Вначале XXI века все более активизируется процесс формирования новой
научной картины мира, в чем ведущую роль играют разработки, осуществляемые в
русле идей космического мышления. В связи с этим повышается степень
актуальности дальнейшего исследования научного и философского наследия двух
выдающихся русских ученых и мыслителей – Елены Ивановны и Николая
Константиновича Рерихов, которые внесли в формирование космического мышления
огромный вклад.
Научная картина мира,
которая основана на социологическом мироощущении, испытывает в наши дни
значительную трансформацию ввиду разработки все большего количества концепций,
учитывающих многогранные связи человека с Космосом, а также раскрывающих сами
механизмы таких связей. Среди этих подходов особое место занимает концепция
культуры, которая была выдвинута и развивалась Н.К. и Е.И. Рерих в первой
половине XX века. Данная концепция основана на методологических положениях
философской системы Живой Этики и, по существу, многогранно раскрывается на
страницах всех ее томов. Кроме того, эта концепция подробно разработана Н.К.
Рерихом в его философско-художественных очерках о культуре (в которых отражены
идеи Живой Этики); ряд важных ее аспектов содержится в философских работах и эпистолярном
наследии Е.И. Рерих. Наконец, крупным действенным выражением данной концепции
явился специальный международный договор по охране ценностей культуры – Пакт
Рериха.
Научное и философское наследие Рерихов несет в себе стройную методологию
изучения факторов и механизмов, обуславливающих единство человека с Космосом, о
котором размышляли ведущие ученые и философы-космисты прошедшего века. Основой
этого единства выступают прежде всего нравственные и этические моменты. Здесь
надо сказать, что, например, такой крупный ученый, как В.И. Вернадский, в
понятие «ноосферное сознание» включал космические истоки морали, отмечая, что
должна существовать новая мораль, которая соответствовала бы этим истокам[1].
Под понятием «парадигма» мы будем подразумевать то определение, которое
распространено в науке о культуре. Парадигма рассматривается как «совокупность
теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное
исследование и являющихся моделью, образцом постановки и решения
исследовательских задач. <...> Смена парадигмы – нечто большее, чем
чередование теорий и концепций, выдвигаемых теми или иными авторами. Смена
парадигмы есть смена отношений к объекту исследования, предполагающая изменение
исследовательских методов и целей, а иногда и смена самого предмета
исследования»[2]. Новая парадигма неотъемлема также и от определенных новаций в
мировоззренческом плане.
Если рассматривать Живую Этику, то содержащиеся в ней методологические
положения[3] выступают основой качественно новых взглядов на культуру и
являются той самой моделью и образцом, согласно которым может проводиться ее
изучение. Важно, что осмысление культуры в пространстве идей Живой Этики
предполагает изменение отношения к природе самой культуры. Это продиктовано
прежде всего особенностями энергетического мировоззрения и более широким
пониманием сущности материи. Кроме того, уже само название философской системы
– Живая Этика – содержит в себе принципиальную новизну в отношении к культуре.
Можно вполне определенно утверждать, что ранее этика не рассматривалась в
контексте космической эволюции человека, где существует тесная связь между
этическими принципами, космическими законами и продвижением человека по
бесконечной лестнице усовершенствования своей материи. А в таком, эволюционном,
смысле этика, открывающая новые грани осознания жизни человека в
беспредельности, предстает именно живой.
Раскрывая тему принципиального отличия данной концепции от других
существующих взглядов на культуру, важно отметить и такой момент. В науке о
культуре утвердился целый ряд определенных парадигм, концепций и подходов:
эволюционистская, плюралистическая, концепция игровой культуры, идеи, развитые
в рамках структурализма, материалистическая теория и др. Их анализ позволяет
выделить основные свойственные им принципиальные положения. При этом можно
увидеть, что во всем множестве порой прямо противоположных идей все же есть
нечто общее, а именно то, что культура в основном рассматривается в плоскости
социологического мироощущения (хотя и во всем богатстве взаимодействия
разнообразных культурных форм, самих культур и т. д.). Очевидно, что
вышеназванные парадигмы и теории не рассматривают культуру и ее создателя –
человека – в контексте эволюции всей космической структуры. Такое рассмотрение
возможно в поле иного мышления – космического.
Здесь надо сказать, что утвердившееся в свое время социологическое
мироощущение получило достаточно широкое распространение, поэтому все явления,
в том числе и культура, рассматривались в его рамках, ограничиваясь лишь
общественными отношениями, отделенными плотной завесой от эволюционных
механизмов космической беспредельности. Н.А. Бердяев писал: «Все социальные
учения XIX века были лишены того сознания, что человек – космическое существо,
а не обыватель поверхностной общественности на поверхности земли, что он
находится в общении с миром глубины и с миром высоты»[4]. В данном контексте
нелишне отметить, что во второй половине XIX века большое влияние на
становление науки о культуре оказывает сложившаяся в то время этнографическая наука,
в русле развития которой культура становится объектом специального изучения.
Исследования особенностей бытности народов, постижение самого человека в рамках
социологического мироощущения той эпохи накладывали соответствующий отпечаток и
на изучение культуры, которая рассматривалась преимущественно в аспекте
социальных функций. Но с рубежа XIX–XX веков положение дел в научно-философском
осмыслении человека и окружающего мира качественно и заметно менялось. С того
времени в России начался длительный и масштабный процесс формирования нового
космического мышления, в пространстве которого русские мыслители в числе других
концепций развивали идеи относительно культуры.
Культура как глубинная сущность человека-микрокосма, культура, которая
задействована в общей эволюционной схеме Мироздания, рассматривается в научном
и философском наследии Е.И. Рерих и Н.К. Рериха, а также в трудах академика
Л.В. Шапошниковой, развивающей концепцию культуры Рерихов в наши дни. Это
кардинальное отличие от иных концепций позволяет поставить вопрос о том, что
идеи этих мыслителей относительно природы культуры составляют основу новой ее
парадигмы, требующей глубокого научного изучения. Еще раз подчеркнем, что
отличительной чертой этой новой парадигмы является то, что культура вводится в
общекосмический эволюционный процесс и при этом рассматриваются составляющие и
механизмы этого процесса.
Концепция культуры в
системе познания Живой Этики
Космос и человек – именно это взаимоотношение необходимо рассмотреть,
прежде чем говорить собственно о культуре. В сущности, все объекты этого мира,
в том числе и человек, находятся в Космосе, под влиянием его бурной
энергетической жизни, его ритмов, химизма пронизывающих его лучей, потоков
различных частиц материи, магнитных токов, импульсов и т. д. В системе познания
Живой Этики речь идет о Космосе, вещество которого состоит не из мертвой
материи, предположительно «осветленной» кое-где в космических глубинах редкими
искрами жизни, а из духо-материи, материи разнородной и одухотворенной, а значит
– живой.
Сама структурированность Мироздания, известные науке строгие закономерности
в эволюции космического вещества, законы, по которым организуется это вещество
в пространстве и согласно которым происходит движение тел, осуществляются
фундаментальные взаимодействия в природе, – все это не позволяет рассматривать
развитие Вселенной, ее материи как случайное или хаотическое. А если оно
закономерно и упорядочено, то едва ли мертвая материя может выступать началом
всей этой сложнейшей организованности. Очевидно также и следующее: чтобы из
хаоса возник порядок (на любом уровне), необходим соответствующий
энергетический импульс со стороны более высокоорганизованной структуры.
Согласно выводам синергетики для прохождения процесса самоорганизации в любой
среде важно наличие энергетического воздействия из окружающего мира от более
высоких самоорганизующихся систем. Е.И. Рерих утверждала формулу: «Разум
рождает разум»[5].
В космическом мировоззрении Космос рассматривается не только как единая
одухотворенная и устроенная разумно структура, но и как структура
иерархическая. Е.И. Рерих, освещавшая в своих трудах многие космологические
вопросы, а также особенности космической эволюции человека, писала, что
«случайность не может руководить прогрессом человечества»[6]. Здесь заметим,
что современными учеными ставится вопрос о невозможности объяснить
биологическую эволюцию только с точки зрения хаотических мутаций и отбора. Или
другой вопрос: почему эволюционное развитие идет от простого к сложному, иными
словами, – в чем причина направленности этого развития[7]? Именно в таком
Космосе, ставящем перед нами много непростых вопросов, творит человек –
создатель культуры.
Продолжая тему космического единства, отметим, что, согласно философии
Живой Этики, Космос пульсирует в определенном ритме, и эта пульсация обладает
важными характеристиками. Она управляет всеми жизненными проявлениями,
нарождением энергий и их смещением; судьбы народов и самой планеты находятся в
прямой зависимости от космической пульсации; она намечает путь эволюции;
обладает качеством творчества; наконец, космическая пульсация ощутима
сердцем[8]. Тема пульсации Космоса подводит к осмыслению одного из самых
центральных понятий Живой Этики – Космического Магнита, проявлением которого и
названа «пульсация жизненного процесса»[9].
Космическому Магниту посвящено множество страниц в данной философской
системе. Сказать о нем кратко достаточно сложно, поэтому здесь мы приведем лишь
некоторые из тех основных граней, которые его характеризуют:
1) «в орбите Космического Магнита находится вся космическая эволюция»[10];
Космический Магнит играет главную роль в энергетической жизни Космоса, во всех
обменных процессах, происходящих в нем. В свою очередь энергообмен выступает
основным фактором космической эволюции, на каком бы уровне она не происходила;
2) Космический Магнит выявляет все Высшие законы[11];
3) Космический Магнит – сила творческая, и его творчество «устремляет
человечество к истине»[12].
Л.В. Шапошникова, анализируя энергетическое мировоззрение Живой Этики,
выделяет важные особенности этой высочайшей космической структуры. Ряд таких
особенностей здесь необходимо обозначить. «...Космический Магнит – явление
многомерное, с иным качеством энергетических процессов, нежели те, которые мы
наблюдаем на Земле. <...> Космический Магнит есть главная и основная
структура или сила, регулирующая энергетические процессы космической эволюции,
творящая эту эволюцию и обусловливающая движение энергоинформационного обмена.
Эта сила господствует во всем Мироздании, и вне ее ничего не существует.
<...> Космический Магнит, представляющий собой одушевленную энергетику и
обладающий высочайшим сознанием, сам является результатом бесконечной
космической эволюции»[13].
Из вышесказанного следует, что человек, его творчество находятся в сфере
влияния этой основной космической структуры. Здесь нельзя не вспомнить ряд идей
выдающегося русского ученого А.Л. Чижевского, близко подошедшего к осмыслению
той космической реальности, которая стоит за понятием Космического Магнита.
Ученый считал, что творческие силы Космоса тесно связаны с феноменом самой
жизни через пульс «космического сердца», вмещающего все Мироздание. «Быть
может, и эруптивная деятельность на Солнце, и биологические явления на Земле
суть соэффекты одной общей причины – великой электромагнитной жизни Вселенной.
Эта жизнь имеет свой пульс, свои периоды и ритмы. Наука будущего должна решить
вопрос, где зарождаются и откуда исходят эти ритмы. <...> Мы привыкли
придерживаться грубого и узкого антифилософского взгляда на жизнь как на
результат случайной игры только земных сил. Это, конечно, неверно. Жизнь же,
как мы видим, в значительно большей степени есть явление космическое, чем
земное. Она создана воздействием творческой динамики космоса на инертный материал
Земли. Она живет динамикой этих сил, и каждое биение органического пульса
согласовано с биением космического сердца – этой грандиозной совокупности
туманностей, звезд, Солнца и планет»[14]. Эти мысли А.Л. Чижевского очень
близки концепции Живой Этики о Совершенном Сердце, которое в космической
эволюции и энергетической жизни Мироздания играет ведущую роль.
По существу, в Живой Этике представлена и достаточно подробно разработана
новая концепция человека. В данной философской системе человек назван «высшим
проявлением Космоса»[15], ему отведено важнейшее место в творчестве и
строительстве космическом. Будучи носителем космических сил и энергий, а также
обладая способностью к восприятию и претворению в своей деятельности
космических ритмов, идущих от энергетически более высоких структур Вселенной,
человек может оказывать эволюционное воздействие на материю. Иными словами, он
не просто создает нечто из материи, а может преображать и возвышать ее. Также
само творчество человека, как и его природа, космично. «Наряду с творчеством
Космоса действует часть его – дух человеческий»[16], – отмечается в Живой
Этике. В данной философской системе раскрывается смысл новой ступени в развитии
человека, постижение которой соответственно дает ему более широкое понимание
космической реальности. Речь идет о возможности сознательно стать космическими
сотрудниками[17], что достигается лишь в результате огромных внутренних усилий
по преображению, или усовершенствованию, своих качеств, вместе с ними – своей
энергетики, а значит – и собственной духо-материи. В этом процессе явление
культуры оказывается основным. Причем культура, согласно Живой Этике, выступает
в виде конкретной энергетической структуры, заключенной в человеке.
Культура – дух – сердце. Культура и ее развитие в системе познания Живой
Этики связывается с особого рода тончайшей энергией, которая, как значится в
источнике, «для упрощения» пока названа духом и к обнаружению которой
человечество подойдет, например, через область нервных центров[18]. Елена
Ивановна Рерих в своих трудах раскрывает природу этой тонкой энергии.
Все проявления жизни, как отмечает Е.И. Рерих, «есть результат движения и
вибрации». И далее мы находим указание на то, что сама материя является духом в
движении и вибрации[19]. Отсюда следует, что материя наделена жизнью, она
неотделима от духа. Современная наука свидетельствует о том, что материи
присущи движение, разнообразие уровней структурной организации, а также
процессы самоорганизации. Саму же Беспредельность (синоним Абсолюта[20]),
являющуюся ареной всех эволюционных процессов и бытия в целом, наполняет вечное
движение. Следовательно, Космос един в проявлениях жизни. Особое внимание Е.И.
Рерих уделяет прояснению взаимоотношения духа и материи, она пишет о едином
явлении – духо-материи, которое имеет разные степени проявления. «Дух есть
энергия, и мы знаем, что никакая энергия не может проявиться вне материи.
Именно на всех планах, во всех действиях и мышлениях мы отделиться не можем от
материи. Мы обращаемся к высшим или грубейшим видам все той же материи»[21].
Исходя из вышесказанного, дух есть особый вид материи и высокий по своему
уровню вид энергии, – энергии огненной, неотделимой от понятия культуры. В
одном из очерков Н.К. Рерих пишет о том, что культура не может существовать без
огня и без сердца[22] – этих двух важнейших явлений в понимании природы
культуры. Сердце (имеется в виду духовное сердце) человека и дух – едины.
Сердце в Живой Этике названо «зданием огненным» и «домом Духа»[23], исходя из
чего сердце можно назвать той высочайшей энергетикой в человеке, которая
облекает дух. Согласно Живой Этике, именно в сердце человека находится
сознание[24], ввиду чего сердце, как отмечает Л.В. Шапошникова, есть инструмент
познания, в нем заключено особое мышление, и оно «называется мудростью, которая
постигает окружающую действительность более качественно и более глубоко, чем
сам интеллект. <...> ...эта "мудрость сердца” непосредственно связана с
нравственными устоями человека»[25]. Одной же из важнейших особенностей духа
как энергетической системы является то, что он есть познавательная сила[26]. А
познавательные способности духа человека – это метанаучный способ познания,
который в синтезе с научным способом приведет к целостному осмыслению бытия.
Этот синтез необходим для становления нового космического мышления, и очевидно,
что в этом становлении большая роль принадлежит именно культуре.
Тонкая энергия духа будет, как отмечалось выше, обнаружена через область
нервных центров, которые, в свою очередь, тесно связаны с энергетическими
центрами человека. Как подчеркивает Л.В. Шапошникова, человек заключает в себе
много энергетических центров, но только у одного из них – у сердца – происходит
энергообмен с мирами иных измерений и более высоких состояний материи. Из этого
следует самая главная характеристика культуры – связь с Высшим. Причем эта
связь обусловлена развитием определенных качеств – милосердия, сострадания,
любви и им подобных, а также многих светлых устремлений, которые являются
«путями сообщения с высшими энергиями»[27]. Эти качества и являются, согласно
Живой Этике, действительным средством, соединяющим с мирами более высокого
состояния материи. При этом из сердца исходит особый вид энергии – «светоносное
соединительное вещество». «Потому эманации сердца постоянно творят светлое
вещество, которое назовем как бы смыслом психической энергии»[28], – отмечается
в Живой Этике. Жизнь сердца человека основана на этой высокой связи, причина же
бессердечия коренится в отходе от нее.
Необходимо остановиться на одном важном качестве духа как энергетической
системы. Дух обладает свойствами магнита, ему присущи качества собирательности
и накопления[29]. Энергетический принцип магнита, которому в Живой Этике
отведено большое место, лежит в основе многих процессов, даже жизнь человека
основана на силе притяжения[30]. Все объекты притягиваются друг к другу
соответственно: высшее к высшему, тонкое к утонченным формам, более грубое к
более плотному состоянию материи. Можно сказать, что магнитными свойствами духа
обусловлен и сам космический энергообмен, играющий ключевую роль в процессе
формирования культуры в энергетическом поле духа. Л.В. Шапошникова, раскрывая в
одном из своих трудов грани энергетического мировоззрения, пишет: «Магнит, с
точки зрения Живой Этики, – это, прежде всего, энергия, притягивающая к себе
другую энергию. Форма и структура магнита может быть самой разной, так же, как
качество энергии, которую он в себе несет»[31]. Итак, магнит, магнитность –
есть свойство энергии, и дух человека обладает таким свойством. Кроме того,
согласно Живой Этике, дух есть творческая сила, а значит, и процесс творчества
связан с принципом притяжения. В данной философской системе обращается внимание
на то, что творчество основано на этом принципе, а также на то, что при самом
творчестве происходит процесс энергообмена. Творчество можно понять как силу,
связующую небо и землю (то есть различные состояния материи), ввиду чего дух
творящего испытывает преображение, притягивая в свое поле соответствующие
космические энергии и предоставляя возможность этим энергиям широко воплотить
свое творческое начало. Человек творит с Космосом, и Космос творит через
человека. Это еще один важнейший принцип нового подхода к культуре, в понимании
которой процесс и сущность творчества играют ключевую роль.
Итак, космическая природа культуры раскрывается прежде всего через ту
энергетическую реальность и творческую силу человека, которая названа духом, а
также через явление целостности всей структуры Мироздания, в энергетической
жизни которой духу человека отведена значительная роль. В связи с этим
рассмотрим дух человека как аспект высшей, огненной энергии Космоса.
Огонь – центральное понятие Живой Этики. Как известно, мировое значение
Огня запечатлено еще в древнейшей традиции осмысления Космоса. Например, бог
Агни Ригведы – самый старший и почитаемый среди индийских богов. На Востоке
Агни понимался всеобъемлюще, как пронизывающий все Мироздание, рождающий миры,
правящий Вселенной. Можно вспомнить и космический образ «вечно живого огня»
Гераклита. Отметим, что действие Огня как первоначала у Гераклита находится в
зависимости от мирового закона. В Ригведе содержится нечто похожее: понятие
«рита» как космический закон, порядок. Бытие Всеначальной (огненной) энергии,
суть которого раскрывается в Живой Этике, также связано с едиными для всего сущего
космическими законами. Во многих древних учениях понятие Огня присутствовало и
занимало определенное место. В Живой Этике приводится внушительный свод таких
источников: Пураны Индии, учения Египта, халдеев, Китая, Персии, классическая
философия, Библия, Каббала, Христовы Заветы. «Также и утверждения новейших
времен прибавят ценные определения Агни»[32], – отмечается в том же источнике.
В тонкой природе человека с понятием огня тесно связан его творческий дух,
который является разновидностью огненной энергии Космоса. Огонь духа назван
творческой силой человека[33]. В Живой Этике отмечается: «...энергия духовная
есть стихия Космического Огня, который движет жизнью и насыщает все жизненные
проявления»[34]. Вышесказанное наводит на размышление не только о сущностном
единстве глубинной природы человека и Мироздания, но и об огромных творческих
силах, содержащихся во Вселенной. Если дух (энергетикой которого обусловлено
космическое единство), наполняющий все сущее, неотъемлем от творчества, то этим
процессом охвачен весь одухотворенный Космос, само пространство, слагающееся из
различных состояний материи. Механизмы такого невидимого процесса нам еще
предстоит постичь. Это откроет новые пути к пониманию того, что бытие Вселенной
не основывается на безжизненных механических законах, складывающихся спонтанно,
а находит опору в бесконечных степенях одухотворенной материи, доходящих до
высочайших уровней сознания и творчества.
Итак, Огнем в системе познания Живой Этики названа Основа Мироздания –
Всеначальная, первозданная энергия (огненная энергия), которая обладает
качеством неизменяемости при общей подвижности картины Космоса (единство в
многообразии). В каждом атоме и в каждой клетке всего существующего в виде
психожизни проявлена Всеначальная энергия, но, как пишет Е.И. Рерих, «свойства
или качества ее многоразличны»[35]. В частности, энергия мысли является одним
из самых высших качеств Всеначальной энергии. Высшим же аспектом ее выступает
психическая энергия. Е.И. Рерих уточняет, что все подразделения на дух, душу и
т.д. «по существу являются лишь различными качествами одной основной энергии
огня, жизни или сознания, самым высоким качеством которой будет психическая
энергия»[36].
Психическая энергия – мысль. Эти глубоко взаимосвязанные явления также
раскрывают определенные грани культуры. Рерихи в своих трудах уделяли
значительное место природе мысли, проблеме ее научного изучения как двигателя
жизни, как реальной, мощной и неуничтожимой энергии. Эта энергия связана с
важным принципом притяжения, на что есть многочисленные указания в Живой Этике.
Энергии мысли присуща способность создавать новые сочетания, у нее есть свои
законы распространения, и ее последствия, как отмечала Е.И. Рерих, могут
распространяться «далеко за пределы воображения»[37]. Согласно Живой Этике,
мысль наполняет пространство и действует в нем, вызывая особые вибрации. При
этом важна связь мысли и тончайшей энергетики духа. «...Мысль, лишенная
вибрации духа, есть явление мертвенности», – отмечается в книге
«Беспредельность»[38]. В энергетике духа заключена особая сила мысли, ее
космичность, ее беспредельность. Можно также сказать, что мощь мысли
сосредоточена в пространстве культуры (системы духа) и совершенствование мысли
может происходить лишь на ее почве.
Наконец, мысль тесно взаимосвязана с таким явлением, как психическая
энергия, которая, в свою очередь, связана с развитием сердца. Е.И. Рерих
записывала: «Огненная энергия наполняет все пространство, но становится
психической энергией при сочетании с мыслью»[39]; и еще: «Именно огонь
пространства, будучи осознанным, превращается в психическую энергию»[40].
Процесс же осознания можно отнести к глубокому пониманию сердцем. Как отмечала
Е.И. Рерих, мощь психической энергии основывается именно на развитии сердца.
Отсюда становится понятным, почему психическая энергия имеет отношение к
воплощению творческих идей[41]. Следовательно, это есть высокий вид энергии,
основанный на связи человека с Высшим и имеющий отношение к явлениям духовности
и творчества.
На примере психической энергии можно отметить, что Живая Этика имеет
прочную опору в познавательной традиции прошлого, мы имеем определенное
доказательство непрерывности знания в веках. «Один поток той же энергии»[42], –
сказано в Живой Этике. То, что называется психической энергией, есть София
эллинов, Сарасвати индусов. Указывается и на то, что признаки психической
энергии заключены в таком высочайшем понятии христиан, как Святой Дух и т. д.
На современном же этапе развития человечества данный вид энергии раскрывается
шире, и создатели Живой Этики отмечают, что эта философская система «не что
иное, как выявление современного применения энергии», которая приближается
вместе с новой эпохой в эволюционном развитии человечества[43]. Соответственно
и сам подход к культуре здесь освещается именно в практическом ключе, что можно
назвать одной из главных характеристик той парадигмы культуры, которая
заключена в Живой Этике. Культура в рамках энергетического мировоззрения,
многосторонне раскрытого на страницах Живой Этики, выступает не отвлеченным
явлением, которое человек может включать в поле своего внимания или может вовсе
не учитывать, а именно явлением живым, ежедневно необходимым для его развития.
В целом мы приходим к такой смысловой связке понятий: дух – сердце –
сознание – мысль – психическая энергия – творчество – культура. Совсем не
случайно данную цепь мы замыкаем именно культурой, которая синтетически
вместила в себя все эти явления, а значит, можно утверждать, что она занимает
ключевое место в эволюции человека, причем в ее космическом понимании. Учитывая
это, отметим, что культура не может не быть связанной с целым рядом космических
законов. Ее осмысление через определенные законы Космоса, которые раскрыты в
Живой Этике, – также можно отнести к особенностям новой парадигмы, которые
отличают ее от ранее выдвинутых концепций. Среди таких законов можно назвать
следующие.
Закон двойственности. Культура выражена в двух аспектах. Первый и главный
(причинный аспект) – как энергетическая система духа человека, которая,
развиваясь, находится в непрестанном энергообмене с высокими космическими
структурами и в результате творческой деятельности которой на планете возникает
тонкое и мощное энергетическое поле – основа плодотворного развития
цивилизации. Второй аспект – это материальные формы культуры, которые напитаны
этой высоковибрационной энергетикой и которые мы можем видеть, осязать, а саму
энергию воспринимать на уровне чувств. Энергетика духа, будучи ведущей, или
причинной, преображает, или одухотворяет, тот более плотный вид материи,
который ее облекает.
Закон притяжения отражен прежде всего в том, что дух человека обладает
свойством магнита, притягивая в свое поле энергетику, которая соответствует его
уровню вибраций.
Закон энергоинформационного обмена, который является основой и самим
механизмом развития духа. Энергообмен происходит в русле космических законов,
которые, в свою очередь, неотъемлемы от этики. Поэтому нарушение этических
принципов, следовательно – и определенных законов, а значит, и самого
энергообмена, – это все один процесс, который приводит к затруднениям в
развитии энергосистемы духа и в конце концов к бескультурью.
Закон Космической Иерархии, в энергообмене с которой состоит дух человека,
исходя из того, что Космос является целостной одухотворенной системой.
Энергетический обмен с Высшим и есть основа развития культуры в глубинах
человеческой природы.
Закон свободной воли. Речь идет о духовной свободе: система духа при
процессе энергообмена должна быть открытой. Духовная несвобода и бескультурье
очень близки, в том числе и в тех следствиях, которые происходят на
энергетическом уровне и которые выражаются в нарушении энергообмена.
Закон духовного преображения через Красоту. Красота является важнейшим
устоем культуры, она есть энергетическая основа, главный принцип, согласно
которому происходит развитие или усовершенствование духа. Красота, как отмечает
Л.В. Шапошникова, есть «одно из формообразующих условий в энергетическом поле
Культуры»[44]. Научиться воспринимать красоту и понимать ее смысл – значит
сделать важный шаг к собственному духовному преображению, ибо она несет с собой
высокую энергетику духа, которая вступает во взаимодействие с внутренним миром
человека, гармонизируя его и умножая его энергетический потенциал.
Закон противодействия Непроявленного: здесь и на уровне Космос – Хаос, и в
отношении к человеку, что, в частности, выражается в противостоянии добра злу,
порядка, или окультуривания – беспорядку как разрушению, или хаосу; в этом
противостоянии нагнетается необходимая для эволюционного продвижения
энергетика.
Закон соответствия связан как с самой культурой, так и с метанаучным
способом познания, важнейшей характеристикой которого являются познавательные
способности духа человека (осуществляемые посредством сердца). Здесь главное –
соответствие между определенным духовным уровнем развития человека и
возможностью получения знаний умозрительным путем с опорой на интуицию. Высокое
познание, которое идет через внутренний мир человека, доступно тем, кто смог
сложить внутри себя поле высокой культуры.
Закон единства Космоса. Само понятие «дух» (его природа и механизмы
развития) является одним из основных в постижении космического единства.
В.Г. Соколов
кандидат философских наук,
г. Харьков, Украина
(отрывок из работы В.Г. Соколова «Живая Этика и новая парадигма культуры»)
Источник: http://pedagogika-cultura.narod.ru/private/Articles/N_7/Sokolov.htm
|