Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
"Через Культуру - к здоровью духа"
 
Главная Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Разделы новостей
Новости сайта [497]
Новости Общества [34]
Анонс мероприятий [108]
Главная » 2016 » Июнь » 7 » ФИЛОСОФИЯ ЖИВОЙ ЭТИКИ – ОСНОВА НОВОЙ НАУКИ
ФИЛОСОФИЯ ЖИВОЙ ЭТИКИ – ОСНОВА НОВОЙ НАУКИ
21:28

1. Проблемная ситуация в современной науке и философии

В современной исторической ситуации становится все более актуальной проблема добывания истинного знания о мире и человеке, поскольку только такое знание является основой нашего целостного понимания этих аспектов бытия. Такое их понимание необходимо человечеству для дальнейшего восхождения по лестнице космической эволюции. Сформировать целостную картину реальности человек способен, опираясь на многообразие основных форм познания – науку и искусство, философию и религиозный опыт людей. Среди этих форм познавательной деятельности одно из важных мест занимает наука.

Методология нашего доклада опирается, по меньшей мере, на два методологических положения, которые вытекают из философской системы Живой Этики, других трудов Рерихов и работ Л. В. Шапошниковой. Русский космизм, который образуют космизм Серебряного века России и философия Живой Этики, есть проявление Духовной революции, которая началась в конце 19-го века в нашей стране. В соответствии с другим положением, русский космизм представляет собой явление целостное, ибо его представителей объединяют черты, в той или иной мере присущие таким мыслителям как В. С. Соловьев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский, Н. И. Пирогов, В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, Н. К. Рерих, Е. И. Рерих, Ю. Н. Рерих, С. Н. Рерих, М. К. Чюрленис, А. Н. Скрябин и другие.

Если говорить о современности в связи с развитием космизма, то в науке и философии сложилась проблемная ситуация. Социологическое представление о человеке и мире ограничивает науку в ее определении предмета научных исследований явлениями физического мира. В этом случае за пределами внимания ученых остаются проявления материи иных состояний и измерений. Между тем изучение подобного рода проявлений может качественно расширить границы нашего познания.

Такой подход также ограничивает понимание и применение познавательных возможностей человека, сводя их преимущественно к экспериментальным методам и логическим процедурам. В итоге, за пределами познавательной деятельности остаются духовные методы познания. 8 октября 2013 года, в нашем музее на открытии выставки художников-космистов об этих методах шла речь, когда выступающие обращали внимание на особенности художественного творчества, в пространстве которого осуществляется духовное познание.

Иными словами, ограниченность методологии науки сдерживает развитие научного познания. Выход из этой ситуации состоит в формировании новой методологии науки на основе Живой Этики, методология которой давала бы возможность: во-первых, рассматривать в качестве предмета исследований не только явления плотной материи, но и явления материи иных состояний и измерений; во-вторых, применять в процессе познания духовные или метанаучные методы, которые заложены в духовной природе человека.

Таким образом, необходимость и реальная возможность обновления методологии науки обусловлена как потребностями самой науки, столкнувшейся с ограниченностью своих философских оснований, так и творческим потенциалом философии космической реальности, освоение которого могло бы стимулировать науку в ее работе по формированию новой научной методологии.

Новая наука отличается от традиционной тем, что, согласно философии Живой Этики носит одухотворенный характер благодаря ее связям с более высокими структурами Космоса и опирается на новую систему познания, которая объединяет эмпирические и духовные, или метанаучные, методы познания; кроме того, новая наука в силу ее связи с Высшим несет в себе мощную этическую составляющую.

В то же время, обращая особое внимание на новую науку, мы не отрицаем науки традиционной. Эти два типа науки исторически представляют собой два этапа ее развития. Если рассматривать этот процесс теоретически, то новая наука вырастает в недрах науки традиционной, постепенно обнаруживая по отношению к последней свою ведущую методологическую роль.

Принципы новой научной методологии содержатся в философии Живой Этики. Задача ученых состоит в их осмыслении и применении в научных исследованиях. Но для этого необходимо избрать правильный подход к осмыслению и применению Живой Этики, который означает, что философия космической реальности представляет собой творческий импульс космической эволюции, который обнаруживает себя в пространстве Духовной революции в России. Именно благодаря этому важнейшему обстоятельству в Живой Этике оказались аккумулированы космические знания, необходимые человечеству для перехода на более высокий уровень эволюции. Эти знания (например, представление о многомерной и в то же время целостной структуре человека) необходимы ученому как для развития космического сознания, так для формирования новой одухотворенной науки.

Понимание природы Живой Этики как творческого импульса космической эволюции является единственно верным и поэтому в творческом отношении чрезвычайно продуктивным, ибо открывает перед учеными возможности осмысления и применения содержащихся в Живой Этике знаний в жизни и научных исследованиях.

Итак, мы приняли такое понимание Живой Этики, согласно которому она есть творческий импульс Космический эволюции и представляет собой проявление Духовной революции в России. Это открывает нам возможность определить направление процесса формирования космического сознания, которое протекает на основе осмысления Живой Этики и способствует развитию новой науки.

В то же время, надо подчеркнуть, что здесь возникает одна очень важная методологическая проблема, осмысление которой проливает свет на возможности как адекватного осмысления ученым Живой Этики, так и на процесс формирования новой науки. Эта проблема заключается в том, что осмысление основ Живой Этики и процесс формирования новой науки – оба эти процесса протекают в сознании ученого. С позиций Живой Этики для понимания и осуществления процесса научного познания принципиальное значение имеет то, что осмысление и претворение ученым ее положений затрагивает его духовный мир, сосредоточенный в первую очередь в сердце и интеллекте.

Иными словами, как только ученый начинает предпринимать искренние, то есть идущие от сердца, усилия по осмыслению и претворению положений Живой Этики, эти структуры приходят в движение и происходит их изменение и совершенствование. Все это в свою очередь вызывает расширение сознания ученого.

Ученый, принявший решение заниматься научными исследованиями в пространстве Живой Этики, должен отвечать определенным требованиям. Эти требования отражают различные грани единого процесса его духовно-этического и интеллектуального развития. К ним относится принятие им философской системы Живой Этики как мировоззрения, устремленность к познанию и применению ее положений в жизни и творчестве, проникновение в смысл категорий и законов Живой Этики и их использование в жизни, развитие им на этой основе космического сознания, формирование в его пространстве новой одухотворенной науки.

2. Расширение сознания ученого и формирование его космического сознания

Уровень сознания ученого обусловливает его представления о Вселенной, своем месте в ее пространстве и, в частности, его представления о науке и научном познании. В свою очередь уровень сознания ученого причинно обусловлен степенью его расширения. Чем более расширенным будет сознание ученого, тем более основательными и явными будут предпосылки формирования у него принципов новой науки.

Но чтобы эти принципы заняли в сознании ученого доминирующее положение, его сознание благодаря его собственным усилиям должно стать сознанием космическим. Процесс формирования космического сознания наиболее точно выражается термином «расширение сознания», которое включает в себя признание ученым высочайших структур Космоса в качестве определяющих его жизнь и творчество, а также взаимодействие с этими структурами на основе их тончайшей энергетики. Можно предположить, что в этом сложнейшем процессе есть свои этапы. Но мы касаться их пока не будем.

Таким образом, расширение сознания ученого отнюдь не сводится к увеличению объема его знаний, хотя осмысление новых знаний в этом процессе играет существенную роль. Расширение сознания свидетельствует о качественном развитии глубинных духовно-энергетических структур человека. А результатом этого процесса выступает повышение уровня духовности и утончение энергетики человека.

Иными словами, расширение сознания ученого показывает, что в нем постоянно растет сознание космическое. Можно сказать, что итогом развития сознания ученого выступает расширенное сознание, которое по своему содержанию есть сознание космическое. Содержанием космического сознания выступает понимание космической сущности человека, а также его осмысленное взаимодействие с высочайшими структурами Космоса на основе энергетики этих структур. Здесь нам хотелось бы обратить внимание на то, что понятие «расширение сознания» акцентирует наше внимание на процессе формирования космического сознания, а понятие «космическое сознание» на результате этого процесса.

3. Формирование космического сознания как необходимое условие развития новой науки

Применение Живой Этики как основы новой науки происходит в сознании ученого, где протекает многогранный творческий процесс. Этот процесс (если брать сферу научного творчества), образуют такие моменты:

1) освоение положений Живой Этики и одновременно развитие космического сознания;

2) формирование принципов новой науки;

3) определение направлений научных исследований и решение конкретных научных задач.

Иными словами, в сознании ученого как в фокусе сходятся все нити его творческой деятельности. В этой связи важно то, что формирование космического сознания в многообразном спектре направлений его духовного развития играет ведущую роль, ибо качества, присущие космическому сознанию, обусловливают реализацию всех других направлений творческой деятельности ученого. «Жизнь вечная, – пишет Е. И. Рерих об этой форме сознания, – завоевывается, именно, космическим сознанием или осознанием космичности своей сущности» [1, с. 9].

Среди изучающих Живую Этику, есть такие, которые пытаются применить ее положения в жизни и творчестве. Но пока большинство находятся, если можно так сказать, на этапе книжного освоения положений Живой Этики. Люди знакомятся с содержанием книг этого Учения, обсуждают необходимость применения ее положений в жизни, но эти действия не меняют сущностных качеств их сознания.

Если говорить о качественной характеристике сознания этих людей, то одним из его признаков является неподвижность сознания, опора на догмы прошлого, устоявшиеся традиции и привычки. Проблема, стоящая перед обладателем такого сознания состоит в том, чтобы вывести его из состояния неподвижности и привести в движение. Это человек может сделать это своей устремленностью к применению положений Живой Этики в жизни. Другой вопрос заключается в том, что перед ним рано или поздно встанет или уже встает проблема понимания вех развития сознания в направлении сознания космического. В какой-то момент этот процесс духовного развития человека выйдет на уровень осмысления им прорастающих в нем новых признаков его сознания. На этой основе он сможет отличить свойства или зачатки своего нового, космического сознания от свойств сознания старого, к примеру, замкнутого на личные интересы этого человека. Возникает вопрос, на основе появления каких свойств и качеств развития своего сознания человек может сделать вывод, что в нем начали прорастать и дают о себе знать признаки сознания космического. Это одна из проблем из числа их огромного многообразия, возникающая на пути расширения сознания человека. Но главные проблемы освоения Живой Этики человечеством еще ждут своего разрешения. Они возникают на пути реального, практического освоения основ философии космической реальности. Что касается различения человеком в себе признаков нового сознания, то первым таким признаком или «порогом нового сознания» «будет победа над страхом», который «все еще владеет людьми» (п. 538) [2, с. 308].

Одним из показателей начального этапа расширения сознания человека выступает осознание новых значений понятий, которыми оперируют ученые. К таким понятиям относятся категории Духа, материи, энергии, человека, сознания, познания, знания и т. д. В результате происходящих трансформаций значений уже известных понятий по-новому будут ставиться вечные вопросы – о смысле жизни человека, его месте и роли во Вселенной и многие другие.

Надо отметить, что ученые, как и наука в целом, находятся сегодня лишь на подходах к освоению философии Живой Этики и соответственно формирования космического сознания. Важным критерием расширения сознания и, следовательно, формирования космического сознания выступает степень претворения добытых ученым знаний в его деятельности.

Таким образом, способность расширения сознания ученого представляет собой очень важное качество человека, вставшего на путь освоения основ Живой Этики. Одним из критериев развития этого сложного процесса есть проявление способности синтеза знаний данным человеком, или объединения добытых знаний и формировании на этой основе целостной картины мира.

Чем выше степень синтеза, которая присуща данному человеку, тем более широкими являются горизонты, границы которых он благодаря своему сознанию способен обозреть и осмыслить. Развитие степени синтеза и расширение сознания ученого, как правило, обусловлено мерой активности его творческой деятельности, накапливанием и обобщением знаний в области науки, философии, искусства, наконец, духовным опытом человека и т. д. Наряду с этим, большое значение для проявления синтеза как внутреннего качества человека имеет уровень его культуры и его нравственности. Итак, расширение сознания ученого, мера которого выражается, прежде всего, в осознании космичности своего существования, и претворении этого качества в жизни и творчестве, свидетельствует о начале формирования у него космического сознания. Надо отметить, что ученые в лице своих немногочисленных представителей только приступают к освоению философии Живой Этики и соответственно формированию космического сознания.

4. Новая наука в пространстве Живой Этики

Современная наука – это сложная система знаний, отображающая свойства и качества явлений Мироздания, а также законы функционирования и развития этих явлений. Такой подход предполагает, что предметом научного познания является также человек, выступающий частью Мироздания. В то же время важно отметить, что существующая наука изучает явления Мироздания односторонне, исключая из своей орбиты их тонкоматериальную сторону и сосредоточиваясь на видимой, плотноматериальной стороне. Такой подход обусловлен качественными недостатками существующей научной методологии. Она опирается на теорию познания, ориентированную преимущественно на эмпирические методы познания, которые в своих возможностях ограничены, так как при определении источника и предмета исследований эта теория познания имеет в виду только явления плотной материи.

Между тем, Живая Этика, частью которой выступает новая система познания, позволяет по-новому подойти к основным элементам познавательной деятельности. В новую систему познания входит особое понимание процесса познания и его целей, субъекта и объекта познавательной деятельности, предмета научного исследования и его методов, а также понимание истинного знания и его критериев. Все эти составляющие новой системы познания качественно отличаются от их понимания в существующей эпистемологии, поскольку формирование особенностей новой системы познания обусловливается космическим сознанием ученого, которое отражает реальное положение человека во Вселенной и закономерности его взаимодействия с ней.

Если мы обратимся к Живой Этике, то увидим, что новая система познания охватывает основные составляющие духовного мира человека в их единстве и взаимодействии. Приведение в действие этих составляющих позволяет ученому включать в орбиту новой методологии данные и выводы эмпирической науки, которые обретают в таком контексте новое, космическое, звучание.

Необходимой предпосылкой осмысления и применения такой системы познания является признание и сознательное использование всеначальной, или психической энергии, проистекающей из высочайших структур Космоса и аккумулированной в зерне Духа, которое присуще каждому человеку. «Огненное зерно духа остается в стихийной цельности, ибо значение стихий неизменяемо, но эманации зерна изменяются в зависимости от роста сознания. Так можно понять, что зерно духа есть частица стихийного огня, а накопленная вокруг него энергия есть сознание» (п. 275) [2, с. 167]. Зерно Духа содержит изначально приданные ему Космосом космические знания, носителем которого выступают космические мысли. Особую роль во взаимодействии этих элементов играет сердце человека, которое является носителем его сознания. Задача ученого заключается в том, чтобы своими духовными устремлениями и волевыми усилиями очистить свое сердце от наростов самости и тем самым открыть его космическим знаниям.

Важное значение для познавательный деятельности ученого имеет его духовный опыт, благодаря которому он выверяет свой путь к Высшему и истинность своего познания в самом широком смысле этого слова.

Здесь весьма уместно вспомнить тезис, который был сформулирован в начале нашего доклада. Философской и методологической основой использования новой системы познания является признание и реализация положения о том, что Живая Этика есть творческий импульс Космической эволюции. Признание этот тезиса по-новому высвечивает процесс познания космической реальности, включая человека.

При рассмотрении процесса познания необходимо также учитывать нравственную позицию ученого и его культурный уровень. Новая система познания в целом отражает объективные закономерности и особенности научного познания. И от того, насколько этот процесс будет адекватно отображаться в теории познания, а указанная теория будет осмысливаться и применяться учеными в их исследованиях, зависит эффективность научного познания и развитие науки как системы знаний, помогающей человечеству осознавать себя в контексте реального космоса и решать космические, глобальные и региональные проблемы.

Итак, философская система Живая Этика содержит такое знание о человеке и Вселенной, осмысление и претворение которого есть одновременно процесс расширения сознания человека, а критерием этого процесса выступает формирование космического сознания.

В свою очередь в пространстве космического сознания, которое является результатом освоения и претворения человеком основ Живой Этики, развитие науки обретет качественно новые возможности – наука станет одухотворенной. И перед учеными, человечеством в целом откроются новые возможности его продвижения в лучшее будущее.

В. В. ФРОЛОВ

Литература

1. Рерих Е. И. Письма : в 9 т. / Елена Ивановна Рерих. – М. : Международный Центр Рерихов, 1999–2009. – Т. IV. (1936). – 2002. – 512 с., с илл.

2. Агни Йога (Знаки Агни Йоги). – М. : Международный Центр Рерихов ; Мастер-Банк, 2008. – 600 с. – (Учение Живой Этики).

Категория: Новости сайта | Просмотров: 499 | Добавил: Nina | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск новостей

Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz