Проблема сохранения всемирного культурного наследия и осознание его как определяющего фактора развития общества является одним из глобальных вызовов человечеству в XXI столетии. Безвозвратная утрата культурных ценностей научных и художественных учреждений происходила и происходит как в мирное время, так и в случаях вооруженных конфликтов.
Сама идея международной правовой защиты культурных ценностей и институтов возникла во второй половине XIX столетия. Первым международно-правовым актом, имеющим косвенное отношение к этой идее, стала Женевская конвенция от 22 августа 1864 года, известная под названием «Конвенция Красного Креста». Впрямую идея защиты научно-культурных учреждений и институтов впервые выражена в Заключительном акте Берлинской конференции от 25 февраля 1885 года. Дальнейшее развитие этой идеи последовало с принятием актов Первой (в 1899 году) и Второй (в 1907 году) Гаагских мирных конференций. Инициатива созыва первой международной конференции по предотвращению войн и мирному урегулированию споров принадлежит российскому императору Николаю II в его манифесте от 24 августа 1898 года. В дипломатической ноте к правительствам стран мира, врученной министром иностранных дел России М.Н. Муравьевым всем аккредитованным в Санкт-Петербурге иностранным дипломатическим представителям, прозвучал призыв к изысканию «на путях международной дискуссии наиболее действенных средств к тому, чтобы обеспечить всем народам блага действительного и прочного мира и прежде всего – положить конец прогрессирующему развитию вооружений». Несмотря на различное отношение правительств к этим идеям, от участия в конференции ни одно из них не отказалось. Конференция уполномоченных представителей 26 государств, проходила в Гааге (Голландия) с 18 мая по 29 июня 1899 года.
Идея специального международного договора о защите памятников и учреждений культуры исходила также из России, ее выдвинул в своем докладе в Русском архитектурном обществе известный художник и общественный деятель Николай Константинович Рерих после экспедиции в 1903-1904 годах по древнерусским городам. После начала Первой мировой войны Н.К. Рерих обратился к правительству России и политическим деятелям ряда стран с обращением против варварских разрушений памятников культуры.
Осуждая войну и разрушение культурных ценностей, он создал плакат «Враг рода человеческого» и написал картину «Зарево». В 1915 году Н. Рерих обратился к российскому императору Николаю II, великому князю Николаю Николаевичу и к высокопоставленным политическим деятелям ряда стран с призывом обеспечить международно-правовую защиту культурных ценностей. Но осуществлению замыслов помешала Первая мировая война.
На тернистом пути становления международной системы охраны всемирного культурного наследия особое эволюционное и духовное значение занимает Пакт Рериха. Договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» был подписан в Вашингтоне 15 апреля 1935 года представителями двадцати одной республики американского континента. Этот документ получил известность в международно-правовой практике как Пакт Рериха. Президент США Франклин Рузвельт в речи на церемонии подписания Пакта Рериха в Белом доме сказал: «В строгом соблюдении народами мира этого пакта мы видим возможность широкого осуществления одного из жизненных принципов – сохранения современной цивилизации. Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте».
Подписанию Пакта предшествовала кропотливая подготовительная работа, длившаяся несколько лет. После завершения своей Центрально-Азиатской экспедиции в 1929 году Н.К. Рерих в сотрудничестве с рядом европейских юристов подготовил и опубликовал проект Пакта о защите культурных ценностей, сопроводив его обращением к правительствам и народам всех стран. Деятельность Н.К. Рериха нашла широкую поддержку прогрессивной общественности. Он был выдвинут кандидатом на Нобелевскую премию мира 1929 года. В 1930 году проект Пакта Рериха был представлен в Комитет по делам музеев при Лиге Наций, одобрен и передан ею на рассмотрение Международной комиссии интеллектуального сотрудничества. В 1931 году в бельгийском городе Брюгге был организован Международный союз «За Пакт Рериха», и в сентябре того же года проведена его Первая международная конференция. В августе 1932 года в Брюгге состоялась Вторая конференция Пакта Рериха, которая приняла решение обратиться ко всем странам с призывом содействовать проведению в жизнь Пакта Рериха. Третья международная конференция, состоявшаяся в 1933 году в Вашингтоне, рекомендовала подписание Пакта Рериха правительствами всех стран. Впоследствии проект Рериха получил поддержку видных мыслителей и общественных деятелей того времени. Во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта. Проект Пакта был одобрен Комитетом по делам музеев при Лиге Наций, а также Панамериканским союзом.
Вместе с Пактом Н.К. Рерих предложил отличительный знак для идентификации объектов охраны – Знамя Мира: белое полотнище с красной окружностью и вписанными в нее тремя красными кругами. Элементы этого знака изображены на многих памятниках культуры различных эпох и регионов Земли и встречаются на протяжении тысячелетий истории человечества. Н.К. Рерих писал о знаке Знамя Мира: «Теперь объясняют его разно. Одни говорят, что это прошлое, настоящее и будущее, объединенные кольцом вечности. Другим ближе пояснение, что это религия, знание и искусство в кольце культуры. Вероятно, и среди многочисленных подобных изображений в древности также имелись всевозможные объяснения, но при всем этом разнообразии толкований знак как таковой утвердился по всему миру». Предложенный Рерихом для идентификации объектов охраны отличительный знак Знамя Мира утвержден в рамках самого Пакта.
Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей, единственным соглашением в этой сфере, принятым частью международного сообщества до Второй мировой войны. Однако под названием Пакт Рериха в более широком смысле подразумевается не только этот конкретный договор, но и весь проект по защите культурных ценностей, предложенный Н.К. Рерихом в 1929 году. Архивные документы свидетельствуют, что Пакт был задуман Н.К. Рерихом как международно-правовой акт универсального характера. Универсальность состоит в том, что в нем содержатся общие принципиальные положения об охране культурных ценностей, а также в том, что он мог быть воплощен посредством заключения как всемирного, так и регионального договоров. Универсален предмет регулирования Пакта: ценности и культурные институты, а также регламент применения, как в мирное время, так и в случае вооруженного конфликта. Принципиально, что положение о защите объектов носит в Пакте безусловный характер и не ослабляется оговорками о военной необходимости, снижающими эффективность охраны культурных ценностей в условиях вооруженных конфликтов. В этом большое преимущество Пакта по сравнению с Гаагскими конвенциями 1899, 1907 и 1954 годов. Принципы и положения Пакта Рериха сыграли важную роль в дальнейшем формировании международно-правовых норм и общественной деятельности в области охраны культурного наследия. Историческое значение идей Пакта состоит в том, что они явились основой для последующего становления культуры мира и международного сотрудничества.
После окончания Второй мировой войны Комитет Пакта Рериха активизировал свою работу. Пакт по охране культурного достояния народов продолжал привлекать к себе новых сторонников и после кончины Н.К. Рериха. В 1948 году правительство Индии, возглавляемое Дж. Неру, приняло решение о присоединении к Пакту Рериха. Активная деятельность была развернута Итальянской ассоциацией Пакта Рериха. В 1949 году на 4-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО было принято решение приступить к работе по международно-правовой регламентации в области защиты культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. В 1950 году Нью-Йоркский комитет Пакта Рериха передал всю документацию по Пакту в ЮНЕСКО. Специальная комиссия ЮНЕСКО подготовила с учетом этих документов проект международной конвенции. 14 мая 1954 года конференция ООН и ЮНЕСКО в Гааге приняла международную «Конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». В настоящее время к конвенции присоединилось большинство государств, в том числе и Украина.
В правовом отношении очевидна преемственность этой Гаагской конвенции и Пакта Рериха. Причем для стран, подписавших Пакт Рериха, он остается действующим международно-правовым документом. В статье 36 Гаагской конвенции указывается, что Знамя Мира заменяется отличительным знаком, описанным в конвенции, для использования в случае вооруженного конфликта. Но это не исключает использования Знамени Мира в случаях, не предусмотренных конвенцией. И Знамя Рериха, как символ мира и объединения людей во имя высоких гуманных целей, продолжает широко использоваться международным сообществом.
Пакт Рериха призван защищать вещественные проявления Культуры. Но, что такое сама Культура? Николай Константинович Рерих так определял Культуру: «Культура есть почитание Света, Культура есть любовь к человеку. Культура есть благоухание, сочетание жизни и Красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце. Если соберем все определения Культуры, мы найдем синтез действенного Блага, очаг просвещения и созидательной Красоты». Эволюционную роль культуры отмечали многие крупные философы Серебряного века, и в первую очередь Н.А. Бердяев, писавший, что культура является духовным путем нового человека, без которого невозможно его совершенствование, расширение его сознания и одоление им более высокой ступени Космической эволюции. «Древнейшая из культур – культура Египта, – писал он, – началась в храме, и первыми ее творцами были жрецы. Культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знания и подобия иной, духовной действительности. Всякая культура (даже материальная культура) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями». Уровень культуры человека, народа, страны, в конечном счете, решает их эволюционную судьбу, определяет их место в процессах совершенствования жизни.
Н.К. Рерих дает четкие определения Культуры и цивилизации. До сих пор нередко смешиваются эти понятия, люди не могут понять, что такое Культура, а что – цивилизация. Если Культура есть дух творческой деятельности человека, то цивилизация, или попросту обустройство жизни человека во всех ее материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности. Оба эти вида деятельности, казалось бы, так тесно связанные между собой, имеют различные источники возникновения и различное содержание и назначение. Отождествление цивилизации и Культуры приводит к путанице основных понятий, к недооценке духовного фактора в истории человечества. Подмена одного понятия другим, что случается часто, дает возможность навязывать Культуре несвойственные ей функции, а цивилизации приписывать то, что совсем не было для нее характерным.
К области Культуры мы можем отнести те проявления человеческого духа, которые как бы сами изливаются из таинственных глубин человека, носят природный характер и естественны для него. Песня и музыка, художественное творчество во всех его проявлениях, различные культы, поэзия и многое другое, кажется, появились вместе с человеком, росли и развивались параллельно с его сознанием. Культура в отличие от цивилизацииявляется самоорганизующейся системой духа, действующей согласно уровню и качеству энергетики этого духа. Иными словами, самоорганизация духа есть форма существования Культуры. «Культура покоится на Красоте и Знании. Растет она осознанием благословения Иерархии Света. Значит, к познанию механическому нужно добавить огонь сердца. В этом будет уже первое отличие Культуры от цивилизации», – писал Н.К. Рерих.
Называя Культуру «Садом Прекрасным», Рерих ставит в ней на первое место Красоту как энергетический закон гармонии духа. «Осознание Красоты спасет мир», – повторил он с небольшой поправкой слова Достоевского. Красота как категория духа утончает материю жизни и энергетику человека. Культура как таковая не существует без творчества, ибо именно творчество и есть та энергетическая сердцевина, без которой самоорганизующаяся система духа не может продвигаться от простого к сложному, от плотного состояния к утонченному. Творчество роднит земного человека с Богом-Творцом и указывает ему, человеку, тем самым эволюционный путь в звездных пространствах Космоса. Цивилизация, как уже было сказано, есть обустройство жизни, организация ее плотной материи. В истории человечества возникали и складывались различные типы цивилизаций. Их характер определялся в первую очередь уровнем взаимодействия с Культурой, ибо сама цивилизация возникает в энергетическом поле Культуры.
Машинная, техногенная цивилизация XX века перестает нуждаться в философии, истинном искусстве, религии в действительном смысле этого слова. Она подменяет Культуру развлекательной индустрией, на базе которой возникает «массовая культура», призванная обслуживать материю общества, а отнюдь не питать его дух. Когда мы говорим, что человечество зашло в тупик, наводнив планету машинами, подчинив человека этой машине, нанеся непоправимый вред природе Земли, а соответственно и самому человеку, мы должны понять причину всего этого. Она же, эта причина, состоит в расхождении Культуры и цивилизации, в умалении Культуры и вознесении материальной цивилизации. Когда-то, в силу ряда конкретных причин, нарушилось равновесие, державшее планету, как два крыла. А ведь только синтез может привести систему «Культура – цивилизация» в то состояние, которое будет соответствовать магистральному направлению Космической эволюции. Этот синтез, как утверждал Рерих, изменит смысл цивилизации, одухотворит ее и превратит Культуру и цивилизацию в целостное явление. «Благодетельный Синтез, – писал Рерих, – поможет и ввести в обиход жизни оздоровляющие высокие понятия и научит вмещать то многое, что еще вчера казалось или пустою отвлеченностью, или неприменимою неуклюжестью, или просто смешным с точки зрения условных привычек, предрассудков и суеверий».
Символом Пакта Рериха стало Знамя Мира, несущее в себе не только идею защиты Культуры, но и эволюционный характер этой Культуры. Знамена Мира, международный знак эволюции, вывешены по всему миру там, где защищается Культура. «Будет время, когда Знамя Мира, Знамя Культуры, – писала Е.И. Рерих, – покроет весь мир».
Елена Ивановна Рерих, великий философ нашего времени, в своих письмах в Европу и США неоднократно затрагивала тему правильного понимания значения Знамени Мира и называла охрану культурного достояния первейшим долгом каждого государства. Она верила в то, что в будущем на смену мертворожденной Лиге Наций придет Лига Культуры, объединяющая лучших представителей науки, искусства и образования, и эта Лига будет собираться под Знаменем Мира. Великое воспитательное значение Знамени Мира Елена Ивановна видела прежде всего в том, что действенный пример бережного отношения к проявлениям человеческого творчества закладывает в сознание масс, и в первую очередь подрастающего поколения, уважение к духовным ценностям, без которых немыслимо существование человечества.
«Люди заняты повседневной рутиной и часто не могут сразу охватить значение великой идеи, выходящей из рамок рутинной деятельности, – писала она одному своему корреспонденту. – Незначительно число людей, широкий ум которых может осознать в поднятии Знамени заложение новой ступени сознания человечества; сознания, которое будет воспитываться на великом значении и на священной неприкосновенности произведений человеческого гения для эволюции всего Мира. Отсюда недалеко и до признания духовной Иерархии. Ведь до сих пор среди обывателей и даже среди многих членов Правительства мы слышим такие изречения, как “все, относящееся к чистому искусству и к высшей отвлеченной науке, есть роскошь!”. Именно, нужно бороться с такими нелепыми и пагубными делениями. Люди удивляются, почему нравы падают и все процветание стран оказывается миражом, но пора понять, что если человек не может жить без хлеба земного, то также не может жить он и без хлеба духовного, выражающегося прежде всего в утончении чувств и мышления, что достигается лишь через осознание красоты и великих законов и тайн Природы. Но разве могут они открыться умам, занятым снижением и уравнением сознания по массам!»
Н.К. Рерих не раз в своих статьях напоминал всем о значении и эволюционной сути Знамени Мира, символе Пакта: «Пусть Знамя развевается над очагами Света, над святилищами и твердынями прекрасного. Пусть оно развевается над всеми пустынями, над одинокими тайниками Красоты, чтобы от этого зерна священного процвели пустыни. Знамя поднято. В духе и сердце оно не будет опущено. Светлым огнем сердца процветет Знамя Культуры. Да будет!»
На многих картинах Николая Константиновича Рериха присутствует знак Знамени Мира. Это его полотна: «Зарево», «София-премудрость», «Мадонна Орифламма», «Чинтамани», «Св. Сергий Радонежский», «Ярослав Мудрый», «Мадонна-Защитница», «Труды Мадонны», «Белый камень», «Монголия», «Жанна д'Арк» и др.
Принципы и положения Пакта Рериха сыграли важную роль в дальнейшем формировании международно-правовой системы в области охраны культурного наследия. 14 мая 1954 года Конференция ООН в Гааге приняла «Международную конвенцию о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта». В правовом отношении очевидна преемственность Пакта Рериха и Гаагской конвенции. В настоящее время к ней присоединилось 108 стран.
В марте 1999г. и 2004г. приняты 1-й и 2-й Протоколы, дополняющие Гаагскую Конвенцию.
В 1995 г. академик Д.С. Лихачев предложил проект Декларации Прав Культуры.
В ней под культурными ценностями впервые признаны такие явления как традиции и навыки в области искусства, обычаи и культурные индивидуальности народов и отдельных личностей. Этот проект положен в основу деятельности Лиги Защиты Культуры, созданной 1996 г. по инициативе Международного Центра Рерихов.
Дмитрию Сергеевичу Лихачеву принадлежат замечательные слова о Культуре:
«Природа не терпит пустоты, Культура не терпит остановок в развитии. Культура гораздо шире, чем памятники культуры. Это инерция добра, которая наполняет собой все человечество.
Нельзя думать, что добро может где-то сосредоточиться, а где-то перестать существовать. Все человечество должно подчиниться единым законам нравственности, культурных традиций, единым законам обращения с памятниками культуры. Потому что каждому человеку нужны не только памятники его национальности, ему нужна античность, ему нужен ренессанс, ему нужна культура Египта, ему нужна культура ислама, буддизма, и, само собой, разумеется, традиционная религия его страны».
Историческое значение идей Пакта состоит в том, что они явились основой для последующего становления Культуры Мира.
ИСТОЧНИК: http://art-roerich.org.ua/pakt.html
|