22
октября 2009 года сотрудники Винницкого культурно-просветительского Общества
имени Е.И. и Н.К. Рерихов и Центра «София» провели в Винницком государственном педагогическом
университете им.М.Коцюбинского творческий вечер, посвященный 135-й годовщине Н.К.
Рериха. Тема: «Культурно-образовательные идеи Н.К. Рериха».
Студенты
университета с интересом слушали о Рерихе-педагоге, о его идеях и международной культурно-образовательной деятельности.
Организаторы и ведущие творческого вечера подчеркивали, что, если культурная
деятельность Николая Константиновича широко известна во всем мире, то его
образовательные идеи еще мало изучены и осмыслены. Тем
не менее, опыт этот уникален и неповторим. Один из известных исследователей педагогической
деятельности Рериха в американских культурно-образовательных
учреждениях Гарабед Пэлиэн, в своей
диссертации на тему «Вклад Николая Рериха в современную жизнь и образование»
утверждает, что общий итог его работы на поприще американской педагогики
превзошел все ожидания и значение его опыта непреходяще как для образовательной
системы Соединённых Штатов, так и для образовательных учреждений всего мира.
Одно из центральных мест в рериховской
педагогике занимают вопросы развития внутренней культуры человека, воспитание в
нем прекрасного, доброго, вечного.
Красота, Искусство, Знания, по мнению Николая Константиновича, являются теми рычагами, которые, помогут
воспитать и утончить дух и сознание ребенка. «Лишь
только язык искусства и знания является подлинным и международным языком,
истинным языком твёрдо установленной общественной жизни, – пишет Рерих в своих
публикациях. – Во внутреннем строительстве нашем неутомимо мы должны, под
благим знаком просвещения, вносить красоту и знание в широкие народные массы,
вносить твёрдо и деятельно, помня, что сейчас предстоит не идеология, не
формулировка, но именно дело, творчество, сущность которого понятна и ясна без
многословия. Не слова, но дела! Мы должны помнить, что лик красоты и знания излечит
народ от распущенности мысли, внушит ему основы достояния личного и
общественного, откроет сущность труда и в лучшем понимании укажет народу путь
высоких достижений духа. Знаем, что эти пути красоты и знания особенно трудны
сейчас. Знаем, что материальная сторона предательски овладела человечеством, но
мы и не скрываем, что надо искать путь подвига».
Николай Константинович был убежден, что в процессе воспитания на
первом месте должен стоять личный пример учителя. Чтобы воспитать в ребенке
доброту, учитель сам должен быть добр. Научить справедливости, ответственности,
честности, благородству, милосердию можно только собственным примером. Учитель
должен непрестанно совершенствоваться сам, чтобы побуждать и учеников к
улучшению своего внутреннего мира и мира окружающего. Прекрасно продолжил эту
мысль известный педагог-гуманист Шалва
Амонашвили: «Воспитатель и учитель прекращает быть таковым, как только забывает
о самовоспитании и самоусовершенствовании. ... Через свой творческий,
одухотворенный труд, через свое отношение к жизни, людям, школьникам, коллегам,
родителям семье, собственным детям мы, учителя, заряжаем свое личное имя
энергией светлого педагогического авторитета. Нам надо прославить труд и облик
учителя через себя, через свою возвышающуюся личность».
Неоднократно в своих публикациях и призывах Рерих подчеркивает необходимость стремления к
подвигу, героизму, воспитания патриотизма. Эти
призывы никогда не были отвлеченными. На этих принципах строились не только
искусство и литературное творчество Н.К. Рериха, но и вся его жизнь. С самых первых дней Второй мировой войны он использует все
возможности, чтобы помочь Родине, даже находясь вдали от нее. Вместе с младшим
сыном С.Н. Рерихом он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные
деньги перечисляет в фонд Красной Армии. Пишутся многочисленные статьи в
газетах, проходят выступления по радио в поддержку советского народа. Нет ни
одной ноты уныния и растерянности.
Николай Константинович был убежден, что образование и учитель
играют неоценимую роль в обществе, воспитывая молодые поколения и имея огромную
возможность влиять на судьбы целых государств: «Уэллс
правильно замечает: «Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни
один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идей и
способностей того поколения взрослых, с которым он имеет дело. Но учитель — я
употребляю это слово в самом широком смысле — может совершить больше, нежели
завоеватели и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое
воображение и освободить скрытые силы человечества». Именно учителя, в
стремлении к миру всего мира — к Культуре — могут совершить завоевание, мирное
и великолепное».
Вся
педагогика Рериха проникнута
верой в возможности ребенка, раскрытием его самобытности, и является, по
сути, гуманной педагогикой. Организаторы вечера выразили надежду, что
культурно-образовательные идеи Николая Рериха будут все больше находить отклик
в сердцах людей и профессиональной деятельности учителей, педагогов,
воспитателей.
|