Она написала свое первое письмо президенту США
Франклину Рузвельту в октябре 1934 года. Письмо было несколько странным и как
бы выпадало из общего потока деловой президентской корреспонденции.
«Господин Президент, — писала она, — в суровый час, когда весь мир на пороге
реконструкции и судьбы многих стран взвешиваются на Космических весах, я пишу
Вам с Вершин Гималаев, чтобы предложить Вам Высшую Помощь. Помощь из того
Источника, который с незапамятных времен находится на неусыпном посту,
направляя ход мировых событий в спасительные русла»1. Президент
не имел представления ни об упоминавшемся в письме Источнике, ни о тех, кто
«направлял ход мировых событий». Он впервые узнал из этого письма о необычных и
удивительных предупреждениях, которые шли из Источника и касались шведского
короля Карла XII и Наполеона. Их, оказывается,
просили не предпринимать походов на Россию. Президенту было хорошо известно,
чем эти походы кончились. Однако неведомый ему корреспондент не
довольствовалась экскурсом только в историю. В письме содержалась и оценка
современного международного положения. Возможно, именно она и заинтересовала
президента больше всего. Правда, рассуждения автора больше напоминали пророчества,
нежели трезвый расчет политика. Но в прозрениях корреспондента сверкали золотые
зерна истины. В конце письма стояла подпись: Елена Рерих, а на конверте
значился адрес неизвестной ему гималайской долины. И он ответил на это письмо.
Завязалась переписка. В последующих письмах Елена Рерих предупреждала
президента о грозящей Америке войне, об опасности, исходящей со стороны
Германии. Мировоззренческий диапазон президента США был достаточно широк, и он
понял, что имеет дело с необычным человеком, за которым стояло еще не
осмысленное им явление Источника. В своих письмах он задавал Елене Рерих
вопросы и получал неожиданные и тревожащие его ответы. Потом предсказанное
сбывалось.
Как бы мы ни объясняли случившееся, но фактом остается то, что президент занял
позицию, которая во многом совпадала с утверждениями его далекого
корреспондента.
«Внимание Президента, — писала Елена Рерих в письме 1935 года, — должно быть
обращено к Востоку. Говоря о Востоке, мы имеем в виду также Россию... Америка
уже давно связана с Азией... Каждый должен воспринять, что народам, занимающим
большую часть Азии, суждено ответить на дружбу Америки. Так называемая Россия
является равнобалансом Америки, и только при такой конструкции Мир во всем Мире
станет решенной проблемой»2. Тогда это звучало неправдоподобно.
Через несколько лет Советский Союз и США оказались союзниками в Великой
войне...
Елена Ивановна Рерих, в девичестве Шапошникова, родилась в Петербурге в 1879
году и умерла в 1955 году в Индии, в небольшом курортном городке Калимпонге,
расположенном на склонах Восточных Гималаев.
Ее недлинная жизнь, объединившая русский Петербург с индийским Калимпонгом,
вместила в себя как бы несколько жизней. Я вижу их в виде витков спирали,
уходящих вверх. И если смотреть на эту спираль снизу, с земли, то можно
заметить, что нижняя спираль составляет как бы внешний круг, а спирали более
высокие — внутренний. Если внешний круг, представляя собой канву ее жизни, связывает
ее с каждым из нас, то внутренний, являя собой уровень ее духовного развития,
ставит ее в один ряд с великими личностями планеты.
Мать Елены Ивановны была двоюродной внучкой великого русского полководца
М.И.Кутузова. В самой Елене Ивановне рано проявились богатые способности и
незаурядная одаренность. Она была прекрасной пианисткой, тонко разбиралась в
живописи и увлекалась индийской философией. Книги Вивекананды, Рамакришны,
Тагора были ее любимым чтением. В 1899 году она встретила молодого художника Николая
Константиновича Рериха и в 1901 году стала его женой. В 1902 году у супругов
появился сын Юрий, в 1904-м — Святослав. Так возникла та уникальная семья
Рерихов, которая сыграла важную роль в русской и мировой культуре. Елена
Ивановна была сердцем и главным устоем этой семьи. В 1918 году Рерихи уехали в
Европу, а в 1923-м после долгих мытарств, попали в Индию. К этому времени Елена
Ивановна сложилась как философ, писатель и общественный деятель.
Николай Константинович называл ее другиней. Это старинное слово очень точно
соответствовало духу и характеру Елены Ивановны. Многие картины Рериха —
результат творчества двоих. Она была вдохновляющим началом в этом творчестве.
Большое количество полотен художник написал по замыслам своей жены. Но ее
замыслы были не только в его картинах. Трудно назвать хотя бы одну область в
деятельности Николая Константиновича, где бы их не было.
Они вместе участвовали в Центрально-Азиатской экспедиции, прошли по неизвестным
тропам Трансгималаев. Тяжелые переходы, нападения разбойников, препятствия,
чинимые английскими властями, чуть было не приведшие к гибели экспедиции, — все
это требовало не только выносливости, но и незаурядного мужества. «На коне
вместе с нами, — пишет Рерих, — Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала
в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем
больше была опасность, тем бодрей, готовней и радостней была она. У самой пульс
был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в
улаживании путевых забот. Никто не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к
тому было немало поводов самого различного характера»3.
В 1928 году, после завершения экспедиции, Рерихи создали в долине Кулу Институт
Гималайских исследований. Елена Ивановна стала его почетным
президентом-основателем. И тут еще раз можно удивиться. Тонкий знаток
искусства, уникальный философ, она довольно легко ориентировалась в научных
проблемах, которыми занимался институт, и часто направляла их с мудростью
хорошо подготовленного ученого. Ее мысль всегда была устремлена в будущее, и
она мечтала о том, что в долине когда-нибудь вырастет город Знания, который
превратится в международный центр научного сотрудничества.
Рерихи прожили в Индии многие годы. Стремясь вернуться в Россию, они так и не
смогли этого сделать4. Там, в Гималаях, они пережили
Великую войну, стараясь помочь, чем возможно, своему народу. В 1947 году умер
Николай Константинович. Елена Ивановна потеряла не только супруга, но и многолетнего
сотрудника, чье творчество было нераздельно слито с ее мыслями, с ее видением
мира, с ее трудом. Она покинула долину в Западных Гималаях и поселилась со
старшим сыном в уже упоминавшемся мною Калимпонге.
Там из окон небольшого домика, который они сняли, она видела сверкающие снега
священной Канченджанги и вдыхала терпкий запах хвойных деревьев, окружавших
двор. Наверху, в тесной мансарде с косым потолком, стоял письменный стол, за
которым она неустанно продолжала работать, позволяя себе лишь короткие вечерние
прогулки. Она работала над книгами Живой Этики, или Агни Йоги. Собственно, с
них начинается уже второй, более высокий виток ее жизни. Этот виток неожиданно
отрывает нас от земли и выносит в просторы того незнакомого нам Космоса,
неизбежную встречу с которым тогда, в 20-е годы, предвидели лишь отдельные
ученые, такие, как Циолковский, Вернадский, Тейяр де Шарден...
Процесс познания человеком окружающего мира в каждом веке, в каждой эпохе имеет
свои особенности. На долю XX века их
тоже выпало немало. Однако одна из них заслуживает специального внимания. Чем
больше наша мысль устремлялась к этому незнакомому Космосу, тем ближе и
необходимей становились древние забытые прозрения.
В них мы неожиданно для себя обнаружили ту информацию, о существовании которой
не подозревали в предыдущий век научного рационализма. Природное стремление к
синтезу четко обозначило тенденцию соединения древней мысли, пришедшей к нам с
Востока, с достижениями современной науки, которая благодаря новым своим
открытиям стала утрачивать наивный рационализм. Но только этим XX век не
ограничился. Во времени и пространстве человеческой истории и Космической
эволюции он оказался переломным. Эту особенность нашего века обусловили
предыдущие культурно-духовные накопления человечества и бурное развитие его
энергетических процессов. Иными словами, в XX веке мы
подошли к новому витку своей Космической эволюции и начали восхождение по той
крутоподнимающейся прямой, которая связывает в спирали два витка — предыдущий и
последующий. Эта часть спирали представляет собой наиболее тяжелую область
эволюционных перегрузок. Здесь трудно удержаться и легко «сойти с круга».
Преодоление переломной части эволюционного пути требовало не только
соответствующих знаний, но и осознания происходящего. Книги Живой Этики,
появившиеся в начале 20-х годов, давали людям это осознание и указывали пути
преодоления. Однако публикация этих книг для человечества в целом прошла тогда
незамеченной. Земля продолжала вращаться, солнце — светить, жизнь, казалось,
шла своим намеченным путем.
Живой Этике был свойственен целостный подход к
осмыслению явлений природы и духовно-культурной эволюции человечества. В книгах
содержался также синтез древней мысли Востока и новых научных достижений.
Причем он был таким естественным и гармоничным, как будто плавно вытек уже
готовым из какого-то неведомого нам Источника. Возможно, поэтому ряд положений
Живой Этики опередил научную мысль нашего времени. В этом опережении
заключалась та мудрая сила духовного ускорения, которая облегчала восхождение
по спиралям Космической эволюции.
Выход в свет Живой Этики не случайно совпал с так называемым научным взрывом,
когда пересматривались привычные догмы, появлялись новые направления,
исследовавшие, казалось, Невозможное, и складывалась новая модель мироздания и
его Механизмов. Возникшие направления потребовали и нового подхода к научным
исследованиям — целостного. ..
Материя и ее формы, сознание, дух и разум человека —
это все энергетические образования. Сам Космос одухотворен энергиями различного
качества. В основе Космической эволюции лежит энергетический обмен самых разных
уровней и самых разных качеств. Этот постоянный обмен и является главным
двигателем эволюции. Сложная энергетическая система человека активно участвует
в этом процессе, и поэтому эволюция человечества как вида материи и энергии
является Космической. Взаимодействие человека с Космосом далеко не
исчерпывается только посылкой космических кораблей к иным мирам, исследованием
Космоса научно или поиском в нем «братьев по разуму». Главное в этом
взаимодействии состоит в том, что сам человек является неотъемлемой частью
космической энергетической системы.
Уровень осмысления этого положения, глубина постижения Законов Космической
энергетики и практическое освоение их составляют важнейшие моменты в развитии
человеческого сознания, которое является одним из главных факторов в
эволюционном продвижении самого человека. Переход на более высокий виток нашего
эволюционного развития требует расширения сознания как такового. Человек
мыслящий, человек разумный не должен являться пассивным объектом эволюции.
Сознание и разум превращают его в субъект этой эволюции, активно воздействующий
на ход последней, задерживающий ее, ускоряющий или даже меняющий эту эволюцию.
Создатели Живой Этики готовили сознание человечества переломного XX века к
грядущим эволюционным перегрузкам. Они несли знание Великих Законов Космоса и
понимание того, что эти законы действуют не только вне нас, но и в нас самих.
Они настаивали на необходимости постижения конкретных энергий и умения ими
пользоваться.
Любое эволюционное продвижение начинается с изменения уровня энергетики и
появления новых видов энергий. В книгах Живой Этики нам напоминают о том, что
материя проявленного мира несет, согласно качеству заключенной в ней
энергетики, различные формы, различное строение и различные свойства. Эти формы
образуют целые миры, которые существуют параллельно и пронизывают друг друга.
Энергетика человека также несет в себе эти миры или возможность их
формирования. Речь идет о трех мирах, доступных нашему сознанию. Это прежде
всего мир грубой физической материи, затем Тонкий Мир с высоким уровнем
энергетических вибраций и, наконец, мир творящей мысли, или Мир Огненный, где
существуют высокое напряжение энергий и не поддающиеся нашему восприятию
высочайшие ее вибрации. Эволюционный синтез Космоса ведет эти миры к сближению.
Нечто подобное должно происходить и в самом человеке. Синтетические изменения
приведут к новому соотношению духа и интеллекта. Достижения интеллекта XX века
сменятся более усиленным развитием духа. В синтезе духа и интеллекта ведущую
роль будет играть дух, а интеллект обретет новое, еще неизвестное нам качество6. В этом неизбежном изменении
решающую роль, утверждают Учителя, будет играть женское начало. Иными словами,
от состояния женщины Планеты, ее физического, духовного, интеллектуального,
эмоционального уровня будет зависеть дальнейшее продвижение человечества по
ступеням Космической эволюции. Неукоснительное соблюдение Великого космического
закона равновесия начал, а также других, таких, как Закон космической
справедливости или причинно-следственных связей, Закон соответствия форм и
энергий, Закон иерархии, или подчинения низшего высшему, Закон сотрудничества и
Космической общины и т.д., пробивает путь через эволюционный коридор к новому
витку, к более высокому уровню сознания, к новой эпохе, к новому человечеству.
Нарушение этих законов бросает нас в инволюцию, ибо эволюционная спираль имеет
движение не только вверх, но и вниз. Ведь каждое космическое явление или структура
так или иначе держится на противоположностях.
Знания, сообщенные нам космическими Иерархами, носили не только
познавательно-теоретический характер. Они имели и практическое значение. Вот с
этой практики и начинается третья жизнь или, точнее, третий виток в жизни Елены
Ивановны Рерих. Этот виток был самым тяжелым, жертвенным и мученическим. Суть
его состояла в том, что она добровольно взяла на себя ответственность за
будущее человечества. Возможно, это утверждение звучит фантастично. Но разве
те, о которых мы знаем и к именам которых привыкли, делали не то же самое, что
и она? Они несли новые идеи человечеству, создавали учения, предугадывали и
совершали великие научные открытия. Их сжигали на кострах, они гибли от пыток и
умирали, распятые на крестах. Уходя в небытие, они оставляли на земле пламень
своей души и сердца. Эти огни в течение тысячелетий образовали во тьме
светящуюся цепочку, по которой человечество определяет свой путь к вершинам
Духа. Великие подвижники, философы, художники, ученые — они являлись активными
субъектами Космической эволюции, их энергетика держит на себе тот эволюционный
коридор, по которому мы движемся дальше и выше. Представляя собой духовную
Иерархию Космоса, они стоят на высоких ступенях космической лестницы Духа, и
каждый из них имеет свое, соотнесенное с эволюцией задание. Они появляются в
переломные эпохи, которыми определяется эволюция человечества, и насыщают ее
своей энергетикой. Как правило, современники проявляют к ним мало интереса и
щедро дарят их будущему, нимало не заботясь о тех духовных потерях, которые
они, современники, незаметно для себя несут в настоящем. К сожалению,
масштабность космического творца познается лучше на расстоянии. Елена Ивановна
Рерих была одним из таких творцов. Космические Иерархи, или Махатмы, называли
ее Матерью Агни Йоги, но не только за сотрудничество в создании книг Живой
Этики.
…«Ее жизнь на Гималаях, — писали ее сыновья в 1956 году, — была наполнена
ежедневным усиленным творческим трудом. Все часы дня, даже многие часы ночи
посвящались этому внутреннему деланию. Трудно себе представить то напряжение,
которого требовала эта работа. Для нас и для всех, кто близко с ней
соприкасался, это духовное общение было как бы живым утверждением великих истин
предвечной правды. Ее жизнь горела, как живой светильник, утверждая своим
примером существование иного, прекрасного мира, осознание которого поведет
человечество к новым достижениям, к новым открытиям»15.
Два тома «Писем», изданных в Риге в 1940 году, занимают особое место в ее
творчестве. В них мы сталкиваемся с еще одной ее ипостасью — талантливого
популяризатора и терпеливого наставника для всех тех, кто стремился постигнуть
Живую Этику. В «Письмах» доскональное знание сути предмета оплодотворено ее
личным практическим опытом. Изучать основы Живой Этики без этой книги не
следует. Конечно, два тома изданных «Писем» далеко не исчерпывают эпистолярное
наследие Елены Ивановны Рерих. Оно огромно. Многие сотни писем, посланные самым
различным корреспондентам, носящие личный, деловой, философский характер.
Весной 1990 года я разбирала архив Елены Ивановны в имении Святослава
Николаевича Рериха под Бангалором. Я не могла понять, как можно написать за
одну жизнь столько, занимаясь при этом еще тем, о чем я уже упомянула.
По-видимому, к Елене Ивановне не подходят наши обычные мерки.
… Расширение сознания, писала Елена Ивановна, есть важнейшая эволюционная
задача: «Невозможно войти в Новый Мир старыми методами — потому так зову к
перерождению сознания»18. Вот это перерождение сознания и
есть главная цель Учения Живой Этики. Она призывала людей развивать в себе
новое мышление. Она готовила для этого почву. «...День вчерашний со своим
мышлением уже миновал», — писала она. Это новое мышление она тесно увязывала с
познанием Космических Законов. Только космическая широта мышления могла быть
надежным ориентиром на всех уровнях человеческого Бытия. Жизнь человека,
историческая и социальная, обусловлена Космическими Законами. И пока
человечество это не осознает, оно не сможет усовершенствовать свою жизнь,
какими бы «измами» экономических и политических учений оно при этом ни
пользовалось.
Елену Ивановну в огромной степени волновало и беспокоило постоянное нарушение
Закона равновесия двух начал — мужского и женского. Она справедливо считала
этот закон одним из основных устоев человеческого общества, влияющим почти на
все стороны его деятельности. Закон этот нарушался людьми. Гармония двух
взаимодополняющих начал была ими превращена в изнуряющую борьбу. В ней не могло
быть победителей. Оба начала энергетически были связаны неразрывно между собой.
Угнетение одного из них приводило к неполноценной жизни другое, лишало его
необходимой для эволюционного продвижения энергии, обесценивало и обедняло его.
Противостояние начал подрывало устои творческой энергии на планете в целом.
Потенциал космической энергии женщины в два раза превышает мужской. Угнетение
женщины снижает энергию человечества, тормозит его эволюцию. «Человечество
должно осознать Великий Космический Закон, закон величия и равноценности двух
начал, как основу Бытия»19. И еще: «Не указывается ли причина всех бедствий,
обрушившихся на планету и человечество, именно в нарушении равновесия между
началами, равновесия между мужским и женским полом? Космос держится на этих
началах, и в космическом построении оба начала одинаково велики и необходимы,
ибо одно не может существовать без другого»20.
… Она с прозорливостью ученого и пророка видела будущее России и ее народа,
прозревала те конкретные процессы, которые произойдут через десятки лет, и
корректно, не снимая при этом остроты происходящего, вновь предупреждала нас:
«Сознание исстрадавшихся людей, потерявших веру в справедливость и защиту Отца
небесного, нельзя вернуть в прежние мертвящие оковы. Если и возможен духовный
подъем, то по своему смыслу и качеству он будет иным, нежели это мерещится
некоторым умам, и чтобы утвердиться, ему нужны будут тезисы, обоснованные
разумом и логикой. Нельзя закрывать глаза, что большой сдвиг произошел в
сознании масс. Ведь страдания — великий учитель и трансмутатор. Не серенькая
спокойная жизнь просвещает нас»29.
Возникает определенное ощущение, что строки эти написаны сейчас, в наше бурное
время. В этих словах звучит мысль о необратимости происходящего. Сознание
народа «нельзя вернуть в прежние мертвящие оковы». Духовный подъем будет иным «по
смыслу и качеству». Он потребует новых форм творческой духовной деятельности, а
не возврата к прежним. В этом утверждении состоит удивительная мудрость Елены
Ивановны Рерих, предупреждающая тех, кто хотел бы влить «новое вино в старые
меха». Мы являемся свидетелями того, что в период духовного подъема народа и
становления его нового мышления, разбуженного перестройкой, некоторым хотелось
бы вернуться к старым, уже утраченным и не соответствующим растущему сознанию
формам духовной деятельности. Такое возвращение может затормозить наше
продвижение вперед.
«Вперед, вперед, только вперед!» — не уставала повторять она. Ее мысли и труды
сейчас становятся путеводной звездой для многих. Пережив годы забвения и
небрежения, они обретают новую жизнь на ее Родине.
«Вперед, вперед, только вперед!» — зовет она нас и сейчас.
«Богочеловек ступает явным устремленным искупителем человечества. Ту
сокровенную истину о Богочеловеке Мы храним. Утверждаю — Тара, несущая
пламенную «чашу» устремлений искупления человечества, может утвердить Наше
явление среди людей»30, — написано в одной из книг Живой
Этики.
Тара, Урусвати — так называли Учителя, космические. Иерархи, Елену Ивановну
Рерих.
Л.В. Шапошникова (из книги «Мудрость веков»)
Источник: http://lib.icr.su/node/630
|