Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
Главная Каталог статей Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Статистика

Главная » Каталог статей » Статьи - Педагогический отдел » Статьи

КОСМИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Впервые идею о необходимости разработки космической педагогики обосновал известный российский педагог Константин Николаевич Вентцель (1857–1947) [6]. Анализируя генезис идей космической педагогики К. Н. Вентцеля, И. М. Пушкина установила [10, с. 3]:

1. Основными предпосылками возникновения космической педагогики К.Н.Вентцеля являются философия русского космизма, интенсивное развитие отечественной науки и техники, социокультурная среда конца ХІХ–начала XX вв., в которой работал педагог. Крупнейшими представителями русского космизма являются: Д. Л. Андреев, В. И. Вернадский, К. Н. Вентцель, Е. И. Рерих, Н. К. Рерих, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, А. Л. Чижевский, П. А. Флоренский и другие. Русские космисты поставили целый ряд глобальных вопросов: о месте и роли человека в Космосе, о смысле человеческого бытия, о его целях и путях их достижения, о взаимосвязи макрокосмоса и микрокосмоса, об ответственности разума за сотворённое Богом и преобразуемое человеком.

2. Космическая педагогика К. Н. Вентцеля представляет собой интегративное учение, базирующееся на идеях единства, взаимосвязи, целостности и коэволюции человека, человечества, природы и Космоса (основные идеи философии русского космизма), воспитания нравственной, свободной, независимой, самобытной личности (центральная идея теории свободного воспитания), раскрытия и развития творческих сил ребенка (главная идея теории развития личности), космического воспитания (ведущая идея космической педагогики).

3. Космическая педагогика К. Н. Вентцеля построена на принципах антропо-космизма, культуросообразности, свободы и ненасилия, гармонии и выступает как научно-педагогическое явление. Методологическую основу космической педагогики К. Н. Вентцеля составляют идеи философии русского космизма.

4. Основные идеи космической педагогики К. Н. Вентцеля идентичны ведущим идеям глобального образования как нового направления в мировой образовательной политике XXI века. Идеи космической педагогики К. Н. Вентцеля в контексте модернизации российского образования и его содержания отражаются в раскрытии глобальной взаимозависимости, единства и целостности системы «Человек – Человечество – Природа – Космос», открытии логики развития этой взаимосвязи, изучении универсальных (космических) законов, в становлении у подрастающего человека на базе целостной картины Мира ответственности за последствия преобразований, производимых на Земле и в Космосе.

В статье «Космические ориентиры русской педагогики» Б. В. Емельянов выделяет три основных варианта русской космической педагогики [8]:

1. Космическая педагогика К. Н. Вентцеля, которую мы рассмотрели выше.

2. «Агни-Йога» («Живая Этика»), составителем книг которой считается Елена Ивановна Рерих (1879–1955). «Агни-Йога» вобрала в себя многие основополагающие положения представлений о человеке, бытующие в восточной философии. Один из основных принципов «Агни-Йоги» – непрерывная и бесконечная эволюция духовности человека в единстве и гармонии с Космосом, обществом и самим собой. «…Педагогика «Агни-Йоги» – космическая педагогика, утверждающая, что Космос и Человек соотносительны. Космический Разум совершенствуется и развивается так же, как развивается человеческий разум. А Космическое Сердце соответствует человеческому сердцу. Как высшее сознание обитает в сердце человека, так и космическое сознание обитает в Космическом Сердце, вбирающем в себя все накопления и достижения прежних состояний Космоса» [8, с. 14].

3. Третий вариант педагогической теории, ориентированной на космос – это «Роза Мира» Даниила Леонидовича Андреева (1906–1959). В ней Земля и человечество вписаны в космические процессы борьбы Светлых и Темных сил. В специальной главе «Воспитание человека облагороженного образа» Д. Л. Андреев опирается на три постулата коммунистического воспитания: подчинение личного общему, дух интернационализма и устремление к будущему. Однако эти постулаты у Д. Л. Андреева «очищены от марксистских идеологем, их односторонности и атеизма. Их новое толкование во всечеловеческом и космическом объеме и приводит к воспитанию человека облагороженного образа» [8, с. 16].

Однако за последние десятилетия научно-философская база, используемая в организации и обеспечении космического образования, существенно изменилась. Рассмотрим космическое образование через призму современной космологической модели «Эволюционирующая материя». В работах: «Мироздание: живая и разумная материя» [1], «Философия образования в свете новой космологической концепции» [2], «Сумасшедшая: первооснова жизни и смерти» [3] и «Космические путешествия – путешествующая психика» [4] нами был осуществлен анализ исследований в области нейронаук, психологии, космологии и философии, и выявлен ряд важных закономерностей, актуальных для современного научно-философского видения космического образования.

Во-первых, установлен закономерный и, в какой-то степени, предопределенный законами организации материального мира характер формирования и развития психики человека (нейронных ансамблей сознания и подсознания) в масштабах Земли. В планетарной эволюции четко просматривается следующее направленное развертывание молекулярных соединений:

 

макромолекулы → биополимеры → протеиноиды протоклетки прокариоты эукариоты → адгезирующие клетки → нейроны → нейронная сеть → предсознание → нейронный ансамбль подсознания → нейронный ансамбль сознания → комплексная работа психики

 

Во-вторых, совокупность психик с различной степенью внутреннего совершенства образует в масштабах Земли псипространство, которое проявляет себя в деятельности человеческого общества. Активность эволюционирующего псипространства в совокупности с материальными формами человеческой деятельности, в которых псипространство себя частично реализует, образует в терминологии В. И. Вернадского – ноосферу Земли.

В-третьих, анализируя масштаб деятельности псипространства Земли, а также целый ряд других определяющих характеристик, указанных нами в работах [1–5], мы выделили человеческое общество в третье состояние материи – разумную материю. Основываясь на космологической модели В. И. Вернадского «Эволюционирующее вещество», в которой он, опираясь на масштабные геологические исследования Земли и околоземного пространства, выделил три состояния материи: косное, биокосное и живое вещество, мы предложили новую, современную космологическую модель – «Эволюционирующая материя» [1–5]. В этой модели живая материя (живое вещество в терминологии В. И. Вернадского) переходит в состояние биоразумной материи, а потом и разумной материи, которая в масштабах Земли представлена человеческим обществом.

В-четвертых, из разрабатываемой нами теоретической модели «Эволюционирующая материя» следует, что разумная материя представлена не только в масштабах Земли. Её развитие в масштабах Мироздания осуществляется более 6 млрд. лет, соответственно, человечество (разумная материя Земли) со своей пятимиллионной историей находится на самых ранних этапах эволюции.

В-пятых, события последних десятилетий указывают на очевидный факт: разумная материя Земли из планетарной силы переходит в состояние космической силы.

Исходя из вышеперечисленных положений, сформулируем определяющие характеристики космического образования. Предметом космического образования («образование» (по В. Далю «образованье») идет от глаголов «образовывать» и «образовать», т. е. «ображать, давать вид, образ; обтесывать или слагать, составляя нечто целое, отдельное». При этом «ображать», которое по Далю лежит в основе глаголов «образовывать» и «образовать» означает: «придавать чему образ, обделывать, выделывать вещь, образ чего из сырья, отесывая или обихаживая припас иным способом» [7, с. 613]) является целостный процесс формирования и направленного развития как отдельно взятой психики, так и совокупности психик – псипространство. Объектом космического образования – перманентное совершенство разумной материи Земли. В работе «Мироздание: живая и разумная материя» мы показали, что все три из известных современной науке состояний материи: косной, живой и разумной, имеют свое определяющее, фундаментальное пространство [1]. В последующих работах на более качественном исследовательском материале мы эту мысль постоянно развивали [2–5]. Определяющим пространством косной материи является пространство космического вакуума, живой материи – молекулярно-генетическое пространство, разумной материи – пространство психики, образованное гармоничной, взаимозависимой и взаимодополняющей активностью нейронных ансамблей подсознания и сознания. В монографии «Космические путешествия – путешествующая психика» на основе известного исследовательского материала, мы попытались представить основные этапы эволюции психики, как определяющего пространства разумной материи Земли [4].

Таким образом, рассматривая предмет космического образования, мы не ведем речь о человеке, который представляет собой частично живую материю (клетки и клеточные организации), частично биоразумную материю (многоклеточный организм, регулируемый центральной нервной системой), частично разумную материю (совокупная деятельность нейронных ансамблей подсознания и сознания, обеспечивающая проявления высокоразвитой психики). Мы концентрируем свое внимание исключительно на исследовании психики и особенностях её проявления, а также псипространства и его материально-виртуальных или виртуальных проявлениях. Отметим, что в реальном длительном космическом полете значимость тела и его функциональных особенностей значительно снижается, а особенности формирования, развития и взаимодействия психики с внешней материальной средой выходят на первый план и становятся доминантными. Соответственно, объектом космического образования выступает разумная материя, как целостное объединение психик материального объекта (независимо: планеты или космического корабля).

Цель космического образования – формирование планетарно-космической личности. В курсе лекций «Философия образования в свете новой космологической концепции» мы дали определение и рассмотрели основные характеристики планетарно-космической личности [2, с. 33–38]. Повторим только основное: планетарно-космическая личность – это гармония ума, души и тела, направленная на реализацию внутренних творческих потенциалов психики во благо эволюции разумной материи в масштабах Земли и космоса. От современной личности планетарно-космическую личность отличают следующие основные характеристики:

1. Знание своего прошлого, причем не только исторического, связанного с развитием общества, или геологического, связанного с эволюцией Земли, а космического, рассматривающего этапы формирования и развития структуры Мироздания, много миллиардное последовательное развертывание систем косной, живой, разумной и возможно других, еще не известных человечеству состояний материи. Только такой, масштабный, космологический подход к прошлому цивилизации в состоянии раскрыть перед человеком истинный смысл его существования, ответить на сложные философские вопросы: «о месте человека в материальном мире», «о предназначении человечества», «смысле человеческой жизни» и т. п.

2. Масштаб мышления. Планетарно-космическая личность умеет мыслить тактически и стратегически, планетарными и космическими масштабами, организовывать взаимодействие процессов в границах локального материального объекта и космоса. Масштаб мышления – это не только объем информации, но и её качество. Это анализ прошлого, настоящего и прогнозирование будущего, это постоянная экстраполяция от частностей к целому и ретроспекция от целого к частям; это понимание важности составляющих целого и одновременно признание самодостаточности целого, очевидного факта, что не всегда функционирование составляющих частей соответствует функционированию целого (системы).

3. Качество используемой информации. Планетарно-космическая личность освободится от «шумов»: низкокачественной информации и информации воздействующей на подсознание. Приоритетной информацией станет научно-философская аргументация, расширяющая мировоззренческие горизонты, способствующая профессиональному росту, раскрывающая возможности космоса и деятельности разумной материи в масштабах космоса.

4. Последовательность деятельности. В космологии существует фундаментальный принцип «матрешки», который с физико-математической точки зрения обосновывает, что каждое событие (процесс, явление) происходящее в масштабах планеты или космоса, с одной стороны, основано на предшествующем событии, с другой стороны, заключает в себе начало следующего события. В этом и заключается содержание преемственности: знание прошлого раскрывает понимание настоящего и одновременно, позволяет прогнозировать будущее. Для каждого поколения важно сохранять эту преемственность, так как она даёт наиболее полное понимание планетарной и космической эволюции, позволяет более эффективно организовывать свое присутствие в масштабах материального объекта и космоса.

5. Целенаправленность деятельности. Для того чтобы любая деятельность была последовательна и прогнозируема, нужно с самых первых этапов процесса образования раскрыть и укрепить в детях их предназначение – понимание того, какому виду деятельности они посвятят свою дальнейшую жизнь и каких результатов на этом поприще они в состоянии достигнуть. Целенаправ­ленная деятельность, это, прежде всего, преобладание глобальной цели – цели всей жизни. Лишь четкое понимание глобальной цели позволит правильно очертить, установить и достичь определенного множества частных целей. Последовательное воплощение частных целей обеспечивает достижение глобальной цели и полноценную самореализацию психики в онтогенезе. Глобальная цель деятельности – это ориентир и постоянный стимулятор творческой самореализации психики, частные цели – это мобильная, формирующаяся в зависимости от особенностей повседневного существования, структура «прохождения» жизни в направлении ориентира.

6. Доминирование сознательной деятельности. Ретроспективный анализ развития психики показывает, что её эволюция осуществляется в направлении от преобладания активности нейронного ансамбля подсознания к доминированию сознания, от преобладающей подсознательной деятельности (чувственно-эмоциональной) к сознательной [2].

7. Форма продуктов труда (творческой самореализации). Планетарно-космическая личность от воплощения внутренних творческих потенциалов в материальных формах перейдет к воплощению активности психики в материально-виртуальных, а в последствие – исключительно в виртуальных формах. Психика планетарно-космической личности перейдет от опосредованного проявления через искусственные средства труда (тело, техносфера и т. п.) к непосредственному – IT-технологии, виртуальный мир и т. п.

8. Пространства самореализации (сферы деятельности). Планетарно-космическая личность значительно расширит пространства самореализации психики, выйдет за границы Земли и станет реализовывать себя на околоземном космическом пространстве, на планетах Солнечной системы, в космических путешествиях внутри галактики, в межгалактических путешествиях. Изменятся сферы деятельности, технологии, ценности, горизонты мировосприятия.

Таким образом, космическое образование не только совершенствует представления формирующейся психики о космосе, но и призвано сформировать планетарно-космическую личность, которая в своей преимущественно сознательной деятельности преобразует псипространство Земли и его структуру из планетарной силы в космическую силу. Эта направленная и осмысленная деятельность позволит разумной матери Земли со временем активной составляющей войти в структуру разумной материи галактики и осуществлять масштабную космическую деятельность, для которой в принципе, разумная материя и предназначена.

 

О. А. БАЗАЛУК

Переяслав-Хмельницкий государственный педагогический университет имени Г. Сковороды, г. Переяслав-Хмельницкий, Украина

 

Литература

 

1. Базалук О. А. Мироздание: живая и разумная материя (историко-философский и естественнонаучный анализ в свете новой космологической концепции) : монография / Олег Александрович Базалук. – Днепропетровск : Пороги, 2005. – 412 с.

2. Базалук О. А. Философия образования в свете новой космологической концепции : учебник / Олег Александрович Базалук. – К. : Кондор, 2010. – 458 с.

3. Базалук О. А. Сумасшедшая: первооснова жизни и смерти / Олег Александрович Базалук. – К. : Кондор, 2011. – 346 с.

4. Базалук О. А. Космические путешествия – путешествующая психика : курс лекций / Олег Александрович Базалук. – К. : КНТ, 2012. – 424 с.

5. Базалук О. А. Философские проблемы космологии : монография / О. А. Базалук, И. В. Владленова – Х. : НТУ «ХПІ», 2013. – 190 с.

6. Вентцель К. Н. Свободное воспитание : сб. избр. трудов. / Сост. Л. Д. Филоненоко. – М. : АПО, 1993. – 364 с.

7. Даль В. Толковый словарь : в 4-х т. / Владимир Даль. – М. : «Русский язык», 1989. – Т. 2. – 779 с.

8. Идеи космизма в педагогике и современном образовании : материалы науч.-пед. конф. (Екатеринбург, 5–6 дек. 2003 г.) / отв. ред. Б. В. Емельянов, О. А. Уроженко. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 128 с.

9. Образование как планетарное явление : монография / [Л. А. Алексеева, Р. А. Додонов, Д. Е. Мурза, Ф. В. Лазарев, В. М. Таланов и др.]. – Донецк : ДонНТУ, Технопарк ДонНТУ УНИТЕХ, 2011. – 270 с.

10. Пушкина И. М. Генезис идей К. Н. Вентцеля как основоположника космической педагогики : автореф. дисс. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Ирина Михайловна Пушкина. – М. : Московский психолого-социальный институт, 2007. – 26 с.

Источник: Матеріали Міжнародної науково-громадської конференції «Космічне мислення в сучасному світі»,  м. Київ, 6–7 грудня 2013 року

 

Категория: Статьи | Добавил: Nina (02.02.2014)
Просмотров: 1267 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Статьи [40]


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz