Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
Главная Каталог статей Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Статистика

Главная » Каталог статей » Статьи - Педагогический отдел » Статьи

ФИЛОСОФИЯ КОСМИЗМА И ФОРМИРОВАНИЕ СМЫСЛООБРАЗУЮЩИХ ОРИЕНТИРОВ

Проблема смысла и его обретения стара как мир. Один из самых сложных вопросов, на который пытались найти ответ философы всех времен и народов, актуальность которого не утрачена по сей день и будет сохраняться еще очень долго – вопрос о смысле жизни.

Зачем живет человек? В чем смысл трудностей и лишений, выпадающих на его долю? Что есть счастье и почему оно столь быстротечно? Почему из поколения в поколение остро ставится вопрос отцов и детей? Почему мир таков, какой он есть? Куда мы идем, к какой цели? Для чего дана жизнь в этом гигантском круговороте и как прожить её достойно, правильно, красиво? Чтобы найти ответы на все эти вопросы необходимо ответить на не менее важные и сложные. Что есть мысль, сознание, жизнь, счастье, мир в котором мы живем, космос и кто есть человек?

Мы не ставим перед собой задачи ответить на все поставленные вопросы в течение короткого доклада. Наша задача будет заключаться в том, чтобы понять, как можно приблизиться к ответу на них, а затем найти столь нужные ответы, изучая философию космизма. Вселенская мудрость заключается в том, что ответить на эти вопросы каждый должен сам. Нет двух одинаковых людей, двух одинаковых душ. Каждый из нас имеет свой особый опыт жизни, а как следствие, особое, индивидуальное сознание. Ответы на все поставленные вопросы есть и уместились бы в нескольких строках, но для того чтобы принять их необходимо хотя бы приблизиться к уровню сознания тех, кто давно на них ответил и приложить усилия, для того чтобы вместить их в свое сознание. Иначе говоря, расширить свое сознание. А это труд, и немалый.

Чтобы понять важность и неоднозначность вопроса о смысле жизни достаточно оглядеться вокруг. Приведем лишь несколько примеров. Только в Украине, не понимая смысла своего существования, от своей и окружающей жизни пытаются отрешиться с помощью наркотиков более 1,5 миллионов человек (эта цифра ежегодно увеличивается в среднем на 10%), с помощью алкоголя еще больше, употребляют горячительные напитки 24 миллиона населения, из них около 1 миллиона украинцев в 2012 году прошли лечение в клиниках от алкогольной зависимости, и это при численности населения в 45 миллионов человек. По данным Всемирной организации здравоохранения нация считается вымирающей, если на 1 человека приходится 9 литров спирта в год. В нашей стране этот показатель, без учета производимых кустарным способом алкогольных напитков, составляет 12 литров. Ежегодно алкоголь и наркотики уносят жизни в среднем 380 украинцев. Не менее утешительная статистика и по количеству самоубийств. Около 10 тысяч человек за год в Украине добровольно расстаются с жизнью. Особую тревогу вызывают данные МВД и МЧС о попытках совершения суицида в нашей стране детьми. В 2012 году такую попытку предприняли около 500 детей (большинство из них из благополучных семей), 80% подростков хоть 1 раз думали о суициде. Суицид называют болезнью ХХI века не случайно. Каждые 40 секунд кто-то сводит счеты с жизнью. В итоге эта цифра достигает 4 миллиона от всего населения земного шара только за один год.

Приведенные выше данные – показатель духовного здоровья нации в Украине и в мире в целом. Главная причина возникшей ситуации, на наш взгляд – смещение или утрата истинных ценностей, формирование ограниченного, приземлённого мировоззрения, что в свою очередь приводит к непониманию смысла жизни и отсутствию желания его искать со всеми вытекающими негативными последствиями. В процессе обучения подрастающее поколение получает огромный багаж знаний, но, к сожалению, о самом главном не говорится, а эти знания необходимы как воздух, поскольку от этого зависит, как человек проживет свою жизнь, к чему будет стремиться.

Последовательное и целенаправленное изучение трудов философов-космистов дает возможность окунуться в мир мыслей тех людей, которые осознали величие Космоса, а себя частью огромного и бесконечного эволюционного космического процесса. Конечно, перед теми, кто стоял у истоков этого уникального явления в философии, по сути, у основ новой научной парадигмы, стояла сложная задача – формирование понятийного аппарата, специфической терминологии, которая позволила бы говорить, писать о величии мироздания языком новой науки. В блестящей плеяде космистов много замечательных имен, среди которых Н. Ф. Федоров, Вл. С. Соловьев, П. А. Флоренский, С. Н. Булгаков, В. В. Розанов, Н. А. Бердяев, И. А. Ильин, П. А. Сорокин, Г. П. Федотов, А. Ф. Лосев, Д. Л. Андреев, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, Н. К. Рерих, Е. И. Рерих... Несмотря на внешнее различие в изложении материала суть рассматриваемых ими проблем и вопросов едина. Особое место среди философских трудов занимает «Учение Живой Этики», созданное Е. И. Рерих в сотрудничестве с Учителями Востока. Академик Л. В. Шапошникова называет его «Философией космической реальности», поскольку оно в полной мере позволяет получить представление о мироздании, человеке и его роли в грандиозном космическом процессе [1].

Все философы-космисты в своих трудах рассматривают смыслообразующие ориентиры и подробно указывают путь, по которому они следовали, а также дают свое представление о цели существования человека не только на планете Земля, но и в Космосе, подобно тому как математик дает пошаговые объяснения решения сложного уравнения со многими неизвестными. Нам остается только проследовать за ними и насладиться красотой и космическим величием их мыслей.

Неординарный учёный, труды которого на наш взгляд со временем будут обретать всё большую ценность, К. Э. Циолковский был убежден, что прежде чем человечество ответит на самые важные «Зачем?» пройдут «целые космические эры» [2]. Он был убеждён, что для искомого ответа технические средства будут необходимы только при совершении первых шагов, далее потребуется совершенствование человеческих «аппаратов», раскрывающих совершенно новые возможности и освобождающие от ограничений и жестких рамок плотной материи. «Вся суть – в переселении с Земли и в заселении Космоса, не планет Солнечной системы, а планет других систем. Надо идти навстречу, так сказать, космической философии» [2, с. 661]. Учёный обнадеживает каждого из нас в том, что если человек поставил перед собой столь важный вопрос, значит, он уже близок к ответу.

Созвучные мысли высказывал и В. И. Вернадский: «...здесь человек лишен того главного, что даёт ему возможность глубоко охватить космические просторы – зрения, так тесно и неразрывно связанного с мозгом и дающего возможность воссоздать из видимого окружающего человека – реальность – то, что единственно охватывается научным знанием, науками о биосфере. Но с другой стороны, его охват этой области планеты разнообразнее, так как он может: 1) постепенно в ходе времени углублять область, доступную его органам чувств, и предел этого углубления зайдёт далеко за пределы биосферы» [3, с. 383]. Конечно, речь шла о развитии не физического, а духовного зрения, одного из инструментов иного способа познания.

Л. В. Шапошникова отмечает, что в ХХ веке «...в познании оказалось два направления: научное, где эмперическая наука занималась экспериментальным исследованием плотной материи, и так называемое вненаучное познание, или, веренее, метанаучное или сверхнаучное познание» [4, с. 51]. Именно метенучное познание открыло перед учеными-космистами новую для науки, иную реальность, которая простирается далеко за пределы очевидности.

Современная наука, как правило, мыслит категориями плотной, доступной инструментальному исследованию материи. Иное состояние пространства серьезно не изучается, а многими попросту отрицается, хотя история науки изобилует фактами, свидетельствующими о безграничности познания человеком законов Природы. К. Э. Циолковский, рассуждая об иных формах существования, в беседах с А. Л. Чижевским говорил, что «вещество в Космосе занимает исчезающе малый объем по сравнению с объемом «пустого» или «полевого» пространства [2, с. 665]. Согласно вычислениям физиков, предпринятых в начале прошлого века, средняя плотность вещества в Галактике не превосходит единицы, деленной на единицу с 38 нулями. Иначе говоря, в одном кубическом сантиметре космического пространства доля вещества ничтожно мала, а «малость вещества говорит о его случайности или временности, ибо все случайное или временное имеет малую, или исчезающе малую величину» [2, с. 665]. В самых простых формах человечеству уже не раз говорилось о том, что «все не вечно под Луной», да и сама жизнь подтверждает этот вывод. Так что же будет дальше? Константин Эдуардович дал краткий ответ: «…не будет большой ошибкой признать, что случайная величина может когда-нибудь исчезнуть или время её жизни кончится, или, говоря языком физики, преобразоваться в лучевую энергию или некоторую иную форму материи» [2, с. 665]. Такое изменение материи он считал необратимым, и произойти оно должно по его терминологии в «термальную эру Космоса». Причём «термальная эра» будет промежуточной стадией для физической материи при её переходе в следующее состояние, «лучистое» или «телепатическое».

Проведем небольшую параллель с «Учением Живой Этики», второе название которого «Агни Йога». «Агни» в переводе с санскрита «огонь», йога «путь», «связь», т. е. путь к огненным, «лучевым», «термальным», по терминологии К. Э. Циолковского, преобразованиям. Три книги Живой Этики, в которых раскрыт механизм духовного преображения человека, носят название «Мир Огненный». Об огненной природе духа говорилось давно, и символ огненного преображения существует столько же, сколько и само человечество. Задача ученых, как писал К. Э. Циолковский, – расшифровать эти символы «с космической точки зрения». Он был убеждён в том, что познать до конца смысл жизни, в его космическом понимании, люди пока не могут, но по мере эволюции человеческого сознания перед ним будут открываться всё новые и новые грани Истины. И непростой жизненный путь мы тоже проходим не случайно: «Можно было бы даже написать формулу этого процесса, но ещё рано, время не пришло. Материя не может выздороветь или освободиться от страдания. Значит, ей уготован один конец – исчезновение или переход в какую-то особую форму» [2, с. 677].

Безграничный полёт мысли гениального учёного привёл его к следующему заключению: «Допускаю, что через многие миллиарды лет данная эра Космоса снова превратится в корпускулярную, но более высокого уровня, чтобы всё начать сначала: возникнут Солнца, туманности, созвездия, планеты, но по более совершенному закону, и снова в Космос придет новый, ещё более совершенный человек, человек другого «покроя».., чтобы перейти через все высокие эры и через долгие миллиарды лет погаснуть снова, превратившись в сверхлучевое или сверхтелепатическое состояние, но тоже более высокого уровня. Пройдут миллиарды лет, и опять из лучей возникнет материя высшего класса, и появится, наконец, сверхновый человек, который будет разумом настолько выше нас, насколько мы выше косной материи. Он уже не будет спрашивать: зачем? Он будет это знать и, исходя из своего знания, будет строить себе Космос по тому образцу, который сочтёт более совершенным» [2, с. 670].

Ещё один важный вывод, который сделал К. Э. Циолковский, заключается в том, что с научной точки зрения, и это он блестяще доказывает в работе «Монизм. Единство мира», Закон перевоплощения – реальный факт космической жизни. Если же мы ещё не достигли того уровня развития, который позволил бы нашему духовному взору объять всё величие Вселенной, то стоит жить хотя бы ради того, чтобы прийти к этому когда-нибудь: «для чего же существовать? Мы уже сказали, что для будущей жизни, – бессмертной и блаженной... не лучше ли жить и поддерживать жизнь – настоящую и будущую – жизнь существ разумных, прогрессирующих в своём разуме! Тогда будут накопляться знания, которые дадут нам ответ на многие вопросы и, между прочим, на вопрос: стоит ли жить? А пока нет определённого и несомненного решения, надо жить и совершенствоваться... Кто может сказать, что он решил все вопросы, даже вопрос только о цели жизни? – Никто. А потому безрассудно самоистреблением глушить разумную жизнь... Мы мало знаем. Нас ждут бездны открытий и мудрости. Будем жить, чтобы получить их и царствовать во Вселенной, подобно другим бессмертным» [5, с. 425–427].

Рассуждая об этом вопросе, К.Э.Циолковский пришёл к необходимости изложения вопросов этики, этики космической, вселенской. В слово этика он вкладывал особый, глубокий смысл. Этимология слова до конца не выяснена. Возможно, оно происходит от греческого aitia – причина, происхождение [6, с. 882] или от санскритского iti – движение, проявление [7, с. 392] и ka «солнце», «душа» [7, с. 144]. Можно предположить, что этика – исток, причина души, то, что происходит от души, рождено, проявлено ею. В фундаментальном исследовании «Научные основы нравственности (Этика)» учёный не только научно обосновывает этическое начало как основу действующих в космосе законов, отдельными фрагментами которых являются известные сегодня точные и гуманитарные науки, но и значительно расширяет их спектр, рассматривая их с позиции метанауки. Особое внимание он уделяет жизни духа и невидимым мирам во Вселенной.

Его мыслям созвучны мысли о сфере человеческого духа, пневматосфере, Павла Флоренского. Для него духовный мир не был абстрактным понятием: «...мир духовный, невидимое, не где-то далеко от нас, но окружает нас; и мы – как на дне океана, мы тонем в океане благодатного света. Однако по привычке, по недозрелости духовного ока, этого светоносного царства мы не замечаем, часто не подозреваем его присутствия и только сердцем невнятно ощущаем общий характер происходящих вокруг нас духовных течений» [8, с.443].

Для того чтобы ощутить мир духа – «Божественную жизнь» – человеку необходимо научиться смотреть на жизнь внешнюю как бы со стороны, хотя бы на короткое время выходить из её всепоглощающего потока. Об этом писал Владимир Соловьев в статье «Умное делание». Духовный мир для него, как и для других философов космистов – это мир света, огня: «В природе Божией огонь и свет всегда соединены нераздельно, огонь всегда проникнут светом, всегда покоится в свете; так же было и в природе человеческой до её отделения… Таким образом, человек стал страдателен, подпав внешней жизни, т. е. рабству суеты, изменчивости и тлению. Чтобы избавится от них, он должен вновь родиться, т.е. снова получить утраченный им светлый вид (идею) или небесное тело… вывести свою волю из самости и свое воображение из внешнего мира. Должно собрать воедино все рассеянные силы духа и очистить их от всякой посторонней примеси, чтобы дать в себе место небесной сущности, сделать свое существо вполне проницаемым для света [9, с. 1399].

Обобщая уже изложенные и оставшиеся сегодня по причине недостатка времени за рамками нашего внимания мысли философов, можно сделать некоторые выводы:

– для того чтобы познать свой внутренний мир, мир духовный, нужно отрешиться от личности, внешней, подверженной постоянным изменениям ипостаси человека. Лучше всего позволяет освободиться от оков личности и самости работа на Общее благо, т.е. труд совершаемый не для себя или своих близких, но простирающийся гораздо шире, что позволяет включить в замкнутый круг своего внимания других людей. Расширение поля своего сознания может и должно происходить бесконечно, выходя далеко за пределы страны, континента, Земли и даже Солнечной системы, как это происходило у К. Э. Циолковского, поскольку система, замкнутая сама на себя, обречена на самоуничтожение. В. И. Вернадский писал: «Организмы живы только до тех пор, пока не прекращается материальный и энергетический обмен между ними и окружающей их биосферой» [3, с.389];

– необходимо, говоря образным языком, вымыть, очистить окна души, чтобы свет иной мог освещать нашу жизнь, помогая осознать её глубинный смысл. Поэтому важно проявить свою волю, внутреннюю духовную силу, которая позволит отказаться от безвольного прозябания и безропотного подчинения внешним условиям жизни;

– учиться всю жизнь, не останавливаясь в познании внешнего и внутреннего мира;

– принять, как аксиому, необходимость и неотделимость своей жизни, от жизни, человечества, Космоса;

– помнить о том, что страдания и испытания каждому даются по силам и имею сокровенный смысл, помогая совершенствовать и утончать душу;

– в житейском море человек подобен отважному пловцу: пока он уверен в своих силах, пока знает куда плывёт и ничего не боится, стихия не властна над ним, но как только он поддаётся панике, в него вселяется страх и неуверенность в себе – жизненные силы покидают его, и он становится щепкой в бурлящем море. В такой ситуации уже не человек направляет свой путь, а стихийные силы природы, обстоятельства, которые снова и снова предоставляют ему возможность осознать свою силу и неограниченные возможности;

– важно научиться сохранять равновесие среди мятущихся из крайности в крайность эмоций и страстей окружающих нас людей, сохраняя психическую свободу – свободу от власти внешнего над внутренним. В этом и будет заключаться подлинная свобода человека; Сознание спокойного человека подобно неприступной крепости, врата которой закрыты крепко-накрепко от натиска неприятеля. Но как только мы открываем врата сознания негативным мыслям и переживаниям, они овладевают нами. Одна из самых распространённых ошибок, которая, как правило, приводит к печальным последствиям – углубление в свои переживания и концентрация на них. Отгораживаясь от всего прекрасного, что есть в окружающем мире и людях, человек превращается в замкнутую только на отрицательном полюсе систему, лишенную положительного потенциала и постепенно теряющую свою жизнеспособность;

– животные не знают, зачем они живут. Человек, охватывающий своим сознанием Землю, космическое пространство и стремящийся к познанию смысла жизни, так или иначе, обретет его;

– стремиться к формированию и накоплению лучших черт, качеств человеческой души. Стяжание сокровищ духовных, духа святого, сегодня заменилось на стяжание материальных благ. Первые, если принимать во внимание бессмертие человеческой души нетленны, вторые недолговечны и преходящи.

Многое уже известно человеку, ещё больше предстоит познать, достаточно только захотеть и взять как посох знания, которые стали нам доступны благодаря тем, кто прошёл по этому пути до нас.

Ближайший ученик Е. И. Рерих Борис Абрамов, следуя в своей жизни основным положениям Учения Живой Этики, как кульминационной части философии космизма, пришел к следующему выводу: «...вся материя состоит из мельчайших частичек светящихся электронов, образующих светящиеся атомы. Значит, самая сущность вещества материи светоносна в структуре своей. Всякая комбинация атомов светоносна. Если отбросить обычные ограничения зрения, то можно представить себе, что все существующее являет собою светящиеся с разной напряженностью и разными цветами образования, которые либо не подвижны, либо двигаются в окружающей среде. Световселенная все, что в ней есть, насыщает светом своим. Светящиеся рыбы больших глубин светятся в темноте океанов. Но рыба остается рыбой, где бы она ни была, то есть ее светоносность, заложенная в ней в потенциале, есть в каждой, только степень уявления этого потенциала весьма различна. Итак, светопотенциалом обладает все – от Солнца до планеты и от атома до человека. В раскрытии потенциала света заключается сущность эволюции всех форм» [10, с. 234].

Л. В. КУДРЯШОВА 

Крымского отделение Международного Центра Рерихов,

Крымское республиканское учреждение «Симферопольский художественный музей», г. Симферополь, АР Крым, Украина

Литература:

1. Шапошникова Л. В. Философия космической реальности / Л. В. Шапошникова. – Тверь : ООО «Изд-во ГЕРС», 2008. – С. 192–213.

2. Чижевский А. Л. Аэроионы и жизнь. Беседы с Циолковским / А. Л. Чижевский ; сост., вступ. ст., подбор ил. Л. В. Голованова. – М. : Мысль, 1999. – С. 660.

3. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера / В. И. Вернадский. – М. : Рольф, 2002. – 576 с. – (Библиотека истории и культуры).

4. Живая Этика и наука : материалы Междунар. научно-обществ. конф. (Москва, 2007). – М. : Междунар. Центр Рерихов ; Мастер-Банк, 2008. – 760 с.

5. Циолковский К. Э. «Щит научной веры». Описание с позиций монизма устройства Вселенной и развития общества : сборник статей. – М. : Самообразование, 2007. – 720 с.

6. Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лёхина и проф. Ф. Н. Петрова. – М. : ЮНВЕС, 1997. – 832 с.

7. Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь : около 30000 слов / В. А. Кочергина ; под ред. В. И. Кальянова. С приложением «Грамматического очерка санскрита» А. А. Зализняка. – 2-е изд., испр. и дополн. – М. : Русский язык, 1987. – 994 с.

8. Флоренский П. А. Сочинения : в 4 т. / П. А. Флоренский ; сост. и общ. ред. Игумена Андроника (А. С. Трубачева), П. В. Флоренского, М. С. Трубачева. – М. : Мысль, 1996. – Т. 2. – 887 с., [2]. 1 л. портр. – (Филос. наследие. Т. 124).

9. Соловьев В. С. Россия и вселенская церковь / В. С. Соловьев. – Мн. : Харвест, 1999. – 1600 с. – (Классическая философская мысль).

10. Грани Агни Йоги. 1953 г. Записи Б. Н. Абрамова. – Новосибирск : «Предприятие Алгим», 2012. – Ч. II. – 408 с.

 

Источник: Матеріали Міжнародної науково-громадської конференції «Космічне мислення в сучасному світі»,  м. Київ, 6–7 грудня 2013 року

Категория: Статьи | Добавил: Nina (06.04.2014)
Просмотров: 952 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Статьи [40]


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz