Мир Знания «Мое видение будущего обучения и воспитания новых детей основывается на беззаветной любви. В этом суть человечества новой эпохи. Все, кто работает в сфере образования, должны иметь доброе сердце и тонкую душу, чтобы из сегодняшних детей воспитывать людей будущего». Р. Оккер 2008г. 16 октября 2008 года в рамках проекта «Через Культуру – к оздоровлению общества» сотрудниками Винницкого культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К. Рерихов был организован и проведен концерт «День Знаний», посвященный профессии учителя, воспитанию и образованию. В культурно-просветительном мероприятии приняли участие представители Центра социальных служб для семьи, детей и молодежи, Винницкого строительного техникума, ректор Академии гуманной педагогикой В. Гуливатый, заместитель РТМО Щербань В.М., а также молодежные и детские музыкальные коллективы города. Ведущие концерта и его гости говорили о важнейшей роли знания и воспитания в жизни каждого человека и общества. Человек не может без знаний нормально развиваться, работать, улучшать условия своей жизнедеятельности и творчества. Знания, помноженные на труд, помогают человеку становиться профессионалом, мастером в своей работе и добиваться больших успехов в жизни. Воспитание сердца вносит в нашу жизнь Красоту взаимоотношений, всеобщий порядок и гармонию души. Учитель, педагог, обладая уникальной возможностью вкладывать в сердца людей и знание, и воспитание, может влиять, таким образом, на наше будущее, на будущее нашей страны. Сегодня, чтобы возродить общество и преодолеть многие проблемы и трудности, нужно изменить очень многое. Мы все – родители, учителя, представители государственной власти должны, прежде всего, осознать то, что от каждого из нас зависит завтрашний день и будущее нашей страны, судьба молодого поколения. Это наша общая боль и проблема и решать ее надо сообща, не перекладывая ответственность друг на друга. Все хотят жить лучше, но не все задумываются над тем, а что лично я сделал или делаю для этого. Выполняю ли я качественно и ответственно свои обязанности на службе, в семье, в обществе? Поступаю ли всегда по совести? Воспитываю ли в себе и своих детях культуру общения, поведения, гуманизм, милосердие, здоровый образ жизни, патриотизм? Занимаю ли я активную гражданскую позицию в своей стране? Если большая часть жителей города, области, страны ответит отрицательно на эти вопросы, то нужно ли удивляться качеству нашей жизни. Откуда возьмется порядок, справедливость и ответственность, если на индивидуальном, общественном и государственном уровне воспитанию нравственно-культурных ценностей не уделяется должного внимания? Кто будет создавать и реализовывать для нас справедливые законы и социально-экономические программы, реформы, если большинство людей на всех служебных уровнях заражено корыстолюбием, легкомыслием, безответственностью? Чтобы изменить нашу жизнь к лучшему нужно срочно оздоравливать общество воспитанием у людей внутренней культуры – культуры сердца, культуры поведения, культуры мышления, культуры труда, культуры управления. Семья, школа, государство – все институции могут и должны принять участие в процессе оздоровления общества, нужно только желание и общие усилия в направлении культурного преобразования. Особая роль в воспитании будущих поколений принадлежит школе, учителю, педагогу. Учитель должен глубоко осознать ответственность своей профессии. Очень точно отобразил возможность влияния личности учителя на ребенка Константин Ушинский: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Ярким примером глубокого влияния духовно-культурного воспитания на формирование личности является школа гуманной педагогики В. Сухомлинского. Сухомлинский тонко чувствовал потребность детей в любви, внимании, духовно-культурном питании сердца. Он понимал, что без воспитания души ребенка образование не может быть полноценным. Многие посетители Павловской средней школы, в которой 38 лет назад руководил и преподавал Сухомлинский, отмечают, что даже сейчас, по истечении стольких лет ощущаются и поддерживаются те духовно-культурные традиции, которые были заложенные Василием Александровичем.Каким-то внутренним светом светятся дети и учителя этой школы. Сегодня многие общественные деятели, ученые, педагоги утверждают, что человечество стоит на пороге новой эпохи – эпохи возрождения духовно-культурных ценностей и новых научных открытий. Рождаются новые дети, которые не приемлют лжи, несправедливости, эгоизма. Попадая в аморальную социальную среду, такие дети погибают морально и физически. Наша задача возродить, оздоровить общество во имя будущего наших детей. Известный американский педагог Роберт Оккер по этому поводу пишет: «Мое видение будущего обучения и воспитания новых детей основывается на беззаветной любви. В этом суть человечества новой эпохи. Все, кто работает в сфере образования, должны иметь доброе сердце и тонкую душу, чтобы из сегодняшних детей воспитывать людей будущего. Настоящие воспитатели будут заботиться о теле, душе и духе человека будущего, чтобы он был всесторонне подготовленным к жизни свободной, мудрой и независимой. Преподаватели и воспитатели, которые станут пионерами в этом деле, сделают человечеству огромную услугу».
Говоря о молодом поколении, его Будущем и роли семьи в его воспитании, хочется процитировать слова Н.К. Рериха, который твердо верил в молодежь, их огромный потенциал и горение духа. Н.К. писал следующее: «Много нападают на молодежь. «Она поглощена спортом». «Она не бережет чистоту языка и наполняет его всякими нелепыми, выдуманными выражениями». «Она избегает лекций». «Она не хочет читать»…. Даже в ежедневной прессе постоянно встречаются факты, как бы подтверждающие сказанное. Допустим, что все так и есть. Но если мы посмотрим в причины происходящего, то ведь прежде обвинения молодежи нужно призвать к ответу старшее поколение. Много ли сердечности в семье? Притягательна ли домашняя обстановка? Есть ли возможность серьезных устремлений среди быта современности? Кто прокурил дом свой? Молодежь ли наполнила домашнее вместилище спиртными напитками? Хотят ли в семье говорить с молодежью? Устремлена ли семья к будущему? Где именно рождается равнодушие к добру и злу? Где начинается рассадник осуждения? Где впервые услышала молодежь анекдоты кощунственные? Где впервые слышат много разрушительного и очень мало созидательного?» Семья действительно несет огромную ответственность перед государством и обществом за воспитание подрастающего поколения. Государство должно уделить этому вопросу должное внимание, потому что именно в семье зарождаются первые понятия о добре и зле, формируются привычки и образ жизни. Е.И. Рерих справедливо замечала, что «расцвет государства и его разрушение начинается с семьи, с ее устоев и образа жизни».
Но, к сожалению, сегодня государство и правительство многих стран, в том числе и наше, пытается решать, в основном, экономическую проблему государства, не видя или не желая видеть проблему более серьезную и глобальную – духовное обнищание и деградацию общества, и как следствие этого – рост преступности, безответственности, распущенности на всех уровнях жизни людей. Очень тонко опасность такой однобокости подчеркнул великий ученый Владимир Иванович Вернадский: «Нельзя отложить заботу о вечном и великом на то время, когда будет достигнута возможность удовлетворения всех элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет – «хлеба и зрелищ». Есть, пить, ничего не делать и наслаждаться». Никто не говорит о том, что не нужно проводить социально-экономические программы и решать материальное проблемы людей. Это необходимо. Но без утверждения культурно-нравственных ценностей на всех уровнях нашей жизни, жизни государства и общества ничего не изменится. В условиях всеобщей коррупции и преступности справедливости ждать не приходится. Поэтому, нужно не откладывая, поднимать духовно-нравственный уровень общества, начиная с рядового гражданина, школьника и заканчивая государственными правителями. Для этого нужна сознательная воля народа, его желание оздоровления общественной и государственной жизни, обновления всех ее сфер в соответствии с духовно-культурными принципами. Таким образом, можно сделать вывод в свете всего вышесказанного, что роль знаний, учителя, воспитателя и педагога в нашей жизни очень велика. Веяние времени требует качественных перемен во всех областях нашей жизни, и в системе образования особенно. Воспитание внутренней культуры ребенка, человека, гражданина должно стать на первое место в современной образовательной системе, в политике государства. Учитель должен помочь формированию нового мировоззрения юного гражданина своей страны, для которого понятия совести, честности, справедливости, достоинства, ответственности будут являться приоритетными, значимыми и нерушимыми ценностями жизни. Безусловно, мы не можем возложить важнейшую задачу воспитания молодого поколения и культурного преобразования общества на одних только педагогов. Все вместе мы – родители, педагоги, молодежь, общество, работники средств массовой информации – каждый на своем месте должны осознать очень важный момент: нужно не ждать, что кто-то за тебя изменит к лучшему жизнь в стране, наведет порядок на всех государственных уровнях, начнет утверждать культуру и здоровый образ жизни. Нужно уже сегодня, сейчас самому начинать стремиться к этому, тогда лишь произойдет качественное обновлению общества, семьи, государственной системы. К началу страницы
|