Сайт Винницкого городского культурно-просветительского Общества имени Е.И. и Н.К.Рерихов
СОФИЯ - УРУСВАТИ
"Через Культуру - к здоровью духа"
 
Главная Идеи Ш. А. Амонашвили Вход Карта сайта RSS
Меню сайта

Разделы новостей
Новости сайта [497]
Новости Общества [34]
Анонс мероприятий [108]

Статистика


Педагогический отдел » Гуманная педагогика » Идеи Ш. А. Амонашвили

Ш. Амонашвили. Уроки духовной жизни

Шалва Александрович Амонашвили – известный психолог, педагог, доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской Академии Образования, руководитель Центра Гуманной Педагогики и лаборатории гуманной педагогики при Московском городском педагогическом университете, научный руководитель экспериментальных школ в Москве, С.–Петербурге, Тюмени, Нижневартовске, Сургуте и других городах; автор многих книг, переведенных на разные языки; создатель и руководитель Издательского Дома Шалвы Амонашвили.

В 60-70 годах Амонашвили возглавил массовый эксперимент в Грузии, имевший отклик по всему миру, в силу обоснования нового научного направления, которое обрело известность под названием «Гуманно-личностный подход к детям в образовательном процессе». Его система «Школа жизни рекомендована Министерством образования РФ для применения на практике. 
В традиционной педагогике педагогическое мышление двухмерно, все строится на поощрении и наказании: ведет себя ребенок – поощряем, плохо - наказываем; учится – отлично, не учится – плохо и т.д. А педагогическому процессу, по Амонашвили, присуще «четвертое измерение в педагогическом мышлении» - духовная устремленность вверх, принятие ребенка таким, каков он есть. Духовной основой деятельности Центра Гуманной Педагогики являются гуманные начала, приемлемые для каждого человека. Поэтому к сотрудничеству с Центром Шалва Александрович приглашает всех учителей, кому дороги идеалы добра, красоты и знания. В его Центре сегодня действуют конференции, педагогические чтения, семинары, дни открытых дверей школ, раскрывающие уникальный опыт гуманно-личностного подхода к ребенку.

Уроки духовной жизни.

«Человек без духовной жизни не существует. От качества, содержания? Направленности духовной жизни, по сути своей, должно зависеть качество самой личности человека. В своей духовной жизни человек строит миры и разрушает их, творит добро и зло. Страдает и торжествует, возвышается и падает, находит силы и теряет силы, рождается и умирает. Духовная жизнь есть личная принадлежность каждого человека, и она закрыта для других. От самого человека зависит, насколько он откроется другим, доверит им сокровенные помыслы, переживания, мечтания, планы и т.д. Однако, как бы он ни открывался другим, все равно, это будет только малая часть той многогранности, что находится в нем.

Духовная жизнь есть та скрытая, не материализованная действительность, которая творит как внутреннюю, так и внешнюю материализованную действительность. Без духовной жизни не было бы той человеческой культуры, которая создается веками. Упадок духовной жизни задерживает эволюцию человечества, подъем духовной жизни несет его расцвет и прогресс.

Источник духовной жизни человек несет в себе от рождения, как главное качество духа, однако это качество может быть более или менее совершенным. Отсюда исключительная необходимость развивать, воспитывать, образовывать духовную жизнь ребенка. Следует только сожалеть, что традиционная школа, а также многие инновационные школы недооценивают значение духовной жизни в человеке, и ребенок предоставлен самому себе в сотворении своего духовного мира и образа жизни в нем. Это есть величайшая трудность для ребенка, иона редко увенчивается успехом.

Не будет никакого преувеличения, если сказать, что действительный образовательный процесс, строящийся на началах гуманно-личностного подхода, есть, в первую очередь, процесс образования души и сердца ребенка, развития и образования в нем умения духовной жизни. В душе и сердце ребенка должны быть поселены: светлые образы, мысли и мечтания; чувство красоты; стремление к самопознанию и саморазвитию, понимание беспредельности; ответственность за свои мысли; устремленность к благу; мужество и бесстрашие; служение планетарной и космической эволюции; чувства заботы и сострадания, радости и восхищения; сознания жизни, смерти и бессмертия …

Находясь среди светлых и возвышенных образов, располагая таким богатством, душа начинает жить, создает свой мир, творит и притягивает новые образы. В этом духовном мире высшие знания будут одухотворены, умножены и возвращены людям в виде результатов познавательного труда, творчества, общения, созидания нравственных и культурных ценностей, в виде плодов физического труда, в виде любви к ближнему, к Родине, в виде смелости и геройства.

Нынешние перемены в обществе обостряют вопрос о воспитании правильного отношения детей к вещам и собственности. Пристрастие к вещам и собственности, поглощенность заботами о личных материальных благах и приобретениях обедняют духовный мир человека, суживают сознание, огрубляют сердце, рождают в нем асоциальные мысли, мотивы и поступки.

Речь не идет о создании вокруг себя комфорта, стимулирующего и умножающего труд и творчество, о бездумной раздаче богатств, приобретенных на правовой основе, трудом и талантом, об их умножении. Речь идет о духовных опорах пользования собственностью, о том, чтобы человек освободился от ядовитого дыхания собственности. Можно иметь вещи, богатство и не унижать себя чувством собственника, можно владеть богатством без страсти к владению чувство собственности измеряется не самими вещами, но мыслями. Чувство превосходства над другими, вызванное собственностью и материальными благами, унижает не других. А возгордившегося. В «Школе жизни» следует ставить и разумно осуществлять образовательную задачу воспитания у учащихся понимания унизительного чувства собственности. Пусть кто-то отдаст больше, он больше и получит. 

… Основные способы проведения уроков Духовной жизни это: беседы, рассказы учителя; свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта; чтение легенд, анализ литературных произведений, мечтания о полетах в дальние миры, о строительстве своих городов, государств; молчание и думание (уроки молчания) о разных проблемах, о самом себе, о близких и родных, о добре и зле в жизни человека, об улучшении в жизни людей; обращение к своему сердцу; занятия по саморазвитию умения видеть сердцем, понимать сердцем, любить сердцем, болеть душой; повседневная практика посылки добрых и благих мыслей близким и родным, людям планеты, детям Земли; запись сновидений; ведение дневниковых записей о своих переживаниях; письменно-речевые размышления о духовных вопросах; философствовании.

(Более подробную информацию о гуманной педагогике Ш. Амонашвили см. на сайте «Сердцеведение» http://serdcevedenie.narod.ru/).


 
К началу страницы
Поиск новостей

Последние новости
[03.05.2021]
*Мы на новом сайте: http://www.sofiauru.com.ua/
[20.03.2021]
*24 Марта - День Учителя.
[08.03.2021]
*Татьяна Черниговская о недоверии к информации: «В мире рухнуло сразу всё»
[08.03.2021]
*Діти, які потребують любові більше за всіх, поводяться гірше за всіх.
[08.03.2021]
*Наша Планета начала жить в другом измерении.
[08.03.2021]
*С международным женским Днем 8-го Марта!
[07.02.2021]
*Що таке активна матерія та як вона пояснює фізику життя?
[07.02.2021]
*ВРАТА В БУДУЩЕЕ.

"София-Урусвати - 2024" Сайт управляется системой uCoz Rambler's Top100 Agni-Yoga Top Sites