Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
Главная Каталог статей Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Статистика

Главная » Каталог статей » Статьи - Научный отдел » Статьи

АКТУАЛЬНОСТЬ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ «ТАЙНОЙ ДОКТРИНЫ» Е. П. БЛАВАТСКОЙ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ АСТРОФИЗИЧЕСКИХ ОТКРЫТИЙ

«Ни одна великая истина никогда не была принята a priori, и обычно проходило столетие или два, прежде чем проблески ее начинали вспыхивать в человеческом сознании, как возможная правда, исключая тех случаев, когда утверждение какого-либо факта подтверждалось его достоверным открытием. Истины наших дней являются ложью и заблуждением дней вчерашних. И настоящий труд будет оправдан частично или целиком лишь в двадцатом столетии», – писала Елена Петровна Блаватская в «Тайной Доктрине» о судьбе книги [3, с. 552].

Труд Елены Петровны в XIX веке готовил магистральные направления для развития научной и философской мысли XX–XXI вв. «Тайная Доктрина» содержит не только глубокие обобщения, анализирующие эволюцию человечества и Космоса, она фактически преподносит новый способ познания, методологию познания, основанную на духоматериальном, целостном подходе. Такой подход обладает всеми чертами космического мышления.

Глубокий анализ сути космического мышления находим в работах Л. В. Шапошниковой [8; 9].

Новое мышление зародилось в пространстве Духовной революции России в конце XIX начале XX вв. «Мнение о том, что космизм есть только часть научного мышления, в самой своей сути неверно, – пишет Л. В. Шапошникова, – космизм или космическое мышление, по своим концепциям много шире современного научного мышления» [8, с. 24]. Новое космическое мышление требует новой системы познания и новой методологии. «В настоящее время они представлены, – пишет Л. В. Шапошникова, – Живой Этикой, философией Космической Реальности» [8, с. 35]. Суть новой методологии космического мышления заключается в принятии следующих положений.

«Мироздание – целостная энергетическая система, состоящая из различных энергетических структур, включая человека, которые взаимодействуют между собой в грандиозном энергоинформационном обмене. Последний рассматривается как одна из движущих сил космической эволюции. «…»

Дух является тонкоматериальной и высоковибрационной энергетикой и занимает в Мироздании главенствующее положение, выступая в качестве основы самого космического творчества. Дух как тонкоматериальная энергия в процессе эволюции одухотворяет материю, создавая более высокие её формы.

Человек как энергетическая структура является не только частью Космоса, но и несёт этот Космос в своём внутреннем мире. Последнее обстоятельство позволяет человеку влиять на эволюционное творчество Космоса посредством энергетики духа, содержащегося в человеке. «…»

Необходимость расширения сознания человека есть главное условие усвоения новой модели Мироздания. «…»

Без энергоинформационного потока, идущего к человеку из Высших миров, не может существовать творчество космической эволюции, а человек не мог бы продвинуться по её спирали вверх, совершенствуя свой дух и утончая материю. В эволюции, как это понимают авторы Живой Этики, только Высшее может продвинуть низшее» [8, с. 35–39].

Вся методология новой системы познания тесно связана с действием Космических законов. Космические законы, как Великие, так и частные, распространяются не только на Космос, но и на земной план, на развитие человеческого общества, на жизнь каждого человека. Они носят всеобщий характер. «Человек, действующий согласно космическим законам, становится творцом, постепенно достигая уровня субъекта эволюции. Если он сознательно или бессознательно пренебрегает этими законами, то идёт по пути разрушения и бедствий. В наше время мы имеем такие примеры в массовом масштабе» [8, с. 39].

Период становления нового космического мышления отличается тем, что человечество в лице лучших своих представителей начинает осознавать существование всеобщих Космических законов, но пока это явление не приобрело массовый характер.

О сроках полной замены устаревшего мышления новым Людмила Васильевна пишет: «Думать, что новое космическое мышление наступит сегодня или завтра, значит плохо ориентироваться во времени процесса. Завершающий период формирования нового мышления может занять не менее двух веков, если не больше. Время процесса становления космического мышления зависит от самого человека. Чем выше уровень сознания людей, тем быстрее и плодотворнее скажутся его результаты» [8, с. 24].

Таким образом, Космическое мышление – есть новая мировоззренческая система, которая отличается рядом особенностей.

Согласно Космическому мышлению Космос – это единая энергоинформационная система. Он рассматривается в целостности и в двойственном единстве. Плотноматериальные и тонкоматериальные структуры находятся в постоянном энергообмене и взаимосвязи. Космос одухотворён и руководим в своём развитии. Всё во Вселенной подчинено Космическим законам. Человечество также находится во взаимосвязи со всеми частями Космоса и способно влиять на его эволюцию. Задача человечества – осознать Космические законы и начать жить по ним, что позволит человечеству стать субъектом эволюции и активно участвовать в Космической эволюции.

Носители космического мышления – это всегда высоконравственные люди. Их жизнь соответствует тому учению, которое они исповедуют.

Наследие мыслителей-космистов, несущее в себе черты нового мышления, является своеобразным посланием из будущего. Оно содержит бесценный опыт, который способствует эволюции человечества. Наша задача осознать его, проработать собственной мыслью и ассимилировать в настоящем. П. А. Флоренский писал В. И. Вернадскому о существовании в биосфере того, что можно было бы назвать пневматосферой, «особой части вещества, вовлечённого в круговорот культуры, или, точнее, круговорот духа «…». Есть много данных «…», намекающих на особую стойкость вещественных образований, проработанных духом» [5, с. 8].

Сфера, «проработанная духом» Е. П. Блаватской существует, осознанная нами и проработанная нашими духом и мыслью, она может помочь нам в понимании многих проблем современности. Человек – развивающаяся система и в ходе своей эволюции он попадает под действие Космических законов, а опыт тех, кто описал их и построил свою жизнь по ним, помогает человечеству переосмыслить своё предназначение и из объекта эволюции стать её субъектом.

«Тайная Доктрина» содержит новую методологию познания, основанную на целостном подходе и имеющую все черты космического мышления. Суть целостного подхода Е. П. Блаватской может быть пояснена следующими основными положениями «Тайной Доктрины»:

«Все во Вселенной, во всех ее царствах, обладает сознанием, то есть одарено сознанием, присущим его виду и на его плане познавания…

Вселенная вырабатывается и устремлена изнутри наружу. Как вверху, так внизу, как на Небе, так и на Земле, и человек, микрокосм и миниатюрная копия Макрокосма, есть живой свидетель этому Вселенскому Закону и его способу действия…

Космос руководим, контролирован и одушевляем почти бесконечными сериями Иерархий, сознательных Существ…» [1, с. 341–342].

Елена Петровна обладала метанаучным способом познания и была вестником, посредником между двумя мирами, несущим Высшее знание на Землю. «Эти важнейшие личности космической эволюции, – пишет о вестниках Л. В. Шапошникова, – представляют собой высокие воплощения, несущие эволюционную миссию распространения метаисторических знаний. … У большинства вестников судьба оказывается не только драматической, но и трагической. Творчество посредника между мирами Высшим и низшим, между материей тонкой и плотной, между Знанием и невежеством, а также между метаисторией и земной историей таит в себе немало неожиданностей, трудностей, а подчас и гибельных ситуаций. Взаимоотношения между новым и старым на планете Земля складываются не лучшим образом, а иногда и самым жесточайшим» [9, с. 236].

«Космогенезис» и «Антропогенезис» – две взаимосвязанные части «Тайной Доктрины» повествующие о месте человечества в системе Мироздания, в гигантской открытой одухотворённой системе, в которой нет, и не может быть изолированных частей. Что соответствует методологическим положениям космического мышления.

Елена Петровна не была понята большинством современников потому, что не рассматривала предметы и явления как отдельно взятые, что было свойственно для научного мировоззрения XIX века. Её исследовательский подход отличался синтетической целостностью, космическим подходом, когда изучаемые явления рассматривались одновременно с трёх позиций: изнутри самого себя, извне – на уровне трёхмерного плотного бытия и в целом – на уровне многомерной бесконечности, когда взгляд наблюдателя охватывал явление в единстве бесконечных его пребываний и трансформаций в череде времён и взаимосвязанных пространств. Первые два подхода отличают научное мировоззрение, а третий – Космическое.

В «Тайной Доктрине» Елена Петровна обозначила методы и способы познания будущего, учитывая беспредельность и одухотворённость Космоса. В XX веке эти методы нашли своё дальнейшее продолжение в Живой Этике – философии Космической реальности и во всём творческом наследии семьи Рерихов [8; 9].

«Современная наука находится вне опасности лишь в своей собственной области и владениях; в пределах физических границ нашей Солнечной Системы, – пишет Елена Петровна в «Тайной Доктрине», – за пределами которой решительно всё, каждая частица Материи, разнится от Материи ей известной, и где Материя существует в состояниях, о которых наука не может составить себе ни малейшего представления. Эта Материя, действительно однородная, находится за пределами человеческого познавания, если познавание это ограничено лишь пятью чувствами. Мы ощущаем её воздействие через те РАЗУМЫ, которые являются результатом её первой дифференциации, и которых мы именуем Дхиан-Коганами, называемых в Герметических трудах «Семью Правителями» [2, с. 751].

Важнейшим методологическим положением «Тайной Доктрины» и всей философской системы Е. П. Блаватской является утверждение об одухотворении Космоса и Иерархическом руководстве. Космический закон – Высшее ведёт в своём развитии низшее, является одним из основных законов, без принятия которого невозможно построить новую систему познания. Интересно отметить, что этот принцип является основополагающим в новой методологии познания и дает ей тот охват и ту целостность, которая остаётся непонятной для большинства по причине отрицания ими положения об одухотворённости Космоса.

В работах Е. П. Блаватской находим глубокие идеи космологического плана, объясняющие возникновение и строение Вселенной. Если бы они были осознаны и приняты современными учёными, то многие неразрешённые научные проблемы были бы разъяснены и поняты, а наука могла бы продвигаться дальше в познании многоуровневой действительности.

Согласно современным астрофизическим открытиям Вселенная состоит из видимой материи, на её долю приходится около 4,6% всей материи Вселенной (барионная материя) и тёмной материи. «В нашей Вселенной такой материи 23%, примерно в 5 раз больше, чем обычного вещества, испускающего, рассеивающего или поглощающего излучение» [5, с. 27].

С этими современными открытиями науки близко перекликается мнение Елены Петровны, высказанное ещё в XIX в. «Свет есть Материя, – пишет Елена Петровна, – а Тьма – чистый Дух. Тьма, в её коренном метафизическом основании, есть субъективный и абсолютный Свет; тогда как последний, во всей его кажущейся лучезарности и сиянии, есть только масса теней, ибо он никогда не может быть вечным и есть лишь простая Иллюзия или Майа.

Даже в сбивающей с толку и досаждающей науке книге «Бытия», Свет создан из Тьмы – и «Тьма была на Лике Бездны», а не обратно. «В Нём (во тьме) была жизнь; и жизнь была свет человеков. Придёт день, когда глаза людей раскроются и тогда они лучше поймут, нежели теперь, стих в Евангелии от Иоанна, гласящий: «И Свет во тьме светит; и тьма не объяла его». Они увидят тогда, что слово «Тьма» не принимается к духовному зрению человека, но, во истину, к Тьме, Абсолюту, который не знает (не может представить) преходящего Света, хотя он и трансцендентален для человеческого глаза» [1, с. 117].

Тёмная материя ничего не излучает и ничего не поглощает, но способна искривлять пространство, вступая в гравитационные взаимодействия. Эта абсолютная тьма – обязательный компонент проявленного мира, который не воспринимается нашими органами чувств и превышает видимую часть Вселенной. Учёные ищут ему истолкование и объяснение в рамках трёхмерного познаваемого мира, но в этой плоскости познания он не может быть полностью объяснён. Елена Петровна Блаватская поясняет Тьму, «чистый Дух» как причину Света «Материи». Можно ли считать темную материю первопричиной 4,6% вещества Вселенной (барионной материи)? Пока трудно дать утвердительный ответ на этот вопрос, но бесспорно, что открытие темной материи – есть определённые шаги современной науки в область познания, которая «вынуждена будет волей-неволей отказаться от таких чудовищных идей, как её физические, самоуправляющие законы, лишённые души и духа, и должна будет тогда обратиться к оккультным учениям» [2, с. 631].

Открытие тёмной энергии на рубеже XX–XXI веков позволило объяснить причину ускоренного расширения Вселенной. «Вселенная однородно заполнена субстанцией, давление которой действует лишь во Вселенских масштабах, а отдельные материальные объекты его не ощущают. Более того, это давление должно быть отрицательным. Следовательно, Вселенная однородно заполнена субстанцией с положительной плотностью и отрицательным внутренним давлением – это выходит за пределы нашего земного опыта, но не запрещено законами физики. … Она ничего не излучает, и ничего не поглощает. Она действительно тёмная, темнее тёмной материи, поэтому её назвали «тёмной энергией». На долю тёмной энергии приходится около 72% субстанции Вселенной, «она подобно невидимому эфиру, равномерно заполняет Вселенную, при этом заставляет её ускоренно расширяться. Как и тёмная материя, она не принимает участия в электромагнитном взаимодействии, а проявляется по гравитационному воздействию на обычное вещество, благодаря чему и была открыта» [5, с. 27, 29].

Современная наука признаёт наличие материальной субстанции – тёмной энергии, которая «не запрещена законами физики», но пока не может быть физически определена и изучена. К тому же, она является преобладающей во Вселенной и её параметры определяют наш плотноматериальный мир барионной видимой материи, на долю которой приходится лишь 4,6% материи Вселенной. «Тёмная энергия – очень важная составляющая нашего мира. От её свойств зависит будущее Вселенной, а без понимания её физической природы мы не сможем понять, как она устроена на всех масштабах – от наименьших до наибольших» [6].

«Эта Материя, действительно однородная, находится за пределами человеческого познавания, если познавание это ограничено лишь пятью чувствами», – писала Е. П. Блаватская, предвосхищая открытие нового вида материи. Далее она поясняет: «В эту Материю – истинную Первоначальную Субстанцию, Нумена всей «материи», известной нам – даже некоторые из наших астрономов вынуждены были уверовать, ибо они отчаиваются в возможности когда-либо объяснить вращение, тяготение и происхождение любого механического закона, если только эти РАЗУМЫ не будут приняты наукою» [2, с. 751].

Можно допустить, что материя проявленной Вселенной (4,6%) взаимодействует с материей и энергией Иных миров (тёмная материя 23% и тёмная энергия 72%). В ходе этого взаимодействия и происходит расширение Вселенной или, вернее сказать, её разворачивание. Расширение Вселенной – это не обычное разбегание, оно, скорее, похоже на разворачивание, подобно, бутону розы, и не означает одно бесконечное удаления одних галактик от других. При разворачивании имеет место не только удаление первоначальных точек друг от друга, но и появление новых звёзд и галактик, скрытых в глубинах Иного Мира, более совершенного, возможно, наполненного Божественными сущностями, и потому для нас пока недоступного. Высшее всегда ведёт и направляет низшее. Не может Мир развиваться сам из себя на основе неодушевлённых физических законов. Как ребёнку для развития нужна любовь близких людей и развивающая среда, так и нашему миру необходим более высокий источник для развития. «Как вверху, так и внизу, как на Небе, так и на Земле, и человек, микрокосм и миниатюрная копия Макрокосма, есть живой свидетель этому Вселенскому Закону и его способу действия» [1, с. 342].

Ускорение расширения Вселенной может быть понято, исходя из существования силы, находящейся за современными пределами познания нашего мира, чем, по сути, и является тёмная энергия. А мы можем допустить, что она и есть Мир Высший, причинный по отношению к нашему проявленному (барионному) миру. Важно отметить, что согласно утверждениям Е. П. Блаватской, Иной мир не находится за пределами нашего мира в понятии удалённости от него, но является частью его. Два мира связаны между собой, и существовать друг без друга не могут. Граница между ними условна и различима как причина и следствие, но само следствие неотделимо от причины и наоборот. Проявленная Вселенная – есть объективный образ непроявленной субъективности. В этом и существует духовная или субъективная причина нашего мира.

«Вселенная была выявлена из её идеального плана, заключённого на протяжении Вечности и Бессознательности того, что ведантисты называют Прамабраман, – пишет Елена Петровна, – … Всё, что есть, было и будет, вечно ЕСТЬ, даже бесчисленные Формы, которые конечны и разрушаемы лишь в их объективной, но не в их идеальной форме. Они существуют, как идеи, в Вечности и когда они пройдут, исчезнут, они будут существовать, как отражения. …Никакая форма не может быть дана чему бы то ни было, Природою, или человеком, идеальный тип которой не существовал бы уже на субъективном плане; более того, ни одна форма или образ не могут войти в человеческое сознание или возникнуть в его воображении, которая уже не существовала, хотя бы как приблизительный прототип. Ни форма человека, ни форма животного, растения или камня никогда не была «сотворена»; и только на нашем плане она начала «становиться», то есть, объективироваться в её настоящую материальность или же развиваться изнутри наружу, из самой возвышенной сверхчувственной сущности в её грубейшую видимость» [1, с. 350–351].

Внутренняя часть явления или предмета – есть его непроявленное Высшее начало, первопричина по отношению к внешнему проявленному материальному плану. Внутреннее и внешнее не отделены одно от другого, и представляют собой органическое целое, развивающееся изнутри наружу. Современная космологическая модель Вселенной может быть более полной, если будет принят принцип развития изнутри наружу. Однако этот принцип требует принятия и другого важнейшего положения «Тайной Доктрины»: «Космос руководим, контролирован и одушевляем почти бесконечными сериями Иерархий, сознательных Существ, из которых каждая имеет предназначенную миссию» [1, с. 342].

Современная космологическая модель расширяющейся Вселенной не может пояснить, что находится за границами её расширения и чем расширение должно закончиться. Связано это, в основном, с принятым в науке подходом, который предполагает объяснение существования любого явления с точки зрения только самого явления и не рассматривает всеобщие законы Бытия, выходящие за рамки нашей мерности.

В «Тайной Доктрине» принимается не расширение Вселенной, а её развёртывание, которое предполагает существование прообраза проявленного мира до его проявления.

«Развёртывание Материи «изнутри наружу», названной в другом месте «Водами Пространства», «Великой Утробой» и т. д., не подразумевает распространение из малого центра или фокуса, но означает развитие безграничной субъективности в такую же безграничную объективность, вне всякого отношения к размеру, или ограничению, или пространству.

«Это вечная невидимая (для нас) и нематериальная Сущность, сущая в Вечности, отбросила свою периодическую тень со своего собственного плана в Лоно Майи». Это означает, что это развёртывание, не будучи увеличением в размере, (ибо бесконечное протяжение не допускает увеличения) было лишь изменением состояния. Оно развернулось «подобно почке Лотоса»; ибо растение Лотоса существует не только, как миниатюрный эмбрион в своём семени (физическая особенность), но прототип его существует в идеальной форме в Астральном Свете от «Зари» до «Ночи», на всём протяжении периода Манвантары, как в действительности существует и всё остальное в этой объективной Вселенной, от человека до насекомого, от гигантских деревьев до былинки» [1, с. 109].

Разворачивание Вселенной предполагает существование Единой, Однородной, Божественной СУБСТАНЦИИ-ПРИНЦИПА, Единой, Начальной Причины и принятие Высших Разумов, которые руководят этим процессом.

Современные научные объяснения расширения Вселенной основываются на известных физических законах, не учитывающих явление духа, они исходят из трёхмерности самого явления без привлечения многомерности Вселенной. Возможно, совсем скоро понятие «расширение Вселенной», которое предполагает существование его предела, будет заменено понятием «разворачивание Вселенной», объясняющее бесконечный ритмический процесс в одухотворённом Космосе.

В июле 2012 года в Швейцарии специалисты Европейского центра ядерных исследований в результате экспериментов на Большом адронном коллайдере нашли новую частицу – бозон Хиггса. Бозон Хиггса называют «частицей Бога» потому, что он сообщает массу всему, что есть во Вселенной: и атому, и Млечному Пути и нам с вами. Новый бозон сам по себе не существует. Он возникает, как продукт распада более крупных частиц. Для того, чтобы выбить его, ученые три года сталкивали в 27-километровом ускорителе пучки протонов и разглядывали «осколки». Иными словами, бозон Хиггса – это частица первичного поля, которое существовало несколько секунд до того, как появился наш материальный мир. С появлением материальной Вселенной первичное поле исчезает, оно нематериально. Это поле есть первопричина материального мира, но в самом материальном мире оно не существует и в его параметры не укладывается. Возможно, оно есть духовный прообраз материального образа мира. Учёные считают, что с открытием этой частицы наши старые представления об устройстве Вселенной рушатся и возникают все предпосылки для рождения новой физики. Исходя из методологии «Тайной Доктрины» между Миром непроявленным и Миром проявленным должен существовать переход, посредник, позволяющий Идеям материализоваться. Возможно, Бозон Хиггса – это доказательство существования поля, возникшего в первые секунды рождения Вселенной, проходя через которое «безграничная субъективность» развивается «в такую же безграничную объективность».

Философская система Е. П. Блаватской имеет все черты Космического мировоззрения:

– целостный подход в описании мира, основанный на единстве духовного и материального;

– осознание Космических законов, в которых отражается одухотворенный Космос, построенный на основе Разумного начала;

– принятие космической роли земного человечества, эволюционирующего от объекта эволюции к её субъекту.

«Тайная Доктрина» содержит много интересных предсказаний, которые подтверждаются современной наукой. Есть в этом замечательном труде, во 2 томе «Антропогенезис», предсказания о будущем человечества. Елена Петровна отмечает неизбежность появления на Земле новой человеческой расы. Она «тихо начнет свое существование и, воистину, настолько тихо, что на протяжении долгих тысячелетий ее пионеры – своеобразные дети, которые будут вырастать в своеобразных мужчин и женщин – будут рассматриваться, как аномалии, как ненормальные странности, физически и умственно. Затем по мере их размножения, число их будет увеличиваться с каждым столетием, они, в один прекрасный день, окажутся в большинстве. Тогда теперешний тип человека будет рассматриваться как исключительный выродок; до тех пор, пока они, в свою очередь, не вымрут в цивилизованных странах, переживая лишь маленькими группами на островах, – нынешних снежных вершинах – где они будут прозябать, вырождаться и, наконец, вымрут» [3, с. 556–558].

Новую расу Елена Петровна связывает с обретением людьми нравственных качеств, которые значительно поднимут их духовный уровень и это будет необходимо для сознательного сотворчества человечества Земли с Высшими разумами в Космическом строительстве. В своих прогнозах будущего человечества она, как и К. Э. Циолковский в предсказаниях о лучистом человечестве, и В. И. Вернадский – о ноосфере, убедительна и не допускает иного хода человеческой истории. Причина оптимистической веры Е. П. Блаватской кроется в её глубоких знаниях, основанных на Космическом мировоззрении, ставшим для неё Космическим мироощущением.

 В. Ф. БАК,  Артёмовский учебно-воспитательный комплекс «Общеобразовательная школа I–III ступени № 11 им. Артёма – многопрофильный лицей» Артёмовского городского совета, г. Артемовск, Донецкая обл., Украина

Литература 

1. Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии : [в 3 т.] / Е. П. Блаватская. – Москва : «СИРИНЪ», 1993 – . – Т. 1. Космогенезис. Книга 1 .– 1993. – 369 с.

2. Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии : [в 3 т.] / Е. П. Блаватская. – Москва : «СИРИНЪ», 1993 – . – Т. 1. Космогенезис. Книга 2. – 1993. – 845 с.

3. Блаватская Е. П. Тайная Доктрина. Синтез науки, религии и философии : [в 3 т.] / Е. П. Блаватская. – Москва : «СИРИНЪ», 1993 – . – Т. 2. Антропогенезис. Книга 3. – 1993. – 559 с.

4. Невычислительная математика. Интервью Роджера Пенроуза // Культура и время. – 2013. – № 3. – С. 282–295.

5. Новосядлый Б. Ускоренное расширение Вселенной: тёмная энергия или гравитация из других измерений / Борис Новосядлый // Вселенная, пространство, время. – 2011. – № 8 (86). – С. 26–31.

6. Новосядлый Б. Ускоренное расширение Вселенной: тёмная энергия или гравитация из других измерений / Борис Новосядлый // Вселенная, пространство, время. – 2011. – № 9 (87). – С. 4–10.

7. Флоренский П. В. Обретая Путь. Павел Флоренский в университетские годы : в 2 т. / П. В. Флоренский ; авт.-сост. П. В. Флоренский. – М. : Прогресс – Традиция, 2011. – Т. 1. – 584 с., илл.

8. Шапошникова Л. В. Исторические и культурные особенности нового космического мышления / Людмила Васильевна Шапошникова // Объединённый научный центр проблем космического мышления – М. : Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2005. – 128 с. – С.5–41.

9. Шапошникова Л. В. Земное творчество Космической эволюции / Людмила Васильевна Шапошникова. – М. : Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2011. – 956 с., илл.


Источник: Матеріали Міжнародної науково-громадської конференції «Космічне мислення в сучасному світі»,  м. Київ, 6–7 грудня 2013 року


Категория: Статьи | Добавил: Nina (02.02.2014)
Просмотров: 1055 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Статьи [43]


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz