Философия Живой Этики и Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха.
Живая Этика была передана Н.К. и Е.И.
Рерихам Учителями человечества, входившими в группу индийских философов.
Огромная заслуга Рерихов в том, что они оформили, записали и впервые
опубликовали Живую Этику на русском языке. Живая Этика представляет собой
эволюционный импульс, значение которого сводится к тому, чтобы помочь
человечеству обрести одухотворенный целостный взгляд на Мироздание и тем самым
продвинуться к более высокой ступени космической эволюции. Иными словами, Живая
Этика выступает важнейшим фактором космической эволюции человечества. В то же
время предназначение Живой Этики может быть реализовано только через
сознательную деятельность людей, устремленных к Знанию, Красоте и Культуре.
В культурно-историческом пространстве Духовной революции в России Живая Этика
наряду с прозрениями русских философов, поэтов, художников конца ХIХ – начала
ХХ века, идеями ученых-космистов ХХ века была и остается самым мощным импульсом
продолжающейся в России Духовной революции, цель которой состоит в формировании
нового космического мышления.
Методологический потенциал философии Живой Этики
В свете Живой Этики
свою особую эволюционную роль обнаруживает многогранная деятельность Рерихов,
их действия, направленные на осуществление закономерностей космической эволюции
человечества. Одним из таких действий является Центрально-Азиатская экспедиция
Н.К.Рериха. Такой взгляд на экспедицию выступает одним из принципов ее научного
осмысления. При изучении проблематики экспедиции важно также учитывать, что
Н.К.Рерих и члены его семьи, готовя экспедицию, осуществляя ее высокие цели,
изучая собранный в экспедиции материал, всегда опирались на помощь Учителей,
философию Живой Этики, реализовывая ее законы в научных исследованиях и
культурных проектах. Такой подход к осмыслению Центрально-Азиатской экспедиции
представляется наиболее плодотворным, так как позволяет понять все многообразие
проблем экспедиции в контексте космической реальности или, иными словами,
рассмотреть эти проблемы с позиций нового космического мышления.
Особое значение для применения методологии Живой Этики имеет научное понимание
законов Космоса. Рассмотрим некоторые законы Космоса, учет которых при научном
осмыслении Центрально-Азиатской экспедиции может принести определенные
результаты. В формулировках космических законов мы использовали материал из
работы Л.В.Шапошниковой «Философия космической реальности» [1, с. 5–165].
Великий Закон двойственности, согласно которому во всех явлениях Космоса есть
стороны внутренняя и внешняя, тонкоматериальная и плотноматериальная. 1.
Великий закон энергоинформационного обмена, регулирующий энергообмен между
различными структурами Космоса, где одной из главных движущих сил является
энергия человеческого духа. 2.
Великий закон космического Магнита, выступающий источником энергии
существования Мироздания и человеческого духа. 3.
Великий закон Космической Иерархии, регулирующий 4. «процессы, связанные с
иерархией различных состояний материи, миров и энергий» [1, с. 61].
На земном плане закон Иерархии наиболее зримо проявляется через сотрудничество
Учителя и ученика, где Высшее ведет низшее, т.е. Учитель ведет ученика.
Сущность и важнейшее значение этого закона для эволюционного развития
человечества раскрыты в одной из книг Живой Этики «Иерархия». Изучая культурные
традиции Востока, Н.К.Рерих убеждался, что тема Учительства присутствует во
многих мифах и легендах. Их Рерих собрал в Центрально-Азиатской экспедиции и
опубликовал в дневниках «Алтай – Гималаи» и «Сердце Азии», а также в очерке
«Шамбала Сияющая».
Закон синтеза определяет объединение различных аспектов космической реальности,
а также их объединение в сознании, познании и деятельности людей. 5.
Важнейшее методологическое требование при изучении творческого наследия Рерихов
и экспедиции Н.К.Рериха в Центральную Азию заключается в использовании новой
системы познания, объединяющей методы эмпирической науки и метанауки. 6.
Обозначим некоторые особенности реализации законов Космоса на нашей планете. По
своей природе они носят объективный характер, т.е. осуществление этих законов
не зависит от сознания людей, их желаний и предпочтений. Люди не могут ни
изменять, ни отменять указанные законы. В пространстве реализации космических
законов, вообще в пространстве космической эволюции тот или иной человек имеет
возможность быть либо ее объектом, либо субъектом. Сегодня подавляющее
большинство людей нашей планеты являются объектами космической эволюции. Они не
знают о существовании космических законов, часто действуют вразрез с их
требованиями. Последние есть Культура, Знание, Красота, Любовь, составляющие,
несмотря на все сложности исторического развития, духовные идеалы человечества,
к которым люди в той или иной степени интуитивно тяготеют и устремляются, но
нередко и игнорируют эти идеалы и даже отвергают их. В то же время у каждого
человека есть возможность изменяться, усовершенствоваться и становиться
сознательным, активным и деятельным субъектом космической эволюции, то есть
строить свою жизнь в соответствии с законами Космоса. Для того, чтобы стать
сознательным активным субъектом космической эволюции, человек должен пройти
длительный путь культурного развития и духовного совершенствования. Некоторые
люди уже сегодня в той или иной мере принимают участие в сознательном
осуществлении космических законов – в науке, педагогике, искусстве, в обыденной
жизни и т. д., внося свою лепту в улучшение жизни.
Выбор указанных выше законов Космоса, новой системы познания в качестве
методологии анализа Центрально-Азиатской экспедиции не означает, что другие
космические законы и категории Живой Этики не могут выполнять эти функции. Все
законы и категории Живой Этики могут играть эту роль, так как Учение
представляет собой целостную философскую систему.
Философские основания Центрально-Азиатской экспедиции
Н.К.Рерих, безусловно,
осознавал огромную значимость космического миропонимания, необходимость
следования законам Космоса для совершенствования человека и развития
человечества. Николай Константинович был вместе с Еленой Ивановной одним из
соавторов Живой Этики и как никто лучше понимал, что его творческая
деятельность, все его научные и культурные проекты, важнейшим из которых была
Центрально-Азиатская экспедиция, могут осуществляться только на основе
философии Живой Этики, где главным является представление о законах Космоса.
Поэтому учет этих законов при осмыслении Центрально-Азиатской экспедиции
является одним из методологических условий изучения ее проблематики.
Один из законов Космоса – закон космической Иерархии. Учет закона Иерархии
позволяет многое понять в жизни и творчестве Н.К.Рериха. Прежде всего,
водительство Учителей, сотрудничество Рерихов с Учителями оказало на
многогранную деятельность семьи Рерихов, на ход Центрально-Азиатской экспедиции
решающее воздействие.
С Учителями впервые встретилась Е.И.Рерих в 1920 году в Лондоне, где она
получила советы о будущей поездке Рерихов в Индию. Позже встречи Рерихов с
Учителями происходили в Нью-Йорке, Чикаго, Париже, Дарджилинге (Индия) и других
местах. Учителя на встречах с Рерихами, в частности в Дарджилинге, передавали
им рекомендации по Центрально-Азиатской экспедиции и оказывали Рерихам помощь
на всем маршруте экспедиции. И Рерихи всегда чувствовали помощь Учителей.
Н.К.Рерих в своих работах описывал встречи с Учителями и многое, связанное с
ними. Очень содержателен и интересен в этом отношении очерк Н.К.Рериха «Вехи»,
в котором встречи с Учителями и их помощь сравниваются с вехами жизни.
Эти знаменательные встречи являются реальными историческими фактами,
свидетельствующими о единстве внутренней, духовной, и внешней, материальной,
сторон, которое в значительной мере и определяло духовную направленность
творчества Рерихов, цели их научно-культурной деятельности. «Другой лама красной секты, – писал Рерих об Учителях, –сказал нам про чудесных азаров
индусского вида, длинноволосых, в белых одеждах, иногда появляющихся в
Гималаях.
Эти
мудрые люди знают, как управлять внутренними силами и как объединять их с
космическими токами. Глава медицинской школы в Лхасе старый ученый лама лично
знал таких азаров и сохранял с ними непосредственные отношения» [2,
с. 219].
Важнейший момент влияния Учителей на Рерихов и экспедицию состоял в том, что
Учителя были связаны с иной реальностью, с глубинными пластами космической
эволюции человечества, и поэтому их творчество осуществлялось не только на
земном, но и на духовном планах. Творчество Учителей как бы находило проявление
в самой экспедиции, делая ее одним из важнейших направлений космической
эволюции человечества.
Другой космический закон, имеющий важнейшее значение для понимания
эволюционного смысла Центрально-Азиатской экспедиции, – закон двойственности.
При подготовке экспедиции и находясь на ее маршруте, Н.К.Рерих напряженно
размышлял о давно интересовавшей его проблеме – закономерностях космической
эволюции человечества, путях перехода человечества на более высокую
эволюционную ступень.
Согласно Живой Этике, эта эволюция
осуществляется как единство духовного и материального при определяющей роли ее
духовных факторов. Раскрытие взаимосвязи духовных причин человеческой истории и
собственно земной истории могло бы принести не только знания о реализации
закономерностей космической эволюции на планете, но и показать пути перехода
человечества на более высокую эволюционную ступень. Для разработки этой
проблематики в экспедиции, в научных исследованиях и культурных начинаниях
Рерих ставил и решал различные задачи. Прежде всего, это было исследование
культурных особенностей народов Центральной Азии, так как маршрут экспедиции
проходил по землям древнейших культур. При этом Рерих везде – и в повседневной
жизни людей, и в материальных вехах культуры, и в древних легендах – стремился
увидеть присущий всем этим явлениям внутренний, духовный смысл.
Этот интерес ученого был не случаен. В культурах
разных народов Рерих искал объединявшие моменты, старался выявить всеобщие
закономерности культурного развития человечества, которые были проявлением
закономерностей космической эволюции. Уникальный маршрут экспедиции пролегал по
красивейшим и исторически значимым местам. Рерихами были открыты десятки
неизвестных вершин и перевалов, археологические памятники, найдены редчайшие
тибетские рукописи. Много внимания Мастер уделял изучению географических
особенностей маршрута экспедиции и художественной работе, что также давало
богатейший материал для размышлений и обобщений. Н.К.Рерих обобщил впечатления
об экспедиции в дневниках, создал около пятисот картин, собрал вместе с
Е.И.Рерих и Ю.Н.Рерихом огромный научный материал. Этот материал Рерихи изучали
в созданном ими после экспедиции институте «Урусвати», научной организации,
строившей свою работу на основе нового мышления.
К пониманию необходимости экспедиции в
Центральную Азию, осознанию ее эволюционно-культурных целей Н.К.Рерих пришел не
сразу. Этому предшествовала долгая и напряженная работа Мастера. Создавая
живописные полотна, поэтические произведения, философские труды, Рерих
напряженно искал смысл своей жизненней миссии, осуществление которой должно
было определить его судьбу. Научно-культурная и общественная деятельность
Н.К.Рериха показывают, что главным делом его жизни явилось грандиозное
путешествие по Центральной Азии, в ходе которого исследовались культуры разных
народов. Цели этого исследования, как уже отмечалось, Рерих видел в выявлении
общих тенденций эволюционного развития человечества, обусловленных духовными,
метаисторическими причинами. В этом отношении Николай Константинович, как и во
многих областях науки и культуры, был первопроходцем, ибо никто из ученых,
путешествовавших по Азии, никогда перед собой таких целей не ставил. Для
правильного понимания взаимодействия духовного и земного планов космической
эволюции человечества важен выбор соответствующей методологии, гранью которой в
единстве с другими положениями Живой Этики может быть закон синтеза.
Сам Николай Константинович был наделен даром
синтетического познания и видения реальности. Он прекрасно владел синтезом,
применяя его в научных исследованиях, культурной и общественной деятельности.
Иными словами, Рерих был личностью синтетической. В его сознании как бы
объединялись в целостную картину духовные и материальные явления человеческой
истории, ее прошлое, настоящее и будущее. Это обстоятельство обязательно надо
учитывать при изучении Центрально-Азиатской экспедиции, так как ее причины
коренились в иной реальности, в том пространстве, с которым было связано
творчество Учителей и где формировались цели Центрально-Азиатской экспедиции
Н.К.Рериха.
В контексте проявления законов Космоса
становится понятным эволюционное действие Рерихов, совершенное ими в процессе
Центрально-Азиатской экспедиции и называемое «закладыванием магнитов». Это была
главная цель экспедиции. Действие это представляет собой единство духовного и
материального аспектов, где определяющую роль играет аспект духовный. Для
правильного понимания указанного эволюционного действия важное значение имеет
его рассмотрение в контексте проявления закона космического Магнита, закона
энергоинформационного обмена и закона двойственности, о которых уже
упоминалось. Разъяснение эволюционного смысла «закладывания магнитов» дается
Л.В.Шапошниковой в работе «Веления Космоса» [3]. На настоящей конференции в
докладе Людмилы Васильевны эти идеи получили дальнейшее развитие. Мы попытаемся
только изложить или процитировать отдельные фрагменты этой книги, что
необходимо для раскрытия темы нашего доклада.
В 1923 году в парижский банк на имя Рерихов
пришла посылка. Когда вскрыли фанерный ящик, то обнаружили в нем обтянутую
кожей старинную шкатулку. Вот как пишет об этом в книге «Веления Космоса»
Л.В.Шапошникова. «Николай Константинович открыл шкатулку и
увидел в ней Камень, кусочек темного метеорита. Он ощутил сразу легкое
покалывание в пальцах, его центры отозвались на энергетику Камня. Но это был
лишь осколок, основной метеорит находился в Заповедной Стране, где обитали
Учителя и где они вели свои эволюционные исследования. С этого метеорита
тысячелетия тому назад и начиналось земное убежище Космических Иерархов.
Легенда повествовала о том, что метеорит пришел на землю с далекого созвездия
Ориoн» [3, с. 91].
Камень, находящийся в Шамбале и энергетически связанный с мирами иных состояний
материи, способствует формированию более высокой энергетики Земли. В этом
процессе важную роль играют Учителя, которые при помощи Камня во время своего
«ночного бдения» напитывают пространство высокой энергетикой. В Шамбале
происходит энергообмен между планетой и мирами иных состояний материи,
формируется энергетика, необходимая для продвижения планеты и земного
человечества по спирали космической эволюции.
Именно при помощи частицы такого Камня,
полученной Рерихами в парижском банке, а также при содействии своей собственной
энергетики и художественного творчества Н.К.Рериха Николай Константинович и
Елена Ивановна осуществили «закладывание магнитов» на маршруте
Центрально-Азиатской экспедиции. Тем самым они выполнили главную задачу
экспедиции, которая проходила через Индию, Китай, Сибирь, Алтай, Монголию и
Тибет. В этих районах Рерихами было сформировано энергетическое поле, в
пространстве которого в будущем возникнет ряд высокоразвитых культур и стран.
Очевидно, что понять эволюционный смысл «закладывания магнитов» с позиций
старого сознания невозможно. Для этого нужен иной философский подход, который
содержится в Живой Этике.
На всем протяжении экспедиционного маршрута
Рерихам приходилось преодолевать невероятные трудности. Мало того, что
экспедиция прошла несколько десятков горных перевалов, зловещие болота Цайдама,
по которым каравану во избежание гибели надо было не останавливаясь идти целые
сутки. Волею своих тайных «покровителей», за которыми стояли английские
спецслужбы, экспедиция была заблокирована на зимнее пятимесячное стояние на
плато Чантанг. В нечеловеческих условиях суровой зимы в летних палатках выжить
было невозможно и экспедиция должна была погибнуть. На это рассчитывали
английские «опекуны» Рерихов. Но этот расчет делался с обычной точки зрения.
Между тем Рерихи жили и работали в другом –
духовном пространстве. Это пространство философии космической реальности, где
ведущую роль играет сила духа, убежденность в правильности избранного пути,
непоколебимость и стойкость в достижении благих целей. Но сила духа проявляется
только в процессе преодоления препятствий, трудностей. Поэтому обилие
трудностей на маршруте экспедиции имеет свое объяснение – без их преодоления
экспедиция не могла быть успешно проведена.
Много света проливает на казалось бы непонятные
и непостижимые с обычной точки зрения стороны экспедиции их рассмотрение в
свете философии Живой Этики, в частности закона двойственности. Согласно этому
закону все явления и процессы существуют и имеют перспективу развития благодаря
единству духовного и материального при ведущей роли духовных факторов. Эта
закономерность нашла проявление и на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции.
Именно благодаря своей стойкости, силе духа Николаю Константиновичу, Елене
Ивановне и Юрию Николаевичу, среди которых роль духовного водителя выполняла
Елена Ивановна Рерих, экспедиции удалось, преодолевая неимоверные лишения,
выжить и продолжить выполнение намеченной программы. Рерихи преодолели
нечеловеческие трудности и проявили силу духа во всем его величии.
Проведенный анализ философских оснований
Центрально-Азиатской экспедиции позволяет сформулировать следующие выводы:
1.Мировоззренческой основой творческого наследия
семьи Рерихов выступает философия Живой Этики. Эта философия пронизывает все
грани творчества Рерихов и их культурного наследия.
2.Научное осмысление наследия Рерихов, и в
частности Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха, возможно только с позиций
философии Живой Этики. 2.
3. При использовании других, отличных от
философии Живой Этики подходов возникает опасность искажения смысла и целей
Центрально-Азиатской экспедиции. Это, к примеру, проявилось в претендующих на
научность, а по сути клеветнических работах В.А.Росова и, прежде всего, в его
докторской диссертации, где он совершенно безосновательно приписывает
Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха и по существу всему творчеству семьи
Рерихов политические цели.
4.Рассмотрение Центрально-Азиатской экспедиции с
точки зрения философии Живой Этики и, прежде всего, в контексте законов Космоса
позволяет выявить связь внутренних, духовных и конкретно-исторических сторон
экспедиции и показать, что причины духовного порядка играли в осуществлении
экспедиции ведущую роль. Применение такого подхода к изучению
Центрально-Азиатской экспедиции открывает возможности формирования подлинно
научного представления о всем комплексе связанных с нею проблем. 4.
В.В.Фролов,
доктор
философских наук, профессор, заведующий
кафедрой Московского государственного университета леса, ответственный
секретарь МЦР Литература: 1. Шапошникова Л.В. Философия
космической реальности [Предисл. к Живой Этике] // Листы Сада Мории. Кн. 1.
Зов. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003.
2. Рерих Н. Цветы
Мории: Пути Благословения: Сердце Азии. Рига: Виеда. 1992.
3. Шапошникова Л.В. Веления
Космоса. М.: МЦР, 1995.
Источник: http://metaetika.ru/page/2
|