Пишешь: «Лютейший враг саможаление не
отступает от меня, устрашая, что заболею, если буду строго к себе относиться.
Отчего и плода никакого не вижу. Очень жаль о сем; но не знаю, какие меры
принять против этого врага моего. Прошу молитв». Саможаление — враг. Не оно, а
сам ты. Ведь сам себя жалеешь; кто же виноват? Сам себя жалеешь, сам себя и
разжалей, и делу конец. А ты прикидываешься, будто саможаление пришло откуда-то
со стороны, и тебя насилует. Совсем не со стороны пришло; оно твое собственное,
доморощенное чадо, или ты сам, прикидывающийся насилуемым и лукавящий пред
тобою самим — лукавством злейшим и пагубнейшим из всех лукавств.
Грех, живущий в нас,— корень и источник
всех грехов — есть самость, или самолюбие. Первородные дщери его суть
саможаление и самоугодие. Чрез первое он всегда приводит ко второму и устрояет
порядок и характер жизни, противоположной богоугождению. Не подумай, что это
образ жизни явно грешной. Нет! Эта жизнь исправна, только все ведется из-за
самоугодия. Саможаление и самоугодие допускают дела, относящиеся к
богоугождению, но под непременным условием, чтоб они не нарушали их покоя, или
и их питали. Таким образом иной и благочестив и добродетелен, а между тем
опутан самоугодием. Такие услышат на суде: Не вем вас.Хорошо,
что ты хоть видишь в себе саможаление и готов восстать против него. А другие
совсем этого не видят. К тебе и обращу речь, чтоб воодушевить тебя на
прогнание сего врага твоего. Из твоих дальнейших слов я заключаю, что ты
неважным считаешь действия, допускаемые по саможалению и самоугодию. — Тут у
тебя большая ошибка. Действия такие, сами по себе, точно бывают неважны; но
нельзя сказать, чтоб неважно было присутствие в душе твоей саможаления и
самоугодия. Ибо что оно значит? — Значит, с первого взгляда, что самоугодие у
нас с тобою сильнее богоугождения, хоть мы положили угождать Богу и думаем,
что делаем так. Положили мы то и то делать, сознав то нужным в деле устроения
спасительной жизни, и потому угодным Богу; а потом отказываемся от этого, не
почему другому, как потому, что жаль себя, жаль от сна отнять нечто, жаль пищи
немного недобрать, жаль потрудить себя, и подобное. Если б приходилось
пожалеть только себя, и больше ничего! А то бывает так, что, пожалев себя,
оставляем дела, какие по совести сочли нужными для себя в деле спасения. Следовательно,
в этих действиях мы переходим от богоугождения и содевания спасения к
самоугодию, то есть действуем поперек того, как положили действовать. Как
совесть знает о нашем решении, то сейчас же и начинает укорять нас в неверности
самим себе, измене себе.
Стыдно становится пред собою, и покой внутренний
пропадает. Как быть? Иной, сознав свою оплошность, тотчас восстановляет первое
решение не потворствовать себе, и полагает вперед никак не поддаваться
внушениям саможаления. А другой, по вялости воли, от того же саможаления
заимствует самооправдание и извиняет себя то случайным разнемоганием, то
разными делами, то надобностию послабить себе немного, чтоб не изнемочь. Он сам
видит, как эти опоры к извинению себя хрупки, однако ж не отказывается уговаривать
совесть свою не тревожиться и его не тревожить.— И вот лукавство пред самим
собою, злейшее всех лукавств, корень всех наших грехопадений. — Что же совесть?
Совесть сначала постоит, а потом смежает уста свои. Ведь сам он хозяин. Что с
ним поделаешь? Покоя, однако ж, она не дает. Предстоит необходимость заглушить
ее голос. Чем? Отклонением внимания на внешнее, чтоб не быть у себя дома, — то
есть пойти погулять или поговорить с кем и подобным. — И пошли развлечения за
развлечениями. Они принесут плод — равнодушие к делу спасения и потерю страха
Божия. Авось — небось! — И стал человек жить как живется, спустя рукава. Так
вот видишь, как не маловажны действия поблажки самоугодию и саможалению? —
Почаще смотри на эти последствия и черпай из такого смотрения воодушевление
против сих врагов.
Откуда берется у самоугодия такая сила,
что и по решимости содевать свое спасение оно успевает склонять на дела свои?
— Я думаю, оттого, что в первоначальном решении допущена неполнота. Оно было
неполно и не совсем решительно. При образовании его имелось в виду спасение и
получение Царства Небесного; а жертвы и труды, требуемые для сего, не были
взвешены, или даже и рассмотрены. Оттого, как только потребовались они, мы и
храмлем. Думалось, что все легко пойдет; а оно не пошло легко, как и нейдет ни
у кого. Чаяли мы и Царствие получить, и покойно жить, всласть себе: что не
совместимо. У святых подвижников и говорится всюду, что, кто хочет как должно
идти путем спасения, тот должен определить себя на смерть, — не на какие-либо
лишения ничтожные, а на лишение даже самой жизни,— чтоб стоять в начатом до
положения живота. Кто так полно решается, к тому саможаление подступа не имеет.
Почему, если хочешь не поддаваться саможалению, возвратись к началу доброго
решения твоего, — и дополни недостающее в нем. Если ты поддаешься саможалению,
то еще не отвергся себя. Если не отвергся себя, то еще и шагу не сделал по пути
вслед Христа Господа. Только мысли и речи у тебя были об этом; а дело еще не
последовало. Я разумею то, как сему делу надлежит быть внутри тебя.
Не подумай опять при сем: авось — небось,
— как-нибудь проплетусь. Нисколько не проплетешься, а будешь толочься на одном
месте. Сам же говоришь, что успеха никакого в себе не видишь. И не жди его,
пока есть саможаление. Не случалось ли тебе видеть электрическую машину?! Если
видел, то, конечно, знаешь, что электричество, посредством тренья возбуждаемое,
собирается в медный цилиндр; и его может набраться так много, что убьет, если
неосторожно прикоснуться к цилиндру. Но если от цилиндра спустить медную же
цепочку до земли, то электричества нисколько не соберется, хоть до поту верти
колесо. Вот что есть эта цепочка, спущенная до земли, то есть самоугодие и
саможаление. Сколько ни трудись, они не дадут образоваться в Душе ничему
духовному. Весь плод трудов они будут поядать и уничтожать.
То правда, что саможаление и самоугодие не
всякого ведут прямо к видимо худой жизни; но тем не менее всю жизнь делают
бесплодною. Кто страдает ими, тот ни тепл, ни хладен, ни то ни се. А таким в
Апокалипсисе угрожается совершенным отвержением, с отвращением от них и
мерзением ими (Апок. 3, 15—16).
Потому изволь призадуматься над своим
саможалением, и поспеши сделать с ним расправу, какой оно справедливо
заслуживает. Ты просишь молиться об избавлении от него. Тут ничья молитва не
поможет. Самоотвержение, уничтожающее саможаление, есть исходный пункт, с
которого начинается и помощь Божия, и помощь взаимной братской молитвы. А
отвергнуться себя ты должен сам. За это действие затем и все дары Божий пойдут.
Если же ты не представишь этой жертвы, то не жди помощи, ни свыше, ни из —
окрест тебя. Припомни пример, бывший в Египетской пустыне. Брат смущаем был
движениями плоти. Приходит он к старцам и просит молитв. Те стали молиться,
как обыкновенно делывали. Но прошло несколько времени, и брат опять приходит и
просит о том же. Старцы опять обещали и молились. Но помощи опять не было. Так
и в третий раз. Удивились старцы; ибо обычно помощь была посылаема по первой их
молитве. Почему стали молиться уже не о помощи брату, а о том, чтоб Господь
благословил открыть им, отчего неугодно Ему услышать молитву их. Господь открыл
им, что виноват сам брат тем, что не противится, а поблажает нечистым движениям.
— Тогда они позвали его и сказали ему, чтоб он сам в себе отсек всякую себе
поблажку, тогда и помощь будет от молитвы. Брат сделал так,— и с Божиею помощию
за молитвы старцев освободился от страсти.— Вот и тебе мой ответ. Отсеки
самоугодие: тогда помощна будет и сторонняя молитва. А пока будешь на его стороне,
ниоткуда не жди помощи.
Больше я тебе ничего не скажу. Сам видишь,
за чем стоит дело. Сделай же это, и дело твое пойдет благословенным Божиим
порядком.
Источник: http://golden-ship.ru/knigi/2/feofan_z_PoRPViJ.htm#_Toc221774330
|