Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
Главная Каталог статей Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Статистика

Главная » Каталог статей » Статьи - Творческий отдел » Статьи

УЧЕНИЕ «ВСЕЕДИНСТВА» И КОСМИЗМА В ФИЛОСОФИИ В. С. СОЛОВЬЕВА

В. С. Соловьев является крупнейшим русским религиозным мыслителем XIX в., которого современники неоднократно сравнивали с Сократом и Платоном. На различных этапах духовной эволюции Соловьевым были усвоены идеи многих известных философов Платона, Б. Спинозы, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, А. Шопенгауэра, первых славянофилов, особенно Н. Ф. Федорова, которого сам Соловьев признавал своим учителем и отцом духовным. Философская система Соловьева одна из первых в России рассматривает окружающую действительность как целое, исходя из принципа единства мира, основанного на признании Бога как сверхприродного абсолютного идеального начала.

В своей системе Соловьев пытается соединить христианский платонизм, немецкий классический идеализм и научный эмпиризм. Центральным в учении Соловьева является идея всеединства, которая рассматривается как сфера абсолютного, божественного, а объективный мир – как ее самоопределение и воплощение. Посредником между ними выступает мировая душа, или мудрость Божья, София, которая занимает в философии В. Соловьева важное место и имеет несколько толкований. «София есть материя Божества, проникнутая началом божественного единства», одна из сторон цельного всеединства, другой из которых является Логос. Это и вечная, совершенная Женственность, духовное существо, получающее свою форму от Бога, процесс реализации которой и представляет собой мировой исторический процесс. София – это центр воплощения божественной идеи мира, это и душа мира, она устремляет божественное к земному, а земное – к божественному. Возвращая мир к Богу, София «собирает Вселенную», переходя на уровне человека и интеграции сущего в мысли, сознании [1, с. 640].

Божественный, трансцендентный мир, по Соловьеву, – это и есть самый что ни есть действительный мир, этот мир и есть сама истина, совпадающая с Богом, это, наконец, «идеальное единство, к которому стремится наш мир и которое составляет цель космического и исторического процесса». Задача мирового процесса состоит в том, чтобы сделать вещественное бытие сообразным истинному, божественному бытию и всеединству идеи. Это необходимо потому, что вещественный мир сам по себе раздроблен на отдельные части и моменты, его единство заключается не в нем самом, а в идеи.

В своей работе «Кризис западной философии» В. Соловьев дает одну из первых формулировок всеединства как предмета философии: «1) Есть всеединое первоначало всего существующего; 2) Это всеединое первоначало в своей проявляемой действительности, которую мы познаем в области нашего опыта, представляет несомненно духовный характер; 3) Это духовная действительность принадлежит первоначалу независимо от нашего сознания и первее его…» [2, с. 304].

Всеединство есть такое состояние, в котором единое существуют не за счет всех или в ущерб им, а в пользу всех, это некое гармоническое единство множеств, идеальный строй бытия, определяющий направленность эволюции. Эволюция, считает Соловьев, имеет всеобщий характер и состоит из трех основных этапов: космогонического, теогонического и исторического. Космогонический процесс представляет собой развитие физической природы и завершается возникновением человека. Теогонический процесс Соловьев определяет как период, связанный с формированием древних мифологических систем. «Постепенное одухотворение человека через внутреннее усвоение и развитие божественного начала образует собственно исторический процесс человечества» [2, с. 155]. В своем учении об эволюции природы Соловьев исходит из идеи, что все в мире стремится к абсолюту, что мир – это всеединство в состоянии становления. Соловьев выделяет пять ступеней эволюции, или как он их называет царств: минеральное царство, растительное, животное, человеческое (разумное) и царство Божие (совершенное).

Соловьев считает, что мир, человечество есть закономерно эволюционирующая система, которой подчинено развитие и движение всей Вселенной. В философии Соловьева прослеживается применение теории эволюции к космосу. Его концепция всеединства, Богочеловечности, софийности мира выступает философским основанием космизма.

В русском космизме обычно выделяют три направления: естественно – научное (Н. А. Умов, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский); поэтически-художественное (В. А. Левшин, В. Ф. Одоевский, С. П. Дьячков и др.); религиозно-философское (Н. Ф. Федоров, С. Н. Трубецкой, Вл. Соловьев, В. В. Розанов и др.). Космизм представляет собой ряд естественнонаучных, художественно-эстетических и религиозно-философских течений, в основу которых положены представления о космосе как структурно – организованном упорядоченном мире и о человеке. Одной из центральных идей русского космизма является тезис о космическом предназначении человечества, единстве человека с космосом, глобально-экологическая проблематика.

У истоков русского религиозного космизма стоял Н. Федоров. Он выдвинул идею, так называемой активной эволюции, необходимости нового мирового этапа развития мира, установление нравственного миропорядка, вытеснение мирового зла, торжества разума. Федоров выражает уверенность, что человек, как существо сознательное и творческое, способен изменить не только внешний мир, но и собственную природу. Он исходит из того, что космос является живым организмом, который находится в состоянии взаимодействия с Творцом. Только дело соразмерное с космосом, по Федорову, может преодолеть нечеловеческое в человеке и захватить всю его душу, реализуя ее полностью и без остатка. В тоже время, через разумные существа природа приходит к самопознанию и самоуправлению.

Космология В. Соловьева созвучна космически-преобразовательным идеям Федорова. Однако космическую тему Соловьев решал нетрадиционно для христианства – на почве платонического мифа об эротическом восхождении. В трактате «Смысл любви» Соловьев подчеркивает, что именно любовь способна восстановить целостность человека и мира и ввести их в бессмертие. В русле христианского вероучения Соловьев развивал теорию «богочеловеческого процесса» как совокупность спасение человечества, сочетая ее с мечтами об избавлении материального мира от разрушительного действия времени и пространства «в нетленном» космосе красоты. У Соловьева внешний мир открывается в сознании человека как множество атомов-сил (монад), являющихся не обезличенными силами, а существами, которые образуют как бы «клетки» тела единого «космического организма». Такими же клетками, по Соловьеву, являются и отдельные люди, а все человечество в целом – органом метафизического божественного организма. Впадение в «грех индивидуализации» привело к «отпадению от Бога» – предназначение человечества состоит в том, чтобы объединить весь космос и вернуть природу Богу, соединившись с ним. По учению Соловьева, мировой космоэволюционный процесс проходит ряд стадий: «Первая, когда космическая материя, господствующим действием силы тяготения стягивается в великие космические тела, – эпоха звездная или астральная; вторая, когда эти тела становятся базисом для развития более сложных сил… и вместе с тем конкретно расчленяются на сложную и гармоническую систему тел, какова наша солнечная система; и, наконец, третья эпоха, когда в пределах такой системы некоторый уже обособившийся индивидуальный член ее (какова наша земля) становится материальным базисом жизни органический» [3, с. 149].

Важнейшей характерной чертой философии Соловьева является принцип целостности, всеединства, применения теории эволюции к космосу. Идеи космизма в философии Соловьева и сегодня поражают своей силой и предвидением ряда исторических процессов, которые в значительной мере раскрылись только в двадцатом веке. Это и начало научно-технической революции, становление и развитие средств массовой информации и коммуникаций, образование всемирного рынка, растущее единство и солидарность человечества в решении экономических и глобальных проблем современности. Соловьев считал, что «постоянное сотрудничество всех образованных стран в научной и технической работе, плоды которой сейчас делаются общим достоянием; изобретения, которыми упраздняются расстояния; наконец, поразительно возрастающий международный «обмен веществ» по новым путям сообщения, – все это делает из культурного человечества одно целое, которое действительно, хотя бы и невольно живет одной общей жизнью» [3, с. 435].

В философии В. С. Соловьева раскрывается место человека в мире, акцентируется внимание на важность гармонизации отношений человечества и окружающей среды, единства человека и космоса. Выделение Соловьевым глобально-экологических проблем привело в будущем к разработке учения В. И. Вернадского о ноосфере и формирования антропокосмического учения К. Э. Циолковского и А. Л. Чижевского.

Е. Ф. СЛАСТЕНКО

Гуманитарный институт Национального авиационного университетаг. Киев, Украина

Література

1. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. – Мн. : Изд. В. М. Скакун, 1998. – 896 с.

2. Соловьев В. С. Собр. соч. : в 10 т. / В. С. Соловьев. – СПб., 1911–1914. – Т. 3. – 416 с.

3. Соловьев В. С. Собр. соч. : в 10 т. / В. С. Соловьев. – СПб., 1911–1914. – Т. 8. – 516 с.

Матеріали міжнародної науково-громадської конференції «Космічне мислення в сучасному світі».

(м. Київ, 6–7 грудня 2013 року)

Категория: Статьи | Добавил: Nina (12.02.2016)
Просмотров: 816 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Статьи [19]


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz