Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
Главная Каталог статей Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Статистика

Главная » Каталог статей » Статьи - Педагогический отдел » Статьи

ИСКУССТВО ЯСНОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

1. Главный урок в школах.

В школах и институтах нас не учили тому, чтобы слушать свою душу и следовать по жизни на волне души. В школах нас учили, а теперь учат других, всему чему угодно кроме главного – никто не спрашивает и не интересуется, к чему стремится, чего желает душа ребенка, ученика, студента. Все образование, воспитание построено от ума, поэтому многие учителя, как правило, вовремя не спросят молодого человека, что чувствует его душа, к чему тянется и чего жаждет в этой жизни? Хотя осознание своей души, ее Пути в этой жизни – должно быть Главным уроком в нашей жизни. Но все происходит с точностью да наоборот: нас учат пути ума, нас пускают по этим рельсам, и нам приходится подавлять порывы своей души, загонять ее в подземелье, подвалы нашей природы. Чем больше мы растем, тем больше нам требуется усмирять, сдерживать всплески желаний своей души, чтобы выполнять требования окружающего мира. Так мы и катимся по чужой колее, и в результате имеем жизнь, полную неудовлетворенности, тревог, борьбы, спешки, неудач, болезней, одиночества, страдания. Что же мы можем изменить в нашей реальности без умения слышать голос своей души и азов науки ясного мышления.

2. Искусство ясного мышления в образовательном пространстве.

Педагогика, в общем-то, по мысли известного педагога Шалвы Александровича Амонашвили, характеризуется той или иной формой и типом мышления конкретного педагога, учителя.

В принятом в г. Бушети, Грузия, 17.07.11 г. программном документе «Манифест гуманной педагогики» неоднократно говорится о значении мысли и умении ясно и светло мыслить.

В разделе «Победить себя» указывается, что «самая большая трудность в творении гуманного образовательного мира находится внутри нас самих. Это может быть наша косность и консерватизм, наша привязанность к авторитарному педагогическому мышлению, скованность нашего сознания тисками материализма, вера, что авторитаризм есть истинный путь педагогики, лень заниматься чем-то новым, ссылка на преклонный возраст и т.п. Другими словами, речь идет о неумении мыслить по-новому, целостно и всесторонне.

Для тех, в ком мало любви к детям, в ком авторитаризм и властолюбие стали чертами характера, – трудность самопреображения, конечно, будет усугубляться. Надо победить страх в себе, надо свершить подвиг – стать героем духа. Такое волевое решение не зависит от каких-либо внешних обстоятельств, а зависит только от нас самих. Личность рождается в борьбе с самой собою. Борьба эта будет нелёгкая, но достойная.

Чтобы наше субъективное образовательное поле было радостным для наших воспитанников и учеников, нам нужно будет принять в наше сознание измерение духовности и мыслить на его основе.

Измерение духовности помогает нам постичь и вернуть многим понятиям их сокровенный смысл, вследствие чего перед нами открываются прекрасные горизонты гуманного педагогического сознания. Учитель – душа, носитель и даритель Света. Ученик – душа, ищущая (жаждущая) Свет. Их встреча рождает Урок (педагогический процесс) – особую полосу совместной возвышенной жизни, при которой растущий человек-ученик наполняется Светом от Учителя, воодушевляется и дальше направляется для распространения по миру своих даров духа.

Воспитание, как сообщает само слово, есть питание духовной оси растущего человека, а питается она духовной пищей – образами. Образование есть таинство раскрытия Божьего Образа в человеке. Школа (от лат. scalae) означает лестницу для восхождения души и духовности человека.

Духовность есть сугубо личностное состояние внутреннего мира каждого человека. На основе духа и духовности совершенствуется в нем духовная жизнь, вовлекая в себя мысли, чувства, переживания, впечатления, увлечения, вкусы, отношения, устремления, мечты, фантазии, мировоззрение, нравственность, оценки… Духовность объединяет все, что происходит в сознательном и подсознательном мирах человека. В своем внутреннем мире человек может прожить прошлое, настоящее и будущее как единое целое, жить без пространства и времени, свершать деяния, поступки.

Смысл духовности станет более полным через понятие Гуманности. Гуманность мыслится как процесс поиска человеком своей бессмертной основы – духа, своей связи с Творцом, поддержание этой связи. Это есть процесс обретения веры и жизнь в вере. Гуманность вносит в духовную жизнь особый порядок: в этом процессе внутреннего поиска и обретения веры упорядочивается и гармонизируется духовная жизнь, она становится целенаправленным потоком творчества и созидания.

Вера наделяет человека свободной волей и делает его духовно сильным, способствует наиболее полному проявлению и утверждению внутреннего мира во внешнем. Человек становится преобразователем внешнего, материального мира, творцом жизни. Таким образом, гуманность задаёт направление поискам и движению духовной жизни и способствует проявлению этой жизни во внешнем мире в соответствии с законами любви, красоты, нравственности, в целом же – культуры духа.

Понятия Духовность и Гуманность переплетаются друг с другом как смысл и путь, как содержание и форма. Вместе они образуют смысл гуманной педагогики: гуманная педагогика есть теория и творческая практика становления личности растущего человека через систему содержания и средств, разрабатываемых на основе понятия духовного гуманизма. Нам нужно будет расширять своё сознание и учиться мыслить и действовать согласно понятию духовности.

Мысль и слово есть могущественная творящая энергия – как созидательная, если она светлая, так и разрушительная, если она темная.

Нам надо воспитывать в самом себе, в каждом ребенке и человеке ответственность за свои мысли и слова, воспитывать добромыслие, ясномыслие, прекрасномыслие и, конечно же, доброречие, мудроречие, прекрасноречие. Как это делать? Как нам самим беречь чистоту своих мыслей?

 

III.   Ключи воспитания и развития ясного мышления.

Главное, научиться мыслить наедине. Помнить ответственность мышления. Истинно, мысль разрушает лучшие стены. Сомнение, раздражение и саможаление могут быть сознательно удалены. Полезно наблюдать за собою.

Совсем не так легко научиться мыслить. Трудно развить напряжение мысли, но еще труднее достичь высокого качества помысла. Часто разумом человек твердит себе — буду мыслить чисто, но сущность его привыкла к эгоистическому мышлению. Тогда получается самая нежелательная форма мысли. Две птицы летят из разных гнезд и не могут слиться воедино. Нужно упражнять мышление не разумом, но огнем духа, пока всякая двойственность не исчезнет. Мысль может иметь мощь, пока она совершенно монолитна, но всякая трещина не только лишает силы, но космически вредна, внося в пространство диссонанс. 
Нужно дать известное время для овладения мыслью, но полезно твердить себе об единстве сущности мысли. Будем радоваться разнообразию мышления, но каждая мысль должна быть чиста, как алмаз.

Неужели можно по-прежнему мыслить лишь половиною мозга, не заботясь о запертых сокровищах? Сейчас наступает время для понимания важности искусства овладения целостным, синтетическим мышлением, используя потенциал обеих полушарий мозга.

Когда энергии соприкасаются с планетою, то утверждается разновидность. Потому человеческая восприимчивость напрягает образования форм. Только человеческое соприкасание дает формы Космосу. Если бытие Красоты предназначено Волею Космоса, то человечество должно утвердиться в своей мощи. Дух, воспринимающий и претворяющий — так должен мыслить человек. Потому каждая волна космических энергий имеет свои предназначения.

Самосовершенствование. Каждый из нас есть творец своего субъективного образовательного поля, в которое вовлекаем детей или отдельного Ребенка, а также всех людей, в определенной степени соприкасающихся с нами. Сила и качество влияния этого поля зависит от нашей личности и нашей культуры: характера, нравов, чувств, мыслей, знаний, устремлений, мировоззрения. Наше образовательное поле – это отражение нашей сущности. Отсюда – самая фундаментальная проблема образовательного пространства и гуманной педагогики – самосовершенствование.

Как этим заниматься? Как и в чем совершенствоваться? Как сделать, чтобы наше слово соответствовало делу? Как расширять свое сознание? Кто нам в этом будет оказывать помощь? Как вести детей по пути самосовершенствования?

Мы находимся в постоянном поиске ответов на вопросы: о развитии веры, о воспитании Сердца, о понимании смысла жизни, о развитии умения самопознания, о воспитании героев, о горизонтах наук и т.д.

Люди много теряют, ожидая исполнения лишь своими путями. Как они будут мыслить о дальних мирах? Придется изменить многие списки и таблицы. Утверждайте, что утончение сознания есть тот магнит, который привлекает любые полезные энергии. Как сокровище, неисчерпаемое сознание поведет на высоты, где победа. Неужели достойно человека дать сознанию зарасти, подобно бурьяну?! Нужно помыслить, куда хотели бы направиться! Огонь сознания осветит путь!

Очищение сердца очень затруднительно, если паутина самости ожирняет его. Жир самости есть звериное наследие. Чистые накопления индивидуальности могут пояснить то, что рассудок не может даже помыслить. Особенно трудно внушить то, что вообще не входило в круг воображения. Сердце считается дворцом воображения. Как двигать, если нет мощи воображения? Но откуда придет оно, если не будет опыта?

В буддизме нам предлагаются сорок методов сосредоточения, из числа которых наиболее значительным является анапана, т. е. сосредоточенность на входящем и выходящем дыхании, метод, который использовали все будды.

Випассана – это способ самоизменения путем самонаблюдения. Она фокусируется на глубокой взаимосвязи ума и тела, которая может быть пережита на опыте, путем сосредоточения внимания на физических ощущениях, которые существуют в теле, и которые все время взаимодействуют и влияют на состояние ума. Это основанное на наблюдении, путешествие самоисследования к истокам ума и тела, которое ликвидирует умственные загрязнения, и в качестве результата успокаивает ум и наполняет его любовью и состраданием. "Ум в своей глубинной сущности чист, - говорил Будда, - однако он становится загрязненным, поглощая нечистоту".

На мой взгляд, необходимо ознакомиться с основами теории психосинтеза Роберто Ассаджиоли в ключе духовного развития человека и утверждения нового видения реальности.

 

IV. Перспективы творческой практики и исследований.

Искусство ясного мышления в творческой практике учителей и в теоретических исследованиях ученых со временем будет раскрываться, расширяться и углубляться. Будут уточняться понятия и принципы, совершенствоваться ведущие идеи, будут открываться новые формы и методические пути. Каждый будет иметь возможность привносить в это искусство свой вклад, скрупулезно будет изучать новый опыт и новую мысль, тем самым совершенствуя и обогащая науку ясномыслия. Такая работа будет вестись на основе фундаментального и неизменного понятия духовного гуманизма.

Справедливо спросят: «Какое отличие значения мысли в Новом Веке; если мысль так упорно утверждается, значит ей дано особое назначение в обновлении жизни?» Совершенно верно, если в Черном Веке мысль была около человека, или магнетизм распространялся на малые расстояния, то в Новом Веке мысль есть Пространство! Потому нужно мыслить не лично, но пространственно.

Послушаем, что скажет нам мэтр классической педагогики Константин Дмитриевич Ушинский. «Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать частицу бессмертного и стать живым органом мирового, духовного развития человечества. Без этого все фактические познания – иди они даже до глубочайших математических и микроскопических исследований – не только не принесут пользы, но нанесут положительный вред самому человеку, хотя, может быть, и сделают его полезной, а иногда и очень вредной машиной в общественном устройстве».

Далее он пояснит нам: «Под именем гуманного образования надо разуметь вообще развитие духа человеческого и не одно формальное развитие».

Школу надо спасти. Начинать это неотложное дело надо с того, чтобы понять: кто мы есть. Мы не маленькие «человечки», от которых мало что зависит. Кто унизит себя до «маленького человека», тот не учитель, не воспитатель, и пусть не мешает божественному делу образования. Но, осознав свою силу и миссию, пусть не возгордится, а исполнит свой долг творчески, преданно, с любовью и терпением.

Вот что нам говорит Николай Константинович Рерих: «Ни один завоеватель не может изменить сущности масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идей и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело. Но учитель – я употребляю это слово в самом широком смысле – может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества».

И сегодня, как никогда ранее, ставится вопрос достижения нового состояния сознания и мышления человека как необходимого условия соответствия окружающему нас энергоинформационному пространству и перехода на новую ступень – практического Братства Человечества.

Алексей СЕЕВ, г. Киев, 2013 г.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. «Искусство семейного воспитания. Педагогические эссе: Амрита, Москва, 2011;

2. «Живая Этика» (серия «Антология гуманной педагогики»): Издательский дом Шалвы Амонашвили, Москва, 1999;

3. Владимир Лермонтов «Великий переход или будем счастливы по-новому»: Амрита, Москва, 2012;

4. «Манифест гуманной педагогики»: Издательский дом Шалвы Амонашвили, Москва, 2011.

 

Источник: http://subscribe.ru/archive/economics.education.scale0ethics/201305/29132419.html

Категория: Статьи | Добавил: Nina (08.09.2013)
Просмотров: 1456 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Статьи [40]


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz