Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
Главная Каталог статей Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Статистика

Главная » Каталог статей » Статьи - Живая Этика » Статьи

«Как бороться со своим несовершенством?»
Как бороться со своими отрицательными свойствами? Не один раз этот вопрос встает мучительной проблемой для каждого, вступившего на путь сознательного самосо­вершенствования. Не однажды с таким вопросом обратятся молодые к более опытным. Поэтому каждый не только должен сознавать эту проблему, но и достаточно ясно формулировать ее в своем сознании.

Все люди, на что-то годные, так или иначе борются с тем или иным недостатком своей природы. Но в огром­ном большинстве случаев это делается совершенно бес­сознательно. Среди таких бессознательных и малосозна­тельных борений виднейшее место занимает способ на­сильственного погашения отрицательных свойств волею рассудка. Не раз уже приходилось говорить, что этот способ отнюдь не избавляет нас от зла, но наоборот, лишь потенцирует силу отрицательных свойств. Приказ себе не делать чего-то мгновенно усиливает в нас желание сделать запрещенное; недаром существует пословица: "запретный плод сладок". Усиление желания требует усиления воли. Обычно борьба между желанием и волей рассудка кончается тем, что ограниченная (у большин­ства людей) воля исчерпывается, а желание, скопленное за искусственной плотиной, прорывается и затопляет со­знание злом. Невозможно, запруживая реку, возводить плотину бесконечно; рано или поздно воды прольются, и в долине, казалось бы осушенной, разразится небывалое наводнение: так внешне исправившийся человек вдруг становится во много раз худшим.

Итак, мы не можем запереть в своем сознании бьющий из него поток энергии, но мы можем сделать так, что вместо разрушения, направленный в ином направлении, он даст прекрасные, плодотворные следствия.

Всякое психическое движение рождается двумя им­пульсами: притяжением и отталкиванием.  Для того, чтобы двинуться по лестнице самосовершенствования, необходимо или полюбить прекрасное, или почувство­вать отвращение ко злу. Кто-то жалуется, что, поняв всю непристойность тяготения к чему-то отрицательно­му, он все   же не может оторваться от слияния с этим злом. На это ему возражают: "Значит, вы недостаточно осознали, что поведение ваше непристойно".  Именно осознание зла дает отталкивающий от него импульс. Именно только сам, глубоко ощутивший безобразие зла, почувствует к нему отвращение."Это плохо", — сказал кто-то, являющийся авторитетом. Вам стало неприятно и стыдно за то, что вы делаете плохо. Вы чувствуете желание не делать так, но именно в этот момент вы также чувствуете как бы невозможность оторваться от слияния с "плохим". Но почему? Потому что вы САМИ еще не осознали, что это действительно плохо. Пока вы не ощутите зловоние вещи своим собственным носом, гримаса отвращения не появится на вашем лице. Но, чтобы получить эту гримасу, нужно взять и понюхать. Так мы должны  изучить оборотную сторону медали прельщающего нас зла, мы должны изучить рычаги, устремляющие нас к нему, причины и следствия наших отрицательных свойств.

Зла нет, есть только отсутствие добра. Ведь этот человек — трус лишь потому, что в нем отсутствует мужество. Тот человек ненавидит всех лишь потому, что он никого не любит. Но много примеров, утверж­дающих сильную связанность двух противоположений. Любовь переходит в ненависть, и "от ненависти до любви — один шаг". Эти противоположности являются лишь полюсами одного и того же. Таким образом, увеличивая добрую часть, мы тем самым уменьшаем злую. Значит, у каждого нашего отрицательного свойства необходимо найти его положительную противоположность и разви­вать это доброе качество, не обращая внимания на вре­менное сопротивление отрицательного свойства. Конеч­но, этот процесс будет нелегок: он потребует громадного напряжения, но другого способа превратить злое в доброе не было и нет.

Таким образом, утверждая доброе и познавая злое, мы получаем два импульса, двигающие нас по одному направлению — к Учителю.

11 апреля 1941 г.

НЕ ИЗВРАТИМ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

"Тонка граница между самосовершенствованием и угождением себе"

Можно говорить, писать и думать о самосовершенст­вовании, можно не только убедить других, но даже самого себя, что наши действия совершаются во имя этого высо­кого понятия, и все же все это, похожее лишь внешне на самосовершенствование, будет ничем иным, как ханже­ством или самоуслаждением.

Приступая к сознательному самосовершенствованию, мы тем самым должны стремиться не к формальному выполнению предписанных правил, но к четкому, доско­нальному умению разобраться в качестве тех побуждений, которые толкают нас к выполнению того или иного ме­роприятия.

Действительно ли за нашими действиями кроется искреннее желание улучшить себя? Быть может нам про­сто лестно заслужить похвалу и восхищение других; быть может, это просто попытка взобраться наверх, чтобы с тем большим презрением взглянуть на "стоящих ниже". Среди последних могут оказаться ненавистные люди, от которых зависим мы в повседневной жизни. В этом дей­ствии гордецы, поставленные обстоятельствами в зависи­мость от низших сознаний, могут находить своеобразное утешение.

Нередко бывает, что свое устремление к "румяной добродетели" люди считают действительным самосовер­шенствованием. Они увлекаются легко достижимыми "елейными благостями", позволяя гнездиться в своем со­знании злобности, гордости и т.д. Всякое нарушение этих мелких "благостей" почитается ими как ужасное преступ­ление, которое они не прочь наказать с примерной жес­токостью. Злобное осуждение нарушивших румяную до­бродетель не покидает их уст. Ослепленные, они не видят, что очень часто эти нарушители несравненно выше их, ибо обладают внутренними качествами любви, не доступ­ной "елейным фарисеям".

Надо сказать, что совершенствующийся человек, по­знавая свои отрицательные свойства, естественно, тем самым глубже познает человеческую природу и легко замечает эти отрицательные свойства в других. Но будет ли он на правильном пути, если все это приведет его к ненависти, отвращению и осуждению тех людей, темные стороны которых ему приходится наблюдать? Не должно ли познание своих несчастий привести к пониманию и вмещению несчастий других, не должно ли это вызывать вместо осуждения — сострадание? Не покажет ли это осуждение, что человек вместо совершенствования впада­ет в самое убогое и отвратительное изуверство?!

Очищая свое сознание от отрицательных свойств, ут­верждая свои качества, мы тем самым приближаемся к Учителю, мы тем самым поднимаем других, способствуя возвышению всечеловеческого уровня. Чем более совер­шенно наше сознание, тем плодотворнее можем трудиться мы для Общего Блага, тем большие и ответственные за­дачи могут быть поручены нам Зодчими Миростроения. Конечно, самосовершенствование самое выгодное занятие, но думают ли о выгоде понявшие в сердце своем, что "нет выше любви, творимой ради самой любви".

8 октября 1941 г.

 

(Из книги Николая Уранова «Вершины»)

 

 

 

Категория: Статьи | Добавил: sofia (15.07.2009)
Просмотров: 825 | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Статьи [35]


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz