Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
Главная Каталог статей Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Статистика

Главная » Каталог статей » Статьи - Педагогический отдел » Статьи

ДУХОВНОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Современное время характеризуется рядом явлений, которые не только тормозят эволюционное развитие человечества, но и приводят к глобальным земным катастрофам. Мировые и локальные войны и конфликты, небывалый ранее рост терроризма и преступности, голод и эпидемии новых болезней, усиливающийся разрыв между богатыми и бедными странами, варварское использование природных ресурсов и истребление целых видов и животных, и растений. Среди причин данных явлений можно назвать усиливающуюся бездуховность, в первую очередь в экономически развитых «благополучных» странах, отход от традиционных культурных и семейных ценностей, утрата нравственных ориентиров, потребительское отношение к жизни и природе, эгоизм и желание жить только сегодняшним днем. Совокупность этих явлений характеризует современное состояние общественных отношений как кризис или дефицит духовности, а все остальные виды кризисов – экономический, социальный, экологический, образовательный и другие, – являются производными по отношению к духовному кризису, о чем в 30-е годы ХХ столетия писал выдающийся русский художник, мыслитель, общественный деятель и ученый Н. К. Рерих.

От последствий кризисных явлений в силу своей незащищенности и уязвимости более всего страдают дети и молодое поколение. Разжигаемая безнравственными взрослыми среди детей страсть к удовольствиям и собственности, разрушение устоев семьи, массовая «поп-культура», насилие в жизни и на экранах, господствующий авторитаризм в образовании – калечат растущее и неокрепшее сознание детей, уводят их с пути нравственного и духовного роста, приводят к суицидам, детским драмам и конфликтам.

Причиной авторитаризма в образовании, неудачи большинства образовательных реформ, конфликтов между учителями и учениками являются недостаточно развитый уровень педагогического сознания учителей и руководителей, замкнутость сознания в рамках материалистического мышления, идеология обучения, основанная на принуждении и диктате. Для качественного улучшения ситуации в мире образования и общественной жизни необходимо изменение сознания учителей, воспитателей и родителей через принятие в сознание духовного измерения, классических педагогических ценностей, гуманно-личностного подхода к воспитанию и образованию детей. От мировоззрения школьного учителя, воспитательных и образовательных целей, которые он ставит перед собой, уровня и качества мышления зависит успех школьных реформ, качество уроков и внеклассной жизни, мировоззрение учеников, с которым они будут строить завтрашнюю жизнь на планете Земля.

Расширение сознания учителя возможно через принятие в сознание измерения духовности, ядром которой является вера в Божественное начало. В основу своих педагогических воззрений измерение духовности закладывали практически все классики педагогики: Марк Фабий Квинтилиан, Ян Амос Коменский, Жан-Жак Руссо, Иоганн Генрих Песталоцци, Константин Дмитриевич Ушинский, Лев Николаевич Толстой, Антон Семенович Макаренко, Януш Корчак, Василий Александрович Сухомлинский и др. «Смыслом духовного измерения для классической педагогики являются основы религиозных учений, культура и нравственность» [1, с. 13].

Гуманная педагогика как современная воспитательно-образовательная система, основанная на духовно-нравственных классических педагогических ценностях, в качестве смысла духовности принимает допущения в трех аксиоматических постулатах:

1. Реальность Высшего Мира, Высшего Сознания, Бога.

2. Реальность бессмертия человеческого духа и его устремленность к вечному совершенствованию.

3. Понимание земной жизни как отрезка пути духовного совершенствования и восхождения.

Из этих допущений делаются выводы о философском восприятии Ребенка: он есть явление (веление духа) в нашей земной жизни, он есть носитель своего предназначения, своей миссии, в нем заключена величайшая энергия духа, возможность неограниченного духовного совершенствования [1, с. 13].

Важным качеством духовного совершенствования учителя является открытость его сознания всему новому, прогрессивным идеям, новым научным открытиям, умение допускать. Через допущение приходит умение воображать, мысль работает в новом направлении, а через воображение приходит творчество, творческое умение. Только тот учитель, который умеет допускать и принимать новое, может развить новаторские качества в своих учениках, зародить в них дух первооткрывателей и желание научных открытий. «Только в беспредельном устремлении к расширению сознания и в стремлении к необычному можно продвинуть сознание к эволюции» [2, с. 130].

Принятие в сознание измерения духовности позволяет более расширенно взглянуть на природу ребенка. Согласно космическому закону двойственности целостная сущность ребенка является полнотой двух природ – духовной и материальной, ведущей из которых является духовная природа. Гуманная педагогика рассматривает ребенка как союз души и тела, небесной и земной природы, интуиции и интеллекта, сердца и разума. Отсюда возникает необходимость строить образовательный процесс на основе принципа природосообразности или согласно целостной природе ребенка, выявить в детях все богатство их внутреннего мира, гармонично развивать физические, интеллектуальные и духовные качества и способности в комплексном соотношении. Развитие только интеллектуальных или физических способностей без учета духовных, нарушает целостный процесс развития ребенка, духовно калечит детей, поэтому основной целью педагогического процесса является облагораживание сердца и разума ученика, воспитание в нем культуры мыслей, чувств и поведения, духовно-нравственное становление, а передача знаний становится составной частью образования.

В гуманном образовательном процессе особый акцент ставится на развитие духовных и нравственных качеств ребенка как таких, которые определяют направление и содержание его действий во внешнем мире, от которых зависит его будущая созидательная или разрушительная деятельность. Это такие качества как любовь, доброта, сострадание, благородство, великодушие, преданность, доверие, вера, воля, уверенность в своих силах, собственное достоинство и уважение других, сочувствие, дружелюбие, сотрудничество, искренность. Учитель, работающий по принципам гуманной педагогики, понимает, что развить эти качества в ученике можно только через сознательное взращивание этих качеств в себе, поэтому он постоянно работает над собственным совершенствованием и расширением сознания. Чтобы воспитать личность в ребенке, необходимо сначала самому нею стать. В гуманном образовательном процессе самосовершенствование учителя становится центральной проблемой, от решения которой зависит успех или неуспех любых образовательных преобразований и реформ.

Выдающийся украинский и советский педагог В. А. Сухомлинский так писал о проблеме самосовершенствования педагога: «Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает подростку познать не только мир, но и самого себя. Решающее значение имеет то, каких людей увидит в нас подросток. Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать. Ничто так не удивляет, не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек. В наших воспитанниках дремлют задатки талантливых математиков и физиков, филологов и историков, биологов и инженеров, мастеров творческого труда в поле и у станков. Эти таланты раскроются только тогда, когда каждый подросток встретит в воспитателе ту «живую воду», без которой задатки засыхают и хиреют. Ум воспитывается умом, совесть – совестью, преданность Родине – действенным служением Родине» [3].

Проблеме самосовершенствования учителя посвящен один из разделов Манифеста гуманной педагогики «Победить себя», а также «Кодекс чести и служения учителя» [4]. Эти педагогические документы были разработаны по инициативе выдающегося педагога современности академика РАО, почетного академика АПНУ, доктора психологии, профессора Московского городского педагогического университета, почетного президента Международного Центра Гуманной Педагогики Шалвы Александровича Амонашвили группой активных деятелей и последователей движения гуманной педагогики на первой и второй встречах в Бушети (Телавский район, Грузия) в 2011 и 2013 годах.

Манифест гуманной педагогики обозначает основные направления самосовершенствования учителя:

– расширять сознание и учиться мыслить и действовать согласно понятию духовности;

– взращивать в себе любовь к детям и учиться нести её красиво;

– пристраститься к источникам педагогической мудрости;

– постоянно совершенствовать своё педагогическое искусство, наполняя его глубоким содержанием и изяществом исполнения;

– взращивать в себе понимание, терпение, благородство, великодушие, внутреннюю культуру;

– избавляться от дурных привычек и склонностей [1, с. 26].

Важным духовным качеством учителя является чувство веры. «Мощная вера привлекает все возможности» [2, с. 122]. Манифест гуманной педагогики раскрывает чувство веры в трех аспектах:

1. Вера в безграничные силы ребенка. Это – первая формула воспитания. Если мы как родители, воспитатели, учителя верим в силы ребенка, их беспредельность и всемогущество, мы, тем самым, создаем педагогику неограниченных возможностей и будем искать все новые педагогические методы и приемы для раскрытия всего богатства природы ребенка.

2. Вера в свою Искру Божью, что я как учитель – соработник и помощник в божественном замысле мироздания. Такая вера в себя и свои силы высвобождает наши внутренние духовные силы, развивает созидательную творческую энергию, творит «педагогические чудеса».

3. Вера в преобразующую силу гуманной педагогики. Это вера в то, что эта педагогика способна подарить радость и счастье любому ребенку, а взрослый максимально достигнет с ней воспитательных и образовательных целей.

Принятие учителем или воспитателем в сознание измерения духовности ведет к поиску духовной общности с детьми, без установления которой, как писал В. А. Сухомлинский, воспитание не состоится. Вот как он писал об этом: «Я глубоко убежден, что наиболее точным определением было бы следующее: процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников – в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний.

Десятки, сотни нитей, духовно связывающих учителя и учащегося, – это те тропинки, которые ведут к человеческому сердцу, это важнейшее условие дружбы, товарищества учителя и учащихся. Мы добиваемся, чтобы учителя и учеников объединяла духовная общность, при которой забывается, что педагог – руководитель и наставник.

Если учитель стал другом ребенка, если эта дружба озарена благородным увлечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. Если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком, без духовной общности с ним можно сравнить с блужданием в потемках» [3].

Чтобы установить духовную общность с детьми, учителю надо избавиться от авторитарных педагогических штампов. Например, авторитарный принцип «Я пришел со своим предметом в школу учить детей» в гуманной педагогике трансформируется в «Я пришел в школу совершенствоваться и вместе с детьми постигать мудрость науки». Приведем еще ряд авторитарных педагогических штампов и противоположные им гуманные принципы воспитания, способствующие поиску духовной общности. «Я вкладываю в детей знания» в гуманной педагогике звучит так: «Я помогаю высвободить и раскрыть мудрость, заложенную в каждом ребенке изначально». «Я Вас учу» меняется на принцип: «Мы вместе учимся». «Вы должны мне повиноваться» на языке гуманности и духовности будет выглядеть так: «Мы должны научиться сотрудничать».

Полноценный учитель немыслим без современного научного мировоззрения. Учение Живой Этики или философия космической реальности, созданная Н. К. Рерихом и Е. И. Рерих в сотрудничестве с Учителями Востока, в качестве такого мировоззрения предлагает энергетическое мировоззрение, согласно которому в Космосе постоянно происходит горизонтальный, вертикальный и глубинный энергоинформационный обмен между различными космическими структурами и человеком, а также между мирами различных состояний материи – от тонкого до грубого. Качество такого обмена влияет на эволюцию человека, изменяя его энергетический потенциал через расширение сознания и духовно-нравственное совершенствование.

Согласно Учению Живой Этики Вселенная, а также составляющие ее космические структуры, включая человека, живут и развиваются согласно объективным космическим законам, основными из которых есть следующие: закон двойственности, закон энергоинформационного обмена в Космосе, закон смещения энергий, закон сохранения и превращения энергий, закон Космического Магнита, закон Космической Иерархии, закон Высшей Воли, закон единства Космоса, закон соответствия миров, закон космического сотрудничества, закон циклического развития Космоса, закон причинно-следственных связей, закон противодействия непроявленного проявленному, закон свободной воли, закон Неповторимости, закон расширения сознания, закон Духовного преображения через Красоту, закон единства Макрокосма и Микрокосма, закон учительства и многие другие [5, с. 39].

Для расширения сознания и формирования мировоззрения учителю важно осознать механизм действия основных космических законов и, что не менее важно, следовать им и творчески уметь применять в собственной педагогической деятельности и практике.

Например, закон энергоинформационного обмена в Комосе. Зная суть этого закона, школьный урок можно рассматривать как малую модель Космоса, в котором происходит энергоинформационный обмен между учителем и учениками, между учениками друг с другом, а также глубинный обмен между внутренним и внешним миром его участников. Учитель как ведущее начало в этом обмене, чтобы добиться высоких педагогических целей, должен, с одной стороны, повышать свой энергетический потенциал через расширение сознания и духовное совершенствование, а, с другой, влиять на рост сознания учеников через передачу им высоких одухотворенных мыслей, образов и знаний.

Важнейшим космическим законом, на который должен опираться в своей деятельности учитель или воспитатель, является закон учительства. «Согласно Великому Космическому закону об Учительстве человек совершенствуется только тогда, когда есть Учитель или просто учитель, без которых невозможны ни формы культуры, ни охранение ее традиций, ни такие качества в человеке, как нравственность, духовность, его стремление к знанию и самосовершенствованию. Иными словами, Учитель творит из человека того, кто способен восходить по спирали Космической эволюции. Неуважение к учителю, на какой бы ступени тот ни находился, приводит к остановке такого восхождения, а иногда и просто к «расчеловечиванию» [5, с. 49].

Близко к закону об Учительстве стоит другой Великий закон Космоса – Высшее ведет и продвигает низшее по пути эволюции, суть которого в том, что «высокое сознание содействует развитию расширенного сознания на более низких уровнях» [5, с. 39]. Исходя из содержания вышеприведенных законов, школьный учитель, как и любой другой учитель, должен быть одновременно и учителем для своих учеников и воспитанников, и учеником, который имеет своих высших земных или небесных учителей. Если учитель не имеет своих учителей, которыми могут быть классики педагогики или выдающиеся деятели культуры, науки или религии, и не учится у них, а то и вообще отвергает идею ученичества применительно к себе, его эволюционное восхождение останавливается и он может называться учителем только номинально, а не по существу.

Важным для духовного роста и расширения сознания учителя является закон космического сотрудничества. Суть этого закона состоит в том, что в Космосе нет закрытых систем, все космические структуры взаимно влияют друг на друга, а эволюция возможна только при их сознательном сотрудничестве и кооперации. Осознание этого закона помогает школьному учителю отойти от авторитарной практики и увидеть в ученике не только объект воспитательных и образовательных целей, но и равноправного участника и сотрудника в совместном педагогическом процессе познания и улучшения мира и самого себя.

В гуманном образовательном процессе учитель должен уметь сотрудничать с родителями, коллегами, детьми. Такое сотрудничество должно быть подчинено целям духовно-нравственного совершенствования детей, воспитательным и образовательным задачам.

Рамки данной статьи не позволяют описать действие других космических законов и их роль в образовательной практике. Перечислим только некоторые из них, без осознания механизма которых и творческого претворения в образовательной работе невозможно полноценно воспитать новое поколение детей, квалифицированно давать им современные знания, а самому учителю духовно совершенствоваться, быть образцом нравственности и высокого педагогического мастерства. Это такие законы как закон единства Космоса, закон причинно-следственных связей, закон противодействия непроявленного проявленному, закон свободной воли, закон расширения сознания, закон единства макро– и микрокосма, закон Духовного преображения через Красоту.

Выводы. Духовно-нравственное совершенствование, осознание космических законов, гуманно-личностный подход к воспитанию и образованию детей помогут школьному учителю не только квалифицированно преподносить знания по своему предмету, но и успешно решать воспитательные задачи через выстраивание с детьми духовной общности, профессионально сотрудничать с коллегами и родителями, постоянно повышать педагогическое мастерство.

Истинно культурное воспитание и образование – важнейшие устои преображения и улучшения человека, общества и жизни на Земле, путь успешного решения глобальных кризисов и конфликтов современности. От сознания учителя, его духовного роста и сложившегося мировоззрения зависит счастливое будущее человечества, судьбы детей, стран и народов. Поэтому знания и опыт, содержащиеся в классическом педагогическом наследии, трудах и документах деятелей Международного движения гуманной педагогики, философском Учении Живой Этики помогут школьным учителям, воспитателям, работникам образования, родителям выстроить свои отношения и работу с детьми в соответствии с эволюционными задачами, стоящими перед человечеством, расширить сознание, осознать свою роль и значение в обществе, ответственность перед будущим, укрепить веру в нужность и высокий смысл своей профессии. Ибо, как пишет Генеральный директор Музея имени Н. К. Рериха, первый вице-президент Международного Центра Рерихов, заслуженный деятель искусств РФ, академик РАЕН и РАКЦ, выдающийся русский ученый, востоковед, исследователь и популяризатор творчества семьи Рерихов Л. В. Шапошникова, «именно истинный и глубоко профессиональный учитель ближе всего стоит к той Иерархии Света, которая наполняет одухотворенный Космос и обуславливает особенности и закономерности космической эволюции человечества» [5, с. 60].

И. И. ЛЕГКОСТУП

Черновицкий национальный университет имени Ю. Федьковича

 

Литература

 

1. Манифест гуманной педагогики / [Всеукраинская культурно-образовательная ассоциация Гуманной Педагогики ; Артемовский Центр Гуманной педагогики]. – Донецк : Изд-во «Ноулидж» (донецкое отделение), 2011. – 43 с.

2. Беспредельность. Часть вторая. – М. : Международный Центр Рерихов, Мастер-Банк, 2010. – 328 с. – (Учение Живой Этики).

3. Сухомлинский В. Я твердо верю в силу воспитания. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/40.php. – Название с экрана.

4. Кодекс чести и служения учителя. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://gumannaja-pedagogika.ru/news/50-2011-08-27-18-46-28/739-kodeks. – Название с экрана.

5. Живая этика и наука. – Вып. 1. – М. : Международный Центр Рерихов ; Мастер-Банк, 2008. – 528 с.

 

 Источник: Матеріали Міжнародної науково-громадської конференції «Космічне мислення в сучасному світі»,  м. Київ, 6–7 грудня 2013 року

Категория: Статьи | Добавил: Nina (02.01.2014)
Просмотров: 1750 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Статьи [40]


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz