Вопрос о перспективах дальнейшей эволюции
человека принадлежит к числу важнейших нерешенных проблем современной
философии и науки. Согласно Учению Живой Этики, современный Хомо Сапиенс является лишь одним из
промежуточных этапов развития жизни, сознания и разума.
Перспективы дальнейшей эволюции человека
без преувеличений являются одной из важнейших нерешенных проблем современной
философии и науки. Спектр точек зрения на эту проблему весьма широк. С одной
стороны - ее полное игнорирование: как биологический вид человек давно сформировался и
говорить о его дальнейшей эволюции в этом аспекте бессмысленно. С другой
стороны - неортодоксальный радикализм: человека нельзя считать окончательно
сформировавшимся существом не только в духовно-интеллектуальном, но и в
соматическом аспекте. Последняя точка зрения, учитывая увеличение не
вписывающегося в классическую антропологию эмпирического материала,
приобретает особое мировоззренческое значение. Наиболее последовательно и обоснованно
такой подход разрабатывался группой индийских философов (Махатм) и семьей
Рерихов в философском учении о космической эволюции человека - Живой Этике.
Концептуальный тезис антропологии Живой
Этики: человек подвержен перманентной эволюции, в которую включены все аспекты
его природы и сущности. Основанием данного тезиса являются эзотерическая
онтология и концепция универсального космического эволюционизма, согласно
которым настоящий вид Хомо Сапиенс следует рассматривать лишь как один
из этапов развития жизни, сознания и разума.
Современный естественнонаучный глобальный
эволюционизм в принципе также не отвергает дальнейшую эволюцию человека. Однако, в
большинстве своем сторонники этой парадигмы не рассматривают возможность
эволюции земного человека за пределы его настоящего биологического вида. Одна
из основных причин того - понимание сознания как однозначного продукта
деятельности биоорганизма, а значит отрицание автономности принципа сознания от последнего.
В результате совершенствование человека - его морально-нравственных и
интеллектуальных характеристик, сенсорных свойств и соматической природы -
трактуется как совершенствование чисто количественное. Качественные
преобразования важнейших сторон его сущности и биофизические изменения не
предполагаются.
По всей видимости, такой подход не лишен:
а) определенного редукционизма,
так как налицо стремление объяснять специфику более высокой формы организации
материи - сознания и разума - движением нижестоящих форм - физико-химических и
биологических образований;
б) явной недиалектичности,
так как не учитывается возможность качественных преображений человека в
результате его развития.
Приверженцами иной точки зрения являются
не только мыслители Живой Этики. Например, с довольно близких позиций выступали
русские космисты - Н.Ф. Федоров, А.В. Сухово-Кобылин, В.С. Соловьев, Н.А. Умов,
К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский. Их объединяло убеждение в том, что
направленность развития жизни не может прекратить свое действие на человеке в
ныне существующей, еще далеко не совершенной природе [I]. В ряде работ
допускалась возможность видоизменения биологического тела и его замены иным,
более совершенным носителем сознания.
Мнение о неизбежности дальнейшего
качественного развития человека существует и среди современных исследователей.
Например, С.Г. Пионтковский, говоря о направленности процесса глобальной
эволюции к жизни и человеку, считает, что даже при таком ограниченном
понимании прогресса человек не может считаться высшим продуктом эволюции,
"ибо ему на смену могут прийти более высокоорганизованные и в
биологическом и в социальном отношении формы" [2, с. 90].
Такое мнение созвучно выводу П.С. Гуревича,
который философ делает из анализа различных аспектов сущности человека. Он
считает, что поистине уникальным свойством человека является "открытость,
незавершенность его как создания". Весьма важно и то, что в отличие от
других живых существ "человек способен преодолевать собственную видовую
ограниченность..." [3, с. 280].
Радикальные идеи развиваются Л.В. Лесковым
[4]. Отталкиваясь от концепций бинарной структуры вселенной и тезиса о
возможности "квазиустойчивого существования мэонных реплик сознания,
отделенных от соматической атомно-молекулярной структуры", он не
исключает появление нового сверхбиологического человека - Хомо Сапиенс
аутокреатор - человека разумного самосозидающего.
Этот взгляд по своей сути соответствует
идеям мыслителей Живой Этики. По их мнению, биологическое, социальное и
нравственно-интеллектуальное совершенствование человека является закономерным,
в определенном смысле неизбежным, эволюционным процессом. Принимая во
внимание, что носителями сознания выступают тонкоэнергетические состояния
материи, они считают правомочным рассматривать и сверхбиологическую эволюцию
человека. В результате "человеческий дух получит обновленную оболочку.
Именно человек может и должен мыслить о будущем не среди предрассудков, но
исходя из фактов существования тел разных степеней" [5, с. 43]. При этом
"аппарат человеческого микрокосма при должном развитии и утончении может
заменить все аппараты, созданные руками человека" [6, с. 198].
Во всяком случае, если, по мнению
большинства ученых и философов, современный вид Хомо Сапиенс не является
совершенным разумным существом, то, отталкиваясь от идей универсального
космического эволюционизма, можно ожидать дальнейшего прогрессивного развития как
самого сознания, так и его проводника или плотноматериального вместилища -
белково-нуклеинового организма.
В философии Живой Этики этот процесс
связывается с движением элементарной энергетической основы жизни - монады.
Предполагается, что на протяжении длительной эволюции она выявляет свои
латентные свойства, которые, будучи зависимы от конкретных накоплений в
процессе развития, определяют сущность того, что именуется космической
Индивидуальностью [7] (Высшим Эго или Высшим Я). Монада есть абстрактное
энергетическое ядро Индивидуальности. Вместе они образуют энерго-информационную структуру,
переходящую из одной феноменальной психофизической формы в другую.
Временная феноменальная форма на
человеческом уровне развития духо-материи именуется личностью или Низшим Я.
Она включает множество аспектов - биологическое тело, тонкоэнергетические
оболочки, определенные психотип, менталитет и способности и т.д. Как образно
поясняла Е.И.Рерих: "Индивидуальность есть мед, собранный
пчелкою-человеком со всех лучших цветов (личностей - С.А.) и на разных
лугах" [8]. Высшая сущность человека - космическая Индивидуальность -
"не может быть уничтожена, но отдельные проявления ее в виде личностей -
могут".
Таким образом, непрерывность
индивидуальной человеческой эволюции, согласно эзотерической парадигме,
означает, что после завершения физического бытия феноменальной формы
(личности) ее ноуменальная сущность (космическая индивидуальность) переходит в
сферу трансфизического бытия. Оттуда по истечении некоторого времени она вновь
возрождается в физическом мире в новой феноменальной форме, дабы совершить
очередной микроцикл своей эволюции.
В случае справедливости такого рода
воззрений, проблема абсурдности единственной и конечной человеческой жизни,
размышлениям над которой Л.Н. Толстой да и другие не менее великие
мыслители отдали немало своих духовных сил, получает воодушевляющее человека
разрешение. А именно - существование каждого индивида не бессмысленно не
только в общечеловеческом плане, но и в личном (индивидуальном), так как его конечная
земная жизнь становится маленькой ступенью на лестнице беспредельной космической
эволюции его Индивидуальности или истинной духовной сущности.
К слову, при таком подходе в совершенно
ином свете предстает смысл буддийского понятия "нирвана", которое по
сей день многие ориенталисты трактуют как "угасание всякой жизни
вообще". В действительности, как оказывается, подразумевалось
угасание (смерть) временной формы - личности и ее привязанности к чувственному
бытию, в то время как синтез духовной Индивидуальности раскрывался во всей
своей доступной этому эволюционному циклу полноте в физическом либо
трансфизическом существовании. На это обстоятельство обращали внимание
авторитетные знатоки восточной философии Е.И. Рерих и Ю.Н. Рерих
[8].
В результате перманентного развития
каждого индивидуального начала духо-материи, по мнению Махатм, возникает
основание рассматривать совершенствование не только всего человеческого рода от
поколения к поколению, но и сущностное совершенствование каждого индивида,
если, разумеется, он не уклоняется от эволюционного пути.
Этот процесс и составляет космическую
эволюцию человека. На ее текущем макроцикле, по представлениям
авторов Живой Этики, важнейшими аспектами являются: социальный,
космо-социальный и антропологический. Первый означает преодоление всевозможных
социальных противоречий и построение в рамках планеты общества всеобщего
братства. Второй: неизбежность выхода земного разума за пределы планеты, то есть
распространение эволюции человека с пространства планетарного на пространство
космическое. Это является закономерным следствием процесса качественного
саморазвития жизни и сознания, который не ограничивается рамками одной планеты
и предстает как транспланетарный процесс.
Третий аспект: на фоне общеэволюционных
закономерностей обосновывается возможность (именно возможность, а не
неизбежность, т.к. в эволюционном движении отсутствует предопределение)
преображения несовершенного земного разума, воплощенного в
биологическом человеке, в одухотворенный высокоразвитый космический разум,
носителем которого явится небиологический человек - духовный андроид.
Одним из оснований объективности такого
процесса является убеждение авторов Живой Этики в существовании сложной
онтологической структуры человека. Индивидуальность и личность два ее полюса.
Причем они не расцениваются в качестве двух абсолютно самостоятельных
онтологических сущностей. И первое, и второе понятия обозначают лишь два
различных аспекта (измерения) единого явления, где первый имеет непреходящее
бытие, второй - временное.
В итоге, два основных измерения человека
предстают как:
· земное, то есть обусловленное и временное, связанное с биологическим организмом
(в общем случае символизируется понятием "материя" и соответствует
тому, что обозначается терминами "личность" или "Низшее
Я");
· космическое, то есть безусловное и вневременное, связанное с энергетическими формами
материи (в общем случае символизируется понятием "Дух" и
соответствует терминам "космическая Индивидуальность", "Высшее
Эго" или "Высшее Я").
В таком случае космическая эволюция
человека является процессом постепенного перехода воплощенных в нем
жизни и сознания от их обусловленной биологической формы существования к более
высокоразвитым формам, которые характеризуются возрастающим потенциалом
сознания, свободой, вневременностью, духовностью и общей гармонией с
окружающей средой. Данный процесс сопровождается падением актуальности и
детерминирующего воздействия первого - земного измерения человека и
активизацией его второго - космического измерения. Понятие "духовность",
следовательно, в своей естественнонаучной сути отражает не что иное, как
космическую эволюцию человека. Можно предполагать, что и термин "обожение
человека", использовавшийся религиозными мистиками, так же является
смысловым синонимом понятия "космическая эволюция человека" в Живой
Этике.
Важнейшим условием космической эволюции
человека и общества в Живой Этике выступает процесс совершенствования
("расширения") сознания, под которым понимается интегральный
показатель развития духовных, интеллектуальных, нравственных, сенсорных и других
способностей и качеств человека. Причем в наступающий новый эволюционный период
на первый план выдвигается развитие духовно-нравственных начал, становлением
которых, по мнению Е.И. Рерих, детерминируется интенсивность космической
эволюции человека.
С.Р. Аблеев
доктор философских наук
Литература
1. Семенова С. Идеи русских космистов // "Утренняя Звезда": Альманах
Международного Центра Рерихов. 1993. №1.
2. Пионтковский С.Г. Идея глобального эволюционизма в контексте современной
науки. // Вестник МГУ. Серия. Философия. - 1990. -№ 2.
3. Гуревич П.С. Уникальное творение Вселенной? // О человеческом в человеке /
Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1991
4. Лесков Л.В. Возможна ли дальнейшая эволюция. // Общественные науки и
современность. - 1994. - № 6.
5. Агни-Йога /Живая Этика: В 3 т. - Самара: 1992. - Т.2.
6. Грани Агни-Йоги. 1961. - Новосибирск. 1994.
7. Письма Елены Рерих; В 2 т. - Минск, 1992. - Т.1.
8. Рерих Е.И. Основы буддизма. - СПб., 1992.
Источник: http://aipe.roerich.com/
|