Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
"Через Культуру - к здоровью духа"
 
Главная Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Разделы новостей
Новости сайта [497]
Новости Общества [34]
Анонс мероприятий [108]
Главная » 2020 » Январь » 26 » Рихард Рудзитис о радости.
Рихард Рудзитис о радости.
00:03

«Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость» (Макаренко). Где же среди этой ноющей дисгармонии, где временами идешь как по пустыне в песчаную бурю, душа может обрести хотя бы крохотное касание радости?

Радость существует в самом импульсе жизни. Радость - в предвечной песне восхождения человеческой сущности. Радость - в эволюционном гармоничном распределении материи, в тайном тяготении к чему-то более совершенному, прекрасному. Радость - в каждом ударе моего сердца. Радость - в милых лицах, и в мимолетных видениях и будущих встречах, и в моментах сердечной ласки. Ликование - в часы подъема, охваченного пламенными идеями, в слиянии искр духа с родственными сердцами. Радость - в Тебе, Единый. Радость - исполнить Твою Волю, всегда и везде.

Его Воля - и есть та истинная радость сердца, которая мчится к уже воплощенному в огненных мечтах, реальному ликованию Завтрашнего Дня.

«Будьте радостны не удачей дел, уже истлевших, но знамением сужденного и уже отмеченного в свитках Грядущего» (Иерархия, 96).

Каждая боль, как облако пыли, затухает и просеивается в чудодейственной мысли о Будущем. Только навстречу величественной Заре воскрешения Человечества в этих сумерках невольно поднимаются руки. В страданиях кристаллизуется все святое, что из поколения в поколение, кровью сердца, тоской и ликованием пережито и завоевано - врожденное, существенное влечение человека к земному раю, к дружбе, благозвучию и ясности сердца в свободном пространстве.

Мы ведь действуем, страдаем, увлекаемся, горим, переносим часто непереносимое, служим только для того, чтобы в мире было больше радости, чтобы наши близкие, чтобы весь род человеческий на самом деле стал пронизанным лучами сердечной радости. Где же другое оправдание нашим суровым будничным делам?

Часто мы задумываемся: в чем смысл человеческих отношений? Этот смысл - дарить другому радость. Сколько красоты расцветает в саду Человечества, миссия этой красоты - из грусти и мрачной тьмы поднять человека на гору одухотворенной радости Света. То Солнце, которое у тебя в сердце, дари щедро другим, и запасы энергии Солнца не иссякнут, но станут богаче. Тот, кто желает радости только для себя, пусть задумается, как птицы и цветы умеют радовать и украшать мировой простор.

Надо ли повторять, что каждое сердце в час великого перепутья человечества засыхает без небесной росы истинной радости, что особенно жизнь детей надо украсить радостными, светлыми тонами. Энтузиазм радости, разве это не живительное тепло солнца для почвы, на которой может пышно разрастись молодое древо жизни и познания? Оптимизм действительно является божественным даром, который столь часто затемняется и немощью нашею тела, и круговоротом обстоятельств. Но и этот талант надо сознательно возвышать, делать независимее, этичнее, ибо главная заповедь совместной жизни людей - всегда вносить бодрое, здоровое, приподнятое настроение. Великая сила - зажечь других радостью творчества. Так жаворонок на апрельских ветрах приветствует и приглашает пахаря на гору золотого Солнца. Так и работникам общего труда надо побуждать друг друга находить в своей работе мажорные тона радости, в неисчерпаемых выявлениях гармонии сущности. Ведь это и педагогично - подходить к человеку с оптимистической тенденцией, с «добрым глазом», как к хорошему поделочному материалу, из которого может выйти толк, из которого мастер хочет сформировать нечто превосходное, подобное скрипке Страдивари. Еще и еще раз отметим, что в каждой душе должно представлять себе максимально хорошее, на что надеешься, зная потенциал характера, надо добиваться выявления благороднейших способностей и сил. Лучше ошибиться в сторону хорошего, нежели плохого, - это древняя мудрость. Искать в другом первым делом хорошее это вовсе не значит ему льстить (это было бы только угашением добра), но внушать ему желание изо всех сил выявлять хорошее...

С другой стороны, наши страдания не имеют смысла, если мы не осознаем, что глубокие страдания приносят благие плоды, что после грозы мучений наступает проясненная тишина. Ведь радость - в осознании результата борьбы, хотя бы в малой победе над собой, в исполнении задания. Каждый с усердием выковывает успех, подливает энергии в пламя. Великая радость, если удается развязать гордиев узел кармы. Сердце ведь знает, когда придет радостное облегчение.

«Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои» (Псалмы Давида).

Действительно, радость есть высшая мудрость. Человек не умеет радоваться, так же как не умеет организовать желания и удовольствия своей практической жизни. У большинства побуждения к радости вьются вокруг чисто будничных потребностей жизни, разворачиваются в наслаждениях и вожделениях. Позор человечества - все еще чрезвычайно распространенный алкоголь и многие другие способы самоодурманивания, делающие человека ниже животного.

На самом деле человек не умеет собрать истинный урожай радости. Он всегда забывает, что истинная, божественная радость состоит в духовном озарении, в ведущей ввысь мелодии Культуры, во всем ее спектре звуков ультра- и инфратонов.

«Будьте, будьте радостны не желанием, но устремлением духа» (Иерархия, 96).

«Радуйтесь всегда, ощущая в сердце Владыку».

И я в этой пустыне души временами забываю независимое положение радости. Но вновь и вновь, сквозь суровые и неприветливые пространства Севера, сквозь чаще всего хмурое и студеное небо, звенят в сердце колокола, словно огненный Призыв:

«...Принести радость. Такое качество заключается в дисциплине воли. <...> Нельзя представить себе Нашу Обитель без радости. Самые напряженные битвы насыщены радостью...

Радость живет поверх здоровья и успеха. Она может быть и среди болезни и поруганий.

...Хотим пояснить радость, как нечто творческое и вдохновенное. Радость будет надежным магнитом. Мы хотим, чтобы люди поняли, где их панацея. Они могут вести лучшее, высокое собеседование в радости. Они найдут твердых сотрудников в радости. Они захотят, чтобы миру было хорошо в радости.

Мы можем утверждать, что уныние не преступит порог Нашей Обители, ибо там живет радость. Пусть помнят люди, что никто не может лишить их радости. <...> Решительно все может быть исправлено, улучшено, и ничто не закроет путь совершенствования» (Надземное, 55).

Латыш, отбывая тяжкую барщину, старался «положить свое горе под камень» и переходил через него, переходил через горе не горюя. Это сила - выдержать до конца, но и уравновешенная основа, на которой может расти внутреннее понимание. Морально сильный человек старается оставить свою личную боль для себя и своего Бога (если он мечтает поделиться ею, то только с самым близким сердцем), он выйдет к другим, особенно к гостям или товарищам по работе, овладев собою и спокойным. Такие характеры мы наблюдаем в

жизни.

И только Владыка может облегчить тяжесть пути служения друга Человечества, истинно судить его и попять, увидеть его сердце и побуждения, облегчить часы мук одиночества. Он идет только вперед, борясь и не думая о страданиях, через лесоповал и пепелище, через жала гадюк, но и через половодье небесной благодати, с сердцем, похожим на жертвенный гимн восхождению Человечества...

В противоположность этим утвердителям жизни, на свете немало таких, которые вечно угрюмы, стонут, жалуются. Их скорее можно называть «омрачителями неба».

Они невольно примыкают к тем неуравновешенным сознаниям, которые хаотичными токами своей души зачастую подавляют и отравляют окружающее. Кто же дал им такое право - свои личные, эгоистические ощущения набрасывать на цветение другой жизни? Действительно, атмосфера нашей планеты так засорена, осквернена «коричневым газом» дурных человеческих мыслей, не только низменными страстями и ненавистью, но и ядовитыми бациллами отчаяния и сомнений, что временами тяжело дышать, какие же молнии духа и волны страданий ее вновь очистят?..

Люди великого духа являются апостолами оптимизма. Христос, выражая сердцем великую боль за несовершенство Человечества, радовался лилиям и красоте преданных сердец. Перикл выражал евангелие радости устремленными к небу, гармоничными линиями Акрополя. Франциск Ассизский, телом и сознанием обитая среди униженных и обездоленных сего мира, свою надземную радость выражал в величественном гимне «своему брату» - Солнцу. Разве независимый в духе, «лев» Джордано Бруно пошел бы на костер, если бы не верил в победу Света в Человечестве? Все герои духа, принося себя в жертву, не ощущали, даже на мгновение, свои великие страдания как безысходный трагизм, ибо в сердце они таили радость Завтрашнего Дня.

Все воители и строители Нового Мира отмечены неиссякающими дарами энергии, бодростью духа, сознанием своей силы, которую они в любой момент готовы отдать на благо других. Их оптимизм рождается из убеждения в справедливости своих идей и действий, тайной веры в созидательную миссию своей жизни. Это убеждение и дает им силы бороться, дает выдержку, неотступность, мужество. И поэтому не может быть столь тяжкого положения, такой ошибки или бедствия, которые заставили бы их бросить копье на поле боя или в отчаянии опустить голову.

Так было и есть, несмотря на то, что все несущие свет Человечеству знали стрелы страданий и чаши яда человеческой неблагодарности, притом больше, чем многие другие. Ибо в их сердце отдается болью состояние человеческого рода, запутавшегося и введенного в заблуждение, все муки становления нашей несовершенной планеты. «И как же лучшие умы страдают, - говорил Порук, - ибо они страдают за всех!»

Кто же способен по-настоящему оценить самоотверженный путь Голгофы людей высшего духа, борьбу их сердца с необузданной свободной человеческой волей, которая противится собственному спасению, и вместо благодарности чаще всего, даже в наши дни, распинает на кресте прояснителей своего сознания. Но эти факелоносцы знали не только драму Человечества, но и стремились ему помочь, наблюдая в Человечестве апофеоз Света.

«Мы безумны Христа ради. Терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне».

«Я... преизобилую радостью, при всей скорби нашей».

«Нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем».

Так писал апостол Павел, который несломимым огненным духом пронес семена Учения Христа далеко по миру.

И кто же способен хоть на миг затмить улыбку веры, надежды и человеколюбия на лице возродителя человеческого сознания? Ибо они, эти бескорыстные воспитатели Человечества, с глубоким сердечным состраданием любят человеческую душу, слабую, терзаемую пороками и страстями, бичеванную непокоем, изъеденную взваленными на себя мучениями, но которая все же борется, вновь и вновь старается удержаться, пересилить себя, вынырнуть из омута жизни на поверхность новой волной воли. И величайшая их радость - о каждом сознании, раскрывшемся как цветок навстречу Свету, о тех цветах радужного сада

Человечества, растить и просвещать которых, наделять истинным счастьем прояснения сердца - их счастье.

Милые! Не погасите ни на мгновение, даже в часы Реквиема разрушения старого мира, факелы великого устремления огня сердца! Пусть мириады искр молниями пробиваются сквозь все поле сознания. Новый Мир рождается, и он уже не за горами. Ничто его не задержит, ибо он уже в наших сердцах.

Вспомним картину Рериха - «Чудо». За мостом сияет заря ауры Учителя. Сам Он не видим, но уже ощущается Его близкий приход. Люди в белых одеяниях, склонившись, прикрыли глаза от ослепительного света. Сердце ждет! Нет, для изголодавшегося сердца это больше, чем чудо, - это реальнейшая Реальность Света!

Так крылья радости - великая сила эволюции. Но неужели они - достояние немногих? Неужели только страдания являются надежным двигателем Человечества? О нет, для пламенеющего сердца даже терновые ступени иногда превращаются в тропинку сада роз к радости Высот. В самой грубой, неприглядной руде оно умеет обнаружить золотые жилы. Телесные и душевные раны, полученные в самоотверженных деяниях, оно благословит, исцелит огнем духа мировой Красоты. Когда же, наконец, реки страданий Человечества засверкают, помчатся волнами сияющих разноцветных потоков проясненного сознания!

 

Рихард Рудзитис

(из книги «Симфония качеств»)

 

 

Категория: Новости сайта | Просмотров: 307 | Добавил: Nina | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск новостей

Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz