Пакт и Знамя Мира Рериха
«Не может человечество процветать без знания и величия Культуры. Знамя Мира откроет Врата к лучшему Будущему». И., 331
В Эпоху Огня, когда Свет борется с тьмою, явление Знамени Мира есть тот основной знак, ко-торый даст новую ступень человечеству. Так под этим Знаком объединяются Красота, Знание, Искусство и все народы. Только высшие меры приложимо к Знамени». И. , 377
«Пора понять, что разворачивается Знамя, величайшее в истории. Никогда Знамя Мира не выя-влялось как знак Нового Мира. Пусть поймут люди Знак Спасення. Твердь трепещет. Токи рас-калены. Знамя Мира, Знамя наше как Маяк в бурю. И посев Культуры как противоядие. Знамя Мира – Знамя Твердыни Света» Е.И. Рерих, Письма, 1 т., 28.02.1947
Пакт и Знамя Мира по защите культурных ценностей были важнейшей задачей в жизни Николая Константиновича Рериха. Об этом свидетельствуют его многочисленные публикации, выступления, обращения к главам государств и правительств. Об этом ярко свидетельствует и его художественное творчество, в частности, такие известные полотна как «София-Премудрость», «Мадонна Орифламма» и десятки других картин, в которых утверждается Свет Культуры. Именно Рерих среди хаоса и безумств мира провозгласил и поднял Знамя Мира на защиту духовно-культурных ценностей человечества. По его предложению над всеми объекта-ми культуры, которые подлежат охране, должно развиваться Знамя Мира как своеобразный Красный Крест Культуры.
Для Знамени Мира Рерих выбрал символ эволюции духа: древний известный знак, кото-рый он встречал на священных камнях монгольских степей, в старинных церквях Европы и сказаниях разных народов. На белом полотне Знамени Мира сияют три красных круга, симво-лизирующих науку, искусство и религию в едином поле Культуры.
Результатом деятельности Н.К. Рериха и его сподвижников стало международное движе-ние за продвижение идеи Пакта Мира и подписание 21 страной договора об охране культур-ных ценностей. Это событие произошло 15 апреля 1935 года в Вашингтоне, в Белом доме при участии Президента США Ф.Рузвельта. в том же году к Пакту присоединилось еще 15 стран ми-ра. Позднее Пакт Рериха лег в основу документов Гаагской конференции 1954 года «О защите культурных ценностей в случае военного конфликта». Таким образом, пакт и Знамя Мира стали на защиту культурных ценностей во время военных действий. Но Николай Константинович подчеркивал, что Знамя Мира необходимо не только во время войны, еще больше оно нужно тогда, когда в обществе рушатся основы Культуры и когда Культура нуждается в защите и утверждении.
|