Существует Великий Закон Космоса об
энергетическом принципе Учительства как одной из движущих сил эволюции. История
земного человечества знает ряд Великих Учителей, приносивших ему знания,
этические нормы и повышавших уровень его сознания. В течение миллионов лет
эволюции каждая разумная сущность рано или поздно приближается к такому
Учителю. Великий Учитель всегда требует особого состояния или особой готовности
самого ученика. «Для серьезного ученика, — пишет Е.И.Рерих, — желающего стать
учеником Великого Иерарха, а не просто лишь слушателем, совершенно необходимо
такое полное погружение на первых ступенях, до его полного самоотречения, ибо
чем иначе достигнет он объединения сознания с сознанием Учителя, чем создаст
серебряную нить, связующую нас с Учителем? Как Вы уже знаете, лишь эта связь с
Учителем открывает все возможности. И связь эта создается лишь упорным и
неуклонным устремлением к единому фокусу»1.
Вот на этой серебряной нити и держится восходящая спираль Космической эволюции
человечества. Неся в себе разное качество и разную пробу, она связывает ученика
с Учителем в самых различных формах. Создается эта нить в крайне сложном
процессе взаимодействия труда и духа, через который проходит ученик, так же как
и его Учитель, ибо у последнего есть в свою очередь свой Учитель. Не всегда
серебряная нить духовно-энергетического контакта, созданная Учителем, ощущается
предполагаемым учеником. Поэтому Учитель может испытывать большие затруднения,
нежели ученик, особенно там, где общий фон сознания невысок. «Тяжко, очень
тяжко сотрудничать и говорить по сознанию собеседников, ибо это часто требует
страшного напряжения»2.
Будучи Учителем очень высокого плана, Елена Ивановна сама испытывала те же
затруднения, то же напряжение, о которых писала. Она говорила «по сознанию» не
только с близкими учениками, но и с каждым, кто обращался к ней за помощью или
за разъяснением. Она неутомимо отвечала на множество писем, сотрудничала в
журналах, готовила к публикации очередные тома Живой Этики. Она была Учителем,
принявшим на себя тяжкое бремя земных учеников. Каждый раз поражаешься, как
четко работала ее мысль, как умела она объяснить сложнейшие явления и процессы,
как быстро реагировала на неверное понимание. Она удивительно чувствовала
пространство статьи или заметки и в нем, иногда очень малом, умела системно
изложить самое главное, что содержали в себе книги Учения. Статьи в журнале
«Оккультизм и Йога» — ярчайший пример всему этому. Она бывала достаточно критичной,
но всегда при этом сохраняла корректность и врожденное уважение к человеку вне
зависимости от того, каким он был или что писал. Сама ее критика носила всегда
конструктивный характер и была полезна любому читателю. Она умела не только
критиковать, но и защищать своих единомышленников.
Елена Ивановна пишет об энергетическом мировоззрении, которое пронизывает Живую
Этику. Каждое космическое или планетарное явление имеет свою энергетику, каждый
виток эволюции несет свой энергетический потенциал. Учение о новой эволюционной
ступени связано прежде всего с новыми энергиями, которые проявляются в этом
витке. Именно энергия, исторгаемая духовными Учителями, может изменить и
переродить сознание человека, а затем и всего человечества. «Поэтому главный
пробный камень, — пишет Е.И.Рерих, — для всех духовных Учителей лежит не в
чудесах, но в их магните сердца, в оккультной способности духовно
трансмутировать окружающую их среду и перерождать сознание, самую сущность
учеников»3.
Она обращает внимание на необходимость изучения тонких энергий, роль которых в
эволюции человечества увеличивается по мере приближения к новому витку
Космической эволюции. «Сейчас, в первую очередь, нужно давать все, что
устремляет мысль вперед к новым нахождениям в области тончайших энергий. Срок
этим энергиям наступил, и различные проявления их вспыхивают на всем
пространстве земли»4.
Психическая энергия, носителем которой является сам человек, есть одно из
проявлений этих тончайших, но в то же время и сильнейших энергий. Она содержит
в себе энергетику миров иных измерений. Последние определяют и нашу интуицию, и
наше чувствование, и, в конце концов, нашу духовность, которая синтетически
объединяет наши накопления и придает им иное энергетическое качество.
По сути, наш плотный трехмерный мир пронизан тонким многомерным миром,
находящимся с нами в постоянном энергетическом контакте, который много больше,
чем мы предполагаем, влияет на нас. Объяснить что-либо происходящее на планете,
в человеческом обществе или в нас самих невозможно, не беря в расчет этот мир.
«Ведь не только каждое наше действие, но каждая мысль создает вибрацию, и
именно эти вибрации являются энергиями, входящими в строение всего человека,
как объективного, так и субъективного. Именно эти энергии, порожденные
человеком, и являются его неотъемлемым достижением (кармическим), которое
сопутствует ему и в его новой земной жизни»5.
В некоторых заметках Елена Ивановна пишет о важности Великих Космических
Законов, лишний раз давая нам понять, как необходимо соблюдать их в нашей
жизни. «Формы жизни, все функции человечества должны строиться в соответствии с
космическими законами»6.
Мир проявленный, мир дифференцированный, который держится противоположениями,
особенно нуждается в соблюдении этих законов. Их нарушение приводит к
неустойчивости и разбалансированию, что всегда грозит крупными опасностями и
разрушительными действиями на всех уровнях Бытия.
Вникая в сущность явления противоположений, Елена Ивановна высказывает глубокую
мысль: «Лишь при сопоставлении этой двойственности или пар противоположений
высекаются искры познания и возможно совершенствование, или эволюция. Вечное
движение, или эволюция, создает и относительность всех понятий. Так познание
действительности достигается лишь путем вечной смены и сопоставления пар
противоположений»7.
Во многих трудах Елены Ивановны Рерих, в ее письмах, публикациях, статьях
особое место занимают размышления о России. Так же как и Николай
Константинович, она достаточно ясно себе представляла, через что проходила и
должна была пройти Россия. Она уделяла особое внимание этой стране не только
потому, что Россия была ее родиной, но и потому, что в энергетическом поле
нового эволюционного витка Россия играла важнейшую роль. Роль эта до сих пор до
конца не расшифрована, в значительной степени запутана поздними писаниями и
измышлениями различных авторов, в которых достаточно ясно звучит сомнительная
идея «избранничества». На самом деле все сложней и глубже. Елена Ивановна пишет
об общине, или общинном устройстве нового, грядущего мира. Она не связывала эту
проблему напрямую с российской революцией и событиями, которые последовали за
ней. «Учение Живой Этики, — отмечала она, — рассматривает весь мир, как единую
Мировую общину. Нам указано развивать чувство сотрудничества, солидарности и
дружелюбия, но нигде не заповедано телесное толкание»8.
Вот это «телесное толкание» возникает тогда, когда такие эволюционные категории
как Община поспешно насаждаются там, где уровень сознания народа для этого еще
не готов. В результате в России эволюционная идея Общины была подменена
казарменным коммунизмом. Основные мысли и предупреждения касательно этого
процесса Учителя высказали в книге «Община». Елена Ивановна продолжает
развивать идею Учителей, и ее мысли на этот счет звучат вполне жизненно и
актуально. «При настоящем уровне сознания человечества, в тесном замкнутом
общежитии, неизбежна тенденция к уравниванию, а всякое уравнивание неминуемо
растворяет талант в ничтожество, что ведет к утрате культуры и понижению уровня
цивилизации, то есть к опрощению и, увы, к следующей стадии опрощения, именно к
огрубению. Поэтому община и кооперация должны быть поняты широко и жизненно»9.
Именно в России произошло грубое нарушение Великого Космического Закона об
общине и сотрудничестве. Вводилась насильственная община, которая подавила
свободу мысли.
«Там, где мысль заглушена, там, где утвержден фанатизм, там самые лучшие, самые
возвышенные ростки духа и сердца засыхают»10.
Строки эти, написанные сорок лет назад, удивительно своевременно звучат для
нас, сегодняшних. Сейчас в России много этих засохших ростков духа и сердца. И
пока никто не торопится поднять их из пыли и дать им новую жизнь. А без этого
трудная и славная судьба страны может и не состояться...
Также полезны для нас и мысли Елены Ивановны о тех ошибках и искажениях,
которые были присущи последователям самого Учения. Ликвидация идеологического
пресса в нашей стране создала возможности организации различных духовных
движений, в том числе и рериховских. Рериховские общества, рериховские клубы,
рериховские издания — все это объединяет людей различного уровня сознания и
разной культурной направленности. И поэтому опять возникают те же болезни, о
которых писала Елена Ивановна много лет назад.
«Изуверство и фанатизм последователей, — справедливо замечает Елена Ивановна, —
разрушают все основы, преподанные им Основателями и Учителями»11.
Фанатизм, обусловленный невысоким уровнем сознания, с первых же шагов любого
духовного движения начинает себе вить в нем гнездо, превращая идеи, заложенные
в этом движении, в собственную противоположность. Значительный вред духовному
движению наносит и сектантство, попытки уйти от жизни, замкнуться в собственной
скорлупе и лелеять в ней свою «избранность». Ощущение же «избранности»
возникает у многих при неправильном восприятии положений Учения. Недостаточный
культурный уровень изучающих приводит к тому, что они пытаются все, что сказано
в Живой Этике, перенести на себя. Тем самым, по словам Елены Ивановны, они
напоминают студентов-медиков, которые читают учебники по различным болезням и
находят все признаки этих болезней в себе.
«Так же точно некоторые из них (читающих Живую Этику. — Л.Ш.) начинают
приписывать себе священные боли и самые высокие достижения, прочитанные ими в
книгах Учения. Нужно очень остерегать от подобных увлечений, ибо такое явление
свидетельствует о наличии таких нежелательных качеств духа, как самомнение и
недостаток распознавательной способности. Без преодоления таких качеств никакое
продвижение на духовном плане невозможно»12.
Одно искажение тянет за собой другое, не менее вредное. В современном
рериховском движении в результате этого развился острый синдром учительства.
Неофиты, ощутившие в себе «особые силы», смело берутся «просвещать» других. В
результате распространяются невежественные толкования сложнейших идей Живой
Этики, с одной стороны, а с другой — возникает «комплекс глобальности» или
стремление приобщить к идеям Учения если не всю страну, то, во всяком случае,
миллионы. В своих прежних работах и письмах Елена Ивановна не раз указывала на
вредность такого заблуждения, настаивая на соблюдении соизмеримости при
продвижении идей Живой Этики. Вмещающий усвоит, невмещающий должен быть
оставлен в покое. В отличие от религиозных учений, рассчитанных на массовость
последователей, Живая Этика не может продвигаться путем насилия или
миссионерства. «Опасайтесь миссионерства не только в отношении чужих зазываний,
но чтобы и самим не сделаться миссионерами»13, — сказано в одной из книг Учения.
«Мы никогда никого не зазываем, — развивает эту мысль Елена Ивановна, — никому
ничего не навязываем, не запрещаем приходить и уходить свободно. Наше учение
дается широко и не накладывает запретов»14.
Разница в уровнях сознания участников любого духовного движения, в том числе и
рериховского, неизбежно приводит к раздробленности самого движения. Понять
правильно сложившуюся реальность необходимо для того, чтобы избежать заведомо
неверных и невыполнимых целей. «Когда в книгах Живой Этики говорится о
необходимости единения, — пишет Елена Ивановна, — то, конечно, указывается не
внешнее единение, но единение и гармонизация сознаний, которое не может
совершиться в одночасье. Такое объединение требует общую основу высокой
нравственности и полное признание единства Иерархического начала,
следовательно, и совершенную преданность, которая учит нас, прежде всего, распознаванию
ликов»15.
Она справедливо возражала против смешения разнородных элементов в духовных
движениях и отрицала необходимость «садиться за один стол» там, где этого
делать нельзя. «Нельзя объединять овец с тиграми. Нельзя всех собрать в одну
кучу, неужели бесформенная куча есть цель даваемого Учения? Природа наш лучший
учитель, и потому следует чаще присматриваться, как, вмещая все, она в то же
время гармонично и целесообразно подбирает свои соседства во всех царствах
своих»16.
Вот эта гармоничность и целесообразность и является основой всякого истинного
единения. Иные же объединения, не имеющие подобной основы, недолговечны, несут
в себе зарождающиеся конфликты, вражду и нередко разрушения. Многие идеологи
скорых объединений часто не понимают, не осознают сути Иерархического принципа,
на необходимость которого указывает Елена Ивановна, или же нередко произвольно
зачисляют в «иерархи» самих себя, стараясь развернуть рериховское движение на
себя. Естественно, что люди с таким уровнем сознания не могут стать
действительными объединителями. Елена Ивановна дает нам понять, что процесс
объединения или, скорее, единения, сложен и труден и не обязательно
распространяется на всех тех, кто желает, по тем или иным причинам,
присоединиться к движению. Единение должно складываться естественным образом на
формирующейся в движении энергетической основе. Никакое принуждение, насилие и
разного рода борьба просто недопустимы в этом тонком деянии. К сожалению,
многие представители нашего политизированного общества, только что вырвавшиеся
из объятий государственного тоталитаризма, но несущие еще его в своих
внутренних энергетических структурах, не всегда понимают вред своих призывов к
немедленному объединению одних рериховских обществ и сокрушению других.
Размышления Елены Ивановны дают верные ориентиры в море страстей и амбиций, которое
сейчас бушует в зарождающихся духовных движениях. Наш же долг — услышать ее
голос и увидеть те ясные вехи, которые расставлены ею много лет назад, но
сохранили и сегодня свое непреходящее значение.
Обострение интереса к самому человеку и его способностям, а также быстрое
изменение научной картины Космоса, появление нового подхода и новых концепций в
его исследовании, возникновение иных взглядов на материю и энергию привели в
нашем переломном XX веке к появлению ряда интересных тенденций в духовно-культурном
процессе Планеты. И одной из них является рост популярности так называемого
оккультизма в его старых архаичных формах. «Вы знаете, — писала в 1937 году
Елена Ивановна, — как я не люблю слово «оккультизм» и всякие напыщенные
упоминания о посвященных, посвящениях, ибо в моем представлении тотчас же
встает вся бутафория и параферналия псевдооккультных организаций»17.
Она настаивала на замене архаичного слова «оккультизм» иным, отвечающим
«современной терминологии, принятой наукой, которая в своих последних открытиях
так близко соприкоснулась с тончайшими энергиями и с потусторонним миром»18.
Именно в нашем XX веке крайне развилось увлечение всякого рода оккультной
практикой. Многие считают этот путь наиболее плодотворным в достижении особых
способностей, дающих могущество и власть над другими. Не избежали этого увлечения
и рериховские организации. Вместо глубокого изучения процессов, связанных с
психической энергией, многие приверженцы оккультизма стараются сразу
использовать ее в собственных, утилитарных целях. Этой важной проблеме Елена
Ивановна посвятила статью «О психизме». Ее положения, вне всякого сомнения,
помогут заблуждающимся и, возможно» предупредят многих. В статье содержатся
важные указания на то, чем собственно является психическая энергия. «Без
Учителя, — цитирует Живую Этику Елена Ивановна, — нельзя развивать психическую
энергию, ибо процесс этот сопряжен с большими опасностями»19.
Ни для кого не секрет, что наши «оккультисты» манипулируют с энергиями, характера
которых они не знают. Вместо психической энергии развивается психизм, причем
низшего, животного плана. Малодуховные люди, не имеющие отношения к Высшему
плану, превращаются в медиумов, выходящих на контакт с низшими слоями Тонкого
Мира. Они получают там искаженную информацию и о самой Живой Этике и об
Учителях. Надо сказать, что интеллект таких «психиков» и медиумов крайне
невысок.
Психическая энергия, отмечает Елена Ивановна, проявляется тогда, когда высшие
центры «открыты и огненно трансмутировались»20.
Она сама обладала этими качествами. И пока сущности такого рода в наше время
еще не появились, продолжается соскальзывание в психизм тех, которые думают, что
научились управлять психической энергией. «...Опасны советы, как развить в себе
те или иные сиддхи21, которые при отсутствии накопленного
духовного синтеза ничего дать не могут и, в конце концов, почти всегда приводят
к расстройству нервной системы, одержанию и смерти, если не физической, то
духовной всегда»22.
Существование в рериховском движении подобных «оккультистов», «магов» и прочих
манипуляторов энергиями зачастую отталкивает от него духовных и культурных
людей. В результате движение несет большие потери.
Новая эпоха, новый виток Космической эволюции человечества требует и новых
методов духовной практики, которые соответствуют иному энергетическому
потенциалу, формирующемуся в человеке. Древняя оккультная практика, физические
упражнения йоги и иные средства для совершенствования человека более не
подходят тому новому человечеству, которое уже зарождается в недрах XX века.
Живая Этика предлагает иной Путь — путь труда, подвига, преодоления трудностей,
путь знания и духа. Есть у Николая Константиновича Рериха картина, которая
называется «Путь». Человек поднимается к вершине узкой и обрывистой тропой. Его
босые ноги сбиты в кровь, а руки устали от непосильного напряжения.
«Человеческими руками, человеческими ногами», — сказано в одной из работ Рериха.
Только так, а не всяческими ухищрениями создаются истинные накопления, которые
продвигают человеческий дух на пути к Вершине.
«Да, путь Подвига, путь Служения очень, очень труден. Избравший этот путь
должен быть готов на всякое самоотречение. Препятствия и трудности возрастают
по мере продвижения по пути»23. И глубоко
ошибаются те, кто ищет в Учении Живой Этики легких прохождений, незаслуженных
вознаграждений и столь желанных чудес. Живая Этика с ее реальными идеями меньше
всего подходит для роли убежища от земных трудностей и тягот. Все должно быть
сделано «человеческими руками и человеческими ногами».
«На пути бывают тяжкие переходы, когда ученик предоставлен самому себе, когда
он должен самостоятельно выявить всю находчивость, все умение свое и даже голос
Учителя временно замолкает»24. На последнем,
самом трудном участке пути, перед самой вершиной, ученик Космического Иерарха
проходит то, что называется Великим одиночеством. «...Всем существом своим
стремясь дать людям радость и счастье светом великого Учения, дух такого
человека должен молчать и приноравливаться к сознанию окружающих и приходящих к
нему, чтобы быть понятым и допущенным ими к сотрудничеству, имеющему в виду
лишь Благо. Это и есть великое одиночество»25.
Здесь человека ждут предательства, малые и великие, и он должен тоже пройти
через них. Таков закон энергетического восхождения, который можно уподобить
подъему «по отвесной базальтовой скале, в полном мраке, когда рука тщетно ищет
выступ, за который можно было бы ухватиться. Но для устремленного духа
уготовлены поручни, и в последнюю минуту изнеможения, перед срывом заботливая
рука подопрет спину»26.
И единственная и высочайшая награда за все это — терновый венец Архата,
освобожденной души, допущенной к космическому творчеству. Как непохоже все это
на невежественные мечтания наших «оккультистов», которым нужно еще много
мужества, чтобы увидеть воочию ту ослепительную и труднейшую реальность,
которую открывает для Устремленного Живая Этика.
Мы познаем реальность Учения с помощью Учителя. Другого пути в Космосе нет.
Таким Учителем является Космический Иерарх Елена Ивановна Рерих. Она терпеливо
и настойчиво тянет серебряную нить между собой и нами, между Космической
Иерархией и человечеством. Нить понимания, сознания и синтеза.
Л.В. Шапошникова (из книги «Мудрость
веков»).
|