Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
Главная Каталог статей Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Статистика

Главная » Каталог статей » Статьи - Идея » Статьи

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ Л.В. ШАПОШНИКОВОЙ И НОВОЕ КОСМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

 Внутренний поиск в процессе осмысления таких понятий, как культура и цивилизация, является едва ли не самым захватывающим, так как эти понятия глубоким образом связаны, как с эволюцией человека в целом, так и с особенностями развития всего исторического процесса, иными словами, это два краеугольных явления всего человеческого бытия. Об этом, в какой-то степени, свидетельствует тот факт, что на сегодняшний день существуют сотни самых различных определений понятия культуры. Также за последние сто с лишним лет сложился и утвердился ряд наиболее распространенных концепций, в которых взаимоотношение культуры и цивилизации предстает в совершенно различных вариантах: от их отождествления или смешения до четкого их разделения и даже противопоставления. В данной работе мы сконцентрируем внимание на таких актуальных проблемах современного общественного развития как прояснение сущностного различия и, в то же время, поиск принципов гармоничного единства (но никак не смешения) двух взаимосвязанных явлений – культуры и цивилизации. Обозначив четко природу культуры, можно формировать и четкую стратегию выхода из тех многочисленных кризисов, которые в настоящее время ждут неотложного разрешения, главным из которых, стоящим в основе всех остальных, является кризис духовный. Для этого обратимся к разработкам крупнейшего современного историка, философа, Заслуженного деятеля искусств РФ, академика РАЕН и РАКЦ, автора книг по философии исторического процесса – Людмилы Васильевны Шапошниковой.

Многочисленные труды этого ученого, которые в последнее время привлекают внимание все большего количества исследователей, без преувеличения можно назвать новыми вехами в познании человека и окружающего мира. Перу Л.В. Шапошниковой принадлежат десятки работ, которые издавались на основных европейских и других языках. Особое место занимают книги. Вначале это были труды о древних загадочных племенах и пройденных ею маршрутах в Индии, где изучалась живая связь времен, основанная на механизмах культурной преемственности и где исследовались вопросы, связанные с ролью духовной культуры, двигающей развитие человека: «По Южной Индии» (1962), «Дороги джунглей» (1968), «Тайна племени Голубых гор» (1969), «Австралоиды живут в Индии» (1976) и др. С именем Л.В. Шапошниковой связано широкое и систематическое научное осмысление многогранного наследия крупнейшего художника и мыслителя Николая Константиновича Рериха (1874-1947) и выдающегося философа, ученого и подвижника Елены Ивановны Рерих (1879-1955). Многие труды Л.В. Шапошниковой, в частности, изданные за последние десять лет, созданы как на основе разносторонних глубоких историко-культурных исследований автора, включая и ее уникальные экспедиции,1 так и, в немалой степени, на основе научно-философского творчества семьи Рерихов. Вышли в свет такие работы ученого, как «От Алтая до Гималаев: По маршруту Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха» (1987; 1998), «Веления Космоса» (1995; 1996), «Мудрость веков» (1996), «Град Светлый» (1998), трилогия «Великое путешествие» (1998-2005) и др.

Культура, ее суть, эволюционная роль и закономерности ее формирования занимают особое место в трудах Л.В. Шапошниковой. В последнее десятилетие вышел в свет целый ряд работ ученого, в которых изложены ее глубокие разработки относительно нового взгляда на явления культуры и цивилизации, а также на проблему их взаимоотношений. Это такие труды, как «Пакт Рериха и эволюционное значение Культуры» [7], «Чаша Грааля Космической эволюции» [11], «Мастер» [3], «Тернистый путь Красоты» [9], «Философия космической реальности» [10].

Цель данной работы: раскрыть суть и основные положения теории Культуры Л.В. Шапошниковой, обозначить основные характеристики космичности Культуры.

 Основой наследия Рерихов, изучению которого Л.В. Шапошникова посвятила многие годы, является многотомная серия книг Живой Этики – философской системы, принесенной миру Е.И. Рерих в сотрудничестве с уникальной группой Великих Учителей Востока. Над этими книгами Елена Рерих работала более тридцати лет жизни (1920-1955). Путь реализации Живой Этики пролегает через науку, которой в данной философской системе придается огромное значение.

 Живую Этику Л.В. Шапошникова называет «философией космической реальности», отмечая, что она несет в себе синтетическуюсистему познания нового космического мышления. Это Учение легло в основу целого ряда глубоких исследовательских работ автора, которые способствовали тому, что данная философская система, так несправедливо в свое время отринутая советскими идеологами, начала постепенно входить в научное пространство стран бывшего Советского Союза.2 Живая Этика содержит развернутую концепцию космической эволюции человечества и базируется на энергетическом мировоззрении, согласно которому все явления в мире имеют энергетическую природу. Данная философская система несет это мировоззрение в себе, раскрывая многие его грани, тем самым предоставляя науке широкое поле, как для новых теоретических и практических разработок, так и для развития уже выдвинутых в данном русле идей и начатых экспериментов.В 40-е годы прошлого столетия Е.И. Рерих записывала: «Материалистическое Мировоззрение уступило место Мировоззрению Энергетическому» [2, с. 269].  Человек с его способностью творить и различными способами познавать мир включался в энергетическую структуру Мироздания, которую (в том числе и самого человека) пронизывают определенные законы. Данное мировоззрение выдвигает энергию как главный, неотделимый от материи компонент в структуре Мироздания [10, с. 46], частью которой выступает и сам человек. Будучи подобным этой структуре, человек-микрокосмос участвует в широком спектре энергообменных процессов, которые выступают главным фактором его космической эволюции [10, с. 39].

 В целом можно отметить, что роль Живой Этики в формировании новых научных подходов к изучению Мироздания как целостной энергетической системы, а также в формировании нового космического мироощущения очень значительна. «Новая Система познания, содержавшаяся в Живой Этике, – пишет Л.В. Шапошникова, – имела главным направлением синтез познания и синтез самого знания. Энергетический процесс такого синтеза объединил эмпирическую науку и метанауку, знание экспериментальное и полученное в духовном пространстве творчества человека. В таком подходе заново открывался источник древнего знания, объединялись умозрительные нахождения Востока и эмпирические открытия Запада. <…> Этические моменты заняли в Учении не менее важное место нежели физические законы естественных наук и те истины, которых достигла эмпирическая наука» [8, с. 81]. Л.В. Шапошникова обозначила те основные идеи, которые сформировались в сфере космического мышления в начале ХХ века [5, с. 68-69], а также впервые в философской мысли определила и проанализировала методологические положения новой системы познания – Живой Этики [5, с. 76-79], которые, в свою очередь, имеют тесную связь с законами Космоса.

Базируясь на Живой Этике как философии космической реальности, уделяющей Культуре огромное место в развитии человечества и планеты, а также во многом на концепции Культуры Н.К. Рериха, концепции совершенно новой, практической, основанной на идеях Живой Этики и отраженной в его философско-художественных очерках, используя мировой культурный опыт, результаты собственной исследовательской практики, а также исследования современных ученых, Л.В. Шапошникова создала оригинальную теорию Культуры и цивилизации как целостного энергетического явления, неотделимого и от эволюции человека, и от основных закономерностей эволюции планеты. Кроме того, она явилась первым ученым, который поднял имена Рерихов на заслуженную высоту как выдающихся философов Культуры и носителей интереснейшей концепции, связанной с данным явлением.4

Идеи Живой Этики Л.В. Шапошникова рассматривает в широком контексте тех глобальных историко-культурных изменений, которые выпали на долю ХХ века – переломного времени в космической эволюции человечества, в культурном и историческом пути планеты. Именно так оценивает прошедший век автор, отмечая, что эта определяющая его черта проявилась в такой исторической особенности, как сложение целой плеяды выдающихся, неповторимых мыслителей, которые несли в себе нарождающийся новый мир, его новую энергетику, которые закладывали основы нового космического мышления. К этой плеяде относятся крупнейшие ученые – К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, П.А. Флоренский; выдающиеся философы – В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков; известные поэты, писатели и деятели искусства – А.А. Блок, Ф.И. Тютчев, Д.С. Мережковский, Н.К. Рерих, М.К. Чюрлёнис, А.Н. Скрябин и многие другие. В своей работе «Космическое мышление и новая система познания» [5] Л.В. Шапошникова обосновала то, что на данном этапе своего развития человечество переживает формирование четвертого вида мышления – космического, который явился качественно новым видом по сравнению с тремя предыдущими – мифологическим, религиозным и научным мышлением. «… Каждый вид мышления формировался в недрах предыдущего и затем складывался как господствующее направление, – отмечает автор. – В космизме ХХ века мы имеем не частное направление, а начало (а может быть, уже не начало) общего процесса замены одного вида глобального мышления другим» [5, с. 67].5 Автор оценивает космическое мышление, или космизм, как синтетический и полноценный вид мышления, не являющийся частью научного. Будучи намного шире в своих концепциях, он включает лучшие стороны мышления научного в свое пространство. Л.В. Шапошникова отмечает, что возникновение космического мышления в конце XIX – начале XX века явилось результатом Духовной революции в России, а сам процесс его формирования будет продолжаться довольно длительное время.6Русские ученые и философы-космисты в начале ХХ века, подвергая старое социологическое мироощущение пересмотру, формировали основы нового космического мышления, дополняя традиционные методы экспериментального способа познания таким методом, как умозрительное действие, которое опиралось на интуицию. Этот вненаучный способ познания сейчас принято называть метанаучным.7Начинал вызревать тот грядущий синтез, который, как отмечает Л.В. Шапошникова, является кардинальным средством развития и расширения сознания, «главным и магистральным направлением Космической Эволюции человечества»  [6, с. 18]…

Современная культурология отмечает следующую важную философскую суть рассматриваемого явления: «Весь мир человека – мир его культуры, и вопрос о культуре – это, в сущности, вопрос о самом человеке, о его человеческом способе существования и его отношении к самому себе» [1, с. 205]. Но при этом еще раз отметим, что современная наука, при наличии сотен определений понятия культуры, не может дать единого ответа на вопрос о ее сущности. В таком случае выход из сложившейся ситуации может состоять в необходимости нового взгляда на саму природу человека, который мы находим в новом космическом мышлении. Теория Культуры Л.В. Шапошниковой основывается именно на космическом мировоззрении и новой системе познания, основой которых выступает энергетика различных уровней – «первопричина всех процессов, происходящих в Космосе» [10, с. 39-40], – задействованная в пронизывающих все Мироздание обменных процессах.

Когда современная наука под влиянием утверждающегося нового космического мышления неуклонно продвигается к изучению тонких энергий и тончайших структур человека, его взаимодействий с космическими ритмами и материей иных измерений, более утонченной, чем материя нашего плотного мира, мы не можем игнорировать то, что сама Культура, как явление энергетическое, имеющее отношение к тонкой энергетике человеческого духа оказывается в самом центре этих взаимодействий. Но осмыслить целостно и многопланово явление Культуры представляется возможным только через новое понимание природы человека, через его энергетическую сущность. Такой взгляд на человека широко и последовательно раскрывается в новом космическом мышлении, система познания которого содержится в Живой Этике и которое созвучно достижениям русских философов Серебряного века и выдающихся ученых-космистов.

В трудах Л.В. Шапошниковой, рассматривающей основные положения нового космического мышления, анализ культуры осуществляется при ее сопоставлении с таким понятием, как «цивилизация». Это ведет к более глубокому постижению обоих составляющих этой пары и существующих между ними отличий. Вслед за Н.К. Рерихом автор поднимает актуальную проблему недопустимости смешения этих понятий и подмены одного другим, так как, несмотря на тесную связь между ними, Культура и цивилизация имеют разную природу и назначение. Игнорирование этих отличий и неоправданное отождествление данных явлений приводили к серьезному искажению самого их смысла, к принижению значения внутреннего мира человека, в пространстве которого взаимодействовали дух и материя, к различным идеологическим перекосам. Саму же проблему, что есть Культура и что есть цивилизация, Л.В. Шапошникова, согласно философии Живой Этики, предлагает решать с точки зрения взаимодействия духа и материи. «И если Культура есть дух творческой деятельности человека, то цивилизация, или попросту обустройство жизни человека во всех ее материальных, гражданских аспектах, есть материя этой деятельности» [11, с. 3-4]. Культуру автор называет «самоорганизующейся системой духа», что кардинальным образом отличает ее от цивилизации, материя которой творится человеческими руками и рассудком. Такая система действует согласно уровню и качеству энергетики духа. «…Самоорганизация духа есть форма существования Культуры. Новая наука, называющаяся синергетикой и зародившаяся в XX веке, дает некоторые наведения для выяснения закономерностей этой способности самоорганизации. Синергетика имеет дело в основном с биологической самоорганизацией. Однако и на этом биологическом уровне ученым удалось нащупать некий универсальный принцип, имеющий отношение к любой энергетической структуре и к духу в том числе» [11, с. 5]. Итак, Культура существует тогда, когда идет процесс самоорганизации духа. А самоорганизации, с позиции синергетики, поддаются лишь открытые системы, – отмечает ученый. Л.В. Шапошникова пишет об обменных процессах, которые стоят в основе всех космических явлений, в том числе и в основе эволюции духа, в энергетическом поле которого как раз идут такие процессы. Именно благодаря этому обмену дух самоорганизуется, складывается в систему Культуры, но такая система при процессе самоорганизации должна быть открытой. Здесь просматривается тесная взаимосвязь свободы и Культуры, мы подошли к явлению внутренней, духовной свободы индивида, которая делает сознание открытым, способным к расширению и вмещению новых знаний. Такая открытость способствует вышеотмеченному энергообмену, а, следовательно, самоорганизации духа в систему Культуры…

Сердцем Космической эволюции человечества называет Культуру Л.В. Шапошникова, отмечая при этом ее связь с таким древнейшим явлением как Учитель, нашедшим в прошлые эпохи отображение в мифологии в виде Культурного героя. Учителя человечества всегда играли и играют по сей день важнейшую и определяющую роль в формировании и развитии Культуры как стержневой основы эволюции человека. Они являются ее двигателями наряду с объективными, природными закономерностями формирования Культуры, действующими на уровне регулярных процессов энергообмена [11, с. 5]. Учителя же являются субъектами космической эволюции, они есть субъективные двигатели Культуры, относящиеся к субъективным закономерностям ее формирования как самоорганизующейся системы духа. Причем, ученый отмечает, что «и объективные и субъективные факторы в формировании и развитии Культуры» находятся в постоянном взаимодействии [10, с. 103-104], а также то, что эти принципиальные закономерности вообще трудно разделить, так как Космос одухотворен (согласно системе познания нового космического мышления) и космические воздействия все равно идут от субъектов Космоса.

Именно в этом, а также в самой тонкоэнергетической природе духа, сосредоточено космическое содержание Культуры, которая возникает благодаря энергоинформационному обмену между человеком и более высшими духовными структурами. Это два первых важнейших момента, говорящих о космичности явления Культуры, о связях в единой структуре Человек – Космос. Сам же акт творчества играет главную роль в том сложном энергетическом явлении, которое мы называем Культурой.8 Недаром высокое творчество почиталось и ценилось во все эпохи, как свидетельство связи с Высшим, преобразующей плотную материю нашей действительности.

Итак, обменные процессы происходят в энергетическом поле духа, поэтому Л.В. Шапошникова рассматривает Культуру как явление духа, который, в свою очередь, выступает не чем-то абстрактным и неопределенным, а имеет вполне конкретную природу, механизмы развития и роль в эволюции.9 Живая Этика дает нам богатую информацию для осмысления того, что же представляет собой дух. Прежде всего – это энергия высокого уровня вибраций, которая не может существовать без материи. Поэтому дух и материя, по сути, обозначают лишь разные состояния материи. Л.В. Шапошникова, опираясь на систему познания Живой Этики, говорит о едином явлении – духоматерии, а также определяет наиболее важные особенности из тех которыми обладает особый вид тонкой материи – дух [10, с. 48-49]. При этом автор отмечает необходимость их учета при постижении любого явления или вида творчества. «Пренебрежение этими особенностями, – пишет ученый, – которые мы находим в системе познания Живой Этики, может завести в тупик современную науку и наделать немало бед в общем духовно-культурном пространстве» [10, с. 48-49]. Л.В. Шапошникова останавливается на таких особенностях духа, как невозможность существования отдельно от материи; его тонкоматериальная энергетическая природа, ведущая саму материю к эволюционным изменениям, иными словами, одухотворяющая ее и создающая ее более возвышенные и утонченные формы; неразрушимость, являющаяся основой вечных и непреходящих ценностей; невозможность существования без него творчества как такового; наличие преображающей силы; важность творческой роли энергии духа в энергетической одухотворенности Космоса. «Осознание роли человека в Космосе как носителя духа свидетельствует о совершенно новой парадигме и новых подходах к исследованию человека как такового. Отрицание двойственности внутреннего мира человека, превращение духа в "невещественное начало” и вытекающая отсюда утрата реальности космического человека – все это привело ко многим крупным бедам в социальной и культурной жизни переломного ХХ века» [10, с. 51].

Мы подходим к третьей особенности космичности Культуры, которая следует из теории Л.В. Шапошниковой. Надо сказать, что некоторые современные ученые уже начали рассматривать Культуру с принципиально новых позиций – как энергетическое поле планеты, подмечая при этом тонкие механизмы его сложения и законы развития. В его упругом пространстве формируется и успешно развивается цивилизация, о чем никогда не стоит забывать. Л.В. Шапошникова отмечает неуничтожаемость таких полей Культуры. Поэтому, будучи «пространством бессмертного человеческого духа», Культура первична по отношению к цивилизации – явлению преходящему, подверженному разрушениям. Если же мы говорим об энергетическом поле, то естественно возникает вопрос о его связи с энергоструктурами Космоса. О важнейших особенностях такой связи пишет Л.В. Шапошникова. Энергетическое поле Культуры, «если определять его с позиций энергетического мировоззрения Живой Этики, есть пространственный Магнит, ритм которого звучит в унисон с Космическим Магнитом. Сам же Космический Магнит представляет собой сложнейшую энергетическую структуру, объединяющую Космический Разум и Сердце, в которой заключена основная творческая сила Космоса, и ее ритмы управляют не только созиданием и разрушением миров, но и Космической эволюцией самого человека. Эти ритмы наиболее ярко проявляются в энергетическом поле Культуры. Нарушение таких ритмов или их ослабление замедляет нашу эволюцию или останавливает ее на какое-то мгновение перед обратным ходом в сторону инволюции.

Раз возникнув или сложившись, Культура не умирает, ибо в ее основе лежит энергетика духа. И даже если исчезают ее конкретные носители, ее материальные формы, то она остается в своем энергетическом пространстве, которое есть источник для дальнейшего культурного развития. Планета держит на себе невидимые поля Культуры, чтобы потом их проявить в сужденные им сроки. Энергетика таких полей выплескивает в нужное время проявленные формы как бы забытой Культуры. Вступая во взаимодействие с такими полями, мы вновь наполняемся энергетикой того прошлого, которое не потеряло своей жизнеспособности и без которого невозможно наше будущее» [7, с. 81].

Во второй части этого фрагмента выражен глубокий эволюционный смысл вечного спирального движения Культуры и ее преемственности в веках. Именно эта преемственность создает настоящее и намечает будущее, поэтому единую нить прошлого, настоящего и будущего ни в коем случае нельзя прерывать.

Если через дух человека и энергообменные процессы осуществляется эволюция конкретного человека, то через такое явление как «энергетическое поле Культуры», имеющее свой определенный ритм, в унисон звучащий с ритмами Космоса, осуществляется эволюция самой планеты. Конечно же, эти два момента глубоко связаны между собой.

В заключение на основе всего вышесказанного кратко отметим такие основные моменты. Во-первых, Культура есть самоорганизующаяся система человеческого духа, имеющего реальную тонкоэнергетическую природу и участвующего в таком общекосмическом процессе как энергоинформационый обмен с более высокими структурами Мироздания. Речь идет о связи Культуры с высшими энергиями, с более высокими мирами. Лишь у духа есть связь с Высшим, отмечает Л.В. Шапошникова. Поэтому Культура – есть явление природное, складывающееся естественно в глубинах человеческой духовной природы, неотъемлемой от энергетической структуры Космоса и его законов. Тесным образом с Высшими мирами иного состояния материи и иных измерений, с энергетикой человека связаны Красота, «как энергетический закон гармонии духа» [10, с. 105], и творчество, без которого Культура не может существовать и которое уподобляет человека творческим Силам Вселенной и «указывает ему тем самым эволюционный путь в звездных пространствах Космоса» [10, с. 105]. Существуют две основных закономерности формирования Культуры, которые имеют между собой тесную связь: это – объективные закономерности, которые «действуют на уровне регулярных процессов энергообмена» [11, с. 5] и субъективные, где можно наблюдать сознательное участие субъектов Космической эволюции – Культурных героев, Учителей, мудрецов и великих мыслителей разных эпох.

Во-вторых, Л.В. Шапошникова отмечает, что связь Культуры с Высшим формирует важнейшую особенность в пространстве Культуры, которая отражена в следующем фрагменте: «Энергии, которые в результате сложнейших энергообменных процессов, идущих в Космосе, приближаются к Земле, могут выполнить свою позитивную роль, лишь пройдя поле Культуры, где сосредоточен высокий духовный потенциал, необходимый для принятия такого рода энергий. Энергии, приблизившиеся к Земле, но не встретившие на своем пути смягчающих духовно-энергетических структур, способных снизить их напряжение, могут обрести разрушительный характер» [10, с. 106-107].

В-третьих, энергетическое поле Культуры по сути своей неразрушимо, оно есть «источник для дальнейшего культурного развития»  [7, с. 81]. Энергетика таких полей играет важнейшую роль в механизме культурной преемственности, идущей из Прошлого через Настоящее в Будущее, так как человечество, взаимодействуя с культурными накоплениями прошлого, напитывается теми основами, которые важны в любое время и на которых можно созидать устойчивые постройки в будущем. Культура как начало духовное не подвержено разрушению, она живет в новых формах новых цивилизаций, и это – исторический факт. Поэтому преходящи – цивилизации, Культура же вечна, переходя из одной формы в другую. Сам механизм культурной преемственности выстраивался благодаря тому, что Л.В. Шапошникова называет «непреходящими элементами». «В основе этого "непреходящего”, или, как мы иногда говорим, "вечного”, лежало коллективное творчество народов, древних и современных, их культурный и нравственный опыт, их духовные ценности и многовековые накопления их труда» [3, с. 308]. «Непреходящее» обеспечивало устойчивое развитие человеческой Культуры и саму связь времен.

И, наконец, в-четвертых, Культура и цивилизация – это есть разные явления, имеющие различную природу и назначение. Это обуславливает временную природу цивилизаций и бессмертную природу Культуры. «Ибо цивилизация имеет дело с внешними формами обустройства человеческой жизни, в то время как Культура есть пространство бессмертного человеческого духа» [7, с. 82]. Л.В. Шапошникова отмечает важнейшую роль концепции Культуры Н.К. Рериха в четком разграничении этих понятий, смешение которых совершенно недопустимо. В то же время, Культура и цивилизация как явления должны прийти к тому плодотворному синтезу, при котором цивилизация станет полностью культурной, одухотворенной, а каждое ее достижение будет иметь эволюционный смысл. Синтез – эволюционен и система «Культура – цивилизация» станет целостным явлением, действующим «уже на более высоком качественном уровне, нежели в изначальном варианте» [10, с. 117].

В поле энергетического мировоззрения выкристаллизовывается новое, фундаментальное, представление о Культуре, новые подходы к ее изучению, пониманию эволюционной роли и закономерностей ее формирования. Эти подходы мы находим в творческом наследии Е.И. Рерих и Н.К. Рериха, а также в трудах академика Л.В. Шапошниковой. Мы показали, что Культура в свете рассматриваемого мировоззрения есть явление космическое, она включена в единую эволюционную структуру «Человек – Планета – Космос» и тесно связана с глубокими энергообменными процессами. Культура неотъемлема от тонкой энергетики человека, его духа, и рассматривается как важнейший устой эволюции, как самого человека, так и планеты в целом. Разработки Рерихов и Л.В. Шапошниковой в области постижения Культуры очень значимы как для науки в целом, так и для скорейшего и широкого осознания того, что Культура – это основа нашей жизни и нашей эволюции и без Культуры человек не может ни найти выход из многочисленных кризисов современности, ни развиваться, ни, собственно, оставаться человеком как таковым. Ибо Культура не есть нечто внешнее, она – в человеке, это его главная составляющая, возникающая и формирующаяся вместе с ним. Все несовершенства внешнего мира – от перекосов во внутреннем, от невнимания к нему, иными словами – от бескультурья.

При все большем соприкосновении науки с тонкими энергиями, далее рассматривать Культуру как явление чисто земное будет все более проблематичным. Погружаясь в глубины ее причин, мы именно выходим на существование тех энергетических связей, потоков и соединений, которые свидетельствуют о связи человека с Высшими структурами, о его космической природе и космичности его эволюции, идущей в русле единых, пронизывающих все уровни бытия, законов.

В.Г. Соколов 

 Источникhttp://roerich.scana.com.ua/teor_cult.htm

Категория: Статьи | Добавил: sofia (06.05.2012)
Просмотров: 820 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Статьи [11]
Г.Хаецкий [1]


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz