«Без
применения к жизни никакое знание не имеет цены и не даст ожидаемых
результатов»./ Е.И.Рерих
/
Вынесенная в
эпиграф истина, казалось бы, проста и очевидна. Но это только на первый взгляд.
В действительности, всё значительно сложнее. Примером тому может послужить
освоение современным массовым сознанием идей Учения Агни-Йоги. То, что Йога
чисто практическая система, сегодня, вероятно, в определённой мере понятно
любому достаточно образованному человеку. Тем более тому, кто пытается
постигать Учение. Однако нередко между таким рассудочным «пониманием» и
реальными действиями пролегает глубокая пропасть.
Круг изучающих Агни-Йогу
уже значителен. Несмотря на это необходимо ясно представлять, что в нём, в
смысле практического применения идей Учения, существуют, по крайней мере, две
различные группы. Первая – большая – это интересующиеся. Их можно назвать «читателями»
или «теоретиками». Они с увлечением читают книги Агни-Йоги, делают выписки,
посещают лекции и конференции, могут к месту цитировать Учение, аккуратно
просматривают журнальные статьи и даже пишут сами. Вы скажите: а что в этом
плохого? Ничего. Это очень полезно. Только Рерихи, подобно другим духовным
подвижникам, справедливо считали, что произнесение высоких слов – одно, а
применение их в повседневной жизни – совсем иное. И, к сожалению, эти два
действия в жизни далеко не всегда совпадают. К тому же, когда духовная
деятельность ограничивается чтением, просматриванием, прослушиванием,
посещением, цитированием и прочее – то есть чисто словесно-теоретической
активностью, то, собственно говоря, к Йоге это имеет весьма отдалённое
отношение. А точнее – никакого.
«Агни-Йога есть Йога действия», -
напоминал Учитель1.
Если такая фраза покажется не конкретной, можно обратить внимание на ещё одну,
из «Общины»: «Меньше всего Нас занимает словесное утверждение. Для Нас
имеет значение состояние сознания и действия»2. Кстати,
об этом говорилось давно. Хорошо известно, что не только в Йоге, но в духовном
совершенствовании вообще «Вера без дел мертва есть».
Вторая
группа – меньшая – те, кто действуют. Безусловно, и из них не всех можно
назвать истинными последователями Агни-Йоги. Тем не менее, только в этой группе
имеет смысл искать учеников или претендентов на ученичество. Они – практики,
так какпрочитанное или услышанное стремятся воплотить в свою жизнь. Пусть
даже для того приходится ломать все её привычные основания. Это уже если и не
сама Йога, то её преддверие.
Было бы,
конечно, нелепо отвергать теоретическую разработку и осмысление Учения. Это
очень важно. Но для ученика останавливаться на этом, значит, превращать
жизненную философию совершенствования в метафизические спекуляции и
схоластические словопрения, за которыми будет утеряна Цель. Да к тому же,
думается, невелика цена теоретическим рассуждениям, скажем, о тонких психо-космических энергиях,
если автор с помощью Учителя не прошёл хотя бы начальных ступеней их личного,
чисто практического освоения и оперирует книжным знанием, смысл которого ему не
всегда адекватно понятен.
Освоение
Агни-Йоги имеет ещё и такую сторону, представленную, как всегда, в двух
противоположных крайностях. Либо читают одну Агни-Йогу, предполагая, что
можно воспринимать синтетическое Учение без широкой общекультурной подготовки,
то есть определённых познаний в области философии, культуры, психологии,
истории, истории религий, физики, медицины, астрономии, биологии и т.д. Либо
наряду с Агни-Йогой, а то и вместо, изучают всякие околооккультные и псевдоэзотерическиеопусы,
выискивая в них методики скорейших «инициаций», «трансмутаций» и «духовосхождений»,
не подозревая, какой Источник отвергают в виде книг Учения. Эти явления также
явно не способствуют «Йоге действия», о которой говорится в Учении.
Что же такое
практика Агни-Йоги? Возможно, кто-то разочаруется, если узнает, что речь здесь
пойдёт только об определённых исходных положениях практики Агни-Йоги, а не о
конкретных методиках и досконально расписанных рецептах космической эволюции человека. «…Не
ждите готовых патентованных формул, - предупреждала нас Елена Ивановна
Рерих. – Из малых намёков сложите великое строение»3.
Одна из
важнейших особенностей Агни-Йоги – полное поглощение всей жизни ученика. «Решивший
познать Агни-Йогу, - писал Учитель, - должен преобразить ею
всю жизнь. Почему люди думают, что можно уделять Йоге часть ленивого досуга,
пребывая в нечистых помыслах всё остальное время»4.
Настоящая йогическая практика охватывает все основные сферы жизни
человека. В них можно условно выделить три важнейшие: социальная сфера, сфера
личного сознания (или души) и духовная (космическая) сфера. Триединый путь
современного йога – это систематическая деятельность по трём отмеченным
направлениям. Невнимание к одному из них сводит на нет усилия в
отношении других.
Социальная
сфера предполагает не просто жизнь и взаимодействие с обществом, а усилия по
его совершенствованию. Иными словами – бескорыстное служение людям. Форм, видов
и вариантов служения бесконечное множество, но все они объединены заботой
ученика о Благе Мира – об Общем Благе. Там, где принцип Служения и Общее Благо
вытесняются приоритетом личного (личного блага, личного совершенствования,
личного успеха, личной свободы и т.д.), – там не может быть Йоги, так как стена
самости преграждает путь космической эволюции сознания.
Деятельность
в сфере личного сознания направляется на расширение своего маленького «я» до
космического «сверх-Я». Этот процесс есть не что иное, как развитие духовной
Индивидуальности человека. В случае успеха он позволяет личному сознанию
возвышаться до Сознания Космического. Для этого необходимо, во-первых,
обуздание низшей природы человека и связанных с ней негативных черт характера и
особенностей сознания (эгоизм, раздражение, страх, сомнение, эмоциональная и
ментальная распущенность, чувственность, рассеянность, злоба, самомнение, собственничество,
непостоянство и другие). Во-вторых, утверждение необходимых высших
духовных качеств (любовь, благородство, сострадание, мужество, бесстрашие,
равновесие, терпение, устремлённость, доброжелательность, справедливость,
искренность, внимательность, распознавание, проницательность, требовательность
к себе, свобода от привязанностей, преданность, решительность и других). Методы
искоренения одних и утверждения других качеств в Агни Йоге освещаются довольно
подробно. Третий
вид деятельности ученика венчает пирамиду его устремлений, так как представляет
собой практику развития взаимодействий с высшей реальностью и Космической
Иерархией. Сюда можно отнести постижение тонких энергий, практическое изучение трансфизических миров,
развитие духовной связи с Сознанием Великих Учителей. В сущности, всё это
аспекты единого процесса, который возможен лишь при определённых успехах на
двух ранее описанных направлениях практики.
Формула: «когда
ученик готов, приходит Учитель», - хорошо известна. Об этом, да и о том,
что степеней приближения к Высшему Учителю существует множество, писалось не
раз. Вспомним, прежде всего, главное – «связь с Учителем устанавливается
через очищенное мышление, в сердце, и долгим упорным трудом над собою»5.
Достижение
Высшего Учителя происходит через Учителя земного. Это одно из важнейших условий
приближения к Великой Связи. Цепь Иерархии непреложна, и ученик, оторвавшийся
от своего ближайшего духовного звена, рискует прервать путь восхождения.
Не раз
Еленой Ивановной объяснялось и то, что Великие Учителя могут приближать лишь
тех, в ком они уже не сомневаются, кто прошёл через многие огненные испытания и
доказал свою готовность и преданность не в условиях благополучия, но на краю
пропасти6.
Иными словами, для непосредственного сотрудничества с Высшим Учителем ученик
должен обладать соответствующим типом сознания, который предполагает как
определённый этический, интеллектуальный и культурный уровни,
так и необходимые психо-энергетические качества.
Развитие
психической энергии – одно из самых существенных условий Высшей Связи. Несмотря
на то, что психическая энергия имеет множество разновидностей или видов своего
проявления, в своей высшей сути она соотносится с изначальной единой духо-космической энергией,
которая в сфере микрокосма нарастает лишь при успешном духовном
совершенствовании. Увеличение потенциала психической энергии невозможно без
утверждения соответствующей дисциплины основных проводников – плотного,
астрального и ментального тел. Не будучи подчинёнными контролю духа,
они являют собой мощные каналы утечки.Преодоление низших свойств человеческой
природы, развитие высших духовных качеств сознания, устремление, постоянное
памятование о Высшем (об Учителе), ощущение Высшего присутствия рядом и
некоторые другие действия способствуют накоплению психической энергии высокого
свойства.
Не нужно
думать, что перечисленные условия есть произвольная прихоть Учителей.
Потенциальными способностями вынести тяжести истинного ученичества обладают
лишь один-два человека из многих миллионов. В XIX веке, кроме основателей Теософского Общества, несмотря
на невиданно благоприятные условия, никто из европейских и американских
теософов, включая тех, кто был удостоен чести переписки с Махатмами, не
выдержал испытательного периода и едва ли годился даже в так называемые
«светские ученики». Кто знаком с историей Теософского Общества, тот знает, на
чём «ломались» претенденты. Не на великих сверхзадачах, которые мерцали, как
далёкие звёзды, а на обычных, маленьких человеческих слабостях...
Помимо
неспособности подавляющего большинства претендентов к интенсивному духовному
восхождению, существует и ещё одна существенная причина достаточно строгого
подхода Учителей к отбору учеников. Все истинные духовные Учителя придерживались
древнего и незыблемого закона, который современному, не в меру прагматичному,
человеку покажется странным.В своё время ещё Блаватская объясняла, –
а она знала, о чём писала, - что с того момента, когда начинается истинное
ученичество, когда Учителя начинают передавать ученику определённые силы и
знания, - «они берут на себя ответственность за все грехи своих
учеников…»7. Иными
словами, карма Учителя переплетается с кармой ученика в тугой неразрывный узел. И
это не просто образное выражение абстрактного характера. За ним стоит реальный,
объективный процесс энергетического взаимодействия двух сознаний – сознания
Учителя и ученика. После некоторого момента, когда тонкая магнитная связь
укрепилась, каждый из включенных в неё по законам физики уже не может избежать
определенных психо-энергетических влияний с противоположного конца
цепи. Действие и последствия действия этих влияний, как утверждали Учителя,
могут растягиваться на необозримое время.
В
любом случае, близок ученик или далёк, принят или находится на испытании, ему
не следует предписывать действия Учителя по своему личному желанию. Думать: Он
должен сделать то, Он должен сделать это… Всё, что требуется со стороны
Учителя, будет сделано без всяких предписаний и даже просьб. Возможно ли
сомнение настоящего ученика в Высшем Сознании? А вот размышления на предмет:
«всё ли я делаю так, как нужно?» – значительно продуктивнее.
Число
принятых учеников, как известно, ничтожно. Оно во много раз меньше, чем
серьёзных претендентов. Тем не менее, порой, можно услышать, что Учитель А.
наставляет господина Иванова. А Учитель Б. диктует госпоже Петровой. Третья
госпожа и вовсе записывает послания от трёх «Высших Наставников» сразу. Давайте проявим
осторожность и проницательность и не будем покупаться на эту дешёвую
монету. Неужели сегодня всё ещё необходимо говорить о том, что имеющий связь с
Великим Учителем НИКОГДА не будет распространяться об этом на всех
углах. Многие ли при жизни Е.И.Рерих знали о её Общении и Миссии? Только
ближайшие. Всё, что касается взаимоотношений настоящего йогина-ученика с
подлинным Великим Учителем СОКРОВЕННО. Для ученика духовная связь с
Учителем – великое и самое дорогое достижение. Никто о самом дорогом не говорит
просто так, к месту и не к месту. Тому много причин – и этические, и чисто
практические…
И вот тут мы
подошли к достаточно серьёзной проблеме, существующей в современной йогической,
а если точнее –околойогической практике. Социальный реформатор писал о
«детской болезни левизны» в коммунизме. У молодых (дело не в возрасте)
приверженцев Агни-Йоги, к несчастью, свои «детские болезни»: поспешность,
«звёздная болезнь», «учительство» и, наконец, уклонение в так называемый
«психизм». Корень, в сущности, у них един – невежество, проросшее на почве
определённых особенностей сознания. Последствия – тоже, как правило, довольно
однозначные. Разница лишь в степени: от задержек в духовном развитии до полной
психической деструкции и расстройства здоровья. А вот симптомы могут быть совершенно
различными.
Поспешность
и «звездная болезнь» во многом близки. В одном случае ученик не склонен
считаться с субъективными и объективными обстоятельствами, то есть логикой духовосхождения,
и в силу того расшатывает своё физическое, психическое, а заодно и духовное
здоровье. В другом – первые признаки успеха, скажем, цветные
звёзды, подчас воспринимаются как достижение степени если и не Учителя, то,
вероятно, никак не меньше Адепта. В таких случаях велика опасность искушения.
Если с ним не справляются, начинает прогрессировать более тяжёлая болезнь под
названием «учительство».
Её симптомы
известны: человек не просто говорит, но вещает «истину»; считает своим долгом
наставить присутствующих на «духовный путь»; стремится собрать вокруг себя
учеников; приветствует всякие знаки внимания и почитание своей персоны; имеет
смелость выносить суждения о предметах не всегда ему достаточно знакомых;
старается занимать ответственные посты (не беда, что третий или пятый – зато со-Председатель какого-нибудь
Общества, Фонда и т.д.); ввязывается в споры и дискуссии, как правило,
малосущественные и не по делу. При этом очень сомнительно, что эти «учителя», в
соответствии с законом духовного водительства, готовы нести полную
ответственность за все ошибки своих учеников.
Наверное,
самый тяжёлый недуг – это психизм. Если при поспешности и «звёздной болезни»
ученик двигался в правильном направлении, но сбился с него, то здесь с самого
начала происходит движение в другую сторону. Как же предельно сжато определить
сущность психизма? «Всё, что не носит на себе печати духовности, -
писала Е.И.Рерих, - что не имеет отношения к высшему плану, плану
высшего Манаса и Буддхи, называется психизмом»8.
Иными словами, это есть подмена развития высших способностей сознания и
духовной сущности человека развитием некоторых психических свойств (которые
могут быть как врождёнными, так и приобретёнными), не выходящих за пределы
Низшего Я и животной природы. Причём, почти всегда это сопрягается с невероятно
широким спектром опасностей от физиологических до духовных. Неужели
об этом не знают? Бывает и так. Но, как правило, прекрасно осведомлены.
Тем не менее, загадочная человеческая природа почему-то считает: всё, что
Учителями и их ближайшими Учениками пишется, советуется и предупреждается
правильно и хорошо, но ко МНЕ не относится. Е.И.Рерих не раз
разъясняла ученикам и последователям Учения, что «Великие Учителя
против всякого психизма. Ведь психизм и медиумизм есть два антипода духовного
развития»9. Она
писала также: «Область психизма такая сложная, такая страшная и таит в
себе множество сюрпризов для самоявленных адептов»10. Объясняется
это рядом простых обстоятельств. Законы материальных взаимодействий в Тонком
Мире, в который погружается беспечный психик, значительно отличаются от законов
Плотного Мира. Если отсутствует взаимодействие с Высшим Сознанием (Вел. Учителем)
и развитое духознание, что бывает в подавляющем большинстве случаев, то как
и на основе чего психик сможет разобраться в том, что он воспринимает в Тонком
Мире (чей голос диктует сообщения, с кем общается, кого видит и т.д.)? Если
нравственный фундамент не сложился, излучения собственной ауры насквозь
пропитаны эгоизмом и отсутствует высшая психическая энергия, то кого по
магнитному сродству притянет в орбиту своего сознания такой человек? Только
тех, кого называют развоплощёнными отбросами эволюции и сознательными
сторонниками «тьмы».
Одно дело
внимательное, вдумчивое, трезвое и вместе с тем смелое изучение тонкой
реальности, когда ученик пытается осмысливать естественное развитие
определённых явлений объективного и субъективного характера. Скажем, запоминать
и исследовать символику снов, подмечать различные знаки и необычные явления,
развивать свое чувствознание и так далее. Но совсем другое дело
насильственное вмешательство в логику развития духовного сознания и подмена
его, то есть развития, малопродуктивными, но многоопасными играми в
«голоса», «видения», «концентрации на центрах», «визуализации». Одно дело
творческий подход к процессу своей духовной эволюции, при опоре на Знания Познавших,
другое дело – личные спекулятивные домыслы, основанные на самомнении. Последние
в Агни-Йоге недопустимы, так как она есть Наука о космической эволюции
человека. И наивно предполагать, что её строгие формулы, проверенные
долгими экспериментами Учителей, сопоставимы с умозрительными фантазиями
неофитов, неоправданно претендующих на непогрешимое познание законов трансфизических миров
и особенностей человеческого духовного развития.
Теперь о
психотехнике. Психотехника и психизм – разные явления. Первое – техника
владения психической энергией, то есть освоение сознательного, контролируемого
использования определённых сил и способностей, связанных с психической энергией
человека, которая развивается естественно и постепенно с ростом духовного
уровня ученика. Второе, как отмечалось выше, попытка использования, как
ошибочно думают, тех же сил, но без духовного развития. На этот счёт Елена
Ивановна писала: «…В Агни-Йоге, прежде всего, требуется духовное
развитие, без которого все указания и все средства [в том числе и психотехника
– С.А.] являются наполовину, если не больше, недействительными»11.
Мало того,
Махатма задаётся риторическим вопросом: «Можно ли приобретать
психотехнику без Учителя, - и отвечает: -Невозможно. Эта техника
сопряжена с опасными процессами»12.
Именно повышенная ОПАСНОСТЬ – главная причина отказа от
самостоятельного освоения психотехники. Она развивается:
1) только
под руководством одного из Великих Учителей или, по крайней мере, его
продвинутых Учеников, который фактически должен быть Адептом (но не самозванцем
из Плотного или персонификатором из Тонкого Мира);
2) как
правило, в специальных достаточно чистых (в физическом и психическом смысле) и
благоприятных условиях;
3) только
при достаточно укреплённом нравственном стержне приверженца Йоги, без чего
развитие психических сил подобно факелу в пороховом погребе низших желаний или
камню на шее нетерпеливого претендента, плавающего в нечистотах собственного
этического несовершенства. Вспомним две первые ступени классической Йоги – яму
и нияму – они предполагают именно этическое становление молодого йогина...
Методики
насильственной психомеханики и есть такое искусственное раскрывание
бутона руками. Да, некоторые достижения возможны. Но, как поясняли Махатмы, они
являются незначительными и недолговечными – в первую очередь, в силу своей
искусственности. Кроме того, здесь происходит лишь частичное приоткрытие центров,
но не их огненная (энергетическая)трансмутация.
Концентрация
на каком-либо центре вызывает его активность, нарастающую за счёт других
центров. Тем самым нарушается система поляризации. Иными словами, возникает
энергетическая дестабилизация внутренних тонких процессов, которую
Елена Ивановна называет «истинным бедствием в области вибраций», так как нарушается
равновесие установленной вибрационной схемы...
Понимание
таких вопросов практикующими Агни-Йогу чрезвычайно важно. Ученику
необходимо четко представлять, что относится к методам Агни-Йоги, а что в корне
противоречит. Что ведёт к духовному восхождению, а что к духовному разложению.
До сих пор определёнными силами продолжаются попытки сблизить Агни-Йогу с
иными, принципиально противоположными ей системами. О хатха-йоге писалось
достаточно. Её метод и цели в корне отличны от методов и целей синтетической
Йоги Махатм. Сущность работ А.Бейли раскрывалась как Е.И.Рерих,
так и современными авторами. Но тактика использования определённых положений
Учения Агни-Йоги, «под соусом» которых в сознание неразборчивого читателя
проталкивается негативная философия и практика, применяется и по сей день.
Например, авторы нашумевшей некоторое время назад «Калагии» попытались
представить её как дальнейшее развитие Агни-Йоги. Появились и другие
претенденты. Например, сомнительный опус «Братство. Надземная обитель».
Претензия на принадлежность к Учению Махатм наблюдается и у
разработчиков кунта-йоги. Но в действительности их детище является ничем
иным, как вариацией на тему психофизической механики, которая, как мы выяснили
выше, весьма далека от техники Агни-Йоги. Вообще подобные писания можно
разделить на два вида. Первый – где происходит сознательная и целенаправленная
ловкая подмена идей Духовного Учения, параллельно с которым вводится нечто
отличное от него. Второй – в целом серьёзные и позитивные работы, авторы
которых, однако, недостаточно глубоко представляют себе сущность излагаемого
вопроса. К этому виду принадлежат, в частности, работы Рамачараки. Будучи
талантливым исследователем Йоги и способным литератором, но, не являясь
йогом-практиком, он не до конца осознавал оборотную сторону того, о чём писал.
Оттого его книги остались без разъяснений опасности психотехники. В этом
отношении полезно вспомнить замечание Великого Учителя: «Чем дальше
стоит понимание от опасности Йоги, тем далее стоит человек от связи с Высшим
Сознанием»15.
Процесс
духовной эволюции человека труден и многогранен. Он сопряжён с коренной трансформацией
всей его сущности, всех процессов от ментальных до физиологических. В
основе того лежит развитие особых энерго-информационных структур
микрокосма, именуемых нервными центрами, центрами высшего сознания или чакрами.
Наука только приступает к изучению процессов и явлений, связанных с
активизацией и преображением центров. Опыт тех, кто прошли через различные
стадии их развития, имеет величайшее значение. В первую очередь, это относится
к результатам эксперимента, в котором принимала непосредственное участие Елена
Ивановна Рерих.
В Агни-Йоге
поясняется, что существуют различные степени или стадии развития центров.
Условно их можно разделить на три основные: приоткрывание или
приведение в движение, возгорание, происходящее волнами или циклами, и трансмутацияцентров.
Елена Ивановна впервые, не уходя от жизни, без затворничества, под руководством Махатм прошла
все стадии развития центров. В результате было достигнуто глубокое йогическое изменение
организма и духовный переход от существования в сфере физического измерения
человека в сферу его космического измерения. То есть сознательное существование
человека параллельно на различных планах планетарно-космического пространства –
Огненном, Тонком и Плотном. Важным следствием такого преображения явилась возможность
трансформации тонких космических энергий, осуществлявшаяся благодаря Матери
Агни-Йоги.
Не случайно
Учитель сравнивал её сердце с духовным трансформатором. Физическая сущность
этого процесса совершенно непонятна современной науке, и психо-физикам предстоит
немало потрудиться, прежде чем учёные и философы осознают, о какой
трансформации говорили Махатмы.
Тем не
менее, уже сейчас можно без всяких сомнений говорить ещё об одном, весьма
важном для науки, и не только для неё, следствии развития центров Е.И.Рерих. Трансмутированные центры
Матери Агни-Йоги позволили добиться прямой, устойчивой, многоканальной Связи с
Шамбалой – то есть добиться того, что Махатмы называли «пространственным
Проводом Братства». Это достижение, в силу его невероятной трудности, Учителем
Елены Ивановны оценивалось очень высоко.
Данный
аспект высшей йоги был затронут не случайно. Раскрытие и возгорание
центров, происходящее на определённом этапе духовного развития ученика, совсем
не то же самое, что огненная трансмутация. Между включением в работу
отдельных центров и их полномасштабной согласованной работой при достаточно
сформированном Огненном Теле – большая дистанция. А потому и соответствующие
достижения в том и ином случаях далеко не тождественны. Все эти процессы очень
сложны и требуют невероятно высокого уровня развития духа. Даже для
подготовленных йогов, число которых всегда было ничтожно, их практическое
осуществление в полном объёме – дело перспективы и не всегда самой ближайшей.
Что же в таком случае говорить о людях, далёких от Учения и Пути духоэволюции?
Иногда можно
услышать, как последние рассуждают о своих раскрытых и даже трансмутированных (!
!) центрах. Ничего, кроме улыбки сострадания, такие рассказы вызвать не могут.
Картина, достойная пера: неуравновешенный, суетливый, самолюбивый человек с
бегающим завистливым взглядом языком бульварного оккультного пособия по секрету
всему свету «делится» своими достижениями в высшей духовной Йоге. Если бы такой
человек хотя бы отдалённо представлял, что скрывается за расплывчатой
символичной фразой «огненная трансмутация», он бы ужаснулся величине
нелепости своих утверждений.
Лишь в том
случае, когда дух Агни-Йога перерождает свои оболочки – физическую, астральную
и ментальную, - «тогда, - объяснял Великий Учитель, - утверждается
огненная трансмутация; величайший процесс и в своём напряжении охватывает
все космические сферы»18. Нам
можно почаще вспоминать эти слова.
Если
«величайший процесс» охватывает космические сферы, то и чисто физическое,
земное его проявление должно быть значительным. Теперь об этом известно.
Перерождение организма или, как говорили мистики, – «второе рождение» не бывает
лёгким. Тем более в современных дисгармоничных пространственных условиях Земли.
Не касаясь других аспектов, можно отметить, например, физические страдания – те
священные боли, которые неизменно сопровождают развитие центров. В подавляющем
большинстве случаев они вызываются воспалениями нервных каналов и желёз, что
является следствием активизации энергетических процессов в различных
нервных центрах. Применение соответствующих средств и методов как чисто
физического, так и психо-энергетического характера позволяет
нейтрализовать или сводить к минимуму опасность негативных явлений...
Не случайно
такие энергетические процессы иногда называют «огненным крещением». Проходя
через него, сама Матерь Агни-Йоги несколько раз оказывалась на пороге
неминуемой огненной смерти и была спасаема лишь благодаря «Чуду», именуемому
вмешательством Великого Учителя.
Высшие
космические энергии могут проникать в физическую сферу Земли лишь через
человека. Точнее, через его высшие духовные измерения. Закономерно, что все
аспекты человеческой природы, в том числе и физическое тело, подвергаются
воздействиям высоковибрационного космического ритма. Его проводники в
человеке, т.е. энергетические оболочки микрокосма, должны иметь определённую
готовность. Несоответствие напряжений приводит к кризису. Для человека
недостаточно высокого духовного уровня смерть в таком случае почти неизбежна.
Духовность,
как оказывается, вовсе не отвлечённое понятие, имевшее в трудах некоторых
философов и богословов очень неопределенное значение. В философском смысле
духовность может быть понимаема как превосходство в человеческом микрокосме
духа над материей. Но как это понимать с точки зрения физики? – скажет
современный образованный человек. Очень просто: присутствие в психо-энергетическом поле
человека (его ауре) утончённых, но необычайно мощных духо-космическихэнергий.
Разумеется, такое возможно лишь при особом развитии энергетических центров
высшего сознания в организме человека.
Нисхождение
высших энергий в человека, а религиозные мистики говорили – эманация
Божественного Начала в человеческое, в конечном счёте, преображает организм и
изменяет уровень напряжения ауры, в силу чего она оказывается способной
воспринимать и выдерживать высокочастотное напряжение космического ритма. Но
даже для людей невероятно высокого духовного уровня ассимиляция космических
энергий сопряжена с большими усилиями и опасностями.
Вот почему
(а этим причины далеко не исчерпываются) Агни-Йога настаивает на естественном,
эволюционном пути развития центров через расширение сознания, устремление к
Высшему Учителю и всестороннее совершенствование. Вот почему приверженцев
«ускоренного» психомеханического пути развития центров, наверное, без
преувеличения можно назвать духовными, психическими и физическими самоубийцами.
Охватывая
все стороны жизни человека, Агни-Йога является не только теоретическим
этико-философским Учением, не просто сводом определённых практических
рекомендаций, но, скорее, предстаёт в качестве неординарного стиля
жизни – красивого, сильного и величественного. Ведь каждое настоящее
Духовное Учение по праву именуют Учением Жизни. А настоящийагни-йог, конечно,
есть мастер жизни. Потому, что умеет жить в согласии с естественной
необходимостью и, вместе с тем, не является игрушкой в руках судьбы. Его
сознание устремлено к духовным мирам, но он не откажется от совершенствования
мира земного и помощи страдающим в нём живым существам. Он не нуждается в
материальных благах, но умеет распорядиться ими и приумножить в интересах
общества. Он отвлечён от жизненной суеты и вместе с тем глубоко практичен во
всех своих начинаниях... В стиль
жизни агни-йога не вписываются такие обычные человеческие слабости,
как невежественность, поверхностность, декларативность, непрактичность,
непоследовательность, неумение, а подчас и нежелание сотрудничать, недостаток
равновесия, распознавания и, конечно, внутренней духовной силы.
Отсутствие последней –
обыденное явление. Каждый ли из так называемых последователей Агни-Йоги может
сказать, что жизненные трудности разбиваются об него, как волны о стойкость
базальтового утёса? Говорим: это трудно. Но ведь именно здесь и начинается
лестница восхождения. А мы сдаёмся на первых ступенях, оправдывая себя ловкими
философскими пассажами, вроде того, - «не мы слабы, но жизнь сильна». Вот здесь
бы и вспомнить волшебное слово Махатмы – «пытайтесь!». Вообще же, умение
преодолевать трудности, в частности, собственные страдания, от физических до
моральных, по словам одного из Великих Учителей, является необходимым условием
даже для простого уличного факира. Тем более для Йога – ученика Владык
Мудрости...
|