Мир красоты, созданный Николаем Рерихом, на фоне общего состояния
современного искусства кажется некой сказочной страной. Все там подано в другом
измерении, увидено в иной, более широкой, космической перспективе, создано в
неведомом нам духовном полете. В его мире властвует одна лишь форма и чувство
цвета и линий, здесь нет отражения обычной жизни или состояний природы, того,
что чаще всего преподносит нам современное искусство. Здесь налицо попытка
запечатлеть жизнь в ее подлинном облике, как простор возвышенных устремлений и вдохновений,
как высшую истину и единство, жизнь, устремленную к раскрытию смысла сущего, –
то, что еще Аристотель выдвигал как высшую задачу и заповедь искусства. Форма
здесь сияет, звенит благозвучием духа.
Николай Рерих в своем созидании исходит из постулатов духа, из полноты его
выражения и мощи его красоты. Он ведает великую истину, что художник должен
развиться как возвышенная духовная личность, чтобы впоследствии стать
выдающимся мастером формы и цвета. Он знает, что художнику надо насытить
картину не только эстетическим видением, но и всею мудростью и благородством
своего духа. Он знает, что произведение искусства должно быть словом пророка и
пламенем божественного откровения, аккордом Космической Гармонии.
Высшая Истина трудно вместима в чувственно воспринимаемые формы и образы
изобразительного искусства. Поэтому художники духа неизменно прибегают к
символам, знакам и притчам, к священному языку всех религий и искусств, который
можно расшифровать и постичь независимо от знания существующих наречий. Такой
язык высоких символов использует и Николай Рерих. Язык его столь общечеловечен
и международен, что его легко может понять как европеец, так и монгол или
индус, устремленный к Высшей Истине. Ведь сияние Истины может одинаково
отразиться в любом сознании, если приближаться к ней и искать ее чистым
сердцем.
… На великую объективность и логичность искусства Рериха указывал уже
Леонид Андреев в своем удивительном очерке «Держава Рериха» (1919):
«Видеть картину Рериха – это всегда видеть новое, то, чего вы не видали
никогда и нигде, даже у самого Рериха. Есть прекрасные художники, которые
всегда кого-то и что-то напоминают. Рерих может напоминать только те чарующие и
священные сны, что снятся лишь чистым юношам и старцам и на мгновение сближают
их смертную душу с миром неземных откровений. Так, даже не понимая Рериха,
порою не любя его, как не любит профан все загадочное и непонятное, толпа
покорно склоняется перед его светлой красотою.
И оттого путь Рериха – путь славы. Лувр и музей Сан-Франциско, Москва и
вечный Рим уже стали надежным хранилищем его творческих откровений; вся Европа,
столь недоверчивая к Востоку, уже отдала дань поклонения великому русскому
художнику.
Колумб открыл Америку, еще один кусочек все той же знакомой земли,
продолжил уже начертанную линию – и его до сих пор славят за это. Что же
сказать о человеке, который среди видимого открывает невидимое и дарит людям не
продолжение старого, а совсем новый, прекраснейший мир!
Целый новый мир!
Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он
единственный царь и повелитель. Не занесенный ни на какие карты, он
действителен и существует не менее, чем Орловская губерния или королевство
Испанское. И туда можно ездить, как ездят люди за границу, чтобы потом долго
рассказывать о его богатстве и особенной красоте, о его людях, о его страхах, радостях
и страданиях, о небесах, облаках и молитвах. Там есть восходы и закаты, другие,
чем наши, но не менее прекрасные. Там есть жизнь и смерть, святые и воины, мир
и война – там есть даже пожары с их чудовищным отражением в смятенных облаках.
Там есть море и ладьи... Нет, не наше море и не наши ладьи: такого мудрого и
глубокого моря не знает земная география. И, забываясь, можно по-смертному
позавидовать тому рериховскому человеку, что сидит на высоком берегу и видит –
видит такой прекрасный мир, мудрый, преображенный, прозрачно-светлый и
примиренный, поднятый на высоту сверхчеловеческих очей».
Мир красоты Николая Рериха насыщен вибрациями и излучениями Тонкого Мира.
Поэтому и форма у Рериха обрела многогранность и полнозвучность, какой нет в
работах других художников. Поэтому в его картинах сияют и вибрируют цветовые
оттенки красок всего мира, бесконечными нюансами и полутонами, поэтому и линии
его ритмов и композиции не повторяются. Недаром Рериха называют мастером
синевы, такая прозрачная, звонкая голубизна вечных небесных далей не
встречается даже в работах Джотто и Фра Анджелико. В его колорите иногда такая
проясненная радость, торжественность и блаженство, такое сверкание и глубина, а
иногда динамика и мощь огненности, наполняющая душу зрителя чем-то бесконечно
мелодичным, ритмичным. Поэтому художественные критики так часто говорят о
музыкальных впечатлениях, получаемых ими при созерцании картин Рериха, о
вдохновляющих созвучиях и мотивах, остающихся в сознании зрителей еще долго
после созерцания этих прекрасных творений. «Краски и линии Рериха, – говорит
Балтрушайтис, – приводят зрителя в смутное ритмическое состояние, в котором ему
чудятся органные хоралы, пение торжественных труб, пасхальные псалмы». Рерих
ведь любит музыку, его друзья – Мусоргский и Римский-Корсаков, Бетховен и Бах.
Но, как творческая личность, Рерих развил и внутреннюю музыкальность, его мысли
и импульсы врываются в область музыки, его мечты, озарения и видения сотканы
музыкальной гармонией. Его слух – духовно-музыкальный, которым он настраивает
все свои побуждения, свою сущность и жизнь все более утонченными и великими
ритмами, навстречу Космической Гармонии.
Таким образом, не только в одухотворенности искусства Рериха, но и в свете
и гармонии оттенков цвета кроется магическое влияние его личности,
музыкальности его духа. Огонь духа, льющийся из его работ, воистину
просветляет, вдохновляет и исцеляет, исцеляет в прямом смысле слова, если
верить сообщениям о многих случаях, когда благородные созвучия картин Рериха
преобразили человека духовно и физически.
Между прочим, как весьма интересный пример позволим себе вспомнить
страничку из жизни бывшего ученика русского анархиста Бакунина – Ивана
Народного. Последний был настоящим скептиком, когда первый раз посетил выставку
картин Рериха в Нью-Йорке в 1921 году, но, вжившись в гармонию его картин,
внезапно полностью внутренне и внешне преобразился и затем стал горячим
приверженцем Рериха. Приведем его собственные слова.
Созерцая картины Рериха, «я начал чувствовать магию его эстетического
ритма, метафизические тона рисунка и гармонии красок и ощутил, словно новый луч
света упал на мою разочарованную душу; я фактически мгновенно погрузился в
тихое молитвенное состояние. Когда затем я покинул галерею Кингора, то
почувствовал, что во мне произошло нечто странное – я преобразился. Созерцая
картины Николая Рериха, из подавленного жизнью меланхолика и циника я
превратился в эстетического оптимиста, в человека, верящего в мистическую силу
прекрасного... В моей душе, в моем сознании случилось чудо. Картины Рериха
исцелили меня от тяжкой усталости. Это была внутренняя природа магии живописи –
метафизическое свойство искусства, которое обычно приписывается
иконографическому искусству прошлого. Это нечто хрупкое и интуитивное, не
поддающееся объяснению ни техническими терминами, ни академическими
аргументами».
В творчестве Николая Рериха воплощена великая космическая истина –
искусство спасет человечество! Ибо искусство Рериха представляет собою расцвет
форм прекрасного в наиболее существенном и универсальном смысле, оно
кристаллизует огни лучших мечтаний и желаний человечества и призвано быть
чем-то большим, нежели обычное искусство, – оно стремится служить человечеству
и Беспредельности.
Рудзитис Р. (из книги "Николай Рерих. Мир через
Культуру")
/ Пер. с латыш. Л.Р. Цесюлевич. – Мн.: УП
«Лотаць», 2002. –160 с.
|