В Учении Живой Этики, во всем творчестве
Елены Ивановны Рерих – статьях, книгах, богатейшем эпистолярном наследии –
красной нитью проходит мысль об утверждении Культуры как основы развития
общества. И сегодня, учитывая насущную потребность в разработке этой темы
применительно к современным условиям, перед каждым объективно мыслящим
исследователем эти труды предстанут неисчерпаемым источником. Принимая во
внимание всю широту такого фундаментального понятия, как Культура, учитывая
многотрудные поиски ученых в этом направлении, когда возникает необходимость
выделить то главное, что требуется для осмысления этой сложнейшей категории,
труды Е.И. Рерих могут оказать неоценимую помощь, поскольку в них достаточно
ясно и убедительно выражена суть и значение Культуры для человечества. В
процессе такого исследования выявляются как наиболее актуальные аспекты
взаимодействия понятий Культура и Образование.
В своих трудах Е.И. Рерих утверждает: «Культура в
основе своей есть Эволюция» [1, с.340]. Это положение помогает понять
значение и смысл как самой Культуры, так и всей жизни на земле, и следует
признать, что среди многих серьезных вопросов и проблем глобального характера,
которые решает сегодня человечество, вопрос Культуры является краеугольным.
Отрицая Культуру, заменяя ее технократией, – писала Елена Ивановна, – мы
отвергаем эволюцию и нарушаем Космический Закон. Однако, необходимо заметить,
что в наши дни, как и прежде, все еще «мало сознаний, которые могут видеть
перерождение планеты путем культуры» [2, 390]. Тем не менее, именно в
Культуре, в ее осознании и действенном применении следует видеть спасение и
выход из сложившихся социальных проблем, – отмечается в трудах Николая
Константиновича Рериха и Елены Ивановны Рерих.
Понимая Культуру как почитание Света, духовного
начала, как путь от цивилизованности к образованности и интеллигентности, через
развитие утонченности к осознанию «синтеза, которое завершается принятием
понятия культуры» [3,с.198], Е.И.Рерих уделяла особое внимание образованию, которое должно строиться на
основе осознания культурных ценностей. Она считала, что необходимо в сознание
масс и подрастающего поколения закладывать уважение к духовным ценностям,
«которыми живо человечество». В этом Е.И.Рерих видела высоковоспитательное
значение Знамени Культуры и Пакта Мира [4, с. 600].
Идеи Культуры и образования, так же как и идеи
самосовершенствования, составляют, в целом, основу трудов Рерихов и, учитывая
их воспитательное воздействие, педагогическую значимость, являются, по
существу, идеями педагогики Культуры.
Они сущностно отражены в принципах Гуманной педагогики, развиваемой академиком
РАО Ш.А. Амонашвили. Они также созвучны поискам ученых в этом направлении,
осуществляемым в педагогической науке. Так, выдающийся ученый С.И. Гессен,
определяя основы педагогики, писал: цели образования – культурные ценности, к которым в процессе образования должен
быть приобщен человек. Гессеном было введено научное
понятие «Педагогика культуры», трактующее педагогику как аксиологически
направленную гуманистическую систему, ведущую начало от И. Канта и
рассматривающую воспитательный и образовательный процессы как приобщение
человека к культурным ценностям и содержанию культурной жизни родного народа и
человечества. Исследователи этого направления отмечают, что Педагогика культуры
является важным соединительным звеном между многовековыми традициями
европейской и российской философско-педагогической мысли и современными
концепциями личностно ориентированного образования [5].
В развитие идей педагогики Культуры сегодня требуется
обратить особое внимание на соотношение понятий «цели» и «ценности» общества,
на само понятие Культура.
Осознание обществом истинных человеческих ценностей
имеет решающее значение при понимании и определении культуры, – признают
современные ученые. От понимания Культуры зависит направленность социальных
действий, сохранение жизненных сил социальных субъектов, политика и идеология. «Понимание
культуры становится задачей и обязанностью общества» – справедливо отмечают
социологи [6, с. 65].
Известно, что освоение индивидом ценностей, жизненных
установок, присущих данному обществу, происходит в процессе социализации;
прежде всего, это осуществляется в системе образования, где процесс обучения
неотрывен от процесса воспитания. Здесь решающая роль принадлежит как средней,
так и высшей школе, в концепциях которых должно быть уделено значительное место
вопросам культуры, культурным ценностям. О единстве культурного и
образовательного пространства как о
принципе государственной политики в области образования указано в
Российском законодательстве, в законе "Об Образовании" (Гл. I, ст. 2).
В наше время объективно возникает необходимость
выработки системы мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов
содержания образования, на освоение культурных ценностей. Безотлагательность
действий в этом направлении объясняется и тем, что обществу грозит гибельностью
последствий утвердившееся господство «массовой культуры», которая, пользуясь
невзыскательностью интеллектуальных и эстетических запросов потребителя,
непросвещенностью большинства людей в вопросах культуры, незаметно подменяет
истинные ценности культуры на фальшивые. «Сознание
современного ребенка школьного возраста… пронизано атмосферой, ценностями,
образами современной, по преимуществу, массовой, культуры, – отмечают
исследователи. – Поэтому
задачей школы оказывается, прежде всего, упорядочение, организация этой
спутанной мозаики, этого хаоса впечатлений, представлений, знаний» [7, с.4 ].
В свое время для утверждения в жизни духовных начал,
для претворения и реализации идей Международного договора по охране культурных
ценностей (Пакта Мира) в 30-е годы прошлого столетия был провозглашен Всемирный
День Культуры, замысел проведения которого принадлежит Н.К. Рериху: «Во
всех школах и просветительных обществах одновременно будет посвящен день
осознанию национальных и мировых культурных сокровищ»; «Вводя в школах день Культуры, мы, также внушая задачи
мирного строительства, будем возвышать и утончать сознание молодых поколений,
утверждая его высокими примерами человеческого творчества»; «Не
будет ли одною из наших самых прекрасных задач неотложно устремляться по этому
направлению?».[8, с.71, 83]
День Культуры получил свое развитие в наши дни и
утвердился как новая традиция единения людей в устремлении к утонченной
и возвышенной культуре; он используется как действенный метод приобщения юного
поколения к культурным ценностям, осознания необходимости их защиты. Этот
праздник проводится в школах Санкт-Петербурга ежегодно 15 апреля (в день
подписания Пакта Мира) по инициативе Международной Лиги защиты Культуры и
осуществляется при активном участии городской методической службы школьного
образования. Десятилетняя практика проведения Дня Культуры выявила его огромные
творческие возможности, он получил высокую оценку в системе образования
Санкт-Петербурга [9].
День Культуры как форма, объединяющая творческое
участие педагогов, школьников и их родителей, всех людей в деле культурного
созидания, обладает многими ценными
свойствами, среди которых: доступность этого
средства для всех участников процесса; вместимость по содержанию;
бесконечное разнообразие форм; неограниченность по широте охвата;
гибкость применения в меняющейся обстановке и многое, многое другое.
Данная форма эстетической деятельности, позволяет включаться непосредственно в
ткань социокультурной реальности. Через форму
Праздника сама жизнь, эстетически преображенная, выступает в свою очередь,
мощным импульсом для развития художественного творчества.
Так, идеи
Педагогики Культуры, заложенные в трудах Рерихов, успешно претворяются в жизнь
через творчество педагогов, учащихся и общественности. Об этом можно судить по
результатам исследований, опубликованных в научных изданиях Дома Ученых РАН [10]
и международных конференций, а также по материалам журналов «Культура и время»,
«Педагогика Культуры» и специальных сайтов Интернета (www.cultura.spb.ru ; www.pedagogika-cultura.narod.ru).
Важно
отметить, что данная форма организации праздника Культуры, – при возвышенном к
ней подходе и почитании духовного ее начала, – позволяет решать многие
воспитательные задачи и в первую очередь – нравственного содержания,
способствуя актуализации духовных качеств всех его участников и при этом
обозначая конкретные цели развития общества. «Человек будущего – человек
нравственный» – под таким девизом предложено провести День Культуры в 2010
году. Утверждать этот Образ Человека будущего чрезвычайно важно в современном
образовании.
В творчестве Елены Ивановны Рерих, – в текстах Живой
Этики и в ее работах, посвященных воспитанию и самосовершенствованию, – каждый,
кто интересуется вопросами педагогики, без труда найдет черты Человека
будущего.
Об образе более совершенного человека писал также
художник и мыслитель Святослав Николаевич Рерих, поднимая вопрос о самом
важном: «В конце концов, к чему мы стремимся?» – и давал вполне
определенный ответ: «К более совершенному человеку. Который имел бы все
положительные качества, для всех очевидные». Перед нами стоит задача
развития более совершенного человечества, создания более совершенной жизни, –
отмечал он во многих своих выступлениях и письменных работах.
– Образ этого более совершенного человека указывают нам все философии мира, в
эпосе каждого народа мы можем найти такие примеры. «Мы все, живые
существа, подчиняемся закону эволюции. Эволюция – это стремление к
совершенству. Если мы мыслим эволюционно, значит, эмоционально стремимся к
чему-то более возвышенному. Важны внутреннее усилие мысли, сила мысли, сила
устремления… Когда человек стремится к лучшему, он возвышается» [11, с.
91].
Прекрасный
ориентир в этом направлении дается в работе Елены Ивановны Рерих «Космическая
эволюция и ее цель (назначение)»[12], где отмечено, что духовное, нравственное
совершенствование человека и общества есть цель
эволюции. Принимая во внимание, что Культура и Эволюция – понятия
одного уровня, как это было отмечено выше, выводы, содержащиеся в указанной
статье, имеют основополагающее значение для развития идей педагогики Культуры.
Некоторые из положений этой статьи приводятся ниже.
«Космический процесс этичен в самом глубоком смысле», – приводя данное высказывание
одного из выдающихся ученых-эволюционистов, Е.И. Рерих далее подчеркивает: «Моральные
принципы имеют свои корни в глубочайших основах Вселенной… Лишите Вселенную ее
этического смысла, и ничего не останется, кроме призрака и вымысла фальшивой
метафизики…Конечная цель этического процесса есть усовершенствование
человеческого характера». Процесс
эволюционирования заключается в совершенстве моральном, нравственном, –
говорится в статье. Относительно этапов этого развития, мысль автора сводится к
следующему.
Когда мы признаем только свои права и боремся
за них, мы находимся лишь у подножия восхождения, соответствуя животному плану
развития. Само же восхождение к вершинам духовного развития начинается с такого
образа жизни, когда мы признаем не только свои права, но и права окружающих,
и это есть начало моральной жизни. В то время, когда мы становимся способными
признать не только права и интересы других людей, но и стараемся им помочь
– мы, достигая человеческого плана, приобретаем качества человечности.
Когда же мы, признавая права и интересы других людей и стараясь им помочь,
приобретаем способность любить других, так же, как мы любим самих себя,
тогда «мы, истинно, становимся нравственными», – мы освобождаемся от
оков самости-эгоизма и достигаем в своем развитии духовности. Только человек
способен к проявлению высшей любви, самоотвержению и самообладанию, – говорится
в этой статье.
Учитывая также роль психической энергии, – чему в
Учении Живой Этики придается первостепенное значение, – процесс
эволюционирования, описанный в данной работе Елены Ивановны Рерих, можно
выразить следующим образом (рис.1).
Выводы, содержащиеся в данной статье Е.И. Рерих,
на наш взгляд, чрезвычайно важны для постановки целей образования и воспитания,
целей развития общества.
В Учении Живой Этики даются ясные ответы на многие
вопросы воспитательного характера. Для чего живет человек? – Чтобы познавать
и совершенствоваться, чтобы стремиться за пределы известного наверх и помочь
друг другу. Если бы эта истина была усвоена каждым человеком еще в юном
возрасте, можно не сомневаться – иные бы подрастали поколения. И перед
обществом сейчас не стояли бы так остро проблемы преступности, наркомании и
иного отклоняющегося поведения, поскольку человек, знающий о цели и смысле
существования, имеет в жизни ясные ориентиры, и от этого света он уже не
свернет во тьму.
Когда темы совершенствования личности, темы Культуры
станут естественными в образовательном процессе (можно в каждом
научно-предметном цикле уделить им время, понимая их важность), – они станут
частью профилактической деятельности в большой работе по оздоровлению общества,
и это может решить многие психологические проблемы. Без темы духовного,
нравственного здоровья нет будущего.
Актуальность развития идей педагогики Культуры
объясняется также многими объективными причинами. Так, в наше время немало
обсуждается проблем, связанных с духовной деградацией общества – войны,
насилие, терроризм, религиозная и этническая нетерпимость. Пути решения этих и
других проблем, а также всевозможных разногласий и споров ищут в юридической и
экономической областях, умножая и без того бесчисленное количество правовых
документов, безуспешно пытаясь прописать все случаи жизни в законодательных
актах и нормативах и при этом тщетно надеясь на их исполнение. О самом же
реальном, важном и неотложном обычно не говорится, и главная причина всех
конфликтов – этико-психологическая, а точнее, мировоззренческая –
остается без внимания. Ученые пытаются искать ответы и в психологии, но
безуспешно, поскольку в поиске решений по оздоровлению общества не выходят за
пределы житейских проблем, бытового взгляда на жизнь. И перекраиваются старые
методики, в основе которых давно отжившие представления о жизни – предрассудки.
Знание и нравственность, духовность и красота – те
вершины, к которым не только достойно стремиться, но это определено и самими
законами мироздания. Зерна этой истины важно посеять в том возрасте, когда
формируется фундамент личности – мировоззрение человека, когда идет поиск
нравственных ориентиров, смысла жизни и своего места в ней, осознание своего
«я». Подростки и молодые люди, не получая ответа от взрослых, которые и сами, в
большинстве случаев, не имеют таких ориентиров, остаются с мировоззренческими и
нравственными проблемами один на один. И это становится у многих из них
причиной девиантного либо ошибочного поведения – агрессивности или подчеркнутой
автономии, уныния и апатии.
Между тем, утверждающийся Новый век приносит новое
мировоззрение и новое решение проблем. Решение заложено в самой основе человека,
в основе его внутреннего мира, в развитии его сознания и в
осознании тех преимуществ, которые дает идея Общего блага, ведущая к
необходимости работы каждого по самосовершенствованию, к преобразованию
собственной духовно-нравственной сферы.
Помочь молодому поколению осознать культурные
ценности, духовную сущность вещей и явлений в жизни, уберечь от увлечения
внешней, бессодержательной красотой и ложными истинами – в этом состоит сложная
и вместе с этим прекрасная задача каждого педагога и преподавателя, каждого
воспитателя и родителей. В этом состоит задача педагогики Культуры. Стремясь к
самосовершенствованию, к культуре и поддерживая эту направленность в других,
педагог помогает людям устремиться в будущее и каждый новый день приветствовать
как дающий новые возможности. При таком отношении к жизни не будет места
унынию, и в свое будущее человек может смотреть легко, приветствуя его и не
опасаясь, как это наблюдается в большинстве случаев.
Понимание
задач Нового, нарождающегося мира очень важно в претворении идей педагогики
Культуры. В новый, грядущий мир со старыми знаниями не войти – нужны новые,
более полные сведения о современном мире, а также переосмысление самих основ
бытия. Устремляясь в будущее, обществу необходимо осознать, что к
преобразованию жизни человечество может придти лишь через новое миропонимание,
через осмысление того, что мир находится на пороге качественного изменения.
Новое мировоззрение, которое созревает в обществе, утверждается как принцип
Культуры, принцип рассмотрения всего происходящего на Земле в тесном единстве с
космическими процессами.
Новая эпоха
принесет, как это утверждается в трудах Е.И.Рерих, великое сотрудничество во
всей жизни, которое утвердится на основе истинного знания и терпимости, сослужения
Общему благу. Будущий, Новый мир создаст условия для развития мысли, пробудит
сознание и вернет миру предназначенный облик Красоты. Обновление будет
заключаться также в осознании человеческого достоинства, в суровом понимании
долга и ответственности каждого перед человечеством и всем Космосом. Но все это
возможно лишь на основе единения и взаимоуважения среди людей и, в первую
очередь, наиболее просвещенных умов и сердец, которые во многом помогут
утвердить этот Новый мир. Этому также будет способствовать и развитие идей
педагогики Культуры.
«Прежде всего, нужно озаботиться о новых школах, в
которых с детских лет закладывались бы основы понимания назначения человека,
его места и роли в мире, его космической зависимости… Для таких школ нужны и соответствующие
учителя», – писала Е.И. Рерих [13, с.291], придавая, в целом, в деле
просветительства большое значение интеллигенции. Если известно, что человек
улучшается, устремляясь к прекрасному, – на что обращали внимание еще
мыслители древности, – то воспитание вкуса, развитие чувства прекрасного
принадлежит, прежде всего, интеллигенции; это является ее обязанностью, и
именно ей следует, наконец, возвысить голос против разрушительных тенденций в
культуре.
Путь к Культуре лежит через сердце, и в процессе
образования и самовоспитания, человек поднимается к вершинам Культуры через
осознание синтеза и утончение. Опираясь на лучшие достижения прошлого, бережно
и с любовью сообща охраняемые, устремить сознание к будущему – к человеку
нравственному. В этом заключаются задачи педагогики Культуры, частью которой
является движение по защите и осознанию культурных, духовных ценностей.
Дети, вовлеченные в этот процесс, активно участвуют в
конкурсах творческих работ, создают прекрасные, полноценные художественные произведения,
наполненные духовным смыслом и содержанием. Комитетом по образованию
правительства Санкт-Петербурга выпущен сборник таких работ под названием «Чудо
творческого огня». О сердечности, нравственности, об этике слов и поступков, и
особенно – мыслей, пишут школьники сочинения на живом языке доверительного
общения, далеком от стандартных формулировок. «Делать добро спеши, человек!» –
таким стихотворением делает школьник свой личный вклад ко Дню Культуры, и можно
быть уверенным в его будущих светлых начинаниях.
Движение по осознанию и защите культурных ценностей в
школьном образовании возникло как живой отклик на зов о Культуре – почитании
творческого огня, который и есть жизнь. И именно жизнь подтверждает
справедливое высказывание Е.И.Рерих: «Жизнь наполнена чудесами, если
подходить ко всему с открытым сердцем, с устремлением к красоте и
самоусовершенствованию» [14,с.28].
В этом выражается суть педагогики Культуры.
Уварова Л.И.
http://www.pedagogika-cultura.narod.ru/
|