Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
Главная Каталог статей Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Статистика

Главная » Каталог статей » Статьи - Педагогический отдел » Статьи

Педагогические уроки Рериха.

Николай Рерих достаточно известен как художник и один из основателей культурологии: менее известен он как педагог. Между тем Рерих не только занимался педагогической деятельностью - преподавательской и административной, но на протяжении жизни неоднократно высказывался по различным вопросам педагогики. Некоторые из его утверждений близки современной школе: это основополагающая роль культуры в школьном образовании, воспитание глобального мышления, педагогика сотрудничества, необходимость перехода к непрерывному образованию, фундаментальный характер эстетического воспитания, необходимость введения этики как учебного предмета, налаживание выпуска общедоступных изданий писателей-классиков. Сегодня, когда мы начинаем по-настоящему понимать, что такое философия образования и почему нам без неё не обойтись, мы вновь обращаемся к Рериху.

Свои педагогические идеи Рерих не выстраивал в систему: они разбросаны по статьям, стихам, воспоминаниям, выступлениям… Вместе с тем, в силу внутренней непротиворечивости, они выстраиваются в систему и могут и должны стать предметом исследования.
Педагогом Рерих был ровно настолько, насколько был просветителем, насколько пропагандировал ценность культуры. Вся жизнь его была непрерывным служением культуре… культом культуры, которую Рерих, несколько вольно, переводил как «почитание света» ( «ur»- «свет»). О заслугах Рериха перед мировой культурой сказано немало, достаточно напомнить, что в основу Гаагской конвенции 1954 г. о защите культурных ценностей в случае вооружённого конфликта лёг написанный ещё до войны пакт Рериха.

Рерих-художник и Рерих общественный деятель - неразделимы. «Любовь, Красота и Действие» - вот кредо Рериха и ключ к его самобытной натуре. Нет красоты, где нет любви, и нет любви, где нет красоты. Созидание красоты и любовь суть деяния. И любовь, и красоту надо сберечь - поступком, действием.
Рерих мыслил конкретно, строго, но, как художник, предпочитал облекать свои мысли в художественные формы - в частности, в символы. «Тёмные тайно и явно сражаются», - постоянно напоминает он. «Лишь привнесение света уничтожает тьму». Символы Рериха прозрачны, сказочны и напоминают художественные полотна. Они рассчитаны на общее понимание, хоть понимались не всеми и не всегда.

Собственно педагогическая деятельность Рериха связана с его пребыванием на посту директора Школы императорского Общества Поощрения Художеств (1906 - 1917). Приняв назначение, он увлечённо принимается за работу: расширяет территорию школы, открывает новые отделения и классы, восстанавливает в правах педагогический совет, который прежний директор А.А.Сабанеев фактически упразднил, создаёт при Школе Музей русского искусства, мечтает о реорганизации Школы ОПХ в Свободную народную академию, или Школу Искусств без каких бы то ни было «прав для окончивших» - в отличие от Академии художеств, в которой сам учился когда-то. Но осуществиться его планам не суждено. Отчасти помешала война, отчасти недоверчивое отношение к проекту чиновников Временного правительства. «Как странно, - пишет он А.Бенуа, - что именно в революционном правительстве просветительское дело должно гибнуть и пищать». Рерих публично предлагает программу действий: «Надо придумать для Школы хотя бы сокращённые, но такие формы, чтобы она без нищенства могла стоять на своих ногах. Трудно говорить это мне, строителю, но нужно что-то сделать своими средствами, нежели ждать наше правительство, которое богачу Зубову помогает».

И Рерих действует. Художник, мечтатель, проявляет себя как человек деловой и расчётливый. Это схождение полюсов - идеального и практического - не случайно. Вот они - «Любовь, Красота и Действие». Позднее, живя в Индии, свою позицию педагога он облечёт в формулы Востока: «Не маг, не учитель под древом, но рабочая одежда истинного подвига жизни приведёт к вратам прекрасным». «С помощью наших символов, изображений и танок ты можешь увидеть, как действовали Великие Учителя; лишь немногие из них изображены в полной медитации. Обычно же они активны в своём великом труде».
И всё же Школа была закрыта, а вместо неё открыт Художественно-промышленный техникум.

Проект Рериха впечатляет и сегодня. Школа Искусств замышлялась с тем, чтобы подготовить ученика к жизни. Обычная школа ограничивается преподаванием специальных предметов - в Школе Искусств обучение сопряжено с творчеством и освящено «приматом духа»: «Когда мыслим о созидании школы Объединенных Искусств со всеми к тому образовательными предметами, мы имеем в виду именно дело живое. /…/ Каждая школа есть просветительное приготовление к жизненному труду. Чем больше школа вооружит ученика своего на избранном им поприще, тем она будет жизненнее, тем она станет любимее. Вместо формального холодного окончания школы ученик навсегда останется ее другом, ее верным сотрудником. Основание школ есть дело поистине священное. Примат духа заложится среди правильных, освобожденных от предрассудков оснований. Там же, где вознесется прочно примат духа во всей своей великой реальности, там произрастут лучшие цветы возрождения и утвердятся очаги, просвещенные Светом знания неугасимым».
Рерих заботится и о дидактическом оснащении школы: «Школа готовит к жизни. Школа не может давать только специальные предметы, не утвердив сознание учащегося. Потому школа должна быть оборудована всевозможными полезными пособиями, избранными предметами творчества, обдуманно составленными книгохранилищами…»

Призывавший человечество объединиться в служении культуре, Рерих-педагог вопросом первостепенной важности считал формирование школьного коллектива: «Школьное товарищество закладывается естественно. Дети и молодежь любят, когда им поручается серьезная работа, и потому по способностям каждого должны быть открываемы широко врата будущих достижений. Начало .сотрудничества, кооперации может быть жизненно приложено и в построении самих школьных зданий, этих музейонов всех Муз. Могут ли быть общежития при школьных зданиях? Конечно, могут. Даже желательно, чтобы люди, приобщившиеся к благим задачам Культуры, могли иметь между собою возможно большее общение. Если бы в таких кооперациях пожелали находиться и вновь подошедшие, посторонние люди, то это должно быть лишь приветствовано. Приобщившийся к Культуре неминуемо должен получить тот или иной дар ее. Таким образом, строение школьное будет не только прямым светорассадником для молодежи, но и сделается широким распространителем знаний для всех желающих подойти. Ведь вне возраста вечное обучение. Познавание беспредельно, и в этом красота беспредельная!»

К мысли о непрерывном духовном совершенствовании любого человека, не только школьника, - сегодня бы мы сказали: к мысли о непрерывном образовании - Рерих ещё не раз вернётся - делясь собственными соображениями и цитируя книги Востока: «Обычная ошибка, что люди перестают учиться после школы. Пифагорейцы и тому подобные философские школы Греции, Индии и Китая дают достаточно примеры постоянного учения. Действительно, ограничение лишь обязательными школами образования показывает явление невежества. Обязательная школа должна быть лишь входом в настоящее познавание. Если разделить человечество на три категории: на вообще не знающих школ, на ограниченных обязательным школьным образованием и на продолжающих познавание, то последнее число окажется удивительно ничтожным. Это показывает, прежде всего, небрежение к будущим существованиям. В упадке духа людям нет дела даже до собственного будущего. Пусть останется запись, что в настоящем, столь значительном году приходится напоминать, что пригодно было тысячу лет назад. Кроме начального образования, нужно помогать обучению взрослых. Несколько поколений одновременно существуют на земле и одинаково мало устремляются к будущему, которое им не миновать. Небрежность эта поразительна! Учения сделаны пустыми оболочками; между тем на простой праздник люди стараются приодеться! Неужели для торжественной Обители Огненного Мира не приличествует запастись одеждою Света? Не в ханжестве, не в суеверии, но в просветлении можно радоваться не только детским школам, но и объединению взрослых для постоянного познавания» («Мир огненный»).

Педагогические уроки Рериха подчас неожиданны. Сегодня в большинстве школ практикуются платные образовательные услуги. Ситуация эта вынужденная и связана со скудным государственным финансированием. Но такое было и раньше. Рерих, художник и администратор, спокойно идёт на самофинансирование Школы: «Мы сами на своем веку удостоверились, как одно дело художественных открытых писем в течение самого короткого срока давало огромные доходы. Мы видели прекрасные результаты выставок. Мы знали, как школа взносами части учащихся могла давать бесплатное обучение шестистам неимущим. Мы видели, как процветали в самый короткий срок кооперативы. Можем свидетельствовать, как самодеятельность полезных учреждений не только содержала их самих, но и позволяла широко уделять на благотворительность».

Александр Щедрецов.

Литературно-художественный журнал «Заповедник». Номер 59 (ноябрь 2004)

Читать  полностьюhttp://metaetika.ru/news1079

Категория: Статьи | Добавил: sofia (07.04.2012)
Просмотров: 1591 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории каталога
Статьи [40]


Copyright MyCorp © 2024
Сайт управляется системой uCoz