. Фигуру же Сеятеля Юнг сравнивает с ангелом из Апокалипсиса: «…и
лице его как солнце, и ноги его как столпы огненные» [Откр. 10:1].
Из рук Сеятеля, подобно дождю, сыплются искорки огня и падают на засыпающий
город и на близлежащие поля. Юнг пишет, что Сеятелю безразлично, падают ли
«семена» на город или на пустынные окрестности и что для всех земных существ
происходящее остается незамеченным [31, с. 129]. Этой тонко подмеченной им
интонации полотна можно найти объяснение в Живой Этике: «По земной природе
нелегко примириться с мыслью, что зерна могут вырастать в нежданном месте. Но
пусть человек не забудет, что жизнеспособность зерна велика. Так будем сеять,
не думая, где разрастется сад прекрасный» [19, 258].
Согласно признанию автора картины, в ней выражена тревога перед возможностью
катастрофического разгула деструктивных, разрушительных сил и нехваткой чего-то
очень важного, что могло бы защитить мир от вторжения хаоса. В этой связи Юнг
готов ограничиться в своей интерпретации патологическим аспектом, а само
произведение расценить как «добровольное признание» невротика [31, с.
129]. В то же время он отдает должное кисти Якоби и считает, что картина «оставляет
впечатление озарения», а самого автора возводит в ранг «тех редких
избранников, которым позволено видеть, что боги втайне затевают на земле»
[31, с. 135]. Однако в своем анализе он не пытается приблизиться к Божественной
тайне и раскрывает смысл произведения на основе аналитической психологии.
Такую же двойственность Юнг усматривает и в самом огне: искры пламени могут с
равным основанием означать прославление Святого Духа и огонь дурных страстей.
Таким образом, по его мнению, Сеятель огня приносит одновременно благо и
несчастье. К чему приведет его миссия – к процветанию или к гибели? – задается
вопросом Юнг. Последовавший ответ можно считать довольно многозначительным: «Это
будет зависеть от степени понимания и от этического выбора личности. Вот почему
данная картина является посланием современному человеку, призывом быть
внимательнее к "небесным знамениям” и правильно их толковать» [31, с.
135].
Живая Этика позволяет глубже истолковать значение и смысл образа Сеятеля огня:
«Конечно, сеятель космических огней в сознании людей является истинным
сотрудником Космоса. Человечество утвердит носителей огня!» [18, 435].
Сотрудничество двух миров – земного и надземного, надо полагать, – главная
художественная идея картины, однако Юнг не допускает мысли, что оба эти мира могут
вступать между собой в непосредственное соприкосновение [31, с. 128]. Живая
Этика, напротив, как раз подчеркивает важность осознания такой связи для
человечества: «Считайте, сокровища капель и искры сознания новым мостом
свяжут Небеса с землею» [21, 9 апреля 1923 г.]. Более того, в «Мире
Огненном» разъясняется, что «Принесение Огня есть древний символ очищения
духа. <…> Нужно помочь, когда Сеятелю приходит время выйти на
пашню» [23, 440].
Подытожить же можно следующими словами Живой Этики: Сеятель огня – «чуткий
служитель эволюции, творец людей, отдающий все свои огни на рост человечества.
Этим светоносцам должно человечество уподобиться в своих поисках» [20,
663]. В этом заключается подлинное послание современности, послание, которое
должно быть осознано человечеством, чтобы выполнить свое космическое
предназначение и принести в мир Красоту.
Е.П.МАТОЧКИН, кандидат
искусствоведения, профессор Международной славянской академии Источник: http://lib.icr.su/node/1141
|