Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
Главная Каталог статей Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Статистика

Главная » Каталог статей » Статьи - Научный отдел » Статьи

ПЕРСПЕКТИВЫ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ В ФИЛОСОФСКОМ УЧЕНИИ ЖИВОЙ ЭТИКИ

Вопрос о перспективах дальнейшей эволюции человека принадлежит к числу важней­ших нерешенных проблем современной философии и науки. Согласно Учению Живой Этики, современный Хомо Сапиенс является лишь одним из промежуточных этапов развития жиз­ни, сознания и разума.

Перспективы дальнейшей эволюции человека без преувеличений являются одной из важнейших нерешенных проблем современной философии и науки. Спектр точек зре­ния на эту проблему весьма широк. С одной стороны - ее полное игнорирование: как биологический вид человек давно сформировался и говорить о его дальнейшей эволю­ции в этом аспекте бессмысленно. С другой стороны - неортодоксальный радикализм: человека нельзя считать окончательно сформировавшимся существом не только в духов­но-интеллектуальном, но и в соматическом аспекте. Последняя точка зрения, учитывая увеличение не вписывающегося в классическую антропологию эмпирического материа­ла, приобретает особое мировоззренческое значение. Наиболее последовательно и обо­снованно такой подход разрабатывался группой индийских философов (Махатм) и семь­ей Рерихов в философском учении о космической эволюции человека - Живой Этике.

Концептуальный тезис антропологии Живой Этики: человек подвержен перманен­тной эволюции, в которую включены все аспекты его природы и сущности. Основанием данного тезиса являются эзотерическая онтология и концепция универсального косми­ческого эволюционизма, согласно которым настоящий вид Хомо Сапиенс следует рас­сматривать лишь как один из этапов развития жизни, сознания и разума.

Современный естественнонаучный глобальный эволюционизм в принципе также не отвергает дальнейшую эволюцию человека. Однако, в большинстве своем сторонники этой парадигмы не рассматривают возможность эволюции земного человека за пределы его настоящего биологического вида. Одна из основных причин того - понимание созна­ния как однозначного продукта деятельности биоорганизма, а значит отрицание авто­номности принципа сознания от последнего. В результате совершенствование человека - его морально-нравственных и интеллектуальных характеристик, сенсорных свойств и соматической природы - трактуется как совершенствование чисто количественное. Каче­ственные преобразования важнейших сторон его сущности и биофизические изменения не предполагаются.

По всей видимости, такой подход не лишен:

а) определенного редукционизма, так как налицо стремление объяснять специфику более высокой формы организации материи - сознания и разума - движением нижестоя­щих форм - физико-химических и биологических образований;

б) явной недиалектичности, так как не учитывается возможность качественных преображений человека в результате его развития.

Приверженцами иной точки зрения являются не только мыслители Живой Этики. Например, с довольно близких позиций выступали русские космисты - Н.Ф. Федоров, А.В. Сухово-Кобылин, В.С. Соловьев, Н.А. Умов, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский. Их объединяло убеждение в том, что направленность развития жизни не может прекратить свое действие на человеке в ныне существующей, еще далеко не совершенной природе [I]. В ряде работ допускалась возможность видоизменения биологического тела и его за­мены иным, более совершенным носителем сознания.

Мнение о неизбежности дальнейшего качественного развития человека существует и среди современных исследователей. Например, С.Г. Пионтковский, говоря о направ­ленности процесса  глобальной эволюции к жизни и человеку, считает, что даже при та­ком ограниченном понимании прогресса человек не может считаться  высшим продуктом эволюции, "ибо ему на смену могут прийти более высокоорганизованные и в биологическом и в социальном отношении формы" [2, с. 90].

Такое мнение созвучно выводу П.С. Гуревича, который философ делает из анализа различных аспектов сущности человека. Он считает, что поистине уникальным свой­ством человека является "открытость, незавершенность его как создания". Весьма важно и то, что в отличие от других живых существ "человек способен преодолевать собствен­ную видовую ограниченность..." [3, с. 280].

Радикальные идеи развиваются Л.В. Лесковым [4]. Отталкиваясь от концепций би­нарной структуры вселенной и тезиса о возможности "квазиустойчивого существования мэонных реплик сознания, отделенных от соматической атомно-молекулярной структу­ры", он не исключает появление нового сверхбиологического человека - Хомо Сапиенс аутокреатор - человека разумного самосозидающего.

Этот взгляд по своей сути соответствует идеям мыслителей Живой Этики. По их мнению, биологическое, социальное и нравственно-интеллектуальное совершенствование человека является закономерным, в определенном смысле неизбежным, эволюцион­ным процессом. Принимая во внимание, что носителями сознания выступают тонко­энергетические состояния материи, они считают правомочным рассматривать и сверхби­ологическую эволюцию человека. В результате "человеческий дух получит обновленную оболочку. Именно человек может и должен мыслить о будущем не среди предрассудков, но исходя из фактов существования тел разных степеней" [5, с. 43]. При этом "аппарат человеческого микрокосма при должном развитии и утончении может заменить все аппа­раты, созданные руками человека" [6, с. 198].

Во всяком случае, если, по мнению большинства ученых и философов, современ­ный вид Хомо Сапиенс не является совершенным разумным существом, то, отталкиваясь от идей универсального космического эволюционизма, можно ожидать дальнейшего прогрессивного развития как самого сознания, так и его проводника или плотноматериального вместилища - белково-нуклеинового организма.

В философии Живой Этики этот процесс связывается с движением элементарной энергетической основы жизни - монады. Предполагается, что на протяжении длительной эволюции она выявляет свои латентные свойства, которые, будучи зависимы от конкрет­ных накоплений в процессе развития, определяют сущность того, что именуется косми­ческой Индивидуальностью [7] (Высшим Эго или Высшим Я). Монада есть абстрактное энергетическое ядро Индивидуальности. Вместе они образуют энерго-информационную структуру, переходящую из одной феноменальной психофизической формы в другую.

Временная феноменальная форма на человеческом уровне развития духо-материи именуется личностью или Низшим Я. Она включает множество аспектов - биологичес­кое тело, тонкоэнергетические оболочки, определенные психотип, менталитет и способ­ности и т.д. Как образно поясняла Е.И.Рерих: "Индивидуальность есть мед, собранный пчелкою-человеком со всех лучших цветов (личностей - С.А.) и на разных лугах" [8]. Высшая сущность человека - космическая Индивидуальность - "не может быть уничто­жена, но отдельные проявления ее в виде личностей - могут".

Таким образом, непрерывность индивидуальной человеческой эволюции, согласно эзотерической парадигме, означает, что после завершения физического бытия феноме­нальной формы (личности) ее ноуменальная сущность (космическая индивидуальность) переходит в сферу трансфизического бытия. Оттуда по истечении некоторого времени она вновь возрождается в физическом мире в новой феноменальной форме, дабы совер­шить очередной микроцикл своей эволюции.

В случае справедливости такого рода воззрений, проблема абсурдности единствен­ной и конечной человеческой жизни, размышлениям над которой Л.Н. Толстой да и дру­гие не менее великие мыслители отдали немало своих духовных сил, получает воодушев­ляющее человека разрешение. А именно - существование каждого индивида не бессмыс­ленно не только в общечеловеческом плане, но и в личном (индивидуальном), так как его конечная земная жизнь становится маленькой ступенью на лестнице беспредельной кос­мической эволюции его Индивидуальности или истинной духовной сущности.

К слову, при таком подходе в совершенно ином свете предстает смысл буддийско­го понятия "нирвана", которое по сей день многие ориенталисты трактуют как "угасание всякой жизни вообще". В действительности, как оказывается, подразумевалось угасание (смерть) временной формы - личности и ее привязанности к чувственному бытию, в то время как синтез духовной Индивидуальности раскрывался во всей своей доступной это­му эволюционному циклу полноте в физическом либо трансфизическом существовании. На это обстоятельство обращали внимание авторитетные знатоки восточной философии Е.И. Рерих и Ю.Н. Рерих [8].

В результате перманентного развития каждого индивидуального начала духо-материи, по мнению Махатм, возникает основание рассматривать совершенствование не только всего человеческого рода от поколения к поколению, но и сущностное совершен­ствование каждого индивида, если, разумеется, он не уклоняется от эволюционного пути.

Этот процесс и составляет космическую эволюцию человека. На ее текущем мак­роцикле, по представлениям авторов Живой Этики, важнейшими аспектами являются: социальный, космо-социальный и антропологический. Первый означает преодоление всевозможных социальных противоречий и построение в рамках планеты общества все­общего братства. Второй: неизбежность выхода земного разума за пределы планеты, то есть распространение эволюции человека с пространства планетарного на пространство космическое. Это является закономерным следствием процесса качественного самораз­вития жизни и сознания, который не ограничивается рамками одной планеты и предста­ет как транспланетарный процесс.

Третий аспект: на фоне общеэволюционных закономерностей обосновывается воз­можность (именно возможность, а не неизбежность, т.к. в эволюционном движении от­сутствует предопределение) преображения несовершенного земного разума, воплощен­ного в биологическом человеке, в одухотворенный высокоразвитый космический разум, носителем которого явится небиологический человек - духовный андроид.

Одним из оснований объективности такого процесса является убеждение авторов Живой Этики в существовании сложной онтологической структуры человека. Индивиду­альность и личность два ее полюса. Причем они не расцениваются в качестве двух абсо­лютно самостоятельных онтологических сущностей. И первое, и второе понятия обозна­чают лишь два различных аспекта (измерения) единого явления, где первый имеет непре­ходящее бытие, второй - временное.

В итоге, два основных измерения человека предстают как:

·          земное, то есть обусловленное и временное, связанное с биологическим орга­низмом (в общем случае символизируется понятием "материя" и соответствует тому, что обозначается терминами "личность" или "Низшее Я");        

·          космическое, то есть безусловное и вневременное, связанное с энергетическими формами материи (в общем случае символизируется понятием "Дух" и соответствует терминам "космическая Индивидуальность", "Высшее Эго" или "Высшее Я").

В таком случае космическая эволюция человека является процессом постепенного перехода воплощенных в нем жизни и сознания от их обусловленной биологической фор­мы существования к более высокоразвитым формам, которые характеризуются возрас­тающим потенциалом сознания, свободой, вневременностью, духовностью и общей гар­монией с окружающей средой. Данный процесс сопровождается падением актуальности и детерминирующего воздействия первого - земного измерения человека и активизацией его второго - космического измерения. Понятие "духовность", следовательно, в своей ес­тественнонаучной сути отражает не что иное, как космическую эволюцию человека. Можно предполагать, что и термин "обожение человека", использовавшийся религиоз­ными мистиками, так же является смысловым синонимом понятия "космическая эволю­ция человека" в Живой Этике.

Важнейшим условием космической эволюции человека и общества в Живой Этике выступает процесс совершенствования ("расширения") сознания, под которым понимается интегральный показатель развития духовных, интеллектуальных, нравственных, сенсорных и других способностей и качеств человека. Причем в наступающий новый эволюционный период на первый план выдвигается развитие духовно-нравственных на­чал, становлением которых, по мнению Е.И. Рерих, детерминируется интенсивность кос­мической эволюции человека.

С.Р. Аблеев

доктор философских наук

 

Литература

1.      Семенова С. Идеи русских космистов // "Утренняя Звезда": Альманах Международного Центра Рерихов. 1993. №1.

2.      Пионтковский С.Г. Идея глобального эволюционизма в контексте современной науки. // Вестник МГУ. Серия. Философия. - 1990. -№ 2.

3.      Гуревич П.С. Уникальное творение Вселенной? // О человеческом в человеке / Под ред. И.Т. Фролова. - М., 1991

4.      Лесков Л.В. Возможна ли дальнейшая эволюция. // Общественные науки и современность. - 1994. - № 6.

5.      Агни-Йога /Живая Этика: В 3 т. - Самара: 1992. - Т.2.

6.      Грани Агни-Йоги. 1961. - Новосибирск. 1994.

7.      Письма Елены Рерих; В 2 т. - Минск, 1992. - Т.1.

8.      Рерих Е.И. Основы буддизма. - СПб., 1992.

Источник: http://aipe.roerich.com/

Категория: Статьи | Добавил: sofia (12.12.2010)
Просмотров: 669 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Статьи [43]


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz