Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
Главная Каталог статей Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Статистика

Главная » Каталог статей » Статьи - Педагогический отдел » Статьи

Гуманная педагогика – новая философия образования

Особенностью гуманной педагогики является то, что в трѐхмерное образовательное пространство вводится четвѐртое измерение – духовность. Может ли сравнительно небольшая группа людей, пусть даже имеющая устойчивое мировоззрение, изменить ситуацию в устоявшейся и налаженной авторитарной системе образования, которая есть выражением материалистического мировоззрения большинства еѐ работников? Ответ на этот вопрос находим у В.И. Вернадского. «Меня не смущает, – пишет Владимир Иванович в своѐм дневнике, – что сейчас те люди, которые сокровенно совершают невидимую пока работу, как будто не участвуют в жизни. На виду, большей частью, не они, а другие люди, действия которых не обузданы духовной работой. Но всѐ это исчезнет, когда вскроется тот невидимый во внешних проявлениях процесс, который является духовным результатом мирового человеческого сознания. Он зреет, время его придѐт, и последнее властное слово скажет он; а тѐмные силы, всплывшие на поверхность, опять упадут на дно».

Мы живѐм в интересное время, когда общие темпы эволюции человечества ускоряются, и возникает потребность в появлении новых форм и методов во всех отраслях человеческой деятельности, в том числе в воспитании и образовании. Любая система знаний может быть жизненной только тогда, когда она соответствует эволюционным задачам человечества и отвечает космическим законам развития. Нам только кажется, что мы самостоятельно придумывать что- либо, способное усовершенствовать наше общество. В действительности, всѐ в нашем мире и Вселенной подчинено определѐнным законам природы, космическим законам.

Человек, если он действует в соответствие с космическим законам, становится восприемником и преобразователем определѐнных космических энергий, которые трансформируются им в творческой деятельности и несут необходимые эволюционные преобразования.

В трудах Л.В.Шапошниковой читаем: «Человек как энергетическая структура является не только частью Космоса, но и несѐт Космос в своѐм внутреннем мире. Последнее обстоятельство позволяет человеку влиять на эволюционное творчество Космоса посредством энергетики духа, содержащегося в человеке. (…) Человек, действующий согласно космическим законам, становится творцом, постепенно достигая уровня субъекта эволюции. Если он сознательно или бессознательно пренебрегает этими законами, то идѐт по пути разрушений и бедствий » (6. С. 36, 39).

Задача человечества – стать нравственным и посредством энергетики своего духа влиять на космическое строительство. Возможно, звучит слишком возвышенно и отвлечѐнно, но об этом говорили и говорят все Великие Учения, многие мыслители прошлого и современности. «Человек должен понять…, что он не есть случайное, независимое от окружающего (биосферы или ноосферы), свободно действующее природное явление, – отмечает В.И.Вернадский, – Он составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет» (3. С. 253).

О человеке Пьер Тейяр де Шарден говорил: «Я думаю, вряд ли у мыслящего существа бывает более великая минута, чем та, когда с глаз его спадает пелена и открывается, что он не затерянная в космическом безмолвии частица, а пункт сосредоточения и гоминизации универсального стремления к жизни. 2 Человек – не статический центр мира, как он долго полагал, а ось и вершина эволюции, что много прекраснее» (4. С. 40).

Человечество не случайное явление на Земле, оно появляется закономерно и необходимо для наполнения мира особым видом творческой энергии, без которой невозможна космическая эволюция. Е.И.Рерих писала: «…В каждом созидании необходимо участие энергий человека как носителя высших принципов Космоса. В Сокровенном Учении сказано – "миры, не населѐнные человеком, не могли развиваться и потому разрушились". Таким образом, становится ясной зависимость миров или планеты от человека и его духовного и морального уровня» (6. С. 35-36).

Человек рождается с большим потенциалом развития, в зерне его духа хранятся возможности, которые могут реализоваться только при определѐнных условиях. Сколько погибших возможностей и талантов осталось в прошлом и не дало своего живительного потока истории развития человечества? Современному миру необходима такая система воспитания и образования, которая могла бы создать необходимые условия для проявления эволюционных задатков в каждом рождающемся ребѐнке. Есть ли такая система в современном педагогическом пространстве? Да, такая система есть. Она не придумана кем-то, в ней ассимилирован опыт всего классического педагогического наследия от Яна Амоса Коменского, Джона Локка, Иоганна Генриха Песталоцци до Дмитрия Константиновича Ушинского, Януша Корчака, Василия Александровича Сухомлинского. В течение более чем 10 лет академик РАО Шалва Александрович Амонашвили и его последователи в России, Грузии, Украине, Белоруссии, Дагестане, странах Балтии активно внедряют в современный педагогический процесс основные принципы гуманной педагогики. Особенностью гуманной педагогики является то, что в трѐхмерное образовательное пространство вводится четвѐртое измерение – духовность. Приведѐм основные положения «Манифеста гуманной педагогики», отражающие суть гуманной педагогики.

«Смыслом духовного измерения для классической педагогики является основы религиозных учений, культура и нравственность. Однако это не делает классические педагогические учения религиозными, они сохраняют ярко выраженную светскую направленность. Гуманная педагогика в том виде, как мы еѐ предлагаем, есть детище классической педагогики. Она приемлет классическую основу с той оговоркой, что оставляет возможность, чтобы в понятие духовности, кроме других составляющих, можно было закладывать суть того или иного классического мирового религиозного учения. Потому в качестве смысла духовности мы принимаем допущения в трех аксиоматических постулатах:

* Реальность Высшего Мира, Высшего Сознания, Бога.

* Реальность бессмертия человеческого духа и его устремлѐнность к вечному совершенствованию.

* Понимание земной жизни как отрезка пути духовного совершенствования и восхождения.

Из этих допущений делаем выводы о философском восприятии Ребѐнка: – он есть явление (веление духа) в нашей земной жизни, – он есть носитель своего предназначения, своей миссии, – в нем заключена величайшая энергия духа, возможность неограниченного духовного совершенствования.

Духовная суть Ребѐнка дополняется ведущими качествами его земной психологической природы:

– страсть к развитию,

– страсть к взрослению,

– страсть к познанию,

– страсть к свободе.

Так мы получаем понимание целостной сущности Ребѐнка: он есть полнота двух природ – духовной и материальной, в которых ведущей является Природа Духовная. Исходя из этого: рождается новый фундаментальный принцип, гласящий о том, что весь педагогический процесс должен строиться сообразно целостной сущности Ребѐнка, а не только его материальной природе. 3

Авторитарная педагогика не может принять и реализовать этот принцип, так как ей чуждо измерение духовности.

Для гуманной педагогики принцип сущностносообразности является близким; она располагает условиями, необходимыми для полного его осуществления в образовательном процессе: вера, любовь, радость, доверие, терпение, доброта, сострадание, преданность, благородство, великодушие, духовная жизнь» (7).

Согласно законам биологической эволюции многие прогрессивные признаки живых организмов появляются задолго до того, как они действительно понадобятся. Называются они преадаптации. Если мы исходим из того, что эволюция человечества не есть стихийный процесс и происходит он согласно единым законам, то в еѐ ходе обязательно будут появляться важнейшие учения и системы, имеющие в себе отблеск будущего, своеобразные преадаптации на уровне социальной организации человечества. Они будут даваться определѐнными людьми в определѐнных исторических условиях, но нести энергетику будущего и в полной мере применимы и необходимы для будущего. Классическое педагогическое наследие накопило опыт, который можно назвать, опытом воспитания будущего человечества или космическим опытом воспитания. Так как в течение нескольких столетий классики педагогики не только предлагали, но и реализовывали в условиях Земли особые системы воспитания Человека в человеке, которые не стали всеобщими на тот момент, но утверждали единые принципы воспитания для будущего человечества. Они были основаны на Христианском учении, но полностью отвечали космическим законам.

Так в классике педагогики, в работах Климента Александрийского, Яна Амоса Коменского, Джона Локка, Иоганна Генриха Песталоцци, Януша Корчака, Николая Ивановича Пирогова, Константина Дмитриевича Ушинского, Василия Александровича Сухомлинского и др. находим педагогическую мудрость, подтверждающую знание истинной природы ребѐнка, которая развивается согласно космическим законам: Высшее ведѐт низшее, Учительства, Иерархии, противоположения, двойственности, энергоинформационного обмена, циклического развития, единства макрокосма и микрокосма, расширения сознания, Духовного преображения через Красоту, Космического Магнита.

Педагогическая классика утверждает, что дети не могут самовоспитываться без взрослых. Космический закон учительства, согласно которому никакое познание не может произойти без учителя, – в полной мере справедлив для сферы воспитания и обучения. Поэтому одной из основных задач гуманной педагогики является воспитание учителя, расширение его сознания, способного вместить классический педагогический опыт и применить его в исторически новых условиях.

Особенностью гуманной педагогики является то, что еѐ допущения, объясняющие духовную суть ребѐнка, справедливы также и по отношению к учителю. Это даѐт возможности и силы учителю переоценить свою роль в обучении и начать кропотливую работу по изменению собственного материалистического мировоззрения.

«Кто мы есть, дорогие коллеги, – обращается ко всем учителям Шалва Александрович Амонашвили со страниц своей книги «Чтобы дарить ребѐнку искорку знаний, учителю надо впитать целое море Света», и продолжает, – Если кто среди нас скажет, что он маленький человек, тем самым он унизит всех нас, всех учителей. Нам надо, в конце концов, осознать, что Учитель есть надобщественное явление! Учитель – направляющая сила общества, и путь, по которому он ведѐт общество, черпает он не только из внешних установок, а из весьма глубинных внутренних истоков. Оттуда идут импульсы, которые питают наше чувствознание и убеждение, нашу совесть и преданность, нашу мудрость и веру» (1. С. 6).

«Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика. Если в педагогическом коллективе есть талантливый, влюблѐнный в своѐ дело преподаватель математики, – это пишет Василий Александрович Сухомлинский, – среди учеников обязательно обнаруживаются способные и талантливые математики. Нет хорошего учителя математики – нет и талантливых учеников; в этом случае тот, кто обладает математическими способностями, никогда не проявит их. Учитель – это первой светоч интеллектуальной жизни». (5. С.105)

Чувствует ли современный учитель себя «надобщественным явлением, направляющей силой общества, светочем интеллектуальной жизни»? Кем он чувствует себя в современной 4 школе, находясь в условиях жѐстких инструкций, требований, предписаний с одной стороны, давления и пресса реальной жизни, которая своими ценностными установками разрушает весь учебно-воспитательный процесс, с другой стороны. Можно сказать точно, что чувствует он себя одиноким и покинутым, отчаявшимся что-либо изменить, потому что очень хорошо осознаѐт полное несоответствие своего представления о том, как должно быть в школе и того, как реально обстоят в ней дела. Настоящий учитель, чем больше он работает в школе, тем больше он осознаѐт, что учительство – это служение. Профессия учителя сродни монашескому подвигу, если тот, кто еѐ избрал, стремится к выполнению своей жизненной задачи, а не просто зарабатывает на хлеб насущный. Безусловно, любая профессия имеет свои вершины, которые не всегда заметны при беглом взгляде. Но только профессии священника и учителя налагают особую ответственность на тех, кто еѐ избирает. Это – ответственность за души людей.

Настоящий учитель внутренне хорошо осознаѐт эту ответственность, но реальный педагогический процесс не предполагает одухотворения взаимоотношений между учителем и учеником. Гуманная педагогика, возвращая измерение духовности, утверждает, что «без духовной общности воспитание не состоится», «в сотрудничестве со взрослым Ребѐнок становится более сильным в своей интеллектуальной деятельности, чем при самостоятельной работе», «под именем гуманного образования надо разуметь развитие духа человеческого, а не одно формальное развитие», «в любви Ребѐнок находит вдвое больше источник роста», «воспитание духа и нравственности есть основа всего образования».

Гуманная педагогика открывает перед учителем беспредельные горизонты самосовершенствования и, главное, она питает его верой, что именно он, на своѐм месте способен творить будущее, утверждать его в лице своих учеников. Можно ли назвать гуманную педагогику новой философией образования, ведь она базируется на классическом педагогическом наследии? Гуманная педагогика есть новая философия образования, потому что она вобрала в себя мировой классический опыт образования и воспитания, но при этом обогатила его особенностью современного исторического периода.

Гуманная педагогика утверждается в условиях, когда образовательные системы стали полностью авторитарными и все классические принципы декларируются, но давно уже не выполняются. Цель обучения в современной школе – передать сумму знаний, которой ученик во взрослой жизни сможет воспользоваться. Если в советской школе формировали знания, умения, навыки, то в современной школе – компетенции, то есть способность этими знаниями, умениями навыками пользоваться для того, чтобы жить хорошо и успешно. Понятие «Жить хорошо и успешно» не означает морально и нравственно. Чаще всего, для хорошей жизни предполагается научить ребѐнка чувствовать себя счастливым в обществе потребителей. Главное в материальном плане не испытывать ни в чѐм нужды, удовлетворять свои потребности и потребности своей семьи. С этой целью учителя формируют компетенции на уроке, разрабатывают компетентностно-ориентированную модель ученика, осваивают кредитно-модульную систему обучения, интерактивные, проектные, мультимедийные и информационные технологии, активно применяют групповые методы работы, «поглощают» тома литературы по инновационным подходам в обучении. Методику и дидактику «успешно» заменяют на технологии обучения. Школа начинает напоминать фабрику по приѐму и переработке сырья, из которого получают методический продукт. Технологизация коснулась всех сфер школьной жизни. Школы превратились в мини-типографии, которые выдают тома методического продукта для участия в многочисленных конкурсах, число которых год от года возрастает, и для успешной отчѐтности, конкурентноспособности, рейтинга.

Учитель перестал задумываться о смысле жизни, он не читает классики, не успевает заглянуть в глаза учеников. На его лице постоянное выражение усталости и безысходности потому, что учитель обречѐн быть в вечной гонке за мониторингом и соответствием современным требованиям, которые всѐ больше и больше удаляются от настоящего мира ребѐнка и мира самого учителя. А как же в этих условиях дети?

Дети живут своей жизнью, о которой мы, взрослые, даже и не подозреваем. В нашу модель компетентностно-ориентированного ученика не входит понятие смысла жизни Ребѐнка, в ней нет понятий духовного, и внутреннего мира и всѐ заранее предписано и определено. Это происходит 5 потому, что мир общества потребителей не нуждается ни в каких духовных определениях. Ему нужны потребители для обеспечения прибылей производителей, смысл существования и так понятен, он в постоянном потреблении, потреблении ради потребления.

К сожалению, в современном учебно-воспитательном процессе разрушается духовная общность между учителем и учеником. Школьная жизнь лишена духовных понятий и осуществляется только на уровне материальных кредитно-модульных отношений, которые по сути своей представляют собой замену товарно-денежных отношений рынка. Школа готовит молодое поколение к жизни в условиях, где необходимы критическое мышление, лидеры и личности, подчиняющиеся только своим интересам выгоды. Школа стала полной выразительницей интересов общества, которое явно утратило нравственно-моральные ориентиры.

Сложностью современного момента является то, что в авторитарной школе никто не отрицает важности классического педагогического наследия, более того, многие классические понятия провозглашаются, но не выполняются. Произошла подмена ценностей, которые вроде бы остались всѐ те же, но, по сути, они иные.

Все, кто выбирают гуманную педагогику, начинают жить по еѐ законам не в идеальных условиях специально созданных школ, а внутри жѐстких авторитарных систем уже существующих учебных заведений. Поэтому от последователей гуманной педагогики требуется большое мужество и стойкое мировоззрение. Принятие духовных основ гуманной педагогики, утверждение этих основ в жизни и, как следствие, изменение жизни самого учителя, – всѐ это даѐт возможность выстоять в условиях авторитаризма и подмены ценностей, – всѐ это напитывает гуманную педагогику как новую философию образования жизненными силами и даѐт возможность ей утверждаться и распространяться.

Движение гуманной педагогики является общественным и объединяет не только учителей, а также всех тех, кто имеет отношение к воспитанию детей. Программным документом этого движения является «Манифест гуманной педагогики». 15-17 июля 2011 г. по приглашению президента Международного Центра гуманной педагогики Шалвы Александровича Амонашвили в его усадьбе в Бушети (Телавский район, Грузия) для обсуждения и принятия «Манифеста гуманной педагогики» собрались более 40 человек из разных регионов России, Грузии, Украины, Дагестана, Хакассии и стран Балтии, которые представляли общественные организации гуманной педагогики, а также учебные заведения и государственные структуры, поддерживающие направление гуманной педагогики в системе образования. Это были деятели науки, культуры, директора школ, преподаватели вузов, учителя, журналисты, представители общественности.

Подписанию «Манифеста гуманной педагогики» предшествовала серьѐзная и кропотливая работа всех приглашѐнных по дополнению и уточнению его основных положений, которая продолжалась два дня: с 15.07 по 16.07. «Возникает необходимость принятия классических педагогических ценностей с их основополагающими понятиями духовности и гуманности, любви и добра, мира и блага. Только через изменение педагогического сознания на основе этих понятий можно будет преодолеть «бич» образования – авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе», – записано в преамбуле Манифеста. После детального обсуждения Манифеста он был дополнен и доработан с учѐтом рекомендаций всех участников и принят в окончательной редакции. Манифест подписан 17.07.2011г. всеми собравшимися в Бушети.

В этот же день соавторы Манифеста были приняты 80-м Католикосом-Патриархом всея Грузии, Архиепископом Мцхетским и Тбилисским Илиѐй Вторым в его резиденции в Тбилиси. Патриарх выслушал выступления представителей движения гуманной педагогики различных государств и поддержал всех присутствующих в их искреннем желании сделать систему образования и воспитания по-настоящему духовной и способной раскрывать в ребѐнке его Божественный образ. Таким образом, 17 июля 2011 года – день принятия «Манифеста гуманной педагогики» явился днем его официального принятия и подписания в лице всех собравшихся и духовного благословления в лице Католикоса-Патриарха всея Грузии, Архиепископа Мцхетского и Тбилисского Илии Второго. 6

Манифест – это провозглашение основных философских положений гуманной педагогики, которые уже реально утверждаются в образовательном пространстве, а также программный документ, намечающий дальнейшие пути развития идей гуманной педагогики в жизни. Гуманная педагогика – это стройная философская система, которая, если она воспринята и осознана, становится мировоззрением учителя, воспитателя, родителя, руководителя образования. Возникает закономерный вопрос: «Может ли сравнительно небольшая группа людей, пусть даже имеющая устойчивое мировоззрение, изменить ситуацию в устоявшейся и налаженной авторитарной системе образования, которая есть выражением материалистического мировоззрения большинства еѐ работников?».

Ответ на этот вопрос находим у В.И.Вернадского, которому хорошо было известно, что человечество – часть природы и развивается оно по определѐнным космическим законам, согласно которым биосфера обязательно эволюционирует в ноосферу, сферу, населѐнную нравственным человечеством. «Меня не смущает, – запишет Владимир Иванович в своѐм дневнике, – что сейчас те люди, которые сокровенно совершают невидимую пока работу, как-будто не участвуют в жизни. На виду большей частью не они, а другие люди, действия которых не обузданы духовной работой. Но всѐ это исчезнет, когда вскроется тот невидимый во внешних проявлениях процесс, который является духовным результатом мирового человеческого сознания. Он зреет, время его придѐт, и последнее властное слово скажет он; а тѐмные силы, всплывшие на поверхность, опять упадут на дно» (2, с.268-269).

Человечество ждѐт светлое будущее духовного прогресса и совершенствования, а иначе оно бы не появилось в ходе миллионов лет космической эволюции. Эволюция идет через человека и творится человеком. Среди людей всегда были те, кого мы называем Светочами, они приходили, чтобы дать нам силы двигаться вперѐд. Всегда были и те, кто следовал за ними. Путь гуманной педагогики, который можно назвать путѐм постижения любви к Ребѐнку, – это путь утверждения эволюционных основ воспитания и образования. Согласно закону свободной воли никто не может заставить выбрать его. Светочи имеют только один самый мощный метод воздействия на всех нас – это личный пример самоотверженной жизни. Знакомясь с жизненным подвигом Песталоцци, Корчака или Сухомлинского, мы понимаем как трудно научиться любить Ребѐнка. И ещѐ мы понимаем, что всѐ когда-то проходит, пройдут наши жизни и ещѐ много других жизней, а умение любить Ребѐнка останется, как тот светлый образ, который приближает будущее и делает реальными самые смелые мечты о перспективах эволюции человечества. Ноосфера – это будущее человечества. Будущее создается каждым из нас на своѐм самом обычном жизненном месте, в маленьком уголке собственной судьбы. Если мы постигаем любовь к Ребѐнку, то конечное в земном существовании начинаем объяснять бесконечным, и из наших обычных жизней мир получает «духовный результат мирового человеческого сознания».

Бак Виктория Фёдоровна,

учитель биологии УВК № 11, г. Артѐмовск

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Чтобы дарить ребѐнку искорку знаний, учителю надо впитать море света. М.:Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2009,

2. Аксѐнов Г.П. Вернадский. М.: Мол. гвардия, 2001.– (Жизнь замечат. людей; Сер. Биогр.; Вып. 800). 3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера // В.И.Вернадский; Предисловие Р.К. Баландина. М.: Айрис-пресс, 2007.

4. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Главная редакция изданий для зарубежных стран издательства «Наука», 1987.

5. Сухомлинский В.А. О воспитании / Сост. И авт. Вступит. Очерков С.Соловейчик. – 3 – е изд._М.: Политиздат, 1979.

6. Шапошникова Л.В. Исторические и культурные особенности нового космического мышления // Объединѐнный Научный Центр проблем космического мышления. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005.

7. Манифест гуманной педагогики: http://www.icr.su/rus/departments/human/manifesto_2011.php

Источник: http://pedagogika-cultura.ru/images/Stories/additional/Bak_gumpedag.pdf

 

 

Категория: Статьи | Добавил: Nina (12.02.2016)
Просмотров: 332 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Статьи [40]


Copyright MyCorp © 2019
Сайт управляется системой uCoz