Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
Главная Каталог статей Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Статистика

Главная » Каталог статей » Статьи - Педагогический отдел » Статьи

МАНИФЕСТ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

25 лет тому назад группа учителей новаторов провозгласила манифест «Педагогика сотрудничества» (Переделкино, 1986 год). В последующие годы были опубликованы отчёты встреч учителей новаторов, в которых рассматривались разные аспекты педагогики сотрудничества: «Демократизация личности» (Цинандали, Телавский район, Грузия, 1987 год), «Методика обновления» (Москва, 1988 год), «Войдем в новую школу» (Краснодарский край, 1988 год).

Идеи педагогики сотрудничества воодушевлённо восприняли сотни тысяч учителей, творческий труд которых обновил образовательную практику и продвинул научное сознание – принцип сотрудничества стал достоянием педагогической теории.

Мы отдаем должное светлой памяти главного редактора «Учительской газеты» В.Ф.Матвеева, выдающегося педагога-мыслителя С.Л.Соловейчика, которые были вдохновителями этих встреч.

С тех пор жизнь резко преобразилась: изменения, происшедшие в мире за последние десятилетия, вызывают глубокую тревогу и озабоченность за судьбу детей и образования, за судьбу движения человечества по пути восхождения, за сохранение жизни на планете Земля.

Возникает необходимость принятия классических педагогических ценностей с их основополагающими понятиями духовности и гуманности, любви и добра, мира и блага. Только через изменение педагогического сознания на основе этих понятий можно будет преодолеть «бич» образования – авторитаризм с его последствиями умножения бездуховности и безнравственности в современном обществе. Надежду на возможность обновления педагогического сознания вселяет, с одной стороны, возрастающая тревожность в обществе за судьбу образования; с другой – развивающийся творческий потенциал педагогического сообщества.

Эти причины и мотивы побуждают нас, – приверженцев гуманной педагогики, –

руководителей организаций гуманной педагогики разного уровня,

людей разных национальностей и вероисповеданий,

представителей разных стран,

учителей, воспитателей, родителей, общественных деятелей,

представителей науки, –

провозгласить «Манифест гуманной педагогики».

С этой целью по приглашению президента Международного Центра гуманной педагогики Ш.А.Амонашвили мы собрались в его усадьбе в Бушети (Телавский район, Грузия).

17 июля 2011 года есть день провозглашения нами

«Манифеста гуманной педагогики».

 Воззвание

 Мы, – соавторы «Манифеста гуманной педагогики», –

обращаемся к мировому сообществу людей, озабоченных современным состоянием воспитания и образования подрастающего поколения,

обращаемся к каждому учителю, воспитателю, педагогу, руководителю и работнику образования,

к каждому родителю,

к каждому студенту педагогических и непедагогических вузов и колледжей,

к каждому школьнику,

ко всем людям, кому не безразлично будущее нашей планеты.

Предлагаем «Манифест гуманной педагогики», идеи которого служат целям духовно-нравственного становления подрастающего поколения в атмосфере гуманности и личностного подхода к Ребёнку.

Призываем вас к единению вокруг «Манифеста» и сотрудничеству в оздоровлении и обновлении образовательного мира, чтобы каждый Ребёнок:

– воспитывался Человеком Благородным и Великодушным,

– развивался духовно и нравственно,

– овладевал знаниями, расширяющими его сознание и влекущими к творчеству и созиданию блага,

– учился выражать, беречь и утверждать в жизни свою свободную волю,

– любил Родину, ценил и бережно относился к многовековой культуре своего народа и человечества.

 Для обновления мира образования на основе идей гуманной педагогики нам придется учитывать и преодолевать препятствия, возникающие как во внешнем, так и в нашем внутреннем мире.

 Молодежь отводится от поиска смысла жизни

Мир стремительно меняется, но меняют его не культура и устремлённость к Свету, а научно-технический прогресс со своей социальной установкой «бери от жизни всё». Многие достижения науки и техники, конечно, обогащают нас, расширяют горизонты человеческого познания. Но наряду с ними есть «достижения» в виде сверхсекретного оружия массового поражения, тотального контроля через всеобщую «чипизацию» и манипулирование сознанием и подсознанием человека и целых сообществ людей. Утверждается тяга молодежи к вещам, разжигается страсть к удовольствиям, расшатываются основы семьи, духовные, религиозные и национальные устои народов. Ведется усиленная пропаганда секса и праздной жизни. Свергаются правительства, ведутся войны и уничтожаются государства.

Как отзвуки духовно-нравственного падения людей следует рассматривать всё учащающиеся, усиливающиеся и устрашающие стихийные бедствия – землетрясения, цунами, наводнения, лесные пожары, эпидемии новых болезней, взрывы атомных электростанций и складов военных припасов, катастрофы самолетов, кораблей и поездов. Разом уничтожаются целые города, гибнут тысячи, сотни тысяч людей.

Эти глобальные сдвиги, которым мы все свидетели, отражаются на мире образования. В разных странах предпринимаются реформы, которые общество воспринимает как антинародные: они неизменно ведут к снижению уровня образованности людей и завышению в них страсти к удовольствиям, материальному благу, обустройству собственной жизни пусть даже в ущерб другим. Такое сообщество людей легко подвергается управлению и манипулированию.

В образовательном процессе молодежь упорно отводится от высоких мировоззренческих взглядов, от поиска смысла жизни и предназначения, от понятия служения идеалам, от духовных запросов, от чувства совести, долга, ответственности. Обучающие процессы и их формальные последствия ставятся выше воспитательных. Из образовательного мира вытесняются задачи духовно-нравственного становления молодых людей. Превращаются в пустой звук понятия благородства и великодушия, добра и красоты, общего блага и духовного совершенства, любви и преданности, родины и общечеловеческих ценностей. Через средства массовой информации, через интернет, через стандартизацию содержания образования, через ложные педагогические предписания молодое поколение готовится для эгоистической жизни, но не ради защиты и развития самой жизни, совершенствования своего духовно-нравственного мира и утверждения общего блага.

 Что не от любви к детям, то от лукавого

 Детей надо защищать от растлевающего влияния средств массовой информации, от натиска безнравственных компьютерных игр и развлечений, от дурных зрелищ и дурной музыки, от посягательств взрослых, от политических амбиций властей.

Можно ли считать, что внедрение рыночного принципа в образовании, – или, как говорил К.Д.Ушинский, «торгашеского направления, которое из жизни начало проникать в школу», – есть проявление заботы государства о детях?

Можно ли утверждать, что насильственное внедрение в образовательный мир единых государственных экзаменов есть проявление самой преданной любви государства к детям?

Можно ли верить, что введение ювенальной юстиции, которая под видом защиты прав детей уже лишила сотни тысяч из них счастья иметь семью и любить родителей, есть утверждение любви и заботы государства о детях?

Что сказать о введении в школах службы так называемых омбудсменов, об их безапелляционных разбирательствах и поощрениях доносов учеников и учителей друг на друга – это тоже от любви к детям?

Подобные меры есть грубые попытки регулировать в образовательном пространстве нравственность не силою воспитания, а «ювенальными» законами, разрушающими всякое воспитание. Но мы ведь знаем, что ни одна статья всех законов уголовного, гражданского, административного права, тем более ювенальной юстиции не может быть справедливее, сильнее и выше закона нравственности и совести.

Если в мире образования что-либо делается не из любви к детям, чуткой к ним заботливости, всё будет ложью, порождающей зло, всё будет от лукавого.

Вот и происходят беды.

Никогда не было такого страшного количества детей-бомжей, детей беспризорных, детей брошенных, детей правонарушителей, – а теперь есть.

Никогда не было такого ужасающего количества детских суицидов, агрессии взрослых против детей, – а теперь есть.

Никогда не было столько наркоманов, курящих, алкоголиков среди детей и молодёжи, – а теперь есть.

Никогда не допускалась к детям порнография, и не было такого разгула детской проституции, – а теперь есть.

Никогда не было подпольного бизнеса торговли детьми, – а теперь есть.

Никогда не было молодёжного фашизма, не разжигалась национальная и религиозная вражда среди молодёжи, – а теперь это делается.

Общество и средства массовой информации беспощадно загрязняют речь детей сквернословием, ругательством, грубостью, хамством, раздражительностью, неуважением.

Содрогается сердце от бескультурья, от не знающей границ детской жестокости, цинизма, надругательства над святынями своего народа.

 Нам только кажется, что силы, с которыми мы сталкиваемся, непреодолимы

Мы не можем оставаться в стороне от этой действительности, ломающей судьбы подрастающего поколения и разрушающей образовательный мир, не можем заниматься только одной задачей: вооружением подрастающего поколения знаниями, умениями и навыками, а точнее, подготовкой школьников к сдаче единых государственных экзаменов, приспособлением их к жизни, привитием им сомнительной «конкурентноспособности».Детей надо защищать от агрессии среды, от посягательств сил тьмы.

Но как нам это делать?

Силы, видимые и скрытые, с которыми мы сталкиваемся, нам кажутся непреодолимыми.

Но нет: наши возможности более могущественны, чем мощь внешних сил; они заключены в нашем искусстве воспитания, в той мудрости, преданности, терпении и любви, которыми мы наполняем наше отношение к каждому Ребёнку.

Воспитание наше станет мощным, если поймем, что у нас кроме него нет другого оружия против тьмы.

Воспитание станет защитным, если будем жить вместе с Ребёнком в Свете и делами Света.

Воспитание станет победным, если оно будет направлено на раскрытие духовных богатств Ребёнка.

Воспитание в это не светлое время есть спасение душ подрастающих людей.

Надо твердо знать, что в этом служении нет передышки и нельзя ослаблять зоркость.

  Победить себя

 Самая большая трудность в творении гуманного образовательного мира находится внутри нас самих. Это может быть наша косность и консерватизм, наша привязанность к авторитарному педагогическому мышлению, скованность нашего сознания тисками материализма, вера, что авторитаризм есть истинный путь педагогики, лень заниматься чем-то новым, ссылка на преклонный возраст и т.п.

Для тех, в ком мало любви к детям, в ком авторитаризм и властолюбие стали чертами характера, – трудность самопреображения, конечно, будет усугубляться. Добавим к сказанному и то обстоятельство, что многие учителя и воспитатели, опасаясь своего начальства, боятся проявить излишнюю активность.

Надо победить страх в себе, надо свершить подвиг – стать героем духа. Такое волевое решение не зависит от каких-либо внешних обстоятельств, а зависит только от нас самих. Личность рождается в борьбе с самой собою. Борьба эта будет нелёгкая, но достойная. Чтобы стать творцами гуманного образовательного мира, чтобы наше субъективное образовательное поле было радостным для наших воспитанников и учеников, нам нужно будет:

– принять в наше сознание измерение духовности и мыслить на его основе;

– облагораживать свой характер, утончать свои отношения к детям и окружающим;

– взращивать в себе творящее терпение;

– совершенствовать искусство любить детей, любить ближнего, радоваться всему возвышенному и прекрасному;

– руководствоваться в решении педагогических задач мудростью;

– тянуться к чтению трудов классиков педагогики.

Только в такой борьбе можно преодолеть, победить в себе всё, что связывает нас с авторитарным мышлением и практикой. В этом процессе восхождения нас будет поощрять всё возрастающая взаимная любовь и доверие к нам наших воспитанников и учеников, всё расширяющаяся духовная общность с каждым из них.

Каждый достигнет возвышения над самим собой, если будем неукоснительно следовать трём заповедям:

Верить в безграничность каждого Ребёнка.

Верить в свою Искру Божию.

Верить в преобразующую силу гуманной педагогики.

 Духовность, гуманность и гуманная педагогика 

 Духовность и Гуманность есть фундаментальные понятия, и они способны, если станут качеством образовательного мира, содействовать непрерывному эволюционному процессу улучшения природы человека. Они – опора личности на её трудном пути совершенствования и восхождения, направляющая сила её жизни и деятельности на общее благо.

Духовность есть сугубо личностное состояние внутреннего мира каждого человека. На основе духа и духовности совершенствуется в нем духовная жизнь, вовлекая в себя мысли, чувства, переживания, впечатления, увлечения, вкусы, отношения, устремления, мечты, фантазии, мировоззрение, нравственность, оценки… Духовность объединяет всё, что происходит в сознательном и подсознательном мирах человека. В своём внутреннем мире человек может прожить прошлое, настоящее и будущее как единое целое, жить без пространства и времени, свершать деяния, поступки.

Часть всего того, что созревает и рождается во внутреннем мире, в зависимости от условий, целесообразности и действия свободной воли, человек будет проявлять и утверждать во внешнем мире, в жизни среди людей.

Смысл духовности станет более полным через понятие Гуманности. Гуманность мыслится как процесс поиска человеком своей бессмертной основы – духа, своей связи с Творцом, поддержание этой связи. Это есть процесс обретения веры и жизнь в вере. Гуманность вносит в духовную жизнь особый порядок: в этом процессе внутреннего поиска и обретения веры упорядочивается и гармонизируется духовная жизнь, она становится целенаправленным потоком творчества и созидания.

Вера наделяет человека свободной волей и делает его духовно сильным, способствует наиболее полному проявлению и утверждению внутреннего мира во внешнем. Человек становится преобразователем внешнего, материального мира, творцом жизни. Таким образом, гуманность задаёт направление поискам и движению духовной жизни и способствует проявлению этой жизни во внешнем мире в соответствии с законами любви, красоты, нравственности, в целом же – культуры духа.

Понятия Духовность и Гуманность переплетаются друг с другом как смысл и путь, как содержание и форма. Вместе они образуют смысл гуманной педагогики: гуманная педагогика есть теория и творческая практика становления личности растущего человека через систему содержания и средств, разрабатываемых на основе понятия духовного гуманизма.

Мы не утверждаем, что полностью и с абсолютной точностью раскрыли смыслы Духовности и Гуманности, а также всех остальных слов-понятий, составляющих Педагогическое Созвездие. Углублённый поиск возможных отклонений откроет нам не менее важные грани их содержаний. Но суммарность уже постигнутых смыслов позволяет определить социальную и личностную направленность Человека: творить вокруг себя красоту и гармонию жизни через творение красоты и гармонии жизни внутри себя. Это должно стать естественным состоянием человека.

   Что от нас зависит 

Никто из нас – учителей, воспитателей, родителей – не является маленьким человеком, от которого мало что зависит. Не надо унижать себя, ибо от нас зависит очень многое: мы есть основная сила в мире образования, и потому судьбы наших детей в наших руках.

Нам нужно только осознать, что «дело, скромное по наружности, – одно из величайших дел истории… на этом деле зиждутся царства и им живут целые поколения».

Миру нужны преданные сторонники Истины и Добра.

Миру нужны живые, деятельные Светоносцы, борющиеся с невежеством и пороками человечества.

Миру нужны мужественные служители своей миссии, своего долга.

Мы не можем отдать образование на откуп сегодняшнему дню, на откуп невежеству. К сожалению, к власти не всегда приходят люди мудрые и заботящиеся о Вечном. Многие из них, как правило, озабочены не глубинными проблемами образования подрастающего поколения, но мелкими, внешними, политическими вопросами. Власть порой горько ошибается, навязывая образовательному миру свои политические и потому недальновидные решения.

Нам нужно избегать заблуждений в реформах образования, а не поддаваться им, иначе сами станем соучастниками нанесения вреда образованию, а точнее, нанесения вреда судьбе Поколения Детей Света, судьбе каждого Ребёнка и, стало быть, нашей собственной судьбе тоже.

Пора понять, что мы давно уже не солдаты каких-либо партийных генералов.

Если знаем, к чему мы призваны и как велика наша ответственность, то нами будет руководить только наша педагогическая совесть.

Гуманная педагогика есть высочайший уровень мысли и практики. Смешивать её с авторитарной педагогикой нельзя. Потому от нашего выбора зависит – станет образовательный мир гуманным или останется авторитарным. Каждый из нас является творцом своего субъективного образовательного поля вокруг себя. Поле это без нашей личности не существует, оно такое, какие есть мы сами, наши убеждения и устремления, наш личностный склад характера и нравов.

В образовательном мире всегда были и есть учителя и воспитатели с богатым духовным миром и высоким нравом, люди устремлённые, преданные, благородные. Они приходят к гуманной педагогической практике по своему внутреннему зову, а ученики и воспитанники влюбляются в них, им хорошо находиться рядом, и успехи в познании и взрослении становятся естественным следствием.

Но многим, выбравшим себе путь гуманной педагогики, приходится и придётся заниматься сложным трудом преображения, чтобы возвысить себя до уровня понимания и творческого воплощения идей гуманной педагогики в образовательной практике.

Нам нужно будет:

расширять своё сознание и учиться мыслить и действовать согласно понятию духовности;

взращивать в себе любовь к детям и учиться нести её красиво;

пристраститься к источникам педагогической мудрости;

постоянно совершенствовать своё педагогическое искусство, наполняя его глубоким содержанием и изяществом исполнения;

взращивать в себе понимание, терпение, благородство, великодушие, внутреннюю культуру;

и, конечно же, избавляться от дурных привычек и склонностей, если замечаем в себе такое.

Мы, авторы «Манифеста», проходим этот путь, которому, как творчеству, нет и не будет конца. Мы переживаем в себе глубокое удовлетворение каждым достижением. Видим и радуемся, как преуспевают наши ученики и воспитанники, общаясь с нами, как обогащается и расширяется наша личная жизнь, наша деятельность в обществе.

Ваше участие в этом благородном процессе одухотворения образовательного мира идеями гуманной педагогики усилит Свет в образовании.

 На что направить нашу творческую энергию 

Гуманная педагогика не есть уже проторённая дорога, по которой нам остаётся достойно пройти. Каждому придется самому открыть свою тропинку, но каждому при этом придется также направить свою творческую энергию на разрешение проблем, на которых гуманная педагогика ставит свои акценты.

Достижения своего творческого поиска станут, во-первых, ступеньками нашего роста; во-вторых – источниками насыщения своего субъективного образовательного поля смыслом совместной с детьми жизни, устремлённой к Свету; в-третьих – нашими дарами духа ко всеобщему алтарю созидания гуманной педагогики.

Обозначим часть этих вопросов, требующих разрешения в теоретической и практической деятельности каждого из нас:

1. Духовная жизнь.

Она есть внутренний источник восхождения духа, она же источник деятельности человека во внешнем мире.

Какими светлыми и творящими образами обогащать нам духовный мир каждого Ребёнка, как в каждом воспитывать духовную личность, умение жить в духовном мире и выносить во внешний мир дары своего духа? Как самому жить многогранной духовной жизнью и быть образцом одухотворённой деятельности?

2. Благородство и Великодушие.

Это есть самые высшие качества человека, воспитание которых является целью гуманного образовательного процесса.

Как нам их взращивать в каждом Ребёнке, на каких примерах и содержательном материале? Как самим быть Благородными и Великодушными в нашем постоянном общении с детьми, с каждым Ребёнком?

3. Ответственность за свои мысли и слова.

Мысль и слово есть могущественная творящая энергия – как созидательная, если она светлая, так и разрушительная, если она тёмная.

Нам надо воспитывать в каждом Ребёнке ответственность за свои мысли и слова, воспитывать добромыслие, ясномыслие, прекрасномыслие и, конечно же, доброречие, мудроречие, прекрасноречие. Как это делать? Как нам самим беречь чистоту своих мыслей?

4. Закон причин и следствий.

Это есть универсальный закон жизни: человек постоянно пожинает следствия из-за посеянных ранее причин и сеет причины, которые обязательно будут иметь следствия в ближайшем или отдалённом будущем. Говоря иначе, он сам творит свою судьбу, и в этом есть его внутренняя свобода.

Как помочь детям осознать непреложность этого закона? Как приучить каждого Ребёнка быть предупредительным в своих «посевах» причин в настоящем и уметь анализировать и делать выводы из возникших в его жизни разных следствий? Как мы сами придерживаемся закона причин и следствий?

5. Закон любви.

Любовь есть всемогущая и всеобъемлющая сила всего образовательного мира.

Как нести любовь детям и каждому отдельному Ребёнку, чтобы они принимали её и поддавались её воспитательному влиянию? Как взращивать в них взаимную любовь к нам? Как воспитывать любовь к ближнему и ко всему сущему? Как утончать своё искусство любить детей и каждого Ребёнка?

6. Закон духовной общности.

Он есть основа и необходимое условие воспитания.

Как взращивать эту общность с нашими учениками, воспитанниками, с каждым Ребёнком? Как её беречь? Как ею пользоваться? Какими должны быть смысл, содержание, особенности нашего общения с детьми и отдельным Ребёнком? Как взращивать духовную общность в потоке своего сознания?

7. Самосовершенствование.

Каждый из нас есть творец своего субъективного образовательного поля, в которое вовлекаем детей или отдельного Ребёнка. Сила и качество влияния этого поля зависит от нашей личности и нашей культуры: характера, нравов, чувств, мыслей, знаний, устремлений, мировоззрения. Наше образовательное поле – это отражение нашей сущности. Отсюда – самая фундаментальная проблема гуманной педагогики – самосовершенствование.

Как этим заниматься? Как и в чём совершенствоваться? Как сделать, чтобы наше слово соответствовало делу? Как расширять своё сознание? Кто нам в этом будет оказывать помощь? Как вести детей по пути самосовершенствования?

Акцентология гуманной педагогики ищет также ответы на вопросы: о развитии веры, о воспитании Сердца, о понимании смысла жизни, о развитии умения самопознания, о воспитании героев, о горизонтах наук в содержании образования, о создании образовательных курсов на основе принципов гуманной педагогики и т.д.

Обособленными являются вопросы: как облагораживать знания, как нам учить их «языком сердца», в каких формах красоты преподносить их детям, в каких духовно-нравственных диалогах сеять их в душах детей.

 Заключение 

Мы попытались изложить в «Манифесте гуманной педагогики» основные идеи и направления, которые дают начало Международному общественному движению для насыщения образовательного мира духовностью, любовью, мудростью, а если сказать одним всеобъемлющим словом – Светом.Мы полны веры в неизбежность гуманной педагогики. Образовательный мир может стать достойным для Нового Поколения Детей только через наше возвышенное и расширенное педагогическое сознание и творческую практику.Потому мы остаёмся глубоко искренними, призывая вас последовать идеям гуманной педагогики, которые достались нам, современному учительству, от величайших мыслителей.

Обращаемся к каждому из вас: Нашему образовательному миру не хватает Света лично Вашего Сердца и Разума.Желаем Вам понимания Вашего высокого долга, вдохновения и творчества в своём служении Детству.

Авторы "Манифеста гуманной педагогики"

Грузия, Бушетия 17.07.2011 г.

Полный текст Манифеста читайте здесьhttp://gumanpedagog.org.ua/ru/

 

Категория: Статьи | Добавил: sofia (06.09.2011)
Просмотров: 2125 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/6 |
Всего комментариев: 1
1 галина  
0
где еще почитать про вас видела по каналу культура-зацепило!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Статьи [40]


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz