Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
Главная Каталог статей Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Статистика

Главная » Каталог статей » Статьи - Живая Этика » Статьи

ЗАКОН БРАТСТВА - ЗАКОН ЭВОЛЮЦИИ ДУХА.

Существуют  законы, принципы, ступени  эволюции духа, которые должен осознать и применить в своей жизни каждый человек, и тем более последователь Учения Агни Йоги, сознательно избравший путь духовного развития и служения общему благу. Без их принятия духовный путь становится долгим топтанием на месте. Законы Иерархии, единства противоположностей, причин и следствий, единства мироздания, реинкарнации – познание этих и других законов  помогают устремленному ученику неуклонно продвигаться по пути восхождения духа. Однако можно десятками лет заниматься совершенствованием своего сознания, но если  не принят сердцем важнейший закон эволюции - закон братских отношений, являющийся по сути одним из основополагающих основ жизни Братства, дальше определенной ступени человек пройти не сможет. И тем не менее, как века назад, так и сегодня многие идущие по духовному Пути,  в том числе, и последователи Учения не придают должного значения  закону Братства как необходимому условию эволюции духа. 

Теме построения Братства и братских взаимоотношений посвящены целые тома Учения – «Община», «Братство», «Надземное».  Этот вопрос  рассматривается со многих сторон в письмах Е.И. Рерих. Сама же «формула» Закона Братства  упоминается Еленой Ивановной в ее дневнике, где она описывает видение  Учителя: «… Мое горе – Его горе и Моя  радость -  Его радость» [1]. Истинно, состояние сердца и сознания, когда боль другого человека воспринимается как своя собственная, а радость за успехи другого становится твоей искренней радостью, составляет основу закона  построения Братства.

В  Учении Храма, в котором  закон братских взаимоотношений назван чистейшей и святейшей аксиомой, читаем следующее: 

 «Буквально Братство означает все то, что подразумевается под словами: «Поступай в отношении других так, как ты хотел бы, чтобы поступали в отношении тебя», и это положение бесспорно. И ни один из вас не поставлен в такие условия, чтобы быть не в состоянии следовать этому закону, ибо он – вселенский, и всякий нарушающий его навлекает на себя кармическое следствие. Более того, на этом законе зиждется возможность дальнейшего продвижения по эволюционной линии, ибо, если вы не можете подарить любовь своему брату или сестре, протянуть руку помощи или ободрить их словом или делом (а пока вы испытываете только эгоистические желания), то как же вы сможете отдать Великому Учителю, которому вверяете себя (Тому, Кто есть одно с тем братом или сестрой, так же как и с вами), свою бескорыстную Любовь, единственно могущую удержать вас на избранном вами Пути? И это отнюдь не сентиментальность, как часто полагают, но, как указывалось и ранее, – закон, на котором основывается ваша истинная жизнь и здесь, и в потустороннем мире. Всякое когда-либо сотворенное зло относится именно к нарушению этого правила, и звезды снова предсказывают уничтожение великих континентов из-за неповиновения человека закону» [2].

Как видно из вышеизложенного, братская любовь к людям стоит превыше всех других необходимых условий на пути ученичества и эволюции всего человечества. «Нет религии выше Истины, нет Истины выше любви», - об же этом же говорила Е.П. Блаватская. «Люблю неправых в жизни излечить любовью», «Любите, остальное приложится», - говорится в Учении Агни Йоги.

Много ли видим такой любви и братских отношений среди современных людей? К сожалению, дефицит любви, милосердия, дефицит  взаимопомощи и  взаимного уважения является сегодня глобальной проблемой.  Отсюда все трудности человечества. «Откройте глаза, дети Мои, и посмотрите, как бесчеловечность, или отсутствие братской любви, проявляемая человеком, обременяет цепями, связывает и приносит в жертву собственным эгоистическим желаниям и страстям такие же частицы божественного – души братьев, пытающихся идти по одному и тому же утомительному пути, совсем рядом, на расстоянии звука голоса, и укрывающихся вместе с ним под одной и той же крышей чертога» [2].

Однако что  говорить о всем человечестве, если даже  взаимоотношения среди   близких людей, единомышленников далеки от братской любви и понимания. Если понаблюдать, то можно заметить, что многие трудности современных последователей Учения также являются следствием  игнорирования, непонимания закона Братства. Ссоры, взаимные упреки и осуждения, обвинения в неправоте, зависть и соперничество, инертность и равнодушие к чужой боли нередко проявляются  в рядах рериховского движения. Но ведь каждая рериховская ячейка, организация, группа – это Община, которая должна стремиться стать прообразом того Великого Братства Учителей, которое тысячелетиями руководит эволюцией человечества. Каждый Учитель  проявляет максимум Сострадания и Любви, ведя нас по пути эвоюции духа. Если мы хотим стать в ряды Их помощников, воинов Света, мы должны принять и прорастить в себе те Законы, по которым живет  Великое Братство. Каждый последователь, потенциальный ученик должен подготовить себя к Служению Высшему путем преображения своего сознания, очищения мыслей и чувств, трансмутации низших качеств в высшие, путем служения Общему благу, т.е. путем применения Учения в жизни каждого дня. Подтверждением  того, что основы Учения осознаны и приняты сердцем, будет  построение прообраза Братства, утверждение братских взаимоотношений во имя Высшего Служения в близжайшей рериховской ячейке - Общине. Эту мысль об Общине Братства на Земле нужно растить и претворять уже сегодня и к ней устремляться всеми силами духа и сердца.

«Прекрасна мысль о Братстве на Земле [3].

«Среди напряженной борьбы будем утверждать понятие Братства [4].

 

   «Не читание, не разговоры нужны, но проблески братских отношений».      

 

Многие будет читать о Братстве. Многие будут беседовать по этому предмету. Но многие ли приложат к жизни основы Братства? Не читание, не разговоры нужны, но проблески братских отношений. Нужны также опыты над энергией мысли, пусть они не дадут блестящих следствий, но все-таки они наполнят пространство и помогут кому-то неведомому. Пусть будут отставлены пустые доводы, что нечто не удалось. Сегодня не удалось, чтобы завтра расцвело прекраснее [5].

Как было сказано в Учении Храма - «ни один из вас не поставлен в такие условия, чтобы быть не в состоянии следовать этому закону, ибо он – вселенский, и всякий нарушающий его навлекает на себя кармическое следствие». Что же мешает последователям Агни Йоги целостно применять  основы Учения, сотрудничать на общее благо, проявляя друг к другу  братские чувства, уважение и взаимопомощь? Учение называет главного врага, препятствующего этому  - самость. Самость - это та часть нашего низшего естества, которая в процессе инволюции способствовала обособлению, выявлению индивидуализации маленького «я».  Однако пришел новый этап эволюции, который требует подчинения всех низших энергий высшему «Я». Новые призывы эволюции связаны с Единением, Сотрудничеством, трудом на Общее благо. Самость как обособляющее, разъединяющее начало должна быть обуздана и  все ее оковы, разрушающие сознание – эгоизм, обиды, себяжаление, тщеславие, самомнение, гордость, своекорыстие, лень и т.д. должны быть побеждены для  дальнейшего  развития  высших духовных принципов в человеке.

«Самость – самый свирепый бич человечества, основа всякого разрушения и прежде всего саморазрушения. Самость есть обособленность омертвения. Старая истина, так мало осознанная, что Космос и все человечество представляют одно неделимое целое, должна, наконец, войти в сознание людей». [6].

 «Только окруженные стеною самости могут извлекать утверждение из самомнения. Потому стена нагромождений является на пути, и только разрушение этой стены даст первый шаг к трансмутации. Центр Ego идет обособленно, удел его – одиночество. Только кооперацией духа и сердца можно найти ключ к Учению» [7].

«… главная наша задача разбудить устремление в приходящих. Каждый так зажженный найдет свое зерно и возрастит его по-своему и тем обогатит общую сокровищницу. Но чтобы успешно зажигать, мы сами должны нести в себе этот неугасимый огонь и держать его в полной чистоте, не допуская чада мелких мыслей, порожденных самостью. Будьте уверены, что мысль, порожденная самостью, всегда идет вразрез с великим планом космической эволюции. Потому во всех неудачах ищите прежде всего этого, подтачивающего основы, червя, и только его. Самость есть, именно, ограничение, но ограничение приводит к застою и смерти. Космос же существует лишь на принципе безграничности.

Как же уничтожить этого червя? Лишь терпимостью, вмещением, пониманием великого закона соизмеримости, иначе говоря, расширением сознания. Потому приложим максимум устремления и напряжения для процесса расширения сознания. Ведь все последовательные ступени к этой освободительной цели даны в книгах Учения, потому научимся обогащать нашу жизнь этими сокровищами, помня, что устремление духа и воля претворяет жизнь» [8].

«Немало людей мечтают об общем благе и даже готовы служить ему, поскольку это не нарушает их привычек и благоденствия. Но истинное служение общему благу, приводящее к вратам твердыни  Света, требует и жертвы и полного презрения ко всему личному, иначе говоря, забвения самости [9].

Сложность очищения сознания  заключается в том, что многие последователи Агни Йоги, в том числе те, кто  изучает Учение многие годы, самомнительно полагают, что у них  нет самости и они успешно служат Свету.  Мало кто замечает за собой своекорыстные мысли и некрасивое поведение в общении с единомышленниками, сослуживцами,  в кругу семьи, наедине с собой. Часто забывается, что нас Видят и Слышат во все минуты нашего бытия.  И не всегда мы ведем себя достойно, как подобает воину Света. Нередко, прежде чем  процесс  изживание в себе самости   начнется по-настоящему, а не только на словах,  сначала должно произойти некое духовное прозрение, ибо много соглашающихся, да мало действующих. Когда же это прозрение внезапно озаряет человека отрезвляющим дождем,   открывая глаза на  ужасные наросты самости,   тогда приходит жгучее осознание, что без изживания духовных болезней невозможно качественное Служение  и  продвижение по пути Учения. С этого момента начинается сознательная борьба духа с самостью, борьба ветхого и нового человека, борьба миров – Света и тьмы.

Как показывает практика, самость очень искусно маскируется и нужна огромная честность с самим собой и объективность, чтобы распознать ее уловки.

«Самость превосходства есть одно из самых позорных проявлений несовершенства духа. Она не только разлагает все окружающее, но и остается самым препятствующим условием для продвижения. Необходимо противоставить такому недугу сильное оздоровляющее средство. Мысль о сотрудничестве и Братстве будет целительна для преобороны такого опасного недомогания и вызовет новые силы. В Братстве не может быть самости превосходства, так же как и самодовольства» [10].

«…Указание о терпимости, прежде всего, должно пробуждать в ученике понимание, что дух должен освободиться от самости, ибо самость порождает самые страшные уродства. Так только дух ученика, освободившегося от самости, может являть снисхождение» [11].

«Умоляю, найдите в себе мужество побороть главного внутреннего врага – разъединение. У всех он свил себе гнездышко. Одоление этого врага обеспечит победу. Скажем себе, что не может быть лицемерия среди сотрудников, и начнем с открытым сердцем, зажженным огнем устремления к Учителю, выявлять терпимость и дружелюбие к друг другу. Но пусть это делается всеми, без исключения. Пусть все сказанное будет принято и приложено каждым сотрудником к себе, а не отброшено и занесено на счет соседа. Чаще бывает, что самость того, к кому сказанное относилось, прежде всего прикладывает это к своему соседу. Но мудрый и истинный ученик всегда будет искать причину сказанного в себе, а не в других, иначе, как же совершенствоваться?» [12].

Большинство страниц Учения и Писем Елены Ивановны направлены на изживание самости, утверждение огненных качеств духа, служение Общему благу. Но многие выбирают из Учения только то, что им ближе и что не нарушает их благоденствия.

 «Отвечаю на вопросы о служении. Конечно, служение Иерархии Света есть служение Общему Благу. Конечно, устремленный к общему благу открывает врата Высшего знания и служения. Но мне хотелось бы, чтобы было четко осознано, какие качества необходимы, прежде всего, развить в себе для продвижения на пути служения. Немало людей мечтают об общем благе и даже готовы служить ему, поскольку это не нарушает их привычек и благоденствия. Но истинное служение общему благу, приводящее к вратам твердыни  Света, требует и жертвы и полного презрения ко всему личному, иначе говоря, забвения самости. Когда сознание расширится, тогда утончатся все чувства и понимания, тогда закон жертвы примется, как высшее достижение. И не будет места ни сожалению, ни страху за будущее, ни обидам, ни зависти, ибо в каждом дыхании будет осознано величие, красота и высшая радость служению [13].

Трудности применения основ Учения связаны и с тем, что многие из нас не замечают десятки малых привычек, которые связывают сознание по рукам и ногам, не давая прорастать новому пониманию. Не случайно привычки называют оковами самости. Начинать очищение духа нужно именно с малых привычек, утверждая в сознании новые принципы мышления, отношения к людям, труду, общественным и служебным обязанностям.

      «Привычка – вторая природа, - мудрая пословица, показывающая, насколько привычка одолевает человека. Именно привычки делают человека неподвижным и невосприимчивым. Можно подавлять привычки, но искоренить их нелегко. Постоянно можно встретить людей, похваляющихся победою над привычками. Но понаблюдайте обиход таких победителей и найдете их рабами привычек. Они настолько пропитаны привычками, что даже не чувствуют гнета такого ига. Убеждение в свободе, когда человек закован в оковы своих привычек, особенно трагично. Труднее всего лечить больного, который отрицает свою болезнь… Под привычками Мы разумеем не служение добру, но малые привычки самости» [14].  

       «Многие собеседники, наверно, хотели бы скорее услышать о Самом Братстве, но пусть раньше покинут любопытство и мешающие привычки. Входить можно с достоинством, потому прежде нужно поверить, как понимаются различные чувства» [15].

«Нужно понять, что приближение к такому высокому понятию, как Братство, накладывает нелегкую обязанность. Каждое освобождение от малой привычки уже требует напряжения воли. При этом может случиться, что как бы оставленная привычка приблизится опять и в сильнейшей степени, значит, в глубине сознания этот порок продолжал существовать» [16].

Изживание самости, привычек и всего ветхого, что есть в нашем сознании ведет к  развитию внутреннего человека, о котором писала неоднократно  Е.И. Рерих в своих Письмах, и что в сущности своей является одной из важнейших задач эволюции духа.

«Людям гораздо легче отказаться от всяких излишеств и, не отягощая своего мышления, механически отсчитывать пранаяму, нежели обуздать хотя бы одну привычку, лежащую камнем преткновения на пути к духовному достижению. Но, как сказано, все механическое, касаясь лишь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразить внутреннего человека, преображение которого есть единая цель всех истинных Учений. Потому очень и очень нужно запомнить, что все Великие Учителя заботятся и имеют дело только с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире побуждений и мысли» [17].

            Самость вредит не только самому человеку, она является препятствием к единению и сотрудничеству, без которых нет истинного Служения. Многие проблемы разъединения и непонимания в рериховских рядах являются следствием личных амбиций, тщеславия, самомнения,  чувства «избранности» и т.д. Утвердить единение и сотрудничество (в группе, организации, сообществе) во имя Общего блага и служения эволюции значит, прежде всего,  осознать высокие цели и задачи Служения, Поручения, ощутить индивидуальную и коллективную ответственность и проанализировать, какие качества мешает каждому общиннику создавать общую гармонию.

«Гармония не всегда удается, если даже словесно и произносится. Обычно заблуждение, что гармония может быть установлена рассудком. Никто не сознает, что лишь сердце является обителью гармонии. Люди повторяют о единении, но сердце их полно колючих стрел. Люди твердят много изречений разных веков о мощи единения, но не пытаются приложить эту истину к жизни. Люди укоряют весь мир за раздоры и в то же время сами сеют разъединение. Поистине, нельзя жить без сердца. Не найти обители гармоничной при бессердечии. Не только себе вредят сеятели разъединения, они заражают пространство, и кто может предугадать, как далеко просочится такой яд? [18].

«Много ли людей могут сойтись в объединении? Только начало труда приблизится, как найдутся многие поводы к разногласию. Невозможно разъяснить, что есть единение, если нет в сердце понятия Великого Служения» [19].

«Единение есть легкокрылая мечта человечества. Когда же мечта приближается к намерениям, уже немного остается последователей. Претворение намерения в действие уводит большинство. Так утверждение единения есть стремление к высшему закону, который с трудом вмещается человечеством в его современном состоянии». [20].

       «Можно ли назвать человека, который был доволен, получив вместо ожидаемого цельного одеяния лишь половину? Так же и в сотрудничестве. Если вместо полного братского сотрудничества предлагают половину подозрения и сомнения, то какая удача может получиться? Нужно испытывать способствовать к сотрудничеству, начиная с самых обиходных работ. Ошибочно полагать, что сотрудничество состоится при великих делах, если оно не состоялось даже на обиходных. Следует очень заглянуть в глубину сознания, чтобы спросить себя – готов ли дух к сотрудничеству?» [21].

        Если самость стремится угождать  себе и боится отдачи, самоотверженности, единения, служения Общему благу, значит,  осознанное, устремленное, добровольное утверждение этих качеств будет  излечивать дух от болезней и язв. Желание и стремление применить все Указания Учения к себе и только к себе, проявляя к себе суровость, а к брату – глаз добрый, постепенно  приведут ученика к тому, что уловки самости будут распознаны и проявится решительная борьба с ней. По мере очищения  последователей Учения  все больше и больше будут  пробуждаться братсткие чувства и братские отношения в рериховских Общинах. 

          Возможно, найдутся и те, кто скажут, что не под силу человеку одолеть самость. Учение утверждает, что нет ничео невозможного:

«Урусвати знает мощь победы над самостью. Люди скажут: «Такая борьба непосильна естеству человеческому, даже не знаем как приступить к такому сражению». — Но каждый вход имеет свой Сезам.
Не считайте себя неслыханными героями, когда начнете наступление на чудовище самости. Прежде всего, уявите борьбу своему «я» и пробуйте заменить его словом «мы». Можно понять, что такая замена не трудна, особенно, если знаете, что каждое действие ваше не может быть единоличным. В каждом труде действует коллектив Земной и Надземный. Никто не может утверждать, что он действует без ярых сотрудников. Только глупцы и невежды не замечают, как складываются их проявления.
Мыслитель говорил: «Человек, ты можешь начать борьбу с самостью в любой час твоего существования»[22].  

 

Учитель.

Подтверждением того, что подчинение  низшей природы высшим принципам духа возможно, являются примеры самоотверженного Служения многих духовных подвижников, служителей науки, культуры, искусства на протяжении всей истории развития человечества. Агни Йога  дается Теми, Кто прошли этот Путь  и создали Братство для того, чтобы помочь людям одолеть нелегкий путь очищения духа и его огненного развития  - путь, который является неизбежным  этапом эволюции человечества.

В Учении можно найти множество Советов, Указов и предостережений, помогающих понять и применить  законы  духовного развития. И тем не менее, там же указывается, что без Учителя  невозможно познать и прозреть многие Истины, касающиеся эвоюции духа. Без Учителя, который является звеном иерархической Цепи, не дойти к Братству.

Некоторые последователи утверждают, что для них Учителем являются книги Учения. Учение Живой Этики дается как Путеводитель, указывающий направление к Свету, как самостоятельное пособие для развития  необходимых  качеств ученика. Однако ни одна книга, как бы величественна и значима она не была, не заменит практики взаимоотношений Учитель-ученик. Никто иной как Учитель «возводит ученика, очищая его от ветхих привычек» и направляе к осознанию законов развития духа, законов Братства.  Именно Учитель, ведя по Пути и испытывая ученика,  открывает врата следующей ступени со словами: «Радуйся, брат» или же закрывает их словами: «Прощай, прохожий».

 «...Благословенна Индия! Ибо ты одна сохранила понятие Учителя и ученика. Гуру может направить корабль духа ученика. Гуру может рассеять приступ сна. Гуру может возмутить дух поникший. Горе тому, кто дерзнул ложно признать кого Учителем своим и кто легкомысленно произносит слово Учитель, почитая себя!

Истинно, процветает дух, который понял путь к восхождению, и болеет поникающий двоемыслием. Можно спросить мальчика Индуса - хочет ли он иметь Гуру? И не нужно будет слов ответа, ибо глаза мальчика выразят желание, стремление и преданность. … Кто же может сказать словами всю цепь Учительства? Или она осознана подобно змию знания, или без неё мрак, сон, одержание.

Устрашать не нужно, но необходимо сказать всем, прикоснувшимся к Йоге: ваша опора - Учитель, ваш щит - преданность Учителю, ваша гибель - безразличие и двоемыслие. Кто одинаково улыбается друзьям и врагам Учителя, тот не достоин. Кто же не предаёт Учителя хотя бы умалчиванием, тот может войти на ступень порога» [23].

«Взаимоотношения Учителя и ученика. Учитель даёт указания в пределах дозволенного. Он возводит ученика, очищая его от ветхих привычек. Он предостерегает его от всяких видов предательства, суеверия и лицемерия. Он накладывает испытания видимые и тайные. Учитель открывает врата следующей ступени словами: "Радуйся, брат". Он же закрывает словами: "Прощай, прохожий". Ученик избирает себе Учителя. Он почитает Его наравне с высшими существами. Он верит Ему и приносит Ему лучшие мысли. Он охраняет Имя Учителя и начертает Его на мече слова своего. Он являет прилежание труда и подвижность подвига. Он встречает испытания как свет утра и устремляет надежду на затвор следующих врат. Друзья, если хотите приблизиться к Нам, изберите Учителя на Земле и передайте Ему руководство. Он скажет ко времени, когда ключ готов повернуться во вратах. Все имейте Учителя на Земле»[24].

           В ученичестве очень важно соблюсти тонкую грань, чтобы  утверждаемые Доверие и послушание  в следовании за Учителем подкреплялись, уравновешивались  самодеятельностью и дерзанием ученика, иначе получится лишь возложение на Иерархию. Руководитель дается, чтобы вести идущего по Пути, а не нести его на плечах, поэтому  ученик должен приложить все усилия  сердца,  чтобы  своими руками и ногами дойти и войти в нужную Дверь. Путь духовного развития и Служения, прохождения всех испытаний значительно облегчаются, когда в сердце ученика горит огонь любви, преданности, и благодарности Учителю.

«…Люди часто говорят об Учителе, но не прилагают усилий соединить прочную связь. Мы не говорим, что люди должны возложиться на Учителя. Наоборот, Мы советуем лучшую самодеятельность, но внутри сердца будет теплиться лампада любви. Только тогда засветится ответный Огонь. Объясняйте, как хотите, хотя бы электрическим током, но ток истинной любви будет проводом прочным. Также и настоящее доверие вырастает лишь из любви.
Мыслитель твердо верил, что любовь есть дар божественный» [25].

«Самодеятельность — необходимое качество. Оно приобретается также не легко. Оно может впасть в произвол или ослабеть до разложения. Каждый Учитель прилагает старания внушить ученику действительную самодеятельность, но как же примирить ее с Иерархией? Много злотолкований вокруг такого вмещения. Целые трактаты могут быть написаны о противоречиях между самодеятельностью и Иерархией. Найдутся очень лукавые шептуны, доказывающие, что таким образом потрясается незыблемость Иерархии. Шептуны постараются скрыть, что самодеятельность должна сопровождаться согласованностью или, как говорят, гармонией со всеми стадиями сознания. [26].

В Учении и в Письмах Е.И. немало сказано предупреждений  о  недопустимости сомнений и умаления Учителя. И, тем не менее, находятся те, кто думают, что дойдут сами, без «посредников».

 «Помните, что у Гуру нет ни одной личной мысли, все решительно направлено и отдано на служение общему благу. Потому исказивший указание, допустивший сомнение, отмерит себе свой кусок. Все наполовину исполненное даст половинное следствие. Мы знаем, что полная доза спасительного лекарства приносит жизнь, половина же его дает лишь краткую вспышку улучшения, оканчивающуюся смертью. Потому примем полностью все благие

Категория: Статьи | Добавил: sofia (13.12.2010)
Просмотров: 1473 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Статьи [35]


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz