Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
"Через Культуру - к здоровью духа"
 
Главная Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Разделы новостей
Новости сайта [497]
Новости Общества [34]
Анонс мероприятий [108]
Главная » 2014 » Июль » 7 » КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ В КОСМИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ К. Н. ВЕНТЦЕЛЯ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ В КОСМИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКЕ К. Н. ВЕНТЦЕЛЯ
22:30

Стремительные изменения в обществе, обусловленные «информационным взрывом», привели к кардинальным преобразованиям «пространство жизни», в котором формируется современный человек. Кризис, проявившийся во всех областях жизнедеятельности людей, поставил перед человеком огромное число проблем, вызывающих «интеллектуальное, духовное, эмоциональное, физическое напряжение» (Д. И. Фельдштейн). В этих условиях необходимо учитывать не только изменения, которые произошли в экономической, социальной, культурной сферах современного общества, но и изменения в самом человеке, его жизненных ритмах, отношении к окружающему Миру.

Образованию XXI века принадлежит ведущая роль в распространении моральных и культурных ценностей глобального типа, которые, не отвергая национальных приоритетов, могут быть объединяющим началом, основой и стимулом интеграционных тенденций в современном мире. В документах, разработанных на уровне ЮНЕСКО и Совета Европы, сформулирована концепция глобального образования: «Земля – наш Дом». К основным задачам глобального образования как нового направления в образовательной политике XXI века следует отнести: формирование понимания Мира на основе холистических и гуманистических взглядов; воспитание Человека, ответственного за все формы жизни на Земле и в Космосе, способного сочетать свободу выбора с личной ответственностью за принятые решения, общечеловеческие интересы с национальными, безопасность в мире с толерантностью, дружбой народов и др.

Идеи современного глобального образования предвосхитил основоположник космической педагогики К. Н. Вентцель в работах «Идеальная школа будущего и способы ее осуществления», «Педагог будущего», «Религия Творческой Жизни», «О проблеме космического воспитания», «Заметки о космическом воспитании», «Лучи света на пути творчества», «Философия творческой воли» и др., написанных им в начале XX века.

В докладе делается попытка рассмотреть принципы развития сознания в творческом наследии космической педагогики одного из выдающихся деятелей отечественной культуры Константина Николаевича Вентцеля. Большинство учёных связывают понятие Космос с понятием пространства, но в первоначальном представлении понятие Космос у древнегреческих философов было как качественное понятие порядка (т.е взаимосвязанности) и иерархичности (т.е. единства).

Рассматривая космизм, как холистическое мировоззренческое направление мышления, возникшее в России в середине XIX века, Л. В. Шапошникова формулирует его как «новое мышление», имеющее «своё пространство» и своё «духовно-культурное поле». Как отмечает учёный, именно в России сложились такие обстоятельства, что импульс этого нового вида энергетики проявил плеяду выдающихся деятелей науки, философии, искусства и религии, развивавших идею космизма.

К сожалению, в этой плеяде космистов оказался незаслуженно забыт Константин Николаевич Вентцель (1857–1947). Публицист и общественный деятель, философ и педагог-гуманист он страстно боролся со всеми видами духовного угнетения людей, за полное раскрепощение личности, за обретение ею высшего достоинства и счастья. Разрабатывая одним из первых педагогические проблемы ноосферы и экологии духа, К. Н. Вентцель оставил потомкам труды по философии и богословию, политологии, и культурологии, этике, психологии и педагогике, большинство которых находится в архивах. Изучая его наследие, мы обратили внимание, что множество работ пронизаны космическим мироощущением. Нужно отметить, что вначале своей педагогической деятельности у Вентцеля вызрела мысль о необходимости воспитания свободного человека, человека творческого и одухотворённого на радостный и созидательный труд. Развивая эту идею, стараясь её практически реализовать в «Свободном Семейном саду», в «Доме свободного ребёнка» (1906–1909 г.г.), в «Родительском клубе» педагог начинает понимать, что ограниченное социальным окружением действительности сознание не может выйти на ту высокую ступень творческой свободы, которая изначально заложена в духовном потенциале каждого человека. Широта его мировоззрения и глубокое сострадание к человеку и человечеству в целом озарили его пониманием, что только сознание, согласующее себя с Космосом, ощущающее себя Его частью может стать свободным и творческим.

К. Н. Вентцель, создал, по мнению его современников, завершенное фундаментальное учение о свободном воспитании. Но педагог-философ не остановился на достигнутом и начал разрабатывать новую концепцию воспитания будущего. В 20–30-е гг. XX века (в неопубликованных) работах «О проблеме космического воспитания» (1923 г.), «Заметки о космическом воспитании» (1925 г.), «Философия творческой воли», «Лучи света на пути творчества» и др. он развивал идеи космической педагогики, имеющей в своей философской основе идеи русского космизма. Эти работы исторически доказывают, что основоположником космической педагогики является именно К. Н. Вентцель. Постановку вопроса о космическом воспитании и разработку путей его теоретического и практического разрешения Вентцель считал важной жизненной проблемой. Объединить их вместе и в то же время дать возможность прогрессивного развития каждому человеку сможет только новая культура, которую необходимо строить на космической основе.

Первый шаг к разработке идей космической педагогики К. Н. Вентцель сделал в труде «Религия Творческой Жизни», где он развивал идеи Культа Единой Целостной Вселенной с происходящей в ней творческой эволюции Жизни, В данной работе К. Н. Вентцель не только ставил задачу воспитать Человека, способного усовершенствовать общество на принципах добра и справедливости, но и рассматривал его как неотъемлемую часть всеобщего, целостного Космоса, исходя из органического единства человека, человечества, природы и Вселенной.

Обоснованность постановки вопроса о космическом воспитании К. Н. Вентцель объяснял тем, что «человек не только часть некоторого социального целого (семьи, народа, класса, человечества), но он также часть целого, которое мы называем Космосом или Вселенной», потому совершенно правомерно, по убеждению педагога, говорить «о воспитании человека в качестве члена Космоса, как гражданина Вселенной» [2, с. 207], следовательно, наряду с социальной, должна существовать и космическая педагогика.

К. Н. Вентцель был уверен в том, что, поднимаясь в своем развитии на уровень космического сознания, каждый человек, не переставая быть индивидуальностью, свободной независимой самобытной личностью, «станет сознательным выразителем и олицетворением творческого человечества и Космоса». Возвышенный идеал для свободной творческой личности, осознавшей «свое родство с Космосом», – это «создание свободного братства среди человечества» [3, c. 167] и установление закона Гармонии на Земле и в Космосе, и Вентцель убеждён, что каждый человек может и должен дорасти до сознания того, что он не только сын своих родителей, но и сын человечества, сын Космоса.

В миропонимании К. Н. Вентцеля ключевой идеей его философской концепции является существования единого закона единства всего сущего, представление, что Космос – это целостное Единство Вселенской Жизни, в которой всё связано, взаимозависимо, не имеет ни конца, ни начала, объединено Единой Творческой Энергией и управляется Единым Законом. «…вся беспредельная космическая жизнь … ни начала, ни конца не имеет, является непрерывным, никогда не прекращающимся процессом творчества. Творчество составляет основную сущность мировой жизни, творческая эволюция представляет её основной закон» [3, с. 57].

По К. Н. Вентцелю идея Космоса предполагает определённый порядок в мировой жизни. Он утверждает: «Везде мир не что иное, как одно великое бьющееся сердце. Всё связано, всё слито, каждая малейшая вещь имеет отношение к целому, таинственную цель, и человек не что иное, как нить в загадочной пряже мира». «Целостность, единство и гармония составляют высший закон Космической Жизни и, по существу, есть Творческая Любовь» [3, с. 224].

В его понимании Космос живое органическое целое, творчески действующее и непрерывно совершенствующееся, а то, что люди прежде называли и сейчас называют богом, является Великим Творческим Космосом или, выражаясь иначе, Великое Всеобъемлющее Всё.

Космос так обширен, так беспределен, что не нуждается ни в особых храмах, ни в особых посредниках для установления связи между собой и Человеком, так как каждый человек во всяком месте сам непосредственно и всегда, когда захочет, может установить контакт между собой и Космосом, потому что Живой Творческий Развивающийся Космос не где-то далеко от нас, а здесь, рядом с нами, в нас самих, в нашем сознании и во всей необъятной простирающейся вокруг нас жизни небесных светил, Земли и Человечества.

Все исходит из Творческого Космоса, все дано им, и потому к нему, как единственному началу, мы и должны все относить в своей жизни. И Творческий Космос действует на нас через Творческое Человечество и через наше Свободное Творческое Сознание, которое живёт в каждом человеке и которое выявляется в жизни и деятельности истинно творческих личностей, задачей которых является осуществление гармонии среди Человечества и в Мире.

Отметим, что в мировоззрении К. Н. Вентцеля понятие творчества становится краеугольным и определяется им как ведущая движущая сила космического бытия. Творчество и труд для него синонимы, и развитие сознания не может осуществиться без напряжённого труда как над собой так и над различными, окружающими нас формами, согласно космическому плану для каждой индивидуальности.

Для К. Н. Вентцеля всеначальная космическая энергия обладает творческой потенцией и, проявляясь в качестве творческого импульса, развиваясь и совершенствуясь в формах, она достигает полноты и совершенства в осознании цельности и единства во всём бесконечном многообразии и разнообразии форм.

Только в творчестве – полнота и совершенство, радость и оправдание жизни. Только творчество является источником высочайших духовных радостей жизни. Только творчество даёт возможность собрать воедино свои мысли и укрепить их на твёрдом фундаменте. Только в творчестве нравственность и социальная справедливость находят своё высшее воплощение. Только жизнь, до высших краёв переполненная творчеством, является в истинном смысле этого слова святою жизнью. Только творчество есть единственный возможный путь для достижения человеком бессмертия.

Только путём творчества и отдельный человек, и всё человечество, и весь космос могут приблизиться к осуществлению царства гармонии, в которой индивидуальная жизнь, жизнь всего человечества и всего космоса объединяются в одно гармоническое целое.

По К. Н. Вентцелю полное и всестороннее Освобождение Человека от ига чувственности, от порабощения перед своим животным «я» является высшею целью человеческой жизни и единственный путь – это посвятить всю свою жизнь на дело творчества, результатом которого является создание наибольшего количества наивысших ценностей жизни, среди которых первое место принадлежит духовным ценностям жизни: истине (наука, философия), добру (нравственная жизнь, проявления творческой любви к людям, нравственный героизм) и красоте (создание прекрасного во всех областях искусства и жизни).

В Живой Этике сказано: «Смысл жизни утверждается в сознании человеческом, когда явлено понимание роли человека в Космосе. Когда дух принимает истину, что Макрокосм и микрокосм неразрывно связаны, то устанавливается связь сознательная, и сотрудничество становится возможным с космическими энергиями. … Лишь когда чувство утвердится сознательно на понятии ведущей Иерархии, человечество почувствует свою истинную роль в Космосе. Каждое звено связано со своим звеном, ведущим кверху. Как бедно человечество, когда в сознании не утверждается понятие великих Космических Законов! Лишь творчество явленного духа приблизит связь между мирами. На пути к Миру Огненному запомним о связующем законе Иерархии» [12, § 67].

Вентцель считает, что когда человек прочно утвердит Идею Космоса в своём свободном сознании, тогда Космос откроется его внутреннему зрению как бесконечная творческая сила, как неисчерпаемый источник творческой энергии. Глазу Космос открывается, как творение и об этом нам рассказывает астрономия, описывая его внешний вид, а духовным очам, свободному творческому сознанию он открывается, как творец.

Творческое Космическое Сознание, будучи духовной стороной Действительности, всё более развивается и совершенствуется в потоке времени, в процессе непрерывного творчества жизни и поднятия её к формам всё более и более высоким.

В понимании Вентцеля духовная жизнь, сознание разлиты во всей вселенной, только в различных степенях и формах. и что всё сливается в одно целостное единое сознание.

Это целостное нераздельное единое сознание или духовную жизнь всего мира он называет Космическим Сознанием. Космическое Сознание представляет присущую Всей Действительности, силу творчества, поскольку она имеет духовный характер. Космос постоянно и непрерывно творится и создаётся в каждый момент своего существования. Творческое сознание живёт во всём Космосе, оно сопричастно всей действительности. И это Творческое Космическое Сознание будучи духовной стороной Действительности, всё более развивается и совершенствуется в потоке времени, в процессе непрерывного творчества жизни и поднятия её к формам всё более и более высоким. От меньшего, менее интенсивного, широкого и глубокого сознания Вселенская Жизнь движется к более интенсивному, широкому и глубокому сознанию и в целом, и в тех или других отдельных составных частях Космоса. В этом смысле можно сказать, что Космическое Сознание непрерывно творит и совершенствует самого себя и Всю Мировую Действительность, нераздельно и нерасторжимо с ним связанную, духовную творческую сторону которой оно составляет.

По Вентцелю Космическое сознание, кроме обозначения им психической или духовной жизни всего космоса обозначает также одну из высших форм, которую принимает сознание индивидуальной личности в своем развитии. Человек, переживающий Космическое сознание, центральным необходимым составным элементом которого является космическое Чувство, перестает отделять себя от остальной Космической Жизни, а начинает ясно и отчетливо чувствовать, как бьется в нем этот пульс жизни Великого Космоса. Про тех, кто обрёл Космическое Сознание, можно сказать, что они и Творческий Космос составляют одно в познавании. Только люди, обладающие Космическим Сознанием, могут быть названы сынами космоса, ибо только они наиболее полным и совершенным образом служат выразителями и представителями Космоса на земле и среди Человечества. Такое сознание можно назвать «просветлением души», обретением Космического сознания или «свободным творческим сознанием» [4, с. 134].

В рукописи К. Н. Вентцеля «Религия творческой жизни» он рассматривает последовательно три ступени в развитии сознания человека от первой, которую он характеризует непосредственным и естественным единством, которое слишком узко и не осознаёт своей цельности и единства, ко второй, более расширенной, где развивающийся интеллект, развивая самосознание, открывает перед человеком зрелище необъятной Вселенной, но Вселенной, раздробленной на части и тщетно ищущей возможности связаться между собой на плоскости интеллекта, и до третьей – ступени сознательного единства сознания. На этой ступени восстанавливается нарушенное единство между Человеком и Вселенной. Сама Вселенная ощущается им гармоническим целым. Восстанавливается единство личности человека с другими подобными ему личностями, составляющими Человечество, и само Человечество осознается им как одно целое. На этой ступени начинает развиваться то, что может быть названо Космическим Чувством (по определению Л. В. Шапошниковой «космическим мироощущением»), или Космическим Сознанием, и, как утверждает Вентцель, начинает развиваться то, что он называет Сознанием Человечества как единого развивающегося целого.

Чтобы «почувствовать Космос как одно целое, – размышляет далее К. Н. Вентцель, – надо отвлечь свое внимание от тех или других его составных частей, отдельных сторон, надо сосредоточить внимание сразу и одновременно на всех открываемых нами отдельных сторон жизни Космоса». Такой целостный взгляд, «…этот охват сознанием Космоса как одного целого, это мышление и чувствование сразу всех сторон его жизни и всех составляющих его существ и вещей» он назвал космической интуицией, которой на данный момент обладают только некоторые, но «в будущем все люди достигнут ее» [1, с. 94]. Поэтому, по мнению оригинального мыслителя, надо учить ребенка «чувствовать» Космос и развивать в нем космическую интуицию.

Такой подход очень близок к тем задачам в развитии сознания, которые отмечает Живая Этика – «Правильно сказала Урусвати о планетном сознании. Когда человечество научится понимать космическое единство, тогда утвердится строительство космическое… Творчество Наших братьев направлено к этому развитию в человечестве космического сознания» [10, § 360]. «…Наука идёт такими гигантскими шагами вперёд, что скоро будет осознана и следующая ступень, именно, ступень сотрудничества с Космосом, и тогда космическое сознание перестанет пугать самых неучёных, а станет явлением обычным, и никакой человек, осознавший своё место в Космосе, не сможет оставаться в своём скворечнике» [6, с. 39].

Вентцель пишет: «Как развивать Космическое Сознание? Познавательная сторона Космического Сознания заключается в тех ощущениях и восприятиях, которые мы получаем от Вселенной. Все эти бесчисленные ощущения и восприятия дают нам постоянно меняющиеся картины неутомимой Жизни Вселенной больших или меньших размеров. Они должны послужить тем материалом, из которого должна возникнуть Идея о Вселенной как об одном едином живом, органическом целом. На культивирование этой Идеи и надо обратить особенное внимание. Надо эти восприятия Вселенной приучиться связывать в одно целое с возможно более ясной и отчетливой Идеей Единой Космической Жизни. Тогда Космическое Сознание с познавательной стороны достигнет самой широкой возможной степени развития» [3, c. 149–150].

Живая Этика говорит: «Невыразимы земными словами надземные переживания, но они имеют все качества человеческого микрокосма. Значит, можно сказать про космос, что он радуется или печалуется. Не будет ошибкою понять мысль космическую как нечто чувствующее. И чуткое земное сердце будет вибрировать вместе с великим прибоем и отливом космической энергии.»[13, § 443].

Вентцель отмечает: «Параллельно с этим должно вестись и развитие Космического Чувства. И тут наряду с развитием способности вчувствования в те или другие стороны и части Вселенской Жизни, открываемые нам нашими восприятиями этой жизни, мы должны развивать способность переживать своим чувством Жизнь Космоса в ее целостности, или, другими словами, Идею Вселенной наполнять все большим эмоциональным содержанием, стараться напитать ее все более живыми чувствами и эти живые чувства сделать постоянной составной частью сознания» [3, c. 152].

В книге Надземное говорится: «Трудно земными словами сказать о тончайших чувствованиях за пределами земной сферы. Усердно Мы записываем каждое чувствование, ибо в Беспредельности неисчислимы наблюдения» [13, § 12]. «Урусвати знает, что без надземных чувствований нельзя преобразить жизнь» [13, § 491]. И далее: «Мыслитель поучал: “Каждому человеку дано заглянуть в Чертоги Божественные, но пусть приучит глаз смотреть в сияние Неба и распознавать всю жизнь пространства; кому Небо пусто, тот имеет пустое сердце”» [13, § 491].

К. Н. Вентцель пишет: «И если мы признаем, что должно иметь место социальное воспитание, будем ли мы его ставить на равную ногу с индивидуальным, или будем ему придавать более первенствующее значение, чем индивидуальному, то не должны ли мы подобным же образом признать, что должно иметь место и космическое воспитание и что наряду с социальной педагогикой существует и космическая педагогика, в которой проблема воспитания трактуется со своей совершенно особой точки зрения, которая намечает для воспитания свои совершенно особые цели и требует, быть может, особых приемов и методов для их достижения. И относительно этой космической педагогики может быть поставлен также вопрос, в каком отношении она находится к социальной и индивидуальной педагогике, занимает ли она равноправное с ним положение или, наоборот, играет главенствующую роль» [2, c. 207]. Поэтому можно сказать, что «…цель космического воспитания заключается в том, чтобы довести воспитанника до сознания общности своей жизни с жизнью космической, до сознания того, что он со всем космосом составляет одно единое нераздельное целое, которое развивается в каком-то направлении, и что он, хочет ли этого или не хочет, так или иначе принимает то или другое участие в этом процессе развития космической жизни. Основою космического воспитания является естественное единство жизни воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса» [2, c. 209–210].

Вентцель убеждён, что правильное воспитание и развитие возможно только через общину. Такая община должна состоять из детей, их родителей и учителей – такую общину он называет педагогической. Далее он утверждает, что приоритетом в воспитании в такой общине должно быть стремление к служению своему народу, всему человечеству. В этой общине осуществляются идеи свободы, братства и справедливости и все в ней объединены сознательно общностью дела, здесь происходит свободный поиск истины через науку, через искусство и через нравственное и духовное самосовершенствование.

Живая этика также утверждает: «Должен быть кооператив, и ученики должны обучаться и такому сотрудничеству. Должны происходить всякие проявления искусства. Без путей красоты не может быть образования» [14, § 104].

«Истинно, только щит Общины может осмыслить пребывание на Земле» [14, § 29]. «Основание общины – в свободе мышления и в уважении Учителя. …Врата общины ведут к дальним мирам» [14, § 98].

Утверждая культуру, Вентцель говорит: «Только космическая культура человечества может вывести его из того тупика, в который оно зашло. Надо строить новую культуру на космическом базисе, только она приведет к исчезновению всех тех отрицательных явлений, которые были порождены культурою прошлого» [2, с. 206].

Живая этика отмечает: «Культура – единая основа Бытия. Культура – Сущность Бытия, Сущность качества жизни, есть явление Духа. Культура – Красота Духа, сердечное стремление к Свету, к взаимной помощи и пользе. Культура всеобъединяющая Башня Света, где мы можем объединиться в едином, могучем языке сердца. На Башне Культуры сияет алмаз-адамант любящего, познающего, бесстрашного сердца. Сердце человеческое есть хранитель культуры» [7, с. 102; 9, с. 86–87; 8, с. 153].

Прозорливо предвидя появление детей Нового сознания Венцель предлагает и Новую педагогику, педагогику свободного воспитания. Он пишет: «Принцип абсолютной власти настоящего поколения над будущим должен быть поколеблен. Надо, чтобы настоящее поколение пришло скорее к ясному сознанию своих истинных обязанностей по отношению к будущему поколению, к сознанию того, что эти обязанности состоят не в том, чтобы формировать подрастающее поколение сообразно своим идеалам и пользоваться для этого той властью, которою оно фактически располагает, а в том, чтобы отказаться от этой власти, чтобы гарантировать ребёнку полную свободу развития и жизни, чтобы предоставить ему свободно и творчески формировать самого себя» [2, с. 32].

Говоря о воспитателе Вентцель справедливо замечает, что только его безграничная любовь к ребёнку поможет найти те способы и приёмы, при посредстве которых установится та система воспитания, которая наиболее пригодна данной индивидуальности ребёнка. «Для этого прежде всего требуется, чтобы сердце воспитателя было исполнено искренней и глубокой любви к тому конкретному ребёнку, с которым ему приходится иметь дело, как бы испорчен этот ребёнок ни был и сколько бы огорчений он ему ни причинил. Самая широкая и беззаветная симпатия требуется со стороны воспитателя к ребёнку, которого он собирается воспитывать.Только исполнившись великой жалости и любви к такому ребёнку, воспитатель сумеет его понять в самых сокровенных тайниках его души. Воспитатель должен быть «великим сердцем», а величие сердца может быть узнано только по тому, насколько человек способен обнимать своей любовью не только так называемых хороших людей, но и людей злых, порочных, преступных» [2. с. 33].

В книге «Иерархия» отмечается: «Что есть сокровище сердца? Не только доброжелательность, не только сострадание, не только преданность Иерархии, но созвучие с Космическим Сознанием, когда сердце перенимает даже ритм космический помимо своего. Можно верить такому сердцу, оно чувствознает и, как явленная связь с высшим миром, говорит неоспоримое» [11, § 106].

Таким образом, сущностью космической педагогики К. Н. Вентцеля являются следующие идеи:

– единство, взаимосвязь и целостность человека, человечества, природы и Космоса; коэволюция человека и природы.

– воспитание нравственной, свободной, самобытной лич­ности; раскрытие и развитие творческих сил человека (центральная идея его теории свободного воспитания и теории развития творческой личности);

– космическое воспитание, главная цель которого – развитие космиче­ского сознания человека, основанного на чувстве единения с человечеством, природой, Космосом и построенное на принципах антропокосмизма, гармонии, культуросообразности, свободы и ненасилия.

Заслуга К. Н. Вентцеля состоит в том, что он первым в педагогике наметил этапы становления сознания ребенка, позволяющие пройти путь от «смутного понимания своего единства с Миром к интеллектуальному осознанию единства и взаимозависимости всего, что существует во Вселенной», к признанию этого единства «фундаментом, на котором будет строиться работа как в области познания, так и в сфере нравственной деятельности человека». Главным итогом такой педагогики, по мнению Константина Николаевича, должно стать развитие космического сознания и чувства, элементом космического сознания является сознание человечества «как одного развивающегося целого» [5, с. 82].

Л. А. СЕМИКИНА

Севастопольский городской центр Детского творчества «Уриэль» имени Н. К. Рериха

 

Литература

 

1. Буторина Т. С. Генезис идей К. Н. Вентцеля как основоположника космической педагогики : монография / Т. С. Буторина, И. М. Пушкина. – Архангельск : Арханг. гос. техн. ун-т, 2008. – 182 с.

2. Вентцель. – М. : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – 216 с. – (Антология гуманной педагогики).

3. Научный Архив Российской Академии образования (НА РАО) фонд 23, опись 1, ед. хр. 16.

4. Научный Архив Российской Академии образования (НА РАО) фонд 23, опись 1, ед. хр. 42.

5. Пушкина И. М. Космическая педагогика К. Н. Вентцеля : монография / И. М. Пушкина. – Архангельск : Арханг. гос. техн. ун-т, 2009. – 140 с.

6. Рерих Е. И. Письма Елены Рерих. 1929–1938 : в 2 т. / Е. И. Рерих – Мн. : Белорусский фонд Рерихов ; ПРАМЕБ, 1992. – Т.2. – 432 с.

7. Рерих Н. К. Твердыня пламенная / Н. К. Рерих – Рига : Виеда, 1991. – 272 с.

8. Рерих Н. К. Листы дневника / Н. К. Рерих. – М. : Международный Центр Рерихов, 1995. – Т. 1. – 672 с.

9. Рерих Н. К. О Вечном… / Н. К. Рерих. – М. : Республика, 1994. – 462 с.

10. Беспредельность : в 2-х ч. – М. : Международный Центр Рерихов, 1995. – Ч. II. – 288 с. – (Учение Живой Этики).

11. Иерархия. – М. : Международный Центр Рерихов, 1995. – 256 с. – (Учение Живой Этики).

12. Мир Огненный : в 3-х ч. – М. : Международный Центр Рерихов, 1995. – Ч. III. – 374 с. – (Учение Живой Этики).

13. Надземное : в 3-х книгах. – М. : Международный Центр Рерихов, 1996–1997. – Кн. 2. – 1997. – 416 с. – (Учение Живой Этики).

14. Община. – М. : Международный Центр Рерихов, 1994. – 240 с. – (Учение Живой Этики).

 

Источник: Космічне мислення в сучасному світі: матеріали Міжнар. наук.-громад. конф. (м. Київ, 6–7 грудня 2013 р.)

Категория: Новости сайта | Просмотров: 1097 | Добавил: Nina | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск новостей

Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz