Впервые идею о необходимости разработки космической педагогики обосновал
известный российский педагог Константин Николаевич Вентцель (1857–1947) [6]. Анализируя генезис идей космической педагогики
К. Н. Вентцеля, И. М. Пушкина установила [10, с. 3]:
1. Основными предпосылками
возникновения космической педагогики К.Н.Вентцеля являются философия русского
космизма, интенсивное развитие отечественной науки и техники, социокультурная
среда конца ХІХ–начала XX вв., в которой работал педагог. Крупнейшими представителями русского
космизма являются: Д. Л. Андреев, В. И. Вернадский,
К. Н. Вентцель, Е. И. Рерих, Н. К. Рерих,
В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский,
А. Л. Чижевский, П. А. Флоренский и другие. Русские
космисты поставили целый ряд глобальных вопросов: о месте и роли человека в
Космосе, о смысле человеческого бытия, о его целях и путях их достижения, о
взаимосвязи макрокосмоса и микрокосмоса, об ответственности разума за
сотворённое Богом и преобразуемое человеком.
2. Космическая педагогика
К. Н. Вентцеля представляет собой интегративное учение, базирующееся
на идеях единства, взаимосвязи, целостности и коэволюции человека, человечества,
природы и Космоса (основные идеи философии русского космизма), воспитания
нравственной, свободной, независимой, самобытной личности (центральная идея
теории свободного воспитания), раскрытия и развития творческих сил ребенка
(главная идея теории развития личности), космического воспитания (ведущая идея
космической педагогики).
3. Космическая педагогика
К. Н. Вентцеля построена на принципах антропо-космизма,
культуросообразности, свободы и ненасилия, гармонии и выступает как
научно-педагогическое явление. Методологическую основу космической педагогики
К. Н. Вентцеля составляют идеи философии русского космизма.
4. Основные идеи космической
педагогики К. Н. Вентцеля идентичны ведущим идеям глобального
образования как нового направления в мировой образовательной политике XXI века.
Идеи космической педагогики К. Н. Вентцеля в контексте модернизации
российского образования и его содержания отражаются в раскрытии глобальной
взаимозависимости, единства и целостности системы «Человек – Человечество –
Природа – Космос», открытии логики развития этой взаимосвязи, изучении
универсальных (космических) законов, в становлении у подрастающего человека на
базе целостной картины Мира ответственности за последствия преобразований,
производимых на Земле и в Космосе.
В статье «Космические ориентиры русской педагогики»
Б. В. Емельянов выделяет три основных варианта русской космической
педагогики [8]:
1. Космическая педагогика
К. Н. Вентцеля, которую мы рассмотрели выше.
2. «Агни-Йога» («Живая Этика»), составителем книг
которой считается Елена Ивановна Рерих (1879–1955). «Агни-Йога» вобрала в себя
многие основополагающие положения представлений о человеке, бытующие в
восточной философии. Один из основных принципов «Агни-Йоги» – непрерывная и
бесконечная эволюция духовности человека в единстве и гармонии с Космосом,
обществом и самим собой. «…Педагогика «Агни-Йоги» – космическая педагогика,
утверждающая, что Космос и Человек соотносительны. Космический Разум
совершенствуется и развивается так же, как развивается человеческий разум. А
Космическое Сердце соответствует человеческому сердцу. Как высшее сознание
обитает в сердце человека, так и космическое сознание обитает в Космическом
Сердце, вбирающем в себя все накопления и достижения прежних состояний Космоса»
[8, с. 14].
3. Третий вариант педагогической теории,
ориентированной на космос – это «Роза Мира» Даниила Леонидовича Андреева
(1906–1959). В ней Земля и человечество вписаны в космические процессы борьбы
Светлых и Темных сил. В специальной главе «Воспитание человека облагороженного
образа» Д. Л. Андреев опирается на три постулата коммунистического
воспитания: подчинение личного общему, дух интернационализма и устремление к
будущему. Однако эти постулаты у Д. Л. Андреева «очищены от
марксистских идеологем, их односторонности и атеизма. Их новое толкование во
всечеловеческом и космическом объеме и приводит к воспитанию человека
облагороженного образа» [8, с. 16].
Однако за последние десятилетия научно-философская
база, используемая в организации и обеспечении космического образования,
существенно изменилась. Рассмотрим космическое образование через призму
современной космологической модели «Эволюционирующая материя». В работах:
«Мироздание: живая и разумная материя» [1], «Философия
образования в свете новой космологической концепции» [2], «Сумасшедшая: первооснова жизни и смерти» [3] и «Космические путешествия – путешествующая психика» [4] нами был осуществлен анализ исследований в области
нейронаук, психологии, космологии и философии, и выявлен ряд важных
закономерностей, актуальных для современного научно-философского видения
космического образования.
Во-первых, установлен закономерный и, в какой-то
степени, предопределенный законами организации материального мира характер
формирования и развития психики человека (нейронных ансамблей сознания и
подсознания) в масштабах Земли. В планетарной эволюции четко просматривается
следующее направленное развертывание молекулярных соединений:
макромолекулы → биополимеры → протеиноиды
→ протоклетки → прокариоты →
эукариоты → адгезирующие клетки →
нейроны → нейронная сеть → предсознание → нейронный ансамбль подсознания →
нейронный ансамбль сознания → комплексная работа психики
Во-вторых, совокупность психик с различной степенью
внутреннего совершенства образует в масштабах Земли псипространство, которое
проявляет себя в деятельности человеческого общества. Активность
эволюционирующего псипространства в совокупности с материальными формами
человеческой деятельности, в которых псипространство себя частично реализует,
образует в терминологии В. И. Вернадского – ноосферу Земли.
В-третьих, анализируя масштаб деятельности
псипространства Земли, а также целый ряд других определяющих характеристик,
указанных нами в работах [1–5], мы выделили человеческое общество в третье состояние материи –
разумную материю. Основываясь на космологической модели
В. И. Вернадского «Эволюционирующее вещество», в которой он, опираясь
на масштабные геологические исследования Земли и околоземного пространства,
выделил три состояния материи: косное, биокосное и живое вещество, мы
предложили новую, современную космологическую модель – «Эволюционирующая
материя» [1–5]. В этой модели живая материя (живое вещество в терминологии
В. И. Вернадского) переходит в состояние биоразумной материи, а потом
и разумной материи, которая в масштабах Земли представлена человеческим
обществом.
В-четвертых, из разрабатываемой нами теоретической
модели «Эволюционирующая материя» следует, что разумная материя представлена не
только в масштабах Земли. Её развитие в масштабах Мироздания осуществляется
более 6 млрд. лет, соответственно, человечество (разумная материя Земли) со
своей пятимиллионной историей находится на самых ранних этапах эволюции.
В-пятых, события последних десятилетий указывают на
очевидный факт: разумная материя Земли из планетарной силы переходит в
состояние космической силы.
Исходя из вышеперечисленных
положений, сформулируем определяющие характеристики космического образования. Предметом космического образования
(«образование» (по В. Далю «образованье») идет от глаголов «образовывать»
и «образовать», т. е. «ображать, давать вид, образ; обтесывать или
слагать, составляя нечто целое, отдельное». При этом «ображать», которое по
Далю лежит в основе глаголов «образовывать» и «образовать» означает: «придавать
чему образ, обделывать, выделывать вещь, образ чего из сырья, отесывая или
обихаживая припас иным способом» [7, с. 613]) является целостный процесс
формирования и направленного развития как отдельно взятой психики, так и
совокупности психик – псипространство. Объектом
космического образования – перманентное совершенство разумной материи
Земли. В работе «Мироздание: живая и разумная материя» мы показали, что все три
из известных современной науке состояний материи: косной, живой и разумной,
имеют свое определяющее, фундаментальное пространство [1]. В последующих
работах на более качественном исследовательском материале мы эту мысль
постоянно развивали [2–5]. Определяющим пространством косной материи является
пространство космического вакуума, живой материи – молекулярно-генетическое пространство,
разумной материи – пространство психики, образованное гармоничной,
взаимозависимой и взаимодополняющей активностью нейронных ансамблей подсознания
и сознания. В монографии «Космические путешествия – путешествующая психика» на
основе известного исследовательского материала, мы попытались представить
основные этапы эволюции психики, как определяющего пространства разумной
материи Земли [4].
Таким образом, рассматривая
предмет космического образования, мы не ведем речь о человеке, который
представляет собой частично живую материю (клетки и клеточные организации),
частично биоразумную материю (многоклеточный организм, регулируемый центральной
нервной системой), частично разумную материю (совокупная деятельность нейронных
ансамблей подсознания и сознания, обеспечивающая проявления высокоразвитой
психики). Мы концентрируем свое внимание исключительно на исследовании психики
и особенностях её проявления, а также псипространства и его
материально-виртуальных или виртуальных проявлениях. Отметим, что в реальном
длительном космическом полете значимость тела и его функциональных особенностей
значительно снижается, а особенности формирования, развития и взаимодействия
психики с внешней материальной средой выходят на первый план и становятся
доминантными. Соответственно, объектом космического образования выступает
разумная материя, как целостное объединение психик материального объекта
(независимо: планеты или космического корабля).
Цель космического образования – формирование планетарно-космической личности. В курсе
лекций «Философия образования в свете новой космологической концепции» мы дали
определение и рассмотрели основные характеристики планетарно-космической
личности [2, с. 33–38]. Повторим только основное: планетарно-космическая
личность – это гармония ума, души и тела,
направленная на реализацию внутренних творческих потенциалов психики во благо
эволюции разумной материи в масштабах Земли и космоса. От современной личности
планетарно-космическую личность отличают следующие основные характеристики:
1. Знание своего прошлого, причем не только
исторического, связанного с развитием общества, или геологического, связанного
с эволюцией Земли, а космического,
рассматривающего этапы формирования и развития структуры Мироздания, много
миллиардное последовательное развертывание систем косной, живой, разумной и
возможно других, еще не известных человечеству состояний материи. Только такой,
масштабный, космологический подход к
прошлому цивилизации в состоянии раскрыть перед человеком истинный смысл его
существования, ответить на сложные философские вопросы: «о месте человека в
материальном мире», «о предназначении человечества», «смысле человеческой
жизни» и т. п.
2. Масштаб мышления. Планетарно-космическая
личность умеет мыслить тактически и стратегически, планетарными и космическими
масштабами, организовывать взаимодействие процессов в границах локального
материального объекта и космоса. Масштаб мышления – это не только объем
информации, но и её качество. Это анализ прошлого, настоящего и прогнозирование
будущего, это постоянная экстраполяция от частностей к целому и ретроспекция от
целого к частям; это понимание важности составляющих целого и одновременно
признание самодостаточности целого, очевидного факта, что не всегда
функционирование составляющих частей соответствует функционированию целого
(системы).
3. Качество используемой информации.
Планетарно-космическая личность освободится от «шумов»: низкокачественной
информации и информации воздействующей на подсознание. Приоритетной информацией
станет научно-философская аргументация, расширяющая мировоззренческие
горизонты, способствующая профессиональному росту, раскрывающая возможности
космоса и деятельности разумной материи в масштабах космоса.
4. Последовательность деятельности. В космологии
существует фундаментальный принцип «матрешки», который с физико-математической
точки зрения обосновывает, что каждое событие (процесс, явление) происходящее в
масштабах планеты или космоса, с одной стороны, основано на предшествующем
событии, с другой стороны, заключает в себе начало следующего события. В этом и
заключается содержание преемственности: знание прошлого раскрывает понимание
настоящего и одновременно, позволяет прогнозировать будущее. Для каждого
поколения важно сохранять эту преемственность, так как она даёт наиболее полное
понимание планетарной и космической эволюции, позволяет более эффективно
организовывать свое присутствие в масштабах материального объекта и космоса.
5. Целенаправленность деятельности. Для того чтобы
любая деятельность была последовательна и прогнозируема, нужно с самых первых
этапов процесса образования раскрыть и укрепить в детях их предназначение –
понимание того, какому виду деятельности они посвятят свою дальнейшую жизнь и
каких результатов на этом поприще они в состоянии достигнуть. Целенаправленная
деятельность, это, прежде всего, преобладание глобальной цели – цели всей
жизни. Лишь четкое понимание глобальной цели позволит правильно очертить,
установить и достичь определенного множества частных целей. Последовательное
воплощение частных целей обеспечивает достижение глобальной цели и полноценную
самореализацию психики в онтогенезе. Глобальная цель деятельности – это
ориентир и постоянный стимулятор творческой самореализации психики, частные
цели – это мобильная, формирующаяся в зависимости от особенностей повседневного
существования, структура «прохождения» жизни в направлении ориентира.
6. Доминирование сознательной деятельности.
Ретроспективный анализ развития психики показывает, что её эволюция
осуществляется в направлении от преобладания активности нейронного ансамбля
подсознания к доминированию сознания, от преобладающей подсознательной
деятельности (чувственно-эмоциональной) к сознательной [2].
7. Форма продуктов труда (творческой
самореализации). Планетарно-космическая личность от воплощения внутренних
творческих потенциалов в материальных формах перейдет к воплощению активности
психики в материально-виртуальных, а в последствие – исключительно в
виртуальных формах. Психика планетарно-космической личности перейдет от
опосредованного проявления через искусственные средства труда (тело, техносфера
и т. п.) к непосредственному – IT-технологии, виртуальный мир и т. п.
8. Пространства самореализации (сферы
деятельности). Планетарно-космическая личность значительно расширит
пространства самореализации психики, выйдет за границы Земли и станет
реализовывать себя на околоземном космическом пространстве, на планетах
Солнечной системы, в космических путешествиях внутри галактики, в
межгалактических путешествиях. Изменятся сферы деятельности, технологии,
ценности, горизонты мировосприятия.
Таким образом, космическое
образование не только совершенствует представления формирующейся психики о
космосе, но и призвано сформировать планетарно-космическую личность, которая в
своей преимущественно сознательной деятельности преобразует псипространство
Земли и его структуру из планетарной силы в космическую силу. Эта направленная
и осмысленная деятельность позволит разумной матери Земли со временем активной
составляющей войти в структуру разумной материи галактики и осуществлять
масштабную космическую деятельность, для которой в принципе, разумная материя и
предназначена.
О. А. БАЗАЛУК
Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени
Г. Сковороды, г. Переяслав-Хмельницкий, Украина
Литература
1. Базалук О. А. Мироздание: живая и
разумная материя (историко-философский и естественнонаучный анализ в свете
новой космологической концепции) : монография / Олег Александрович Базалук. –
Днепропетровск : Пороги, 2005. – 412 с.
2. Базалук О. А. Философия образования в
свете новой космологической концепции : учебник / Олег Александрович Базалук. –
К. : Кондор, 2010. – 458 с.
3. Базалук О. А. Сумасшедшая:
первооснова жизни и смерти / Олег Александрович Базалук. – К. : Кондор, 2011. –
346 с.
4. Базалук О. А. Космические путешествия
– путешествующая психика : курс лекций / Олег Александрович Базалук. – К. :
КНТ, 2012. – 424 с.
5. Базалук О. А. Философские проблемы
космологии : монография / О. А. Базалук, И. В. Владленова –
Х. : НТУ «ХПІ», 2013. – 190 с.
6. Вентцель К. Н.
Свободное воспитание : сб. избр. трудов. / Сост. Л. Д. Филоненоко. –
М. : АПО, 1993. – 364 с.
7. Даль В. Толковый словарь : в 4-х т. / Владимир Даль. – М. : «Русский язык», 1989. – Т. 2. – 779
с.
8. Идеи космизма в педагогике и современном
образовании : материалы науч.-пед. конф. (Екатеринбург, 5–6 дек. 2003 г.) /
отв. ред. Б. В. Емельянов, О. А. Уроженко. – Екатеринбург :
Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 128 с.
9. Образование как планетарное явление :
монография / [Л. А. Алексеева, Р. А. Додонов,
Д. Е. Мурза, Ф. В. Лазарев, В. М. Таланов и др.].
– Донецк : ДонНТУ, Технопарк ДонНТУ УНИТЕХ, 2011. – 270 с.
10. Пушкина И. М. Генезис идей К. Н. Вентцеля как основоположника
космической педагогики : автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата
педагогических наук / Ирина Михайловна Пушкина. – М. : Московский
психолого-социальный институт, 2007. – 26 с. Источник: Матеріали Міжнародної науково-громадської конференції «Космічне мислення в сучасному світі», м. Київ, 6–7 грудня 2013 року
|