Стремительное развитие и яркие достижения науки, происшедшие за
полвека, начали качественно изменять, научную картину мира. Исследования
микромира выявили парадоксы, связанные с измерением квантовых объектов, но и
привели к нахождению практически важных свойств наноструктур. Сюрпризы,
переворачивающие представления о нашей Вселенной, преподнесли и астрофизики
открытием «темной материей» и «темной энергией», которые составляют 95
процентов массы Вселенной. Новых мировоззренческих и научных представлений
требуют и исследования ряда биологических и психических свойств человека, в том
числе, изучение разносторонней деятельности человека в космическом пространстве
побуждает нас пересмотреть и расширить сложившиеся в науке представления о
резервных возможностях и свойствах сознания человека. Научно-технические
достижения нашей цивилизации порождают не только новые возможности
материального прогресса и внешнего комфорта, но, одновременно, вызывают глобальные
проблемы – создают новое разрушительное оружие, наносят ущерб окружающей среде,
угрожают физическому и психическому здоровью людей, провоцируют стихийные и
техногенные угрозы, то есть нарушают складывавшийся миллионы лет оптимальный
для жизнедеятельности и эволюционного развития баланс процессов взаимодействия
и энергообмена косного и живого вещества в разных оболочках биосферы и ноосферы
и даже в космическом пространстве. Это и многое другое свидетельствует о том,
что научное знание подошло к пределам, требующим для сохранения жизни на земле
коренного пересмотра смыслов и стратегии развития. Около достигнутых наукой
границ открываются не только странные проявления природы материи, но и
совершенно новые состояния Бытия, для постижения которых нужно изменяться нам
самим. Ориентиры для этих изменений дает сама жизнь, требующая сознательного
возвращения научного познания в единое поле Культуры, являющейся, по выражению
Н.К. Рериха, почитанием Света, основой Бытия, синтезом возвышенных и утонченных
достижений, спасением, двигателем и Сердцем. В наше время Культура вступила в
острый конфликт с машинной цивилизацией. Господствовавший около 450 лет в науке
рациональный способ познания, основанный на критериях материалистического
механистического мировоззрения, стал приводить к саморазрушению рациональности
по мере вынужденного выхода за границы системы "априорных" критериев,
так как развитие внутри этой системы утрачивало способность эффективно
оценивать ее динамику и качественные изменения. Таким образом проявляется
действие теоремы Геделя о неполноте, ибо природа мышления человека
гораздо полнее и насыщеннее его аксиоматически-дедуктивной формы. Чрезмерные
логизированность, приземленность и прагматизм науки, как и догматизация
религий, мешают космизации мышления, расширению сознания. Для восстановления
утраченной целостности познания, рациональность должна войти в творческий
синтез с интуицией, с очищенными возвышенными чувствами и руководствоваться
духовными критериями. В современных исследованиях природы, человека и
космоса все больше находим аналогий с представлениями мыслителей древнего
Египта, Греции, Китая и Индии. Появление теории относительности, ряда
исследований в квантовой физике (квантовой нелокальности) стали вынуждать к
пересмотру понятия физической реальности – отличающегося от его классического
определения. Новый подход призывал учитывать сознание наблюдателя при анализе
квантового измерения. Родственные представления возникли и с появлением
антропного принципа в космологии. В макромире стало проявляться нечто единое и
всеобъемлющее. Следующий шаг сделала синергетика в развитии постнеклассической
научной парадигмы для сближения свойств объекта с качествами сознания
исследующего их субъекта. Так как развитие от классической до
постнеклассической науки было связано с совершенствованием инструментов,
приборов, технологий, да и самих научных методов, то следует признать, что
главенствующая роль в познании должна быть отведена совершенствованию самого
естественного и потенциально всемогущего инструмента, данного человеку
эволюцией, – мысли. Науке предстоит обратиться к самому человеку, к его
внутренним творческим духовным возможностям, к поиску путей сотрудничества с
основными созидательными силами Космоса, к познанию качественно иных миров,
неизвестных науке форм материи, энергии, сознания и жизнедеятельности. Е.И.
Рерих писала: "Беда в том, что разум человека разобщился со своим
источником, Разумом Космоса. Будучи частью Космоса, человек не видит своей
солидарности, своего единства с Космосом...».[1] В первой половине ХХ века в
России сложились все предпосылки для духовно-революционного преобразования
научной картины мира. Основным творческим импульсом для развития этого процесса
явились труды русских мыслителей – космистов: В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского,
П.А. Флоренского, А.Л. Чижевского, Н.А. Бердяева, семьи Рерихов и других. Как
отмечали П.Гуревич и Д.Бом: "Не подлежит сомнению, что мир находится на
пороге новой парадигмы. Эта смена, судя по всему, будет иметь невиданные
масштабы, поскольку в корне изменит все наши воззрения на мир, природу,
человека. Вполне возможно, что она устранит пропасть между древней мудростью и
современной наукой, между восточной мистикой и западным
прагматизмом".[2]Мыслители-космисты прозревали, что качественно новая ступень
познания, связанная с космическим мышлением, откроет перед исследователем
духовное богатство культурного синтеза, сгармонизирует его внутренний мир, даст
интуитивные возможности непосредственного постижения, вернет подлинные смыслы
развития, приведет к овладению новыми тонкими энергиями, поднимет завесу между
мирами, соединит его сознание с более совершенными формами жизни следующих
ступеней эволюции, поможет создать целый ряд метанаук, озарит его мощью живой и
разумной красоты Космоса. Процесс постижения космического пространства изменяет
масштабы нашего сознания, ибо когда душа и мысль познают мироздание, они
обнаруживают в себе его свойства. Новые методы научного познания, направленные
к поиску единства, к постижению многообразных соответствий между человеком и
космосом, к благому преображению жизни заложены в трудах космистов, особенно, в
уникальном творческом наследии семьи Рерихов. Острее возникает вопрос об этике
ученых и ответственности всех людей перед природой, сообществом, перед их
личным эволюционным призванием.
Размышляя о выработке новой мирной стратегии освоения космоса в ее
гуманитарных и культурных аспектах, следует вспомнить о первой в истории
космической культурной программе: "Космос-Человек-Культура” [3], которая
была нами подготовлена и проведена космонавтами А.Н. Баландиным и А.Я.
Соловьевым в 1990 году в течение 6 месяцев на борту орбитальной станции «Мир».
Программа была призвана дать новый одухотворяющий импульс космическим
исследованиям, которые, кроме научно-технического значения, должны были
приобрести и крайне необходимое культурно-гуманистическое содержание. Программа
способствовала решению глобальной задачи – создание ценностных критериев
общепланетарной родовой нормы. Символом Программы стало впервые поднятое над
планетой Знамя Мира – знак защиты общечеловеческих культурных ценностей и
вдохновенный призыв к сознательному обретению людьми духовного единения и Мира
через Культуру.
В настоящее время популяризацию, развитие и практическую реализацию
мировоззренческих основ новой одухотворенной науки, заложенных в трудах
космистов и в творческом наследии семьи Рерихов, осуществляет
неправительственная организация при ООН Международный Центр Рерихов. По решению
Международной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI
века» МЦР совместно с Российской академией наук, Российской академией
естественных наук, Российской академией космонавтики им. К.Э.Циолковского
создал «Объединенный научный центр проблем космического мышления». При МЦР
сформирован Ученый Совет, в который вошли авторитетные ученые, представляющие
разные области знаний, объединенные целью научной разработки и воплощению в
жизнь идей Учения Живой Этики и космического мышления, формирования новой
системы познания и методологии науки, истоки которых прослеживаются в трудах
космистов и в великих Учениях Востока. Одним из важнейших направлений научной
деятельности является возрождение работ, созданного Рерихами в 1928 г. в
индийской высокогорной долине Кулу Института Гималайских исследований
«Урусвати».[4]
Чирятьев
Михаил Николаевич,
вице-президент
Международной Лиги защиты Культуры, чл.-корр. Международной академии наук
экологии, безопасности человека и природы (МАНЭБ), советник РАЕН,
Санкт-Петербург
_______________________________
[1]
Рерих Е.И. Письма. Том.1. – М.: МЦР, 1999. – С. 91.
[2]
Гуревич П.С., Бом Д. Философия и мистика // Новые идеи в философии. – М.:
Наука, 1991. – 245 с.
[3]
Баландин А.Н., Чирятьев М.Н., Беляк Н.В., Лебедев Г.С. Знамя Мира в Космосе //
Защитим Культуру. Материалы междунар. обществ.-науч. конференции, посвященной
60-летию Пакта Рериха. 1995. – М.: МЦР, 1996. – С.185-191.
[4]
Шапошникова Л.В. Свет Утренней Звезды //Объединенный Научный Центр проблем
космического мышления. – М.: МЦР. 2005. – С.79-115.
Источник:
http://www.pedagogika-cultura.ru/
|