Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
Главная Каталог статей Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Статистика

Главная » Каталог статей » Статьи - Живая Этика » Статьи

Некоторые проблемы духовной практики Агни-Йоги.

«Без применения к жизни никакое знание не имеет цены и не даст ожидаемых результатов»./ Е.И.Рерих /

       Вынесенная в эпиграф истина, казалось бы, проста и очевидна. Но это только на первый взгляд. В действительности, всё значительно сложнее. Примером тому может послужить освоение современным массовым сознанием идей Учения Агни-Йоги. То, что Йога чисто практическая система, сегодня, вероятно, в определённой мере понятно любому достаточно образованному человеку. Тем более тому, кто пытается постигать Учение. Однако нередко между таким рассудочным «пониманием» и реальными действиями пролегает глубокая пропасть.
      Круг изучающих Агни-Йогу уже значителен. Несмотря на это необходимо ясно представлять, что в нём, в смысле практического применения идей Учения, существуют, по крайней мере, две различные группы. Первая – большая – это интересующиеся. Их можно назвать «читателями» или «теоретиками». Они с увлечением читают книги Агни-Йоги, делают выписки, посещают лекции и конференции, могут к месту цитировать Учение, аккуратно просматривают журнальные статьи и даже пишут сами. Вы скажите: а что в этом плохого? Ничего. Это очень полезно. Только Рерихи, подобно другим духовным подвижникам, справедливо считали, что произнесение высоких слов – одно, а применение их в повседневной жизни – совсем иное. И, к сожалению, эти два действия в жизни далеко не всегда совпадают. К тому же, когда духовная деятельность ограничивается чтением, просматриванием, прослушиванием, посещением, цитированием и прочее – то есть чисто словесно-теоретической активностью, то, собственно говоря, к Йоге это имеет весьма отдалённое отношение. А точнее – никакого.
      «Агни-Йога есть Йога действия», - напоминал Учитель1. Если такая фраза покажется не конкретной, можно обратить внимание на ещё одну, из «Общины»: «Меньше всего Нас занимает словесное утверждение. Для Нас имеет значение состояние сознания и действия»2. Кстати, об этом говорилось давно. Хорошо известно, что не только в Йоге, но в духовном совершенствовании вообще «Вера без дел мертва есть».
      Вторая группа – меньшая – те, кто действуют. Безусловно, и из них не всех можно назвать истинными последователями Агни-Йоги. Тем не менее, только в этой группе имеет смысл искать учеников или претендентов на ученичество. Они – практики, так какпрочитанное или услышанное стремятся воплотить в свою жизнь. Пусть даже для того приходится ломать все её привычные основания. Это уже если и не сама Йога, то её преддверие.
Было бы, конечно, нелепо отвергать теоретическую разработку и осмысление Учения. Это очень важно. Но для ученика останавливаться на этом, значит, превращать жизненную философию совершенствования в метафизические спекуляции и схоластические словопрения, за которыми будет утеряна Цель. Да к тому же, думается, невелика цена теоретическим рассуждениям, скажем, о тонких психо-космических энергиях, если автор с помощью Учителя не прошёл хотя бы начальных ступеней их личного, чисто практического освоения и оперирует книжным знанием, смысл которого ему не всегда адекватно понятен.
Освоение Агни-Йоги имеет ещё и такую сторону, представленную, как всегда, в двух противоположных крайностях. Либо читают одну Агни-Йогу, предполагая, что можно воспринимать синтетическое Учение без широкой общекультурной подготовки, то есть определённых познаний в области философии, культуры, психологии, истории, истории религий, физики, медицины, астрономии, биологии и т.д. Либо наряду с Агни-Йогой, а то и вместо, изучают всякие околооккультные и псевдоэзотерическиеопусы, выискивая в них методики скорейших «инициаций», «трансмутаций» и «духовосхождений», не подозревая, какой Источник отвергают в виде книг Учения. Эти явления также явно не способствуют «Йоге действия», о которой говорится в Учении.
Что же такое практика Агни-Йоги? Возможно, кто-то разочаруется, если узнает, что речь здесь пойдёт только об определённых исходных положениях практики Агни-Йоги, а не о конкретных методиках и досконально расписанных рецептах космической эволюции человека. «…Не ждите готовых патентованных формул, - предупреждала нас Елена Ивановна Рерих. – Из малых намёков сложите великое строение»3.
     Одна из важнейших особенностей Агни-Йоги – полное поглощение всей жизни ученика. «Решивший познать Агни-Йогу, - писал Учитель, - должен преобразить ею всю жизнь. Почему люди думают, что можно уделять Йоге часть ленивого досуга, пребывая в нечистых помыслах всё остальное время»4. Настоящая йогическая практика охватывает все основные сферы жизни человека. В них можно условно выделить три важнейшие: социальная сфера, сфера личного сознания (или души) и духовная (космическая) сфера. Триединый путь современного йога – это систематическая деятельность по трём отмеченным направлениям. Невнимание к одному из них сводит на нет усилия в отношении других.
     Социальная сфера предполагает не просто жизнь и взаимодействие с обществом, а усилия по его совершенствованию. Иными словами – бескорыстное служение людям. Форм, видов и вариантов служения бесконечное множество, но все они объединены заботой ученика о Благе Мира – об Общем Благе. Там, где принцип Служения и Общее Благо вытесняются приоритетом личного (личного блага, личного совершенствования, личного успеха, личной свободы и т.д.), – там не может быть Йоги, так как стена самости преграждает путь космической эволюции сознания.
     Деятельность в сфере личного сознания направляется на расширение своего маленького «я» до космического «сверх-Я». Этот процесс есть не что иное, как развитие духовной Индивидуальности человека. В случае успеха он позволяет личному сознанию возвышаться до Сознания Космического. Для этого необходимо, во-первых, обуздание низшей природы человека и связанных с ней негативных черт характера и особенностей сознания (эгоизм, раздражение, страх, сомнение, эмоциональная и ментальная распущенность, чувственность, рассеянность, злоба, самомнение, собственничество, непостоянство и другие). Во-вторых, утверждение необходимых высших духовных качеств (любовь, благородство, сострадание, мужество, бесстрашие, равновесие, терпение, устремлённость, доброжелательность, справедливость, искренность, внимательность, распознавание, проницательность, требовательность к себе, свобода от привязанностей, преданность, решительность и других). Методы искоренения одних и утверждения других качеств в Агни Йоге освещаются довольно подробно.
 Третий вид деятельности ученика венчает пирамиду его устремлений, так как представляет собой практику развития взаимодействий с высшей реальностью и Космической Иерархией. Сюда можно отнести постижение тонких энергий, практическое изучение трансфизических миров, развитие духовной связи с Сознанием Великих Учителей. В сущности, всё это аспекты единого процесса, который возможен лишь при определённых успехах на двух ранее описанных направлениях практики.
Формула: «когда ученик готов, приходит Учитель», - хорошо известна. Об этом, да и о том, что степеней приближения к Высшему Учителю существует множество, писалось не раз. Вспомним, прежде всего, главное – «связь с Учителем устанавливается через очищенное мышление, в сердце, и долгим упорным трудом над собою»5.
     Достижение Высшего Учителя происходит через Учителя земного. Это одно из важнейших условий приближения к Великой Связи. Цепь Иерархии непреложна, и ученик, оторвавшийся от своего ближайшего духовного звена, рискует прервать путь восхождения.
Не раз Еленой Ивановной объяснялось и то, что Великие Учителя могут приближать лишь тех, в ком они уже не сомневаются, кто прошёл через многие огненные испытания и доказал свою готовность и преданность не в условиях благополучия, но на краю пропасти6. Иными словами, для непосредственного сотрудничества с Высшим Учителем ученик должен обладать соответствующим типом сознания, который предполагает как определённый этический, интеллектуальный и культурный уровни, так и необходимые психо-энергетические качества.
     Развитие психической энергии – одно из самых существенных условий Высшей Связи. Несмотря на то, что психическая энергия имеет множество разновидностей или видов своего проявления, в своей высшей сути она соотносится с изначальной единой духо-космической энергией, которая в сфере микрокосма нарастает лишь при успешном духовном совершенствовании. Увеличение потенциала психической энергии невозможно без утверждения соответствующей дисциплины основных проводников – плотного, астрального и ментального тел. Не будучи подчинёнными контролю духа, они являют собой мощные каналы утечки.Преодоление низших свойств человеческой природы, развитие высших духовных качеств сознания, устремление, постоянное памятование о Высшем (об Учителе), ощущение Высшего присутствия рядом и некоторые другие действия способствуют накоплению психической энергии высокого свойства.
    Не нужно думать, что перечисленные условия есть произвольная прихоть Учителей. Потенциальными способностями вынести тяжести истинного ученичества обладают лишь один-два человека из многих миллионов. В XIX веке, кроме основателей Теософского Общества, несмотря на невиданно благоприятные условия, никто из европейских и американских теософов, включая тех, кто был удостоен чести переписки с Махатмами, не выдержал испытательного периода и едва ли годился даже в так называемые «светские ученики». Кто знаком с историей Теософского Общества, тот знает, на чём «ломались» претенденты. Не на великих сверхзадачах, которые мерцали, как далёкие звёзды, а на обычных, маленьких человеческих слабостях...
     Помимо неспособности подавляющего большинства претендентов к интенсивному духовному восхождению, существует и ещё одна существенная причина достаточно строгого подхода Учителей к отбору учеников. Все истинные духовные Учителя придерживались древнего и незыблемого закона, который современному, не в меру прагматичному, человеку покажется странным.В своё время ещё Блаватская объясняла, – а она знала, о чём писала, - что с того момента, когда начинается истинное ученичество, когда Учителя начинают передавать ученику определённые силы и знания, - «они берут на себя ответственность за все грехи своих учеников…»7. Иными словами, карма Учителя переплетается с кармой ученика в тугой неразрывный узел. И это не просто образное выражение абстрактного характера. За ним стоит реальный, объективный процесс энергетического взаимодействия двух сознаний – сознания Учителя и ученика. После некоторого момента, когда тонкая магнитная связь укрепилась, каждый из включенных в неё по законам физики уже не может избежать определенных психо-энергетических влияний с противоположного конца цепи. Действие и последствия действия этих влияний, как утверждали Учителя, могут растягиваться на необозримое время.
      В любом случае, близок ученик или далёк, принят или находится на испытании, ему не следует предписывать действия Учителя по своему личному желанию. Думать: Он должен сделать то, Он должен сделать это… Всё, что требуется со стороны Учителя, будет сделано без всяких предписаний и даже просьб. Возможно ли сомнение настоящего ученика в Высшем Сознании? А вот размышления на предмет: «всё ли я делаю так, как нужно?» – значительно продуктивнее.
     Число принятых учеников, как известно, ничтожно. Оно во много раз меньше, чем серьёзных претендентов. Тем не менее, порой, можно услышать, что Учитель А. наставляет господина Иванова. А Учитель Б. диктует госпоже Петровой. Третья госпожа и вовсе записывает послания от трёх «Высших Наставников» сразу. Давайте проявим осторожность и проницательность и не будем покупаться на эту дешёвую монету. Неужели сегодня всё ещё необходимо говорить о том, что имеющий связь с Великим Учителем НИКОГДА не будет распространяться об этом на всех углах. Многие ли при жизни Е.И.Рерих знали о её Общении и Миссии? Только ближайшие. Всё, что касается взаимоотношений настоящего йогина-ученика с подлинным Великим Учителем СОКРОВЕННО. Для ученика духовная связь с Учителем – великое и самое дорогое достижение. Никто о самом дорогом не говорит просто так, к месту и не к месту. Тому много причин – и этические, и чисто практические…
     И вот тут мы подошли к достаточно серьёзной проблеме, существующей в современной йогической, а если точнее –околойогической практике. Социальный реформатор писал о «детской болезни левизны» в коммунизме. У молодых (дело не в возрасте) приверженцев Агни-Йоги, к несчастью, свои «детские болезни»: поспешность, «звёздная болезнь», «учительство» и, наконец, уклонение в так называемый «психизм». Корень, в сущности, у них един – невежество, проросшее на почве определённых особенностей сознания. Последствия – тоже, как правило, довольно однозначные. Разница лишь в степени: от задержек в духовном развитии до полной психической деструкции и расстройства здоровья. А вот симптомы могут быть совершенно различными.
Поспешность и «звездная болезнь» во многом близки. В одном случае ученик не склонен считаться с субъективными и объективными обстоятельствами, то есть логикой духовосхождения, и в силу того расшатывает своё физическое, психическое, а заодно и духовное здоровье. В другом – первые признаки успеха, скажем, цветные звёзды, подчас воспринимаются как достижение степени если и не Учителя, то, вероятно, никак не меньше Адепта. В таких случаях велика опасность искушения. Если с ним не справляются, начинает прогрессировать более тяжёлая болезнь под названием «учительство».
     Её симптомы известны: человек не просто говорит, но вещает «истину»; считает своим долгом наставить присутствующих на «духовный путь»; стремится собрать вокруг себя учеников; приветствует всякие знаки внимания и почитание своей персоны; имеет смелость выносить суждения о предметах не всегда ему достаточно знакомых; старается занимать ответственные посты (не беда, что третий или пятый – зато со-Председатель какого-нибудь Общества, Фонда и т.д.); ввязывается в споры и дискуссии, как правило, малосущественные и не по делу. При этом очень сомнительно, что эти «учителя», в соответствии с законом духовного водительства, готовы нести полную ответственность за все ошибки своих учеников.
     Наверное, самый тяжёлый недуг – это психизм. Если при поспешности и «звёздной болезни» ученик двигался в правильном направлении, но сбился с него, то здесь с самого начала происходит движение в другую сторону. Как же предельно сжато определить сущность психизма? «Всё, что не носит на себе печати духовности, - писала Е.И.Рерих, - что не имеет отношения к высшему плану, плану высшего Манаса и Буддхи, называется психизмом»8. Иными словами, это есть подмена развития высших способностей сознания и духовной сущности человека развитием некоторых психических свойств (которые могут быть как врождёнными, так и приобретёнными), не выходящих за пределы Низшего Я и животной природы. Причём, почти всегда это сопрягается с невероятно широким спектром опасностей от физиологических до духовных. Неужели об этом не знают? Бывает и так. Но, как правило, прекрасно осведомлены. Тем не менее, загадочная человеческая природа почему-то считает: всё, что Учителями и их ближайшими Учениками пишется, советуется и предупреждается правильно и хорошо, но ко МНЕ не относится. Е.И.Рерих не раз разъясняла ученикам и последователям Учения, что «Великие Учителя против всякого психизма. Ведь психизм и медиумизм есть два антипода духовного развития»9. Она писала также: «Область психизма такая сложная, такая страшная и таит в себе множество сюрпризов для самоявленных адептов»10. Объясняется это рядом простых обстоятельств. Законы материальных взаимодействий в Тонком Мире, в который погружается беспечный психик, значительно отличаются от законов Плотного Мира. Если отсутствует взаимодействие с Высшим Сознанием (Вел. Учителем) и развитое духознание, что бывает в подавляющем большинстве случаев, то как и на основе чего психик сможет разобраться в том, что он воспринимает в Тонком Мире (чей голос диктует сообщения, с кем общается, кого видит и т.д.)? Если нравственный фундамент не сложился, излучения собственной ауры насквозь пропитаны эгоизмом и отсутствует высшая психическая энергия, то кого по магнитному сродству притянет в орбиту своего сознания такой человек? Только тех, кого называют развоплощёнными отбросами эволюции и сознательными сторонниками «тьмы».
     Одно дело внимательное, вдумчивое, трезвое и вместе с тем смелое изучение тонкой реальности, когда ученик пытается осмысливать естественное развитие определённых явлений объективного и субъективного характера. Скажем, запоминать и исследовать символику снов, подмечать различные знаки и необычные явления, развивать свое чувствознание и так далее. Но совсем другое дело насильственное вмешательство в логику развития духовного сознания и подмена его, то есть развития, малопродуктивными, но многоопасными играми в «голоса», «видения», «концентрации на центрах», «визуализации». Одно дело творческий подход к процессу своей духовной эволюции, при опоре на Знания Познавших, другое дело – личные спекулятивные домыслы, основанные на самомнении. Последние в Агни-Йоге недопустимы, так как она есть Наука о космической эволюции человека. И наивно предполагать, что её строгие формулы, проверенные долгими экспериментами Учителей, сопоставимы с умозрительными фантазиями неофитов, неоправданно претендующих на непогрешимое познание законов трансфизических миров и особенностей человеческого духовного развития.
     Теперь о психотехнике. Психотехника и психизм – разные явления. Первое – техника владения психической энергией, то есть освоение сознательного, контролируемого использования определённых сил и способностей, связанных с психической энергией человека, которая развивается естественно и постепенно с ростом духовного уровня ученика. Второе, как отмечалось выше, попытка использования, как ошибочно думают, тех же сил, но без духовного развития. На этот счёт Елена Ивановна писала: «…В Агни-Йоге, прежде всего, требуется духовное развитие, без которого все указания и все средства [в том числе и психотехника – С.А.] являются наполовину, если не больше, недействительными»11.
     Мало того, Махатма задаётся риторическим вопросом: «Можно ли приобретать психотехнику без Учителя, - и отвечает: -Невозможно. Эта техника сопряжена с опасными процессами»12. Именно повышенная ОПАСНОСТЬ – главная причина отказа от самостоятельного освоения психотехники. Она развивается:
1)     только под руководством одного из Великих Учителей или, по крайней мере, его продвинутых Учеников, который фактически должен быть Адептом (но не самозванцем из Плотного или персонификатором из Тонкого Мира);
2)     как правило, в специальных достаточно чистых (в физическом и психическом смысле) и благоприятных условиях;
3)     только при достаточно укреплённом нравственном стержне приверженца Йоги, без чего развитие психических сил подобно факелу в пороховом погребе низших желаний или камню на шее нетерпеливого претендента, плавающего в нечистотах собственного этического несовершенства. Вспомним две первые ступени классической Йоги – яму и нияму – они предполагают именно этическое становление молодого йогина...
     Методики насильственной психомеханики и есть такое искусственное раскрывание бутона руками. Да, некоторые достижения возможны. Но, как поясняли Махатмы, они являются незначительными и недолговечными – в первую очередь, в силу своей искусственности. Кроме того, здесь происходит лишь частичное приоткрытие центров, но не их огненная (энергетическая)трансмутация.
     Концентрация на каком-либо центре вызывает его активность, нарастающую за счёт других центров. Тем самым нарушается система поляризации. Иными словами, возникает энергетическая дестабилизация внутренних тонких процессов, которую Елена Ивановна называет «истинным бедствием в области вибраций», так как нарушается равновесие установленной вибрационной схемы...
Понимание таких вопросов практикующими Агни-Йогу чрезвычайно важно. Ученику необходимо четко представлять, что относится к методам Агни-Йоги, а что в корне противоречит. Что ведёт к духовному восхождению, а что к духовному разложению. До сих пор определёнными силами продолжаются попытки сблизить Агни-Йогу с иными, принципиально противоположными ей системами. О хатха-йоге писалось достаточно. Её метод и цели в корне отличны от методов и целей синтетической Йоги Махатм. Сущность работ А.Бейли раскрывалась как Е.И.Рерих, так и современными авторами. Но тактика использования определённых положений Учения Агни-Йоги, «под соусом» которых в сознание неразборчивого читателя проталкивается негативная философия и практика, применяется и по сей день. Например, авторы нашумевшей некоторое время назад «Калагии» попытались представить её как дальнейшее развитие Агни-Йоги. Появились и другие претенденты. Например, сомнительный опус «Братство. Надземная обитель». Претензия на принадлежность к Учению Махатм наблюдается и у разработчиков кунта-йоги. Но в действительности их детище является ничем иным, как вариацией на тему психофизической механики, которая, как мы выяснили выше, весьма далека от техники Агни-Йоги. Вообще подобные писания можно разделить на два вида. Первый – где происходит сознательная и целенаправленная ловкая подмена идей Духовного Учения, параллельно с которым вводится нечто отличное от него. Второй – в целом серьёзные и позитивные работы, авторы которых, однако, недостаточно глубоко представляют себе сущность излагаемого вопроса. К этому виду принадлежат, в частности, работы Рамачараки. Будучи талантливым исследователем Йоги и способным литератором, но, не являясь йогом-практиком, он не до конца осознавал оборотную сторону того, о чём писал. Оттого его книги остались без разъяснений опасности психотехники. В этом отношении полезно вспомнить замечание Великого Учителя: «Чем дальше стоит понимание от опасности Йоги, тем далее стоит человек от связи с Высшим Сознанием»15.
     Процесс духовной эволюции человека труден и многогранен. Он сопряжён с коренной трансформацией всей его сущности, всех процессов от ментальных до физиологических. В основе того лежит развитие особых энерго-информационных структур микрокосма, именуемых нервными центрами, центрами высшего сознания или чакрами. Наука только приступает к изучению процессов и явлений, связанных с активизацией и преображением центров. Опыт тех, кто прошли через различные стадии их развития, имеет величайшее значение. В первую очередь, это относится к результатам эксперимента, в котором принимала непосредственное участие Елена Ивановна Рерих.
     В Агни-Йоге поясняется, что существуют различные степени или стадии развития центров. Условно их можно разделить на три основные: приоткрывание или приведение в движение, возгорание, происходящее волнами или циклами, и трансмутацияцентров. Елена Ивановна впервые, не уходя от жизни, без затворничества, под руководством Махатм прошла все стадии развития центров. В результате было достигнуто глубокое йогическое изменение организма и духовный переход от существования в сфере физического измерения человека в сферу его космического измерения. То есть сознательное существование человека параллельно на различных планах планетарно-космического пространства – Огненном, Тонком и Плотном. Важным следствием такого преображения явилась возможность трансформации тонких космических энергий, осуществлявшаяся благодаря Матери Агни-Йоги.
Не случайно Учитель сравнивал её сердце с духовным трансформатором. Физическая сущность этого процесса совершенно непонятна современной науке, и психо-физикам предстоит немало потрудиться, прежде чем учёные и философы осознают, о какой трансформации говорили Махатмы.
     Тем не менее, уже сейчас можно без всяких сомнений говорить ещё об одном, весьма важном для науки, и не только для неё, следствии развития центров Е.И.Рерих. Трансмутированные центры Матери Агни-Йоги позволили добиться прямой, устойчивой, многоканальной Связи с Шамбалой – то есть добиться того, что Махатмы называли «пространственным Проводом Братства». Это достижение, в силу его невероятной трудности, Учителем Елены Ивановны оценивалось очень высоко.
    Данный аспект высшей йоги был затронут не случайно. Раскрытие и возгорание центров, происходящее на определённом этапе духовного развития ученика, совсем не то же самое, что огненная трансмутация. Между включением в работу отдельных центров и их полномасштабной согласованной работой при достаточно сформированном Огненном Теле – большая дистанция. А потому и соответствующие достижения в том и ином случаях далеко не тождественны. Все эти процессы очень сложны и требуют невероятно высокого уровня развития духа. Даже для подготовленных йогов, число которых всегда было ничтожно, их практическое осуществление в полном объёме – дело перспективы и не всегда самой ближайшей. Что же в таком случае говорить о людях, далёких от Учения и Пути духоэволюции?
     Иногда можно услышать, как последние рассуждают о своих раскрытых и даже трансмутированных (! !) центрах. Ничего, кроме улыбки сострадания, такие рассказы вызвать не могут. Картина, достойная пера: неуравновешенный, суетливый, самолюбивый человек с бегающим завистливым взглядом языком бульварного оккультного пособия по секрету всему свету «делится» своими достижениями в высшей духовной Йоге. Если бы такой человек хотя бы отдалённо представлял, что скрывается за расплывчатой символичной фразой «огненная трансмутация», он бы ужаснулся величине нелепости своих утверждений.
Лишь в том случае, когда дух Агни-Йога перерождает свои оболочки – физическую, астральную и ментальную, - «тогда, - объяснял Великий Учитель, - утверждается огненная трансмутация; величайший процесс и в своём напряжении охватывает все космические сферы»18. Нам можно почаще вспоминать эти слова.
     Если «величайший процесс» охватывает космические сферы, то и чисто физическое, земное его проявление должно быть значительным. Теперь об этом известно. Перерождение организма или, как говорили мистики, – «второе рождение» не бывает лёгким. Тем более в современных дисгармоничных пространственных условиях Земли. Не касаясь других аспектов, можно отметить, например, физические страдания – те священные боли, которые неизменно сопровождают развитие центров. В подавляющем большинстве случаев они вызываются воспалениями нервных каналов и желёз, что является следствием активизации энергетических процессов в различных нервных центрах. Применение соответствующих средств и методов как чисто физического, так и психо-энергетического характера позволяет нейтрализовать или сводить к минимуму опасность негативных явлений...
     Не случайно такие энергетические процессы иногда называют «огненным крещением». Проходя через него, сама Матерь Агни-Йоги несколько раз оказывалась на пороге неминуемой огненной смерти и была спасаема лишь благодаря «Чуду», именуемому вмешательством Великого Учителя.
     Высшие космические энергии могут проникать в физическую сферу Земли лишь через человека. Точнее, через его высшие духовные измерения. Закономерно, что все аспекты человеческой природы, в том числе и физическое тело, подвергаются воздействиям высоковибрационного космического ритма. Его проводники в человеке, т.е. энергетические оболочки микрокосма, должны иметь определённую готовность. Несоответствие напряжений приводит к кризису. Для человека недостаточно высокого духовного уровня смерть в таком случае почти неизбежна.
     Духовность, как оказывается, вовсе не отвлечённое понятие, имевшее в трудах некоторых философов и богословов очень неопределенное значение. В философском смысле духовность может быть понимаема как превосходство в человеческом микрокосме духа над материей. Но как это понимать с точки зрения физики? – скажет современный образованный человек. Очень просто: присутствие в психо-энергетическом поле человека (его ауре) утончённых, но необычайно мощных духо-космическихэнергий. Разумеется, такое возможно лишь при особом развитии энергетических центров высшего сознания в организме человека.
Нисхождение высших энергий в человека, а религиозные мистики говорили – эманация Божественного Начала в человеческое, в конечном счёте, преображает организм и изменяет уровень напряжения ауры, в силу чего она оказывается способной воспринимать и выдерживать высокочастотное напряжение космического ритма. Но даже для людей невероятно высокого духовного уровня ассимиляция космических энергий сопряжена с большими усилиями и опасностями.
     Вот почему (а этим причины далеко не исчерпываются) Агни-Йога настаивает на естественном, эволюционном пути развития центров через расширение сознания, устремление к Высшему Учителю и всестороннее совершенствование. Вот почему приверженцев «ускоренного» психомеханического пути развития центров, наверное, без преувеличения можно назвать духовными, психическими и физическими самоубийцами.
     Охватывая все стороны жизни человека, Агни-Йога является не только теоретическим этико-философским Учением, не просто сводом определённых практических рекомендаций, но, скорее, предстаёт в качестве неординарного стиля жизни – красивого, сильного и величественного. Ведь каждое настоящее Духовное Учение по праву именуют Учением Жизни. А настоящийагни-йог, конечно, есть мастер жизни. Потому, что умеет жить в согласии с естественной необходимостью и, вместе с тем, не является игрушкой в руках судьбы. Его сознание устремлено к духовным мирам, но он не откажется от совершенствования мира земного и помощи страдающим в нём живым существам. Он не нуждается в материальных благах, но умеет распорядиться ими и приумножить в интересах общества. Он отвлечён от жизненной суеты и вместе с тем глубоко практичен во всех своих начинаниях...
     В стиль жизни агни-йога не вписываются такие обычные человеческие слабости, как невежественность, поверхностность, декларативность, непрактичность, непоследовательность, неумение, а подчас и нежелание сотрудничать, недостаток равновесия, распознавания и, конечно, внутренней духовной силы.
     Отсутствие последней – обыденное явление. Каждый ли из так называемых последователей Агни-Йоги может сказать, что жизненные трудности разбиваются об него, как волны о стойкость базальтового утёса? Говорим: это трудно. Но ведь именно здесь и начинается лестница восхождения. А мы сдаёмся на первых ступенях, оправдывая себя ловкими философскими пассажами, вроде того, - «не мы слабы, но жизнь сильна». Вот здесь бы и вспомнить волшебное слово Махатмы – «пытайтесь!». Вообще же, умение преодолевать трудности, в частности, собственные страдания, от физических до моральных, по словам одного из Великих Учителей, является необходимым условием даже для простого уличного факира. Тем более для Йога – ученика Владык Мудрости...
С.Р.Аблеев, доктор философских наук.  Источник: http://aipe.roerich.com/
Категория: Статьи | Добавил: sofia (05.05.2010)
Просмотров: 973 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Статьи [35]


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz