Главным
делом жизни Н.Уранова была работа по претворению Учения Живой Этики в жизни
каждого дня, работа творческая, углубленная, скрупулезная. Если он включал в
работу какой-либо аспект, то докапывался до самой сути, до глубин.
И для на нас
он оставил свои записи – бесценный опыт трансмутации земных энергий в огненные.
Каждый,
открывший свое сердце Учению, услышавший Зов, ищет свой путь – единственный и
кратчайший. Мы ищем возможности, приближающие нас к цели.
Николай
Александрович приоткрывает нам сокровенную истину во всей ее простоте и
красоте:
«Существует
формула, открывающая все возможности. Эта формула стара и общеизвестна, эта
формула проста и несложна, эта формула самая трудная и не всем доступная, но
только ею можно достичь. Эта формула заключена в понятие самосовершенствования»[1].
И именно
возможности высшие, раскрытые в результате самосовершенствования, и откладывают
огненные зерна в чашу накоплений и остаются с нами навсегда!
С чего же
начать работу над собой? Как бороться со своими отрицательными свойствами? Н.А.
подчеркивает, что «каждый не только должен сознавать эту проблему, но и
достаточно явно формулировать ее в своем сознании»[2].
К сожалению,
в большинстве случаев борьба с недостатками осуществляется бессознательно.
Иногда человек подключает волю, но «приказ себе не делать чего-то мгновенно
усиливает в нас желание сделать запрещенное; недаром существует пословица:
"запретный плод сладок”. Усиление желания требует усиления воли. Обычно борьба
между желанием и волей рассудка кончается тем, что ограниченная (у большинства
людей) воля исчерпывается, а желание, скопленное за искусственной плотиной,
прорывается и затопляет сознание злом»[3].
Какой же
выход?
Уранов, на
собственном опыте изучивший и познавший законы духовного роста, дает нам его:
«Для того,
чтобы двинуться по лестнице самосовершенствования, необходимо или полюбить
прекрасное, или почувствовать отвращение ко злу. Именно осознание зла дает
отталкивающий от него импульс. Именно только сам, глубоко ощутивший безобразие
зла, почувствует к нему отвращение. <…>
Зла нет,
есть только отсутствие добра. <…> увеличивая добрую часть, мы
тем самым уменьшаем злую. Значит, у каждого нашего отрицательного свойства
необходимо найти его положительную противоположность и развивать это доброе
качество»[4].
Процесс это
болезненный, сопровождающийся страданиями, но необходимо научиться правильно к
ним относиться: «Единственной возможностью избавится от наших отрицательных
качеств будет трансмутация их в положительные энергии. Этот процесс
трансмутации, неразрывно связанный с кармой, требует исключительного нагнетения
внутреннего огня, которое воспринимается нами, как страдание. Осознав страдания
глубже, мы можем достичь того состояния, когда само слово мы заменим словом
"испытание” и начнем радоваться каждому испытанию, зная, что испытания лежат
как пороги врат прекрасных»[5].
На духовном
пути нет непреодолимых преград. И преградами являются не люди и не внешние
обстоятельства, казалось бы, задерживающие и мешающие продвижению, а лишь наши
собственные отрицательные свойства. Уранов с убежденностью подчеркивает, что
«ничто, кроме отрицательных чувств, не может препятствовать продвижению по
стезе Учения.
"Не мир
принес Я, но меч и разделение”. Каждый вступающий на духовную тропу тем самым
отрекается от всех своих отрицательных свойств и объявляет им беспощадную
войну»[6].
Для начала
необходимо зоркое и глубокое наблюдение за собой, причем наблюдение и без
самооправдания, и без самоуничижения, т.е. честное. Большим достижением стало
бы наблюдение (пока еще – не контроль) за потоком своих мыслей. Николай
Александрович отмечал, что тогда «появится желание, а за ним и его
осуществление – овладеть лучом, направлять его лишь на достойные объекты,
сосредотачивать его, не допуская хаотических прыжков, очищать от вредных
энергий. Ведь этот луч и есть тот меч светлого воина, о котором сказано так
много»[7].
В своих
записях Уранов передает нам свой бесценный опыт в работе над собой, он
подробнейшим образом описывает конкретные методики этой работы, основываясь на
указах и советах, взятых из Учения и из писем Е.И.Рерих. Например, составление
«шкалы качеств», или паспорта нашей сущности. Он пишет:
«Составить
шкалу своей сущности гораздо труднее, чем это кажется на первый взгляд.
Конечно, мы можем немедленно, разделив пополам листок, написать направо и
налево немало наших свойств, но картина будет далеко не полной. Только если в
жизни каждого дня, обострив наблюдательность до крайнего предела, мы начнем
следить за собой, то в течение известного и немалого промежутка времени мы
сможет, подвергнув испытанию каждое открытое качество, сказать с большей или
меньшей уверенностью, что мы знаем свои светлые и темные свойства. <…> Кроме того,
обычно то, что мы замечаем в других, содержится и в нас самих»[8].
Николай
Александрович особо подчеркивал значение качества мышления, отражением которого
являются качества и свойства характера человека. Он писал:
«Если мы
мыслим каждое мгновение, то каждое мгновение мы проявляем те или иные качества
и свойства», т.е. «каждая мысль усиляет в нас то или иное качество-свойство»[9].
Взяв к
немедленному исполнению совет Елены Ивановны вести дневник, в котором, начиная
новый день, необходимо отмечать проступок, который решено не допускать, он
делится с нами этапами и результатами этой работы:
«Этот совет
был приложен к жизни и дал быстрые и ощутительные результаты. Он ввел в процесс
совершенствования ценнейшие элементы: внимательность, планомерную
сознательность и познавание сокровенных рычагов жизни. Каждый вечер, прежде чем
отойти ко сну, несмотря на поздний час и усталость, мы доставали наши дневники
и подводили итоги дня. <...>
Было
замечено, что желая в какой-нибудь день не допускать определенного проступка,
мы в суматохе дня забывали о нашем решении. При первых шагах такая слабость
легко возможна. Поэтому можно выбрать семь своих наихудших свойств и в течение
продолжительного времени каждому из них уделять определенный день недели.
Например: воскресенье – раздражение, понедельник – обидчивость, вторник –
грубость, среда – осуждение, четверг – недовольство, пятница – страх, суббота –
самомнение.
Было
замечено, что очень скоро такое распределение крепко врезалось в сознание. <…> Интересно
заметить, что в будущем каждое воскресенье приобретает колорит нераздражения, и
сознание в эти дни будет действовать как автомат, постоянно напоминая о
принятом решении. Еще интереснее то, что перечисленные семь свойств со временем
не допускаются сознанием уже в каждом дне, и тогда можно начать думать о
качестве каждого свойства в отведенные ему дни недели.
То же можно
сказать и об утверждении добродетельных свойств.
Учение
говорит: "Разве не увлекательно, если опытным порядком можно установить скалу
качеств?” Уже теперь мы видим, насколько это интересно и насколько при
действительном совершенствовании скала качеств становится необходимой»[10].
Уранов
подчеркивает, что «в основе совершенствования лежит приближение к Учителю»,
ведь невидимый Руководитель появляется в тот момент, когда человек сознательно
вступает на путь совершенствования. Учитель является Магнитом, к которому
притягиваются наши лучшие достоинства. «Чем лучше становимся мы, чем более
совершенствуется качество наших положительных энергий, чем быстрее и успешнее
завершается трансмутация наших темных свойств, чем больше наше мышление
отвечает качеству мышления Учителя, тем ближе приближаемся мы к Источнику наших
светлых сил. Так, в основе совершенствования лежит приближение к Учителю»[11].
Приближение
к Учителю являет огромную радость для ученика, что является положительным
полюсом самосовершенствования. Существует и отрицательный полюс – страдание, в
том числе и страдания физического тела, которые проявляются через болезни.
«Отрицательные
свойства являются главной причиной большинства болезней человечества. <…> Эти
свойства человека (например, раздражение, обидчивость, осуждение и т.д.)
являются ничем иным, как отрицательными свойствами его мышления. Поэтому больному
прежде всего рекомендуется следить за своим мышлением, не допуская губительных
отклонений.
Именно язвы
в сознании должны быть изжиты прежде всего»[12].
Николай
Александрович был предельно честным и искренним человеком и с другими, и в
первую очередь, с самим собой. Со всем мужеством он вскрывал опасности на пути
утончения своих энергий. Безо всякого пафоса, просто и ясно он говорит нам:
«Можно говорить, писать и думать о самосовершенствовании, можно не только
убедить других, но даже самого себя, что наши действия совершаются во имя этого
высокого понятия, и все же все это, похожее лишь внешне на
самосовершенствование, будет ничем иным как ханжеством или самоуслаждением.
Приступая к
сознательному самосовершенствованию, мы тем самым должны стремиться не к
формальному выполнению предписанных правил, но к четкому, доскональному умению
разобраться в качестве тех побуждений, которые толкают нас к выполнению того
или иного мероприятия.
Действительно
ли за нашими действиями кроется искреннее желание улучшить себя? Быть может,
нам просто лестно заслужить похвалу и восхищение других; быть может, это просто
попытка взобраться наверх, чтобы с тем большим презрением взглянуть на "стоящих
ниже”»[13].
«Честность с
самим собой является первым, необходимейшим условием самосовершенствования.
Даже очень неплохие люди страдают ужасной болезнью – самооправданием. Нелегко
признаться в своей слабости и своих ошибках. Мы очень боимся признать свою
слабость, хотя, даже если это сделано ошибочно, все же это будет выгоднее для
нас же самих! Одним признанием своей слабости мы становимся сильнее, если это
сделано сознательно. Это гораздо лучше самоуверенности, построенной на песке.
Если в нас горит несломимая устремленность, если мы решили бороться во что бы
то ни стало – такое признание не вызовет нерешительности, но призовет лишь к
скорейшему пополнению сил.
<…> Если на
первых же шагах самосовершенствования мы убережемся от лжи самооправдания – наш
путь будет прямым и кратким»[14].
Занимаясь
анализом качества побуждений, Уранов заметил, сколь тонка грань между
положительным и отрицательным мотивом всякого действия. Здесь таится опасность:
«Многие качества походят на отрицательные свойства в своем внешнем проявлении.
Например: осторожность и трусость, раздражение и возмущение духа, сострадание и
жаление, бережливость и скупость – почти каждое качество имеет похожую на него
иллюзию, но как различны следствия этих явлений! И как часто мы забываем о
следствиях, оправдывая скупость бережливостью, жаление – состраданием,
раздражение – возмущением духа и т.д. подобного рода самосовершенствование
вырождается в гнусное ханжество и изуверство»[15].
Развивая в
себе положительные качества, мы не должны забывать об уравновешивающих,
дополняющих их качествах, как крыльях для полета. Так, дерзание невозможно без
ответственности, убежденность – без терпимости, постоянство – без подвижности и
т.д.
Уранов для
большей эффективности, чтобы не упускать из виду ни положительные качества, ни
близкие им отрицательные, составлял квадраты. Например, в книге «Нести радость»
мы встречаем подробный анализ мужества:
«Если мы
заострим внимание на развитие в себе только мужества, мы будем напоминать птицу
с одним крылом. Такая птица не сможет лететь. Для полета необходимо второе
крыло. Этим крылом будет осторожность. Мужество без осторожности будет просто
бравадой – свойством, в большинстве случаев, разрушительным и непригодным для
строительства. Осторожность – великое качество. Лез него немыслима ни борьба,
ни строительство. Но заботясь о гармоничном развитии мужества и осторожности,
необходимо заботиться не только о том, чтобы мужество не превращалось в
браваду, но и о том, чтобы осторожность не переходила в трусость (иначе говоря
– в страх).
Если мы не
будем уравновешивать развитие щедрости бережливостью, то неминуемо впадем в
расточительность. Но развивая бережливость, необходимо уберечься от уклонения в
скупость.
Конечно,
жизнь сложна, и опытный воин не побоится, когда это надо, дать временный
перевес тому или иному крылу»[16].
Каждый
желающий избавиться от своих отрицательных свойств и трансмутировать их в
положительные может построить такие квадраты, и это уже станет первым шагом в
нужном направлении, ибо размышляя над личинами майи, мы меняем свое сознание,
утончаем его.
«Как
продвинуть мышление вперед?» – вопрос, который стоит перед каждым из нас. Этот
вопрос волновал и Николая Александровича. Ответ он нашел в Живой Этике: «"Беспредельность”отвечает
просто: сознание расширяется познаванием причин и утончается познанием
качества.
Это и будет
формулой сознательного совершенствования, которая поможет подойти к утверждению
и изживанию качеств – сознательно»[17].
Радость
наполняет сердце от соприкосновения с творчеством Николая Александровича!
Огромная благодарность к Впереди идущим и Указующим нам Путь!
Дмитриева Н.В.
руководитель Детского Центра SETI, педагог
дополнительного образования МГГД
Литература:
[1] Уранов
Н.А. Огненный
подвиг. Рига. 1997 г. С. 66.
[2] Там
же. С. 144.
[3] Там
же. С. 145.
[4] Там
же. С.145 – 146.
[5] Там
же. С. 48 – 49.
[6] Там
же. С. 137.
[7] Там
же. С. 88.
[8] Там
же. С. 75.
[9] Там
же. С. 77.
[10] Там
же. С.102 – 104.
[11] Там
же. С. 82 – 83.
[12] Там
же. С. 151 – 152.
[13] Там
же. С. 146.
[14] Там
же. С. 155.
[15] Там
же. С.154.
[16] Уранов
Н.А. Нести
радость. Рига. 1998 г. С. 212.
[17] Уранов
Н.А. Огненный подвиг. Рига. 1997 г. С. 82.
Источник http://www.uranov.ru/chten/NVD.htm
|