Стремительное
развитие и яркие достижения науки, происшедшие за полвека, начали качественно
изменять, научную картину мира. Исследования микромира выявили парадоксы,
связанные с измерением квантовых объектов, но и привели к нахождению
практически важных свойств наноструктур. Сюрпризы, переворачивающие
представления о нашей Вселенной, преподнесли и астрофизики открытием «темной
материей» и «темной энергией», которые составляют 95 процентов массы Вселенной.
Новых мировоззренческих и научных представлений требуют и исследования ряда
биологических и психических свойств человека, в том числе, изучение
разносторонней деятельности человека в космическом пространстве побуждает нас
пересмотреть и расширить сложившиеся в науке представления о резервных
возможностях и свойствах сознания человека. Научно-технические достижения нашей
цивилизации порождают не только новые возможности материального прогресса и
внешнего комфорта, но, одновременно, вызывают глобальные проблемы – создают
новое разрушительное оружие, наносят ущерб окружающей среде, угрожают
физическому и психическому здоровью людей, провоцируют стихийные и техногенные
угрозы, то есть нарушают складывавшийся миллионы лет оптимальный для
жизнедеятельности и эволюционного развития баланс процессов взаимодействия и энергообмена
косного и живого вещества в разных оболочках биосферы и ноосферы и даже в
космическом пространстве. Это и многое другое свидетельствует о том, что
научное знание подошло к пределам, требующим для сохранения жизни на земле
коренного пересмотра смыслов и стратегии развития. Около достигнутых наукой
границ открываются не только странные проявления природы материи, но и
совершенно новые состояния Бытия, для постижения которых нужно изменяться нам
самим. Ориентиры для этих изменений дает сама жизнь, требующая сознательного
возвращения научного познания в единое поле Культуры, являющейся, по выражению
Н.К. Рериха, почитанием Света, основой Бытия, синтезом возвышенных и утонченных
достижений, спасением, двигателем и Сердцем. В наше время Культура вступила в
острый конфликт с машинной цивилизацией. Господствовавший около 300 лет в науке
рациональный способ познания, основанный на критериях материалистического
механистического мировоззрения, стал приводить к саморазрушению рациональности
по мере вынужденного выхода за границы системы "априорных" критериев,
так как развитие внутри этой системы утрачивало способность эффективно
оценивать ее динамику и качественные изменения. Таким образом проявляется
действие теоремы Геделя о неполноте, ибо природа мышления человека
гораздо полнее и насыщеннее его аксиоматически-дедуктивной формы.Чрезмерные
логизированность, приземленность и прагматизм науки, как и догматизация
религий, мешают космизации мышления, расширению сознания. Для восстановления
утраченной целостности познания, рациональность должна войти в творческий
синтез с интуицией, с очищенными возвышенными чувствами и руководствоваться
духовными критериями. В современных исследованиях природы, человека и
космоса все больше находим аналогий с представлениями мыслителей древнего
Египта, Греции, Китая и Индии. Появление теории относительности, ряда
исследований в квантовой физике (квантовой нелокальности) стали вынуждать к
пересмотру понятия физической реальности – отличающегося от его классического
определения. Новый подход призывал учитывать сознание наблюдателя при анализе
квантового измерения. Родственные представления возникли и с появлением
антропного принципа в космологии. В макромире стало проявляться нечто единое и
всеобъемлющее. Следующий шаг сделала синергетика в развитии постнеклассической научной парадигмы для
сближения свойств объекта с качествами сознания исследующего их субъекта. Так
как развитие от классической до постнеклассической науки было связано с
совершенствованием инструментов, приборов, технологий, да и самих научных
методов, то следует признать, что главенствующая роль в познании должна быть
отведена совершенствованию самого естественного и потенциально всемогущего
инструмента, данного человеку эволюцией, – мысли. Науке предстоит обратиться к
самому человеку, к его внутренним творческим духовным возможностям, к поиску
путей сотрудничества с основными созидательными силами Космоса, к познанию
качественно иных миров, неизвестных науке форм материи, энергии, сознания и
жизнедеятельности. Е.И. Рерих писала: "Беда в том, что разум человека
разобщился со своим источником, Разумом Космоса. Будучи частью Космоса, человек
не видит своей солидарности, своего единства с Космосом...».[1]В
первой половине ХХ века в России сложились все предпосылки для
духовно-революционного преобразования научной картины мира. Основным творческим
импульсом для развития этого процесса явились труды русских мыслителей –
космистов: В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, П.А. Флоренского, А.Л.
Чижевского, Н.А. Бердяева, семьи Рерихов и других. Как отмечали П.Гуревич и
Д.Бом: "Не подлежит сомнению, что мир находится на пороге новой парадигмы.
Эта смена, судя по всему, будет иметь невиданные масштабы, поскольку в корне
изменит все наши воззрения на мир, природу, человека. Вполне возможно, что она
устранит пропасть между древней мудростью и современной наукой, между восточной
мистикой и западным прагматизмом".[2]Мыслители-космисты
прозревали, что качественно новая ступень познания, связанная с космическим
мышлением, откроет перед исследователем духовное богатство культурного синтеза,
сгармонизирует его внутренний мир, даст интуитивные возможности
непосредственного постижения, вернет подлинные смыслы развития, приведет к
овладению новыми тонкими энергиями, поднимет завесу между мирами, соединит его
сознание с более совершенными формами жизни следующих ступеней эволюции,
поможет создать целый ряд метанаук, озарит его мощью живой и разумной красоты
Космоса. Процесс постижения космического пространства изменяет масштабы нашего
сознания, ибо когда душа и мысль познают мироздание, они обнаруживают в себе
его свойства. Новые методы научного познания, направленные к поиску единства, к
постижению многообразных соответствий между человеком и космосом, к благому
преображению жизни заложены в трудах космистов, особенно, в уникальном
творческом наследии семьи Рерихов. Острее возникает вопрос об этике ученых и
ответственности всех людей перед природой, сообществом, перед их личным
эволюционным призванием.
Размышляя о
выработке новой мирной стратегии освоения космоса в ее гуманитарных и
культурных аспектах, следует вспомнить о первой в истории космической
культурной программе: "Космос-Человек-Культура” [3],
которая была нами подготовлена и проведена космонавтами А.Н. Баландиным и А.Я.
Соловьевым в 1990 году в течение 6 месяцев на борту орбитальной станции «Мир».
Программа была призвана дать новый одухотворяющий импульс космическим
исследованиям, которые, кроме научно-технического значения, должны
были приобрести и крайне необходимое культурно-гуманистическое содержание.
Программа способствовала решению глобальной задачи – создание ценностных критериев
общепланетарной родовой нормы. Символом Программы стало впервые поднятое над
планетой Знамя Мира – знак защиты общечеловеческих культурных ценностей и
вдохновенный призыв к сознательному обретению людьми духовного единения и Мира
через Культуру.
В настоящее
время популяризацию, развитие и практическую реализацию мировоззренческих основ
новой одухотворенной науки, заложенных в трудах космистов и в творческом
наследии семьи Рерихов, осуществляет неправительственная
организация при ООН Международный Центр Рерихов. По решению
Международной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века» МЦР
совместно с Российской академией наук, Российской академией естественных наук,
Российской академией космонавтики им. К.Э.Циолковского создал «Объединенный
научный центр проблем космического мышления». При МЦР сформирован Ученый Совет,
в который вошли авторитетные ученые, представляющие разные области знаний,
объединенные целью научной разработки и воплощению в жизнь идей Учения Живой
Этики и космического мышления, формирования новой системы познания и
методологии науки, истоки которых прослеживаются в трудах космистов и в великих
Учениях Востока. Одним из важнейших направлений научной деятельности является
возрождение работ, созданного Рерихами в 1928 г. в индийской высокогорной
долине Кулу Института Гималайских исследований «Урусвати».[4]
Чирятьев
Михаил Николаевич
вице-президент
Международной Лиги защиты Культуры, советник РАЕН, Санкт-Петербург
ЛИТЕРАТУРА
[1] Рерих Е.И. Письма. Том.1. –
М.: МЦР, 1999. – С. 91.
[2] Гуревич П.С., Бом Д.
Философия и мистика // Новые идеи в философии. – М.: Наука, 1991. – 230 с.
[3] Баландин А.Н., Чирятьев
М.Н., Беляк Н.В., Лебедев Г.С. Знамя Мира в Космосе // Защитим Культуру.
Материалы междунар. обществ.-науч. конференции, посвященной 60-летию Пакта
Рериха. 1995. – М.: МЦР, 1996. – С.185-191.
[4] Шапошникова Л.В. Свет Утренней
Звезды //Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. – М.: МЦР.
2005. – С.79-115.
Источник: http://www.pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_2011/Chiryatyev_11_2.htm
|