Когда
великие облики доходят до вас из глубокой древности, они воспринимаются как-то
особенно легко. Даже облекаясь в мифы и легенды, они становятся легко
убедительными. За завесою времени - все возможно. Писатели и художники всех
веков будут посвящать этим далеким обликам свои лучшие вдохновения. Целые
поколения будут вдохновительно водимы этими далекими героями и героинями. Никто
им не завидует, никто не думает о том, как достигались эти подвиги - остаются
лишь памятные вехи человеческого восхождения.
Не так-то бывает в близком прошлом, уже не говоря о настоящем. Возьмите
описания недавно прошедших больших людей. Сколько в них будет отмечено
ненужного, нехарактерного, которое лишь покажет, что окончательная сущность их
бытия еще не взвешена и не оценена. Непременно будут вводимы самые
сомнительные, самые малодоказанные подробности, из которых будут сделаны если
не вполне отрицательные, то по возможности умаляющие выводы.
В веках, конечно, весы прошлого уравновесятся. Народный суд уберет многое, что
сорило глаза ближайших зрителей. Суду веков ведь не нужно непременно умалять.
Даже на расстоянии каких-то ста лет мы видим, что очень многое самосильно
приходит в равновесие. Еще не истлели печатные листы, на которых большие
личности были засоряемы и оплеваны. Не только в памяти дедов, но воочию можно
видеть, насколько жестоко и несправедливо издевались люди над теми явлениями,
которыми уже через неполное столетие их же страна, да и весь мир, справедливо
гордились.
Не будем называть тех писателей, поэтов, ученых, общественных деятелей и
вождей, имена которых и весь их облик преобразились в общественном понимании за
самое короткое время. У каждого имеется в запасе множество таких примеров.
Современные нам люди называют невежественных оценщиков самыми тяжкими именами,
но подчас сами же они недалеки от таких же деяний. Не раз указывалось, что
словари и энциклопедии, в каждом своем издании, должны менять свои оценки.
Можно бы назвать ряд великих имен, которые, в оценках энциклопедий, от
шарлатанов и смутьянов дошли до самых почетных отзывов. Такие метаморфозы можно
наблюдать даже в течение одного поколения. Разве это не замечательно для
истории человеческого мышления?
Трудно сказать, по каким причинам происходит это несомненное явление. По злобе
ли, по зависти, по невежеству или по какой-то непростительной тупости и
лености? Кто-то даже выдумал престранную пословицу <брань на вороту не
виснет>. Думается, что выдумал это странное речение, наверное, какой-то
ругатель, чем и хотел как бы оправдать свои особенности.
Иногда доходят до таких нелепостей, что каждая попытка дать доброжелательное
суждение, хотя бы и обоснованное, уже является чем-то несовременным и
недопустимым. В то же время всякая, хотя бы клеветническая критика и извращения
будут заслушаны спокойно и даже с внутренним одобрением.
Между тем, сколько прекрасных, истинно великих обликов проходят в поучение
человечеству вовсе не в каких-то седых веках, но тут, совсем близко. Казалось
бы, эти облики всею осязаемостью и реальностью должны бы еще более воодушевлять
многих. Но это случается так редко.
И не только в каких-то официальных, представительных должностях, но в скрытой
жизни сияют незабываемые, вдохновляющие облики. И лишь немногие понимают все их
глубокое значение для человечества. Когда-то и как-то и эти весы справедливости
придут в равновесие, но все же странно, что люди сравнительно так мало
пользуются тем, что уже им представлено, щедро дано и могло бы быть широко
использовано.
Проходят прекрасные женские и мужские облики - истинные создатели культуры и,
казалось бы, ценно их знать уже теперь же, без непостижимого и ненужного
откладывания в архивы и скрыни для нарастаний в народном воображении.
Вот в жизни проходит замечательный, великий женский облик. От малых лет девочка
тайком уносит к себе тяжелое, огромное издание. Склонясь под тяжестью
непомерной ноши, она украдкою от больших уносит к себе сокровище, чтобы
смотреть картины и научась самоучкою, уже читать. Из тех же отцовских шкафов,
не по времени рано, уносятся философские сочинения, и среди шумного, казалось
бы, развлекающего обихода самосоздается глубокое, словно бы давно уже
законченное миросозерцание. Правда, справедливость, постоянный поиск истины и
любовь к творящему труду - преображают всю жизнь вокруг молодого, сильного
духа. И весь дом, и вся семья - все строится по тем же самым благодатным
началам.
Все трудности и опасности переносятся под тем же несокрушимым водительством.
Накопленное знание и стремление к совершенству дают непобедимое решение задач,
ведущее всех окружающих по единому светлому пути. Болезненно ощущается всякое
невежество, темнота и злоба. Где только возможно, происходят целения и
физические, и духовные. Жизнь становится от раннего утра и до вечера, истинно
трудовою,- и все на пользу человечества. Ведется обширнейшая корреспонденция,
пишутся книги, переводятся многотомные труды - и все это в удивительной
неутомимости духа. Даже наитруднейшие обстоятельства побеждаются истинною
верою, которая уже делается прямым чувствознанием. А ведь для такого знания
нужны были удивительные накопления. Такую неустанно трудовую жизнь, в подвиге
каждого дня, в доброжелательстве и строительстве, нужно иметь перед собою всей
молодежи.
Когда известны все трудности, среди которых протекает такая вдохновенная
работа, тогда молодежи особенно ценно знать об этих неустанных продвижениях.
Ведь часто кто-то думает, что нечто уже непобедимо, что добром зла не
перешибешь. Вот до каких заблуждений иногда доходит смущение человеческое. Но
тут-то и важны действительно жизненные примеры. Можно радоваться, когда такие
примеры имеются и ободряют всех начинающих строителей жизни. Лишь бы знать все
это. Лишь бы вместо сомнений, отрицаний и отступлений идти вдохновенно в труде
ободряющем. Кто-то удаленный и заброшенный, как он о себе думает, может узнать,
как через все препятствия, через все препоны тьмы тут же, недалеко от него,
была проносима чаша нерасплесканная. Сколько новых сил, а вместе с ними и новых
возможностей, притечет. Сколько темного ночного безумья сменится мыслями о
творчестве, о строительстве, которое возможно во всех фазах жизни. Разве
непременно нужно быть сожженной, подобно Жанне д'Арк, разве непременно нужны
эшафоты там, где ценно именно движущее, ведущее слово и пример труда. Рано или
поздно человечеству все-таки придется отучиться от всего задерживающего,
мешающего и огрубляющего. Тот, кто сумеет найти наибольшее количество добрых
знаков, тот выполнит наиблагороднейший марафон. Истинный марафон не в стоянии
на одной ноге, но именно в нахождении наибольшего количества добрых,
строительных знаков. В этих знаках будет найден и тот настоящий мир, о котором
неустанно молятся во всех церквах.
Для собирания этого истинного мира нужно много бережливости, заботливости и
доброжелательства. Неужели твердить о доброжелательстве будет лишь чем-то
отвлеченным и неприложимым. Неужели же какие-то дикозвериные сердца все-таки
восстанут против каждого строительного благожелательства? Не может этого быть.
В каждом, живущем в сердце, должен же быть какой-то общечеловеческий, добрый
подход. В подходе добром различатся и великие, добрые облики, и оценятся дела
по справедливости.
2 июня 1935 г.
Цаган Куре
Н. К. Рерих "Нерушимое"
|