Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
"Через Культуру - к здоровью духа"
 
Главная Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Разделы новостей
Новости сайта [497]
Новости Общества [34]
Анонс мероприятий [108]
Главная » 2009 » Октябрь » 6 » Синтез жизни. К вопросу о культурно-образовательных идеях Рерихов.
Синтез жизни. К вопросу о культурно-образовательных идеях Рерихов.
22:57

Практическая работа в сфере воспитания и образования детей в наши дни делает особенно актуальным изучение культурно-образовательных идей Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, творческое наследие которых представляет значительный и еще не в полной мере оцененный вклад в развитие русской культуры. При этом их собственное сотрудничество и взаимопонимание в многообразной деятельности являют нам замечательный пример воплощения высших идеалов Культуры в жизни.

Именно проблемам просвещения, воспитания и образования они сами придавали первостепенное значение. Свидетельств этому множество – и в письмах Елены Ивановны, и в очерках Николая Константиновича, которому около двадцати лет «пришлось стоять во главе образовательного учреждения».

«Устремить нужно мысль к творческому созиданию, к широким задачам общего блага в космическом размахе… Опять возвращаемся к тому же краеугольному вопросу воспитания и образования. Величайший Ум сказал: «причина всех страданий – невежество…», – писала Елена Ивановна.

О развертывании содержания этого вопроса у Николая Константиновича читаем: «…не будем забывать о молодом поколении, которое мы обязаны подготовить к восхождению. Собрав таким образом все величайшие сокровища прошлого и создавая новые образы героизма, подвига и духовной красоты, укажем мы нашей молодежи, что такое истинные сокровища, в чем Великая Реальность, в чем найдет опору дух человеческий».

Многообразие творческой деятельности семьи Рерихов вызывает восхищение и энтузиазм у всех, кто соприкасается с той или иной гранью их наследия. Но как они сами относились к своей работе? Что считали определяющим?

«Работа моя с самых первых лет была художественная и культурно-образовательная, – писал Н.К. Рерих, – …как от первого начала, так и до сих пор остаемся беспартийными прогрессистами, преданными культурно-образовательному делу» (выделено мной – О.Ч.). Заметим, что в этом высказывании Николай Константинович начинает с самого себя, а заканчивает обобщением: «…остаемся… преданными культурно-образовательному делу», имея в виду прежде всего Елену Ивановну, спутницу, другиню, вдохновительницу. И если мы подойдем к изучению наследия семьи Рерихов именно с этой точки зрения, мы откроем для себя как целостную систему идей, непосредственно направленных на практику, на реализацию великого понятия Культуры в жизни, так и неоценимый источник вдохновения в этой столь обширной работе, вдохновения, подкрепленного примерами претворения этих идей самими Рерихами в России, США, Индии. И чем больше мы будем изучать их деятельность, тем больше будем убеждаться в том, что вся жизнь подвижников общего блага, Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов, была служением «трижды священному», как они говорили, понятию Культуры, неразрывно связанному с просвещением и образованием.

Среди ключевых понятий сформированной ими системы культурно-образовательных идей, кроме главного из них – понятия Культуры как почитания Света, включающего в себя синтез религии, искусства и науки, а также преемственность лучших достижений человечества,– мы находим понятие красоты, восходящее к древнему принципу единства этического и эстетического начал, «калокагатии» античности; понятие искусства, неразрывно связанное с духовно-нравственными идеалами, способными объединить человечество; понятие школы как «просветительного приготовления к жизненному труду»; понятие учителя – как Учителя жизни, музея – как Музейона, храма Муз, и многие другие. Все эти понятия были творчески осмыслены Рерихами и с успехом воплощались в жизнь. «Мне приходилось в разных странах встречать наших бывших учащихся. По их настроению и воспоминаниям вижу, что бывшее ими оценено сердечно. Было у нас и издательство, были выставки, были лекции и беседы, были многие мастерские… Были собеседования и консультации по разным вопросам искусства и педагогики. Был Музей…», – вспоминал Н.К. Рерих в 1936 г.

Центральное место в системе педагогических принципов Н.К. и Е.И. Рерихов занимают вопросы духовно-нравственные: воспитание сердца, чувств, способности к подвигу. Особое значение в этом процессе придается воспитанию любви к Родине. «Для того, чтобы любить Родину, нужно познать ее»,– писал Николай Константинович в своем Завете в 1939 году.

Не представляется возможным даже кратко обозначить все составляющие этой поистине грандиозной культурно-образовательной системы, чью суть Елена Ивановна определяла так: «Духовность, Подвиг, Красота – эта троица вмещает в себя все».

Обращая свое внимание в этой работе прежде всего на детей и молодежь, Рерихи тем не менее никогда не ставили возрастных рамок для участников культурно-образовательного процесса, считая, что человек должен пребывать в состоянии непрерывного познавания и самовоспитания в течение всей жизни: «ведь вне возраста вечное обучение».«…Культура есть дело всенародное и творится она всенародно».

«Трижды священное понятие Культуры» стало целью мирового общественного движения, начатого Рерихами в защиту культурных достижений человечества, знаменитого Пакта Рериха. Его символом стало Знамя Культуры, Знамя Мира, названное современниками «великой новой мировой идеей», способной существенно изменить жизнь всего человечества, стать поворотным пунктом в его истории.

Обратимся к работам Н.К. Рериха по вопросам культуры и образования:

«Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце.

Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной красоты».

«Ее великое древо питается неограниченным познаванием, просвещенным трудом, неустанным творчеством и подвигом благородным.

Камни великих цивилизаций укрепляют твердыню Культуры. Но на башне Культуры сияет алмаз-адамант любящего, познающего, бесстрашного Сердца.

Любовь открывает эти Врата Прекрасные».

Уже в одном этом определении заложен принцип системы просвещения, культурного образования. Николай Константинович подчеркивает иерархию основных понятий этого принципа: познавание, просвещенный труд, творчество, подвиг, но во главе всего – любящее Сердце.

В определении духовно-нравственных целей воспитания у Николая Константиновича читаем: «Дети, любите друг друга» – так заповедуют Высшие и Лучшие. Для любви надо открыть и воспитать сердце. Но где же доступ, кроме ключа Прекрасного? Духовность, религиозность, подвиг, героизм, доброжелательство, мужество, терпение и все прочие огни сердца – разве не расцветают они в саду Прекрасном?».

Еще более торжественно и определенно Н.К. Рерих формулирует путь к истинной Культуре в статье, которая называется «Новая Эра»:

«Три великих дара посланы человечеству. Познание Единого Духа вносит в бытие единство любви и религии. Познание чуда искусства открывает врата в царство Красоты. Познание космической энергии приносит идею о единой, всем доступной Мощи. И во имя озаренной Новой Эры, мы должны молитвенно и действенно принять эти три благословенные дара».

Переводя эти великие принципы в русло воспитательно-образовательного процесса, Николай Константинович подтверждает незыблемость их иерархии: «Основание школ есть дело поистине священное. Примат Духа заложится среди правильных, освобожденных от предрассудков оснований».

... Процесс приобщения детей к понятию о Высшей Реальности, по мнению Н.К. Рериха, самым тесным образом должен быть связан с преподаванием этики жизни: «Когда мы говорим о живой этике, которая должна стать любимым часом каждого ребенка, тогда мы и взываем к современному сердцу, прося его расшириться, хотя бы до размеров Заветов Древности». Каких именно? Речь идет о великом понятии Бога в разных культурах, начиная от Неведомого Бога древних эллинов, возглавлявшего пантеон. Николай Константинович дает концепцию курса истории духовной культуры человечества, который должен показать преемственность объединяющего все культурные эпохи Священного Понятия: «…тот же огонь священный… слагал огненные Заветы и Синаитских отшельников. Тот же огонь сложил драгоценные облики Св. Терезы, Св. Франциска, Св. Сергия и отцов Добротолюбия, много знавших и в конце концов мало понятых». «При этом, - отмечает Н.К. Рерих, - эти великие понятия не были чем-то отвлеченным, чем-то живущим лишь в разуме и рассудке, нет, они жили в самом сердце как нечто живое, живоносное, неотъемлемое и неистребимое».

Понять, или, точнее, почувствовать эту живоносность должно помочь искусство, которое также отражает это Высшее. Не раз приводит Н.К. Рерих определение искусства, данное Р. Тагором, близкое его собственному: «В искусстве наша внутренняя сущность шлет свой отклик наивысшему, который являет себя нам в мире Беспредельной Красоты, поверх бесцветного мира фактов». «Мы говорили о введении в школах предмета этики жизни, курса искусства мыслить. Без воспитания общего познания прекрасного, конечно, и два названных курса опять останутся мертвою буквою. Опять в течение всего нескольких лет высокие живые понятия этики обратятся в мертвенную догму, если не будут напитаны прекрасным».

Одновременно он подчеркивает и другую закономерность, ссылаясь на высказывание С. Вивекананды: «…Кто не способен чувствовать красоту и величие искусства, того не назовешь истинно религиозным человеком».

В конечной цели все истинные пути Культуры, и прежде всего ее три главных понятия, ведут к познанию Высшего - таков вывод Н.К. Рериха: «Истинно, истинно, Красота – это Брахман, Искусство – это Брахман, Наука – это Брахман» – приводит он восклицание индусского святого, пережившего величайшее откровение.

Значение культурного образования особенно возрастает во время любых кризисов. «Когда на наших глазах потрясаются основы… многожитейской мудрости, то не является ли это знаком, что эти материалистические основы дошли до какого-то предела и уже изживаются?..

Когда же, как не теперь, должны быть зажигаемы сердца детей свидетельствами о подвигах, об истинном образовании и познавании. Может быть еще не было такого времени, когда самым спешным порядком нужно входить в трудности семьи, и на основании всех исторических примеров, указывать, чем именно были преоборены многократно возникавшие в истории человечества кризисы», – призывает Николай Константинович.

Во время второй мировой войны в июле 1942 года Николай Константинович писал: «Культура страдает. Так-то так! Но что же делать-то? Ошибка-то в чем? Да в том, что учиться нужно. Учиться, учиться и учиться! Знать, знать и знать! Не только в начальной школе учиться, но во всей жизни. И полюбить надо эту беспредельную учебу…».

Именно во время кризисов и мировых потрясений единственный оплот Николай Константинович и Елена Ивановна видели в Культуре и Просвещении, понимая, что в подобных условиях они слагаются лишь героическими усилиями. Потому так часто встречается в их работах великое русское слово «подвиг»:

«Если где оскудела Культура, то поможет тогда русский подвиг, которым росла Земля Русская», – веровал Н.К. Рерих. «Великая миссия – зажигать сознание людей подвигом… Может быть никогда так не нужно понятие подвига как сейчас», – утверждала в письмах Елена Ивановна.

Но и сама работа просвещения не случайно приобретает значение героических усилий. Просвещение – это борьба. Борьба с невежеством, которое не сводится только к безграмотности: невежество – это и грубость чувств («окаменелость восприятия» – пишет Николай Константинович), и бессердечие, жестокость, агрессия. Потому и война – следствие того же невежества.

Но другого пути к Новому Миру нет, «к великому восприятию мира можно подготовиться лишь деятельным просвещением».

Поэтому, чтобы воспринять мир во всей его подлинности, нужно осознать и все подлинные сокровища человечества. Тот, кто осознает эти ценности, тот научится и хранить их – формула предельно ясна, в связи с чем и само понятие «Знамени Мира» как символ Культуры, объединяющего религию, искусство и науку, все прошлые, настоящие и будущие достижения человечества в осознании Беспредельности, естественно приобретает еще один глубинный смысл – оно олицетворяет собой цель воспитания и образования – во всех возможных формах.

Лишь приобщаясь к Культуре, мы можем созидать мир.

«Мир через Культуру» – и нет иного пути…

В трудное время как никогда насущно единение всех культурных сил – к единению призывали Николай Константинович и Елена Ивановна. «Пусть же молодежь, пусть женщины встанут на священном дозоре. Много раз к ним обращался именем светлого будущего. Особенно теперь, когда много туч и тумана, надо обратиться к культурному единению». При этом важно качество взаимосердечности между работниками культуры, «ибо неразделимы сердце и Культура».

Работник просвещения, культуры должен обладать рядом необходимых для этого качеств.

В связи с тем, что воспитание – это, как пишет Николай Константинович, «формирование миросозерцания», которое достигается «синтезом радости совершенствования и творчества»,- самим воспитателям необходимо нести в себе эту радость, а это возможно лишь в том случае, если сами они убеждены в жизненности программы культуры, принимают ее и участвуют в процессе приобщения к ней.

Вопрос практики, действия – важнейший. «Соприкасаясь с Культурой, мы менее всего нуждаемся в словах, – пишет Рерих, – и более всего обязываемся к просвещенному действию».

В этом беспрерывном подвиге действенного просвещения совершенно необходимы сердечность, неутомимость, мужество и «неустанный труд познавания во Благо Общее», который и «есть задача Культуры», – считали Рерихи. И – обращаясь ко всем, кому дороги идеалы Культуры, призывали: «Пусть каждый в своей области сообразит и принесет к общему очагу то благое, на что способна его опытность и его творчество».

Проводя аналогию с Красным Крестом – называя «Знамя Мира» Красным Крестом Культуры, Рерих сравнивал с врачами и работников культуры: «Не утомится врач поспешить на помощь к больному во все часы дня и ночи.

Работнику Культуры присущи те же качества. Так же точно готов он на помощь во благо в любой час дня и ночи… Помогая, и сам он вечно учится, ибо в «даянии мы получаем». Он не устрашается, ибо знает, что страх открывает врата тьмы.

Работник Культуры всегда молод, ибо не дряхлеет сердце его. Он подвижен, ибо в движении сила. Он зорок на постоянном дозоре во Благо, в Познание, в Красоту. Знает он, что есть сотрудничество.

Нитями сердечными объединены работники Культуры. Горы и океаны не препятствия для этих сердец возжженных. И не мечтатели они, но строители и пахари улыбающиеся».

«Священным» называет Николай Константинович процесс организации школ.

Священно понятие Учителя, велика его роль и требования, которые к нему предъявляет эволюция: учитель должен ввести ребенка в мир красоты, науки и всех высших и священных понятий. Поэтому «позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны».

Процесс обучения должен быть процессом совместного творчества учителя и ученика: «Не урок заданный, но совместное с учителем устремление дает мир чудесный. Открыть глаза ученика, значит вместе с ним полюбить великое творение».

И далее: «Всякое поругание Спасителя и Героев повергает в одичание и погружает в хаос. Как разъяснить, что хаос очень близок; для него не нужно переплывать океан. Так же трудно пояснить, что одичание начинается от самого малого. Когда сокровище торжественности потеряно и жемчуг знания сердца рассыпан, что же остается?».

Но спешить, спешить нужно, ибо «основы созерцания… складываются вовсе не в юношеские годы, но гораздо раньше… Вот этот прозорливый ум ребенка и нужно занять… самыми светлыми мыслями…»

Так всесторонне и подробно рассматриваются, отчетливо очерчиваются и предлагаются к действию в трудах Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерихов принципы отношения к культуре и образованию, обоснованные непреложными законами развития человеческой эволюции, ее Высокими Целями – стремлением к Высшему, Огненному Миру путем внутреннего преображения самого человека, его отношения к миру в целом, включая Природу.

Целостная и развернутая программа воспитания и образования оставлена нам как руководство к действию. Сами они непреложно проводили ее в жизнь.

«Вы знаете, как мы, основная группа сотрудников, вносили эти же основы и в построение Просветительных дел в Америке… Основы Этики и Культуры всюду нужны… Без этих целительных оснований угрожает возвращение в звериность и хаос. «С оружием Света в правой и левой руке». Все это не отвлеченность, но великая основная реальность… - писал Н.К. Рерих. – Шлю Вам наши старинные мысли как основу новых нерушимых построений.

Со всем мужеством в добрый путь!

Дума о культуре есть Врата в Будущее».

Пусть этот замечательный призыв вдохновляет и всех нас «…в неустанном труде познавания во Благо Общее».

«Все благое, все познавательное нужно и должно быть приветствовано. В этом приветствии от сердца, в несокрушимости устремленности к сотрудничеству, во взаимности начнем нашу новую работу…».


О.А. Черкасова.  (Источник: http://www.roerich-izvara.ru/museum/roerich-cultural-educational-ideas-01.htm)

 

Категория: Новости сайта | Просмотров: 778 | Добавил: sofia | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск новостей

Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz